Структурно-динамичная модель формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства
Для получения целостного представления об особенностях процесса формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства рассмотрим процесс моделирования как метод построения модели.Ю.К. Бабанский определял моделирование в педагогических исследованиях как высшую и особую форму наглядности и средство упорядочения информации [6]. «Моделирование служит способом раскрытия многогранных причин, условий, факторов педагогического процесса, позволяет обнаружить скрытые в них закономерности, прогнозировать результаты» [62, с. 259].
Для нашего исследования важным является определениепонятия «модель», которое сегодня широко используется в различных областях науки.В философско-методологических работах «модель» определяется как «мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает исследователю новую информацию об этом объекте» [233, с. 54]. По мнению В.В. Краевского, модель представляет собой «четкую фиксированную связь элементов, предполагает определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения и взаимосвязи» [107, с.107]. В.М. Кларин понятие «модель» использует в инструментальном значении: как обозначение схемы, плана или алгоритма действий педагога при осуществлении учебного процесса; основу такой модели составляет преобладающая активная деятельность обучающихся, которую организует, конструирует и выстраивает педагог [90]. В своем исследовании А.Н. Дахин характеризует модель в качестве искусственно созданного объекта в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который будучи подобен исследуемому объекту отражает в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [49]. По мнению А.А. Леоновой, модель – это конкретная структура объекта в единстве своего функционирования и развития [118], гипотеза исследования (И.И. Ревзин), эвристическая форма для сведения непривычного к привычному, т.е. для построения новых объектов (Франц). На основании анализа понимания сущности и содержания понятия «модель»можно сделать вывод, что она должна быть рабочим инструментом, позволяющим наглядно увидеть внутреннюю структуру изучаемого процесса или объекта, факторы, влияющие на нее и ресурсное обеспечение процесса развития.
При конструировании модели формирования проектной компетентности будущего специалиста швейного производства мы учитывали необходимость скоординированного взаимодействия факторов и условий, при которых данный процесс будет результативным.Модель формирования проектной компетентности будущего специалисташвейного производства как нормативное представление о состоянии и содержании профессиональной подготовки выпускника СПО позволяет получить желаемый конечный результат учебно-профессиональной деятельности. Определяющим условием формирования проектной компетентности является включение обучающегося – будущего специалиста швейного производства в проектную деятельность в качестве субъекта на всех этапахпрофессиональной подготовки. Результаты исследования педагогических явлений как систем, проведенный Ю.К. Бабанским, В.П. Беспалько, И.Ф. Исаевым, В.В. Краевским, М.Н. Скаткиным и др. показали, что процессу формирования проектной компетентности будущего специалиста свойственны следующие признаки: целостность, наличие системообразующих связей, структурность, иерархичность, управляемость и открытость.
Разрабатываемая нами модель формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства характеризуется следующими основными параметрами: целостностью, предусматривающей взаимосвязь каждой из ее частей; многоуровневостью, выражающейся в возможности продвижения будущего специалиста швейного производства от одного уровня проектной компетентности к другому; динамичностью, характеризующейся изменением сформированности проектной компетентности от начального уровня к более высокому, результатом которого является личность будущего специалиста со сформированной проектной компетентностью.
Результат, который предполагалось получитьв ходе опытно-экспериментальной работы, выступилглавным системообразующим фактором в предполагаемой модели, а именно: профессионально подготовленныйдля труда нашвейном производстве специалист с высоким уровнем сформированности проектной компетентности.Разработка модели позволила нам более четко представить процесс формирования проектной компетентностибудущего специалиста швейного производства, а также определить приоритетные направления в формировании личности обучающегося как будущего профессионала.В ходе построения модели формированияпроектной компетентностинами изучались особенности социального заказа на специалистов швейного производства, в том числе дизайна одежды; разрабатывались цель и задачи, определялись исходные методологическиепозиции, система педагогических принципов осуществлениямоделируемого процесса; проектировалось содержание работы по формированию проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в рамках преподаваемых учебных дисциплин, профессиональных модулей, внеурочной деятельности; определялись формы, методы, приемы обучения и внеурочной деятельности, совокупностьнеобходимых педагогических условий; разрабатывалась система критериев оценки результатов и комплекс необходимых для этого диагностических средств; определялись уровни сформированности исследуемой проектной компетентности.
