Принцип общности строения внешней и внутренней деятельности, сформулированный А. Н. Леонтьевым.

Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности.

Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

- формировался в отечественной психологии в XX веке 20-е годы. В 1930 г. Было предложено 2-е трактовки деятельностного подхода в психологии:

Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С. Л. Рубинштейном

принцип общности строения внешней и внутренней деятельности, сформулированный А. Н. Леонтьевым.

Данная теория выступает методологической базой для исследования психики в отечественной науки. То есть ее определяют как систему методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов.

Основным предметом исследования теории деятельности – признается соответственно деятельность. Опосредующая все психические процессы. Все развивается и происходит через деятельность.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно, независимо друг от друга. В их работах очень много общего, так как оба опирались на теорию Выготского и философские основания К. Маркса. Базовый тезис теории – «Не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание».

По мнению Рубинштейна, деятельность – это совокупность действий направленных на достижение целей.

Общее строение деятельности человека.

Всякая деятельность – это взаимодействие с внешним миром, в процессе которой выстраиваются взаимоотношения с окружающим миром.

В психологии деятельности рассматривается в двух функциях:

- как предмет исследования;

- как объяснительный принцип.

Деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение результата, то есть имеет цель. С одной стороны деятельность – есть условие развития личности, с другой стороны деятельность зависит от уровня развития личности.

Деятельность – это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние и внутренние компоненты. К внешним относятся разнообразные движения, которые связаны с выполнением действия, где происходит реальный контакт человека с окружением, осуществляется преобразование среды – физические объективные характеристики.

К внутренним – деятельность памяти, мышления, психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности,. Выполняющие функцию побуждения, планирования, принятия решений, контроля и оценки. То есть – это психологические субъективные компоненты.

Единицей поведения является – поступок, который выражает позицию личности (мораль, ценности, установки), а также в поступках формируется личность.

Поступок – это действие которое человек выполняет осознавая его значение для других людей, то есть осознавая социальный смысл. Без социального смысла – это просто действие.

Деятельность и поведение характеризуют человека:

- должное общепринятое поведение, установленное обществом (социальное, нормативное)

Асоциальное поведение делится на:

1. Девиантное – игнорирование существенных социальных норм и социальных ожиданий, выражается в формах лжи, грубости, драк, курения, побеги из дома и т. д.

2. Делинквентное - сознательно осуществляемое поведение, целью которого является замена или уничтожение норм принятых данным обществом (социальные институты).

Критерием девиантного – является (негативный) поступок, а делинквентного – преступление (уничтожение норм).

Значение деятельности:

1. деятельность выступает как инструмент для удовлетворения жизненных потребностей человека

2. деятельность преображение окружающий мир (создание материальных и культурных благ)

3. деятельность способствует субъективному воссозданию окружающей действительноси, построению субъективной модели (мировоззрение)

4. деятельность как инструмент развития человека

5. деятельность является важным условием существования человека как полноценного субъекта, как личности

6. творческая деятельность выступает как средство самореализации

Предметность деятельности.

Характеристики деятельности:

- Предметность – главная характеристика деятельности, зафиксированный общественно выработанный способ действия с предметом и этот способ воспроизводится всякий раз как осуществляется предметная деятельность.

- Активность – находится внутри самого человека, это его потребности и мотивы. Благодаря им человек вступает в контакт с окружающим миром.

- Социальность – человек не может усвоить форму деятельности с предметами (1) без помощи других людей, которые демонстрируют образцы деятельности, включают человека в совместную деятельность, в ходе чего происходит формирование психических образований (ЗУНы, способности, установки и т.д.)

- Опосредованность – в качестве средств деятельности выступают материальные предметы, знаки, символы, речь.

- Целенаправленность – сознательно представляемый запланированный результат.

- Продуктивность – результат который приводит к преобразованию во внешнем мире, либо к преобразованию в самом человеке.

Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции.

Отличие деятельности от активности животных:

1. Деятельность человека – носит активный, продуктивный, творческий характер. Активность животных имеет потребительскую основу, ничего не создает и не производит.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной, духовной культуры, которые используются в качестве инструмента и средства собственного развития или удовлетворения потребностей. Животные обходятся без орудий как таковых.

