Правовая охрана товарных знаков

Правовая охрана товарных знаков осуществляется на основании их регистрации. Право на товарный знак подтверждается свидетельством, которое удостоверяет исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Для получения свидетельства на товарный знак заявитель или его представитель направляет в национальное, региональное патентное ведомство или в Международное бюро ВОИС заявку на регистрацию товарного знака. Требования к заявке на выдачу свидетельства на товарный знак, как правило, прямо устанавливаются в законодательстве. В соответствии с п. 2 ст. 1492 Гражданского кодекса Российской Федерации для государственной регистрации знака необходимо предоставить в патентное ведомство:

- заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака;

- заявляемое обозначение;

- перечень товаров и (или) услуг, сгруппированных по классам МКТУ;

- описание заявляемого обозначения.

Требования к документам, содержащимся в заявке на товарный знак, устанавливаются патентным ведомством в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака.

Заявитель может воспользоваться преимуществами шестимесячного конвенционного или выставочного приоритета (ст. ст. 4 и 11 Парижской конвенции), если он укажет соответствующие основания.

В качестве заявляемого обозначения представляется его качественная фотография, типографский оттиск или распечатка компьютерной графики в цвете или цветовом сочетании.

При включении в товарный знак относительно неохраняемых обозначений к заявке прилагаются документальные подтверждения правомерности использования таких обозначений.

Заявка на регистрацию коллективного знака должна содержать устав коллективного знака, который разрабатывается и утверждается объединением предприятий. Устав должен содержать, в частности, перечень предприятий, имеющих право пользоваться товарным знаком, и общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным товарным знаком.

Несмотря на то, что в ряде стран используется явочная система регистрации товарных знаков, большинство стран отдает предпочтение проверочной системе выдачи охранного свидетельства.

На стадии предварительной или формальной экспертизы проверяется содержание заявки на выдачу свидетельства на товарный знак. По результатам такой экспертизы патентное ведомство выносит решение о принятии заявки к дальнейшему рассмотрению или об отказе в таком рассмотрении. При соответствии материалов установленным требованиям заявленное обозначение подвергается экспертизе по существу, в основе которой лежит следующий принцип.

Принцип охраны товарных знаков и знаков обслуживания - охранное свидетельство выдается на товарный знак, который обладает различительной особенностью, и в его доминирующей части отсутствуют абсолютно и относительно неохраноспособные обозначения.

Различительная особенность товарного знака часто понимается как его новизна . Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к этому соглашению используют представление о новизне товарного знака, в частности, в ст. 5ter установлено, что "Международное бюро может также за плату проводить поиск на новизну по фонду международных знаков".

Таким образом, заявленный к регистрации товарный знак должен быть новым, т.е. не совпадать с тождественными или сходными обозначениями. Причем обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах, и сходным до степени смешения, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их некоторые отличия. Обычно новизна товарного знака устанавливается по отношению к обозначениям, используемым для товаров или услуг, на которые заявляется товарный знак. При таком подходе может оказаться, что сходные обозначения будут зарегистрированными для различных групп товаров. В результате может возникнуть смешение в отношении разных товаров и их производителей. Для того чтобы этого избежать, новизна должна быть абсолютной.

Проверка на новизну заявленного товарного знака, т.е. на отсутствие тождественности и сходства с другими обозначениями, является самой сложной в экспертизе по существу и обычно включает следующие этапы:

- поиск тождественных и сходных обозначений;

- определение степени сходства заявленного обозначения и обозначений, выявленных при проведении поиска;

- определение однородности заявленных товаров с товарами, в отношении которых зарегистрированы (заявлены) выявленные тождественные или сходные товарные знаки (обозначения).

Поиск на тождество и сходство производится также среди товарных знаков:

- зарегистрированных в стране ранее даты приоритета товарного знака, в отношении которого проводится экспертиза, и обозначений, заявленных на регистрацию в стране с более ранней датой приоритета на имя другого лица в отношении однородных товаров;

- охраняемых в стране на основании их международной регистрации в соответствии с Мадридским соглашением и Протоколом;

- признанных в стране общеизвестными в соответствии со ст. 6bis Парижской конвенции.

Поиск проводится также по фонду промышленных образцов, относящихся к товарам того же вида. Во время экспертизы по существу проверяется сходство словесных, изобразительных, объемных и комбинированных обозначений.

На основании экспертизы по существу принимается решение об отказе в регистрации товарного знака либо о его регистрации в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания. В Реестр вносятся сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений. После регистрации товарного знака в Реестре патентное ведомство выдает свидетельство на товарный знак, содержащее его изображение.

Законодательство предоставляет заявителю возможность обжаловать решение патентного ведомства при отказе зарегистрировать заявленный товарный знак в Палату по патентным спорам при патентном ведомстве.

Подобно обладателям исключительного права на иные объекты интеллектуальной собственности, правообладатель товарного знака для оповещения о своем праве может размещать рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы "R" или этой буквы в окружности @, либо слов "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак", указывающую, что обозначение является зарегистрированным товарным знаком. Предупредительная маркировка предусмотрена в ст. 1485 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие или отсутствие знака оповещения не имеет никакого отношения к наличию прав. Следовательно, при отсутствии оповещения товарный знак может быть зарегистрированным, а наличие оповещения не всегда означает регистрацию знака.

Символ @ происходит от первой буквы английского слова "Registered" (зарегистрированный). В ряде стран в качестве предупредительной маркировки используется обозначение "ТМ" - Trademark.