Основанием моделируемого процессаформирования проектной компетентности будущего специалиста швейного производства явилась его ориентация на преобразование исходного субъектного опыта обучающегося до уровня, обеспечивающего активную проектно-творческую и продуктивно-деятельностную позициювпроектировании дизайн-продукта в процессе учебно-профессиональной творческой деятельности. Ключевыми идеями для построения модели формирования проектной компетентностибудущих специалистов швейного производства стали:
- взаимодействие обучающих и обучающихся в процессе формирования проектной компетентности, опосредованное содержанием и методами совместной деятельности, сочетанием активного руководства педагога и творческой самостоятельности обучающегося;
- использование методологических основ компетентностного и деятельностного подходов в ходеформирования проектной компетентности;
- личностно ориентированнаяпрофессиональная подготовка, обеспечивающая взаимосвязь теоретической и практической сторон и направленная на помощь обучающемуся в его становлении как субъекта предметно-преобразующей деятельности.
Определив ключевые идеи моделирования процесса формирования проектной компетентности будущего специалиста швейного производства, нами была проведена работа по построению названной модели. В контексте исследования важно было обеспечить создание оптимальной образовательной среды профессиональной подготовки. В основу процесса формирования проектной компетентности будущего специалиста швейного производства нами была положена концепция целостного педагогического процесса как динамической системы [5, 39, 151, 183, 194 и др.], активно развивающейся и изменяющейся во времени и в пространстве, а также педагогические принципы, в которых выражены требования к содержанию, методам и организации процесса формирования проектной компетентности.
Опираясь на концептуальные положения исследования В.Н. Кормаковой, мы выявили, что выделенныепринципы должны соответствовать следующим требованиям: самостоятельности (они не должны быть поглощены другими принципами); универсальности (они должны действовать в разных ситуациях формирования проектной компетентности); взаимного дополнения (каждый из них предполагает реализацию других принципов) и полноценно самостоятельно реализовываться при осуществлении остальных принципов [99]. Принципы обусловлены социальными потребностями, в них проявляется множество созидающих усилий субъектов процесса. Принципы объединяют теоретические основы исследования и их практическую реализацию, подводя итог научной новизны и практической значимости решения проблемы формирования проектной компетентности будущего специалиста швейного производства как педагогического явления. Нами были определены следующие принципы формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства.
Принцип гуманистической направленности педагогической и учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов,который определяет систему взаимоотношений педагогов и обучающихся. Этот принцип является конкретным проявлением гуманизма и общепедагогического требования гуманистической направленности. В исследуемом нами процессе рассматриваемый принцип требует признания личности будущего специалиста швейного производства с ее творческим потенциалом для осуществления учебно-профессиональной деятельности, уважительного отношения к личности; гуманизации системы ценностных ориентаций обучающихся; создания благоприятных условий для формирования профессионально важных качеств личности будущего специалисташвейного производства: гибкое техническое, наглядно-образное и пространственное мышление; широкий проектно-творческий кругозор; интеллект, смодулированный в процесс создания новых моделей одежды; владение необходимыми и достаточными дизайн-знаниями, склонность к проектной деятельности; отношение к профессии швейного производства, сбалансированные потребности, знание способов их удовлетворения; профессионально-личностное самоопределение, самоорганизация, самоконтроль, самоуправление, адекватная самооценка; высокая работоспособность; креативность, необходимая в создании новых моделей одежды.Данный принцип отражает личностные ценности педагогов и обучающихся и направленна становление культурной личности, способной адекватно оценивать состояние социально-экономического и социокультурного развития, выбирать варианты установления взаимодействия с социумом.