3. Деятельность человека преобразует его самого и условия жизни. Активность человека ничего не меняет.

4. Предметная деятельность людей не дана от рождения, а задана культурой. Ее необходимо развивать в процессе обучения и воспитания. Активность животных задана генотипом (от рождения)

Функции мотива: побуждение и смыслообразование.

Деятельность имеет основные характеристики:

  • МОТИВ– то, что побуждает, ради чего деятельность осуществляется. В качестве мотива выступает конкретная цель, которая с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы могут быть:

- Органические: направленные на удовлетворение естественных потребностей, на создание условий способствующих этому удовлетворению, продуктом может быть одежда, продукты питания, жилище. Еда, сон, безопасность.

- Функциональные: удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности – игра, спорт.

- Материальные: направлены на создание предметов домашнего обихода, различных вещей, инструментов, обслуживает естественные потребности.

- Социальные: потребность занять свое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

- Духовные: различные виды деятельности связанные с самосовершенствованием человека.

  • В качестве ЦЕЛИ деятельности выступает – продукт, он может представлять собой реальный физический предмет, определенные ЗУНы в ходе деятельности приобретает творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства). Цель деятельности не равнозначна мотиву. Различные виды деятельности имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться различными мотивами. В основе ряда деятельностей с разными целями могут лежать одни и те же мотивы.
  • ПРЕДМЕТОМ деятельности называется то с чем она непосредственно имеет дело. В познавательной деятельности – это может быть информация, в учебной – ЗУНы, трудовой – материальный или интеллектуальный продукт. Предметом общения будет – взаимодействие.
  • СРЕДСТВА – инструмент который используется при выполнении действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию. В силу чего деятельность становится продуктивной и качественной.

Деятельность ® действия ® операции ® чистая физиология

  • СТРУКТУРА – действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действия – часть деятельности, имеющая самостоятельную осознанную деятельность. Возможна ситуация, когда действие ранее включенное в состав деятельности может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, может превратиться в деятельность с собственным мотивом. То есть отмечается рождение новой деятельности (художник как хобби, продал, решил стать художником как профессией, таким образом, досуговая деятельность превратилась в отдельную).

В данном случае Леонтьев А. Н. говорит о смещении мотива на цель.

Операции – способ осуществления действия. Сколько различных способов выполнения деятельности, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит умений и навыков, от имеющихся средств осуществления. Предпочитаемые операции характеризуют индивидуальность их деятельности. Цели операций не осознаются. Операции так же могут быть внешними и внутренними (внешние – что-то перенести – видно глазом, внутренние – анализ, синтез, обобщение).

(схема в пункте про общее строение)

Понятие действия.

Действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Цель в данном случае — это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие — это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие — это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие — это движение, взаимосвязаное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.

В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. В чем различие в понятиях «активность» и «реактивность»? Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул—реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие — это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Цели человека не только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятся на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на еще более мелкие частные цели и т. д. Например, вы хотите посадить яблоню. Для этого вам необходимо:

1) правильно выбрать место для посадки; 2) выкопать яму; 3) взять саженец и присыпать его землей. Таким образом, ваша цель разбивается на три подцели. Однако если посмотреть на частные цели, то вы заметите, что и они тоже состоят из еще более мелких целей. Например, для того чтобы выкопать яму, вы должны взять лопату, вдавить ее в землю, вынуть и отбросить землю и т. д. Следовательно, ваше действие, направленное па то, чтобы посадить яблоню, состоит из более мелких элементов — частных действий.

Цель как представление о результате, который должен быть достигнут.

См. пункт про мотивы

Действие и операции.

Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта. Поэтому цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции — это более крупные единицы деятельности, чем действия.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций — это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. В отличие от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, как, например, рефлекторные движения, навыки становятся автоматическими в результате более или менее дли тельного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов: к операциям первого вида относятся те, которые возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности, а к операциям второго вида — сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются, в то время как вторые находятся на грани сознания.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что трудно выделить четкую грань между операциями и действиями. Например, при выпечке блинов вы не задумываясь переворачиваете блин с одной стороны на другую, — это операция. Но если вы при выполнении этой деятельности начинаете себя контролировать и думать, как сделать лучше, то сталкиваетесь с необходимостью выполнения целого ряда действий. В этом случае переворачивание блина превращается в цель целой серии действий, что само по себе не может рассматриваться в качестве операции. Следовательно, одним из наиболее информативных признаков, разграничивающих действия и операции, является соотношение между степенью осознания выполняемой деятельности. В некоторых случаях этот индикатор не действует, поэтому приходится искать другой объективный поведенческий или физиологический признак.

Соотношение действий и деятельности.

(См. структура деятельности в пункте функции мотива: побуждение и смыслообразование)

Виды и свойства операций. Принцип единства сознания (психики) и деятельности.

(См. выше)

Проблема соотношения «внешней» и «внутренней» деятельности.

Практической деятельность – видимая для сторонних наблюдателей, но есть и другой вид деятельности — внутренняя деятельность. В чем состоят функции внутренней деятельности? Прежде всего, в том, что внутренние действия подготавливают внешние действия. Они помогают экономить человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Кроме этого, они дают возможность человеку избежать ошибок.

Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными чертами. Во-первых, внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, которая отличается от нее только формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Отличие внутренней деятельности от внешней заключается в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической путем процесса интериоризации, т. е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то действия необходимо его сначала освоить на практике и получить реальный результат.

Следует отметить, что через понятие внутренней деятельности авторы теории деятельности вышли на проблему сознания и анализ психических процессов. По мнению авторов теории деятельности, психические процессы могут быть проанализированы с позиции деятельности, поскольку любой психический процесс осуществляется с определенной целью, имеет свои задачи и операционно-техническую структуру. Например, восприятие вкуса дегустатором имеет свои перцептивные цели и задачи, связанные с нахождением различий и оценкой соответствия вкусовых качеств. Другой пример перцептивной задачи — обнаружение. С этой задачей мы сталкиваемся постоянно в повседневной жизни, решая глазомерные задачи, опознавая лица, голоса и т. д. Для решения всех этих задач производятся перцептивные действия, которые можно охарактеризовать соответственно как действия различения, обнаружения, измерения, опознания и др. Более того, как выяснилось, представления о структуре деятельности применимы также к анализу всех остальных психических процессов. Поэтому не случайно советская психология на протяжении нескольких десятилетий занималась разработкой деятельностного подхода в психологии.

Проблемы интериоризации и экстериоризации.

В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона - движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир - определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью: мотивационной, познавательной и регуляторной. С другой стороны, вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемыми.

Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.

Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного.

Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Экстериоризация (от лат. exterior - внешний) - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.

Психика как ориентировочная деятельность (ориентировочная «часть» деятельности) субъекта (П.Я.Гальперин).

Отмечал неразработанность процессуального, операционального содержания деятельности в теории деятельности. Сделал это предметом своих исследований и изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действие – ориентировки, исполнения и контроля – главную роль играет ориентировка. Именно правильно заданная ориентировка позволяет выполнить новое действие правильно с первого раза. Теория Гальперина получила название теория поэтапного формирования умственных действий.

Психика – ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Предмет психологии – ориентировочная деятельность субъекта. Наиболее адекватный метод исследования психики как ориентировочной деятельности – формирующий эксперимент.

П.Я. Гальперин рассматривал ориентировочную основу деятельности (ООД) в связи с умственной и учебной деятельностью. Гальперин выделил различные типы ориентировок, в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. Типы:

I. Ориентировка на признаки. Обучение идет медленно, путем проб и ошибок и дает низкие результаты.

II. Ориентировка на признаки и отношения. Признаки и отношения подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет быстрее, но результаты получаются ограниченными.

III. Ориентировка на существенные свойства и отношения. Они специально выделяются путем анализа внутренней структуры объекта и его положения среди др. объектов того же рода. Усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия.

П.Я. Гальперин отмечает, что система ориентиров может быть полной и неполной. Только построение полной системы ориентиров способно обеспечить действие качественной обратной связью. Формирование новых действий на неполной ориентировочной основе является неэффективным путем, так как оно требует больших временных затрат, но при том, что качество самих действий оставляет желать лучшего.