Принцип целостности в исследуемом нами аспекте вытекает из требования интеграции, определяемого общенаучным принципом системности и выражает требование необходимости объединения частей в целое.Данный принцип заключается в определении технологии обучения, представляющей целостноюсистему целей, методов, средств, форм и условий обучения, обеспечивающих функционирование и развитие конкретной дидактической системы.Это требование распространяется на все этапы реализации технологии формирования проектной компетентности: личностно-побудительный, процессуально-деятельностный и аналитико-рефлексивный.
Принцип системностипредполагает всестороннее системное исследование объекта,требует обнаружения различных сторон дизайн-продуктов, раскрытия их формы и содержания, элементов структуры и пр. Принцип системности реализуется в требованиях единства ценностей, мотивов поведения, действий и поступков, знаний и умений, соединения учебно-профессиональной и внеурочной деятельности будущих специалистов швейного производствас трудом в условиях реальной проектной деятельности.
В тесной связи с предыдущими находится принцип объективности, который отражает необходимость глубокого постижения объекта – нового изделия, что позволяет приблизиться к объективному знанию о нем и окружающей дизайн-действительности и условий труда в нем. Принцип объективноститребует рассмотрения исследуемых объектов (изделий одежды) во временном пространстве.
Принцип непрерывностипредполагает обеспечение последовательности в формировании проектной компетентности будущих специалистов швейного производства, взаимосвязь действий педагогов и обучающихся; поэтапного решения поставленных задач. Учет этого принципа способствует формированию мотивационной готовности будущего специалиста швейного производства к взаимодействию с социокультурной средой, объектами и субъектами профессиональной деятельности.
Принцип сознательности и активности предполагает обязательность включения в этот процесс всех его участников: педагогов, самих обучающихся – будущих специалистов швейного производства, их родителей, работников предприятий швейной промышленности, преподавателей и мастеров производственного обучения, общественности. Данный принцип требует от преподавателей и обучающихся умения четко представлять и формулировать цель и задачи формирования проектной компетентности, т.к. хорошо продуманная цель придает педагогическому процессу целеустремленность, творческий и сознательный характер, предупреждает стихийность в деятельности преподавателя и обучающихся, социальных партнеров.
Принцип единства индивидуализации и интеграциипредполагает учет индивидуальных особенностей субъекта процесса, то есть в нашем случае учет уникальности пути освоения способовформирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства, определяемого индивидуальными различиями их как субъектов. Интеграция, напротив, подразумевает синтез «индивидуальных вкладов» (Г.М.Андреева) личностей, взаимное влияние педагогов и обучающихся друг на друга, взаимовыгодное дополнение профессионально-личностных качеств, способов достижения цели формирования проектной компетентности. Результативность процесса формирования проектной компетентностибудущих специалистов швейного производства предопределены индивидуальными особенностями включенных в совместную деятельность субъектов, в том числе их личностным опытом: чувствами, переживаниями, эмоциями и пр.
Сущность принципа рефлексивного управления состоит в побуждении активности и самостоятельности «управляемых», в обеспечении их субъектной позиции в процессе формирования проектной компетентности. Выделенные принципы взаимосвязаны, образуя определенную соподчиненность [99]. Каждый принцип связан с другими выделенными принципами. В одних случаях эти связи более прочные и устойчивые, в других – кратковременные и подвижные. Но в своем единстве они обеспечивают целостность и динамичность процесса формирования проектной компетентности специалиста, способного быстро реагировать, приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям. Они призваны обеспечить субъектную направленность этого процесса, выступают теоретико-методологическим обоснованием педагогических условий эффективного формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО.
Обратимся к описанию педагогических условий результативного формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в легкой промышленности системы СПО. Понятие «условия»рассматривается в науке как фактор, обстоятельство, совокупность необходимых мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева, Н.М. Яковлева и др. рассматривают педагогические условия каксовокупность объективных возможностей, содержания педагогическихметодов и приемов, способствующихуспешному решению поставленных задач, как педагогически комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе профессиональной образовательной организации, обеспечивающихдостижение обучающимися проектного уровня деятельности.
Педагогические условия являются частью комплекса мер, включающих в себя внутренние характеристики, отображающие познавательную деятельность обучающегося (мотивы, интересы, установки, потребности, рефлексивную позицию, педагогическую эмпатию) и связаных целью формирования тех или иных способностей обучающихся (В.И. Андреев, М.Е. Дуранов, М.В. Зверева,А.Я. Найн и др.).Между условиями существуют прямые и косвенные связи-отношения. Приведенные определения позволяют нам рассматривать сущность педагогических условий применительно к предмету собственного исследованиякак совокупность педагогически целесообразных мер, которые способствуют формированию проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО.
Педагогические условия определяются особенностямипостроения модели и особенностями ее реализации. Теоретический анализ, обоснование принципов формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО, анализ проведения и результатов констатирующего эксперимента по определению уровня сформированности проектной компетентности позволили выявить и гипотетически предположить, чтоформирование проектной компетентности будущих специалистов швейного производства детерминировано рядом следующих педагогических условий, дающих возможность ускорить процесс формирования проектной компетентности, улучшая его результат:
-актуализация личностного смысла к овладению проектной компетентностью;
- включение будущих специалистов швейного производства в проектную деятельность на всех этапах профессиональной подготовки;
- организация социально-значимой учебно-профессиональной и внеурочной деятельности обучающихся по разработке проектов на основе построения индивидуальной траектории обучения;
- учет индивидуальных особенностей будущего специалиста швейного производствапри формировании профессионально личностных качеств, необходимых для решения задач проектирования.
Педагогические условия формирования проектной компетентностибудущих специалистов швейного производства определялись исходя из содержания и структуры проектной компетентности, учитывая при этом ряд аспектов: цели обучения будущего специалиста швейного производства; реализация компетентностного подхода в обучении;особенности проектного обучения; требования к профессиональной подготовке будущего специалиста швейного производства в условиях СПО.
Раскроем сущность педагогических условий. Актуализация у обучающихся личностного смысла к овладению проектной компетентностью проявляется в гуманистических ценностях профессии дизайнера одеждыдля швейного производства: престиж профессии, ценности профессии конструктора-модельера, технолога-конструктора, художника по костюму, личность будущего специалиста швейного производства в легкой промышленностикак социально значимая ценность, проектирование как необходимая профессиональная культура труда в создании новых моделей, дизайне одежды, дизайн-творчество, возможность творческой самореализации в профессии, общественное признание результатов труда специалистов швейного производстваявляется непременным условием результативного процесса формирования проектной компетентности в профессиональной деятельности. Ценностные ориентиры формируют мотивациювыбранной профессии (наличие познавательных мотивов, компетентность в проектно-творческой деятельности, стремление заниматься созданием новых моделей одежды), самоопределение, самовыражение, стремление постоянно совершенствоваться.Принятие ценностей выбранной профессии обусловлено принципом гуманистической направленности.
Включение будущих специалистов швейного производства в проектную деятельность на всех этапах профессиональной подготовки предполагает положительную профессиональную направленность на проектирование в процессе продуктивного творческого взаимодействия преподавателя и обучающегося на всех этапах профессиональной подготовки, ориентированной на решение проектно-творческих задач. Реализация данного педагогического условия позволит преподавателям и обучающимся – будущим специалистам швейного производства осуществлять совместное планирование и проектную деятельность, организацию ирефлексию проектирования, выстраивая учебно-профессиональную деятельность на качественно новом уровне формирования проектной компетентности, используя личностный потенциал и возможности каждого. При этом создаются ситуации свободного выбора индивидуальной траектории решения задач проектирования, способов творческой реализации, что обусловлено принципамицелостности,сознательности и активности, объективности, рефлексивного управления.