Прежде всего, он рассматривает ориентировочную деятельность во взаимосвязи с психическим отражением. Основные задачи ориентировочной деятельности:

  • Уяснение наличия проблемной ситуации;
  • Выделения предмета актуальной потребности;
  • Выбор пути или способа действия;
  • Регуляции его исполнения.
  • Ориентировка всегда предваряет исполнение

П.Я. Гальперин рассматривает ориентировочную деятельность в её собственном психологическом понимании. Он выделяет три важных момента:

1. П.Я. Гальперин разделяет два близких понятия – ориентировочный рефлекс и ориентировочную деятельность. Он отмечает, что ориентировочный рефлекс – система физиологических компонентов ориентировки: поворот на новый раздражитель и настройка органов чувств на лучшее его восприятие. Ориентировочный рефлекс – чисто физиологический процесс. Ориентировочный рефлекс можно назвать поведенческим проявлением ориентировочной деятельности, которая уже не относится к физиологическим процессам.

Ориентировка – это не только исследование, а чаще обследование.

2. Ориентировочная деятельность не может ограничиваться одними интеллектуальными функциями. С психологической стороны, потребности, воля, эмоции, представляют собой разные формы ориентировочной деятельности.

3. Исходя из того что, все формы душевной жизни могут представлять собой разные формы ориентировочной деятельности, П.Я. Гальперин говорит о том, что в таком случае психология во всех психических процессах изучает именно эту их сторону.

Гальперин выделил и описал основные эволюционные уровни действия:

1) Уровень физического действия (неорганические формы материи)

2) Уровень физиологического действия (организмы, действия которых регулируются физиологическими механизмами)

3) Уровень действия субъекта (животные, действия которых регулируются в плане образа)

4) Уровень действия личности (человек, действия регулируются как индивидуальным, так и социальным опытом)

Другое важное понятие в теории Петра Яковлевича - Умственные Действия. УД – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства (включая внешнюю речь), что отличает УД от других видов человеческих действия (физических, перцептивных, речевых). УД могут быть направлены на решение познавательных и практических задач.

Виды УД:

1.Развернутая речь про себя

2.Действие по формуле (наивысшая форма внутреннего речевого действия)

3.Внутренняя речь (сокращенная речевая формула)

Характеристики УД:

  • Мера обобщения. Выделение существенных свойств, необходимых для выполнения данного действия
  • Полнота фактического выполнения операций
  • Мера освоения действия

Гальпериным разработана теория поэтапного формирования умственных действий – учение о процессах и условиях, определяющих формирование УД, а на их основе – представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории:

  • Выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия.
  • Среди условий действия особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (знаки, эталоны, меры).
  • Образование действий (мышления, восприятия и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в умственный план (т.е. путем интериоризации).

Этапы:

1) Создание ориентиров

2) Материальная форма – очень развернуто. Оно осваивается, потом сокращается.

3) Опора на громкую речь

4) Внешняя речь про себя → действие по формуле

5) Внутренняя речь

Виды человеческой деятельности.

Деятельность людей многообразна. Можно свести к трем основным видам деятельности.

i. Игра – особый вид деятельности, связанный с имитацией социально-ролевых функций человека, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов.

Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.

Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке.

Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

Детская же игра – служит одним из важнейших средств физического, умственного, нравственного воспитания. Заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. Направленна на познание окружающей действительности.

Так же существует деловая – используется в профессиональном обучении, происходит воссоздание с помощью имитации моделей предметного, социального и ________ содержания в профессиональной деятельности специалиста. Задается целостный контекст выполнения деятельности.

i. Учебная – процесс приобретения, закрепления знаний и способов деятельности индивида. Усвоение предметных, познавательных действий. Необходимы для образования и последующей трудовой деятельности. Является необходимым компонентом любой деятельности (учение), представляет собой процесс изменения субъекта. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

ii. Трудовая – целесообразная деятельность, процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни, в целях удовлетворения потребностей человека и создания ценностей.

Досуг – один из видов деятельности направленный на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве. Включение человека в деятельность является необходимым условием развития.

Существует понятие ведущей деятельности – это вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности.

Наши рекомендации