Организация социально значимой учебно-профессиональной и внеурочной деятельности обучающихся по разработке проектов на основе построения индивидуальной траектории обучения предполагает профессиональную ориентацию и организацию в процессе учебно-профессиональной подготовки проектной деятельности, которая позволяет подготовить обучающихся к труду в условиях реального проектирования на предприятиях швейного производства в легкой промышленности. Движение по индивидуальной образовательной траектории позволяет проводить работу по корректировке не только движения обучающегося по индивидуальному пути (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение в каждой из образовательных областей с опорой на сформированные профессионально важные личностные качества. Учитывая сложность и многоаспектность процесса формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства, мы полагаем, что организация обучения по индивидуальной траектории возможна в процессе профессионального единства преподавателей и мастеров производственного обучения, их творческой сработанности в процессе реализации принциповединства индивидуализации, дифференциации и интеграции.
В модели формирования проектной компетентности будущих специалистовшвейного производства в системе СПО внеурочную деятельность можно представить только в единстве с учебно-профессиональной. Учебно-профессиональнаядеятельность представлена сложившейся классно-урочной системой (учебные занятия, лекции, индивидуальные занятия, семинары, лабораторно-практические занятия, практика), внеурочная деятельность в СПО – системой творческих объединений обучающихся по интересам (творческие лаборатории, предметные кружки, мастер-классы, креатив-курсы, дизайн-студии, Театр моды и др.). В процессе внеурочной деятельности происходит «диалог» возрастов на занятиях с обучающимися разных курсов, видов творчества, образов мышления и др. Результатом взаимодействия руководителей различных творческих объединений во внеурочной деятельности могут быть выставки, демонстрации коллекций моделей одежды, презентации, проведение мастер-классов и др.
Содержательное наполнениетрадиционных форм внеурочной деятельности в условиях формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства неизбежно изменяется, так как расширяется возможность креативного сотрудничества обучающихся, педагогов, представителей центров культуры и искусства, декоративно-прикладного творчества, дизайнеров одежды. Вне зависимости от креативных способностей каждого участника внеурочной деятельности в атмосфере поиска и творчества у будущего специалиста происходит развитие эмоционально-образной сферы, формирование целостного восприятия мира, профессиональных ориентиров, способствующих формированиюличностных профессиональных качеств, проектной компетентности. Внеурочная деятельность в СПО является эффективной, если она профессионально ориентирована, соответствует интересам и потребностям обучающихся, учитывает их интеллектуальные и творческие возможности, помогает сформулировать собственную действенную профессионально-творческую позицию, стимулирует самообразование и профессионально-личностное развитие [1].
Педагогическое условиеучета индивидуальных особенностей будущего специалиста швейного производствапри формировании профессионально личностных качеств, необходимых для решения задач проектирования, направлено на изменение представлений будущих специалистов о личности и ее роли в формировании проектной компетентности, окончательное закрепление за обучающимися статуса субъекта, обладающего индивидуальностью (наличием субъектной позиции, «Я-концепции»), на создание условий для развития профессионально важных личностных качеств и способностей будущего специалиста швейного производства при решении задач проектирования, в том числе дизайн-проектирования. Реализация данного педагогического условия обусловлена принципами системности, непрерывности, гуманистической направленности. Гуманистическая личностно ориентированная педагогика СПО базируется не на типовых моделях подготовки будущего специалиста, а на построении индивидуально-образовательного взаимодействия в системе «педагог – обучающийся». Индивидуально-образовательное взаимодействие предполагает содействие обучающемуся в стремлении выявить «самость», найти пути самореализации в профессии.Выявленные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, каждое педагогическое условие основывается на предыдущем и обеспечивает его функционирование.
Выделенные принципы и педагогические условия стали основой исследования и построения структурно-динамической модели формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО, которая:1) создает условия для развития личностного потенциала будущего специалиста швейного производства в проектной дизайн-деятельности, предполагает выбор индивидуальной образовательной траектории, связанной с активным участием во внеурочной деятельности, личной заинтересованностью в профессиональных достижениях; 2) базируется на методологии компетентностного и деятельностногоподходов, является отражением существенных свойств, связей и отношений исследуемого процесса и включает в себя следующие блоки:целевой, содержательный, процессуально-технологический, критериальный и результативный.Каждый из основных компонентов системы выполняет особую роль и реализует определенныезадачи, однако при этом они все находятся во взаимосвязи и активномвзаимодействии.
Выделенные подходы, как показало наше исследование, позволяют построить структурно-динамическую модель процесса формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства, а также реализовать ее в условиях реальной практики образовательной организации СПО.
Рассмотрим содержание блоков более подробно. Практико-ориентированная модель формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства представляет собой многоуровневуюдинамическую систему, предполагающую возможность рефлексии, отслеживания результатов ивозобновления рабочего цикла на новом витке развития. Целевойблокмодели определяет установки профессиональной подготовки, включает обоснованныецели, задачи, принципы, методологические подходы к процессу формирования проектной компетентностибудущих специалистовшвейного производства.Данный блокопределяет, что является целью образовательного процесса, реализуемого посредством конкретной модели.Целевой блокпредставляет законодательную базу в области профессионального образования: Федеральный закон «Об образовании в РФ» [211], определяющий «правовые, организационные и экономические основы образования в РФ, основные принципы государственной политики РФ в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности»; «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» [96], устанавливающая «приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда»;ФГОС СПО [214].
В качестве целиформирования проектной компетентности будущих специалистовшвейного производства, рассчитанной на период профессиональной подготовки в системе СПО, выступает социальный заказ на специалиста швейного производства, отраженный в тех или иных документах и выражается не только в определении суммы знаний, умений, но и личностных качеств, реализации своего «Образа Я». ФГОС СПО по направлению 29.00.00 «Технологии легкой промышленности» определяет государственные нормативные цели подготовки специалиста швейного производства в квалификационной характеристике выпускника. Цельюмоделируемогопроцесса являлась профессиональная подготовка, ориентированная на высокий уровень сформированности проектной компетентности будущих специалистовшвейного производства в образовательной организации СПО. Задачии содержание работы по формированию проектной компетентности будущих специалистов швейного производства направлены на повышение результативности данного процесса и приведение его в соответствие с требованиями современногорынка труда к кадрам швейного производства.
Социальный заказ представляет собой объективные требования к результату профессионального образования и определяется потребностью в специалистах среднего профессионального образования с высокой степенью владения теорией и широким спектром практических умений, готовых к выполнению разнообразных задач дизайн-проектирования.В п. 1.2. было отмечено, что будущие технологи-конструкторы, художники по костюму относятся к специалистам дизайна одежды. Высокие требования кподготовкебудущих специалистов для швейного производства, ориентированных на эксперименты и решение проблемно-творческих задач при дизайн-проектировании одежды, направлены на возрождение легкой промышленности, на необходимость улучшения качества швейных изделий, на постоянное обновление ассортимента одежды, удовлетворяющего потребности различных категорий населения.Ответ на социальный заказ со стороны образовательных учреждений означает подготовку конкурентоспособных, востребованных выпускников заданного качества в требуемом количестве. Перспективная цель – формирование проектной компетентности как результата саморазвития индивида, его личностного роста, самоорганизации и обобщения дизайн-проектного и личностного опыта.
Нами были обозначены и конкретизированы задачи, определяющие содержание совместной деятельности преподавателя и обучающегося в ходе формированияпроектной компетентности будущих специалистов швейного производства:
- формирование общепрофессиональных и специальных знаний проектной дизайн-деятельности, расширение знаний в области проектирования и представлений о способах деятельности на основе включения в проектную дизайн-деятельность;
- развитие творческих способностей обучающихся посредством их участия в учебно-профессиональной проектной, исследовательской работе, в творческих выставках, конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства, в научно-исследовательских конференциях, предметных кружках посредством использования активных методов и технологий, направленных на получение конечного результата проектирования – продукта проекта (дизайн-продукта);
- формирование проектной компететнтности на основерешения задач проектированиядля развития профессионально важных личностных качеств будущего специалиста швейного производства, для успешного вхождения в профессиональную дизайн-деятельность и социальную жизнь;
- развитие у обучающихся стремления к самообразованию, способности реализовать опыт проектирования, как в социальной жизни, так и в производственной сфере.Решение данных задач способствует созданию специальных условий для развития целеустремленной, самостоятельной творческой личности будущего специалиста дизайна одежды, готовой к продуктивной проектной деятельности по преобразованию дизайн-среды.Создавая комфортную для человека дизайн-среду, дизайнер одежды формирует его вкус, используя при этом новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, тенденции моды, изысканные запросы потребителя. Как отмечалось, необходимым условием формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО является определение методологических основ исследования процесса формирования проектной компетентности. В качестве общих методологических оснований моделирования исследуемого процесса использованы компетентностный и деятельностный подходы, рассмотренные нами подробно в п. 1.2.
С точки зрения компетентностного подхода проектная компетентность будущих специалистов швейного производства представляет собой совокупность структурных и функциональных компонентов, существующих во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом и отражающих сущность проектной деятельности будущего специалиста швейного производства. Организация учебно-программного материала производится на основе проектных ситуаций и проблем профессионально-творческого общения, которые личностно и профессионально значимы для будущих специалистов швейного производства. Данный подход предполагает совместную деятельность педагогов и обучающихся, строящуюся на равных партнерских отношениях, совместном практическом освоении норм и образцов общения и поведения (сотворчество). Учитывая реальные возможности обучающихся в формировании проектной компетентности, данный подход позволяет сформулировать действенную профессиональную проектно-творческую позицию, стимулирует будущего специалиста к профессионально-личностному развитию, познавательной активности, развитию проектных способностей, без которых невозможна полноценная деятельность в рамках будущей профессии.
Деятельностный подход дает возможность рассматривать формирование проектной компетентности будущих специалистов швейного производства как непрерывный интегративный процесс, ориентированный на формирование активной личности специалиста, готовой к проектной деятельности, при этом используя междисциплинарные знания, устанавливая смысловые связи между различными дисциплинами в создании творческих проектов.Деятельностный подход предполагает детальное определение конечного результата и обязательный его контроль как основу для получения продукта проектирования с заданными параметрами. Центральную роль в нем играет проектная деятельность, главным результатом представляется проект. Методологическая сущность деятельностного подхода заключается в получении новых знаний об исследуемом объекте как педагогической технологии. В этом случае образовательный процесс ориентирован на достижение поставленной цели с учетом мотивации, ценностей, возможностей субъектов учебно-профессиональной подготовки и возможностей образовательной организации. Деятельностный подход позволяет рассматривать формирование проектной компетентности будущих специалистов швейного производства как технологию, включает определенную совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Данный подход предполагает детальное определение конечного результата и контроль его точности как основы получения продукта проектирования с заданными параметрами.
Принципиально важным для подготовкибудущих специалистов дизайна одежды является отбор и организация учебного материала на основе профессионально-ориентированных проблемных ситуаций и проектно-творческого общения, которые личностно значимы для будущего специалиста швейного производства. Проектно-творческая активность проявляется у обучающихся в реальных или приближенных к реальным обстоятельствам, где взаимодействуют личностные и профессионально-перспективные позиции.
Специфической особенностью целевого блока является его минимальнаявалидность. Содержательный, процессуально-технологический, критериальный и результативные блоки модели частоотносятся к вариативной ее части с высокой степенью валидности, что характеризует динамичность модели, то есть адекватное отражение перспективных изменений в образовательном процессе.
Содержательныйблок является следующим компонентом представленной структурно-динамической модели. В рассматриваемой модели содержательный компонент раскрываетпоэтапное смысловое наполнение процесса формирования проектной компетентности будущих специалистов дизайна одежды. В п. 1.2. мы <