Права на товарные знаки

Свидетельство на товарный знак удостоверяет исключительное право в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Правообладатель товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, например разрешать его использование иным лицам. Однако право на использование коллективного товарного знака не может быть передано другим лицам.

Правообладатель товарного знака имеет право запрещать использование товарного знака другими лицами дополнительно к тому, что использование охраняемого товарного знака правомерно только по разрешению его правообладателя.

Перечень видов использования охраняемых товарных знаков включается в законодательство в отношении товаров, их этикеток и упаковок, обозначенных товарным знаком, например:

- изготовление товара;

- ввоз товара;

- применение товара;

- хранение товара;

- предложение товара к продаже;

- продажа товара;

- иное введение в гражданский оборот.

Подобно исключительному праву на изобретение, в законодательство о товарных знаках в перечень "использований" товарного знака включают применение товаров, обозначенных охраняемым товарным знаком. В действительности же применение маркированного товара не может быть предметом исключительного права, поскольку товар создан для его применения пользователем. Как уже отмечалось, было бы нелепо, если бы покупатель, купив, например, телевизор, на котором указан товарный знак производителя, не мог его применять по прямому назначению без разрешения владельца товарного знака.

Право на использование товарного знака относится к двум важнейшим исключительным правам - праву на воспроизведение (нанесение товарного знака на товар) и праву на распространение (импорт товара, его хранение, предложение к продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот). К сожалению, в законодательстве о товарных знаках эти важнейшие исключительные права не упоминаются, в результате смысл многих "использований" товарных знаков оказывается неточным, недостаточным и нелогичным.

Например, при традиционном подходе к праву на использование товарных знаков вне законодательства о товарных знаках остается исчерпание права на распространение товаров, на которых размещены охраняемые товарные знаки. Как уже неоднократно отмечалось, при любом распространении товаров, т.е. их введении в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности на товар, право на этот товар переходит от продавца к покупателю. Естественно, это право не распространяется на объекты интеллектуальной собственности, воплощенные в товаре, в частности на товарные знаки. После первой продажи или иной передачи права собственности на товар покупатель может совершать с приобретенным товаром любые действия без разрешения правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, т.е. покупатель имеет право на дальнейшее распространение правомерно приобретенного товара без разрешения продавца. Единственное, что не имеет права делать покупатель любого товара - это использовать товарные знаки.

Такое положение соответствует правилам как внутренней, так и международной торговли и выражает принцип исчерпания права на распространение товара, в котором воплощены охраняемые маркетинговые обозначения. Таким образом, в соответствии с принципом исчерпания права на распространение после первой продажи или иной передачи права собственности на товары для их дальнейшего распространения не требуется согласие правообладателей маркетинговых обозначений, воплощенных в товарах. Этот принцип в весьма неточной форме сформулирован в ст. 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как уже показано в предыдущих главах, патентное законодательство, как и законодательство об авторском праве и смежных правах, содержит ограничения исключительного права. Для товарных знаков некоторые ограничения предусмотрены Соглашением ТРИПС. В соответствии со ст. 17 страны "могут предусматривать ограниченные исключения из прав, предоставляемых товарным знаком, такие как добросовестное использование описательных терминов, при условии, что такие исключения учитывают законные интересы владельца товарного знака и третьих лиц" <1>. В Гражданском кодексе Российской Федерации допустимость ограничений исключительного права на товарные знаки и знаки обслуживания установлена в ст. 1229 на основе двухуровневого критерия.

В соответствии с одним из исследований ВОИС "такие исключения часто применяются, когда обозначение используется честно и добросовестно только для целей описания или информации. Часто также ставится условие, чтобы такое использование применялось в сочетании со всем, что необходимо для идентификации лица, предприятия или товаров или услуг, и что в связи с обозначением не должно предприниматься ничего, что могло бы навести на предположение о подтверждении или поддержке со стороны владельца товарного знака" <1>. В исследовании приводятся примеры допустимого несанкционированного использования товарных знаков, в частности использование не в коммерческих целях или использование, которое охраняется правом на свободу таких высказываний, как критика потребителем, выраженная в отношении определенного товарного знака, и т.д.

Охрана общеизвестных знаков

Парижская конвенция изначально предназначалась для охраны ряда объектов промышленной собственности, прежде всего товарных знаков. Как уже отмечалось, это было продиктовано тем, что товарные знаки производителей товаров незаконно использовали иные лица, нанося материальный и моральный ущерб тем лицам, которые первыми использовали тот или иной товарный знак для маркировки своей продукции. Ввиду расширения в конце XIX в. международной торговли создатели Парижской конвенции стремились придать охране товарных знаков экстерриториальный характер. Например, ст. 6 первоначального текста Парижской конвенции устанавливала, что "любой товарный знак, надлежаще заявленный в стране происхождения, будет признан в других странах и охраняться таким, как он есть, во всех других странах Союза" <1>.

Впоследствии экстерриториальность охраны, установленная в Парижской конвенции, была поставлена в зависимость от ее ограничения странами Союза. Этот принцип был положен в основу Мадридского соглашения о регистрации знаков 1891 г., которое позволяло выполнять международную регистрацию товарных знаков с предоставлением странам Парижского союза права отказать в предоставлении охраны и права признания международной регистрации недействительной <1>.

В 1925 г. в Парижскую конвенцию была включена ст. 6bis, которая, по существу, предоставляла экстерриториальную охрану общеизвестным товарным знакам. В соответствии с этой статьей страны обязуются "отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным".

Данная статья относится только к товарным знакам, однако ст. 16(2) Соглашения ТРИПС распространила действие ст. 6bis Парижской конвенции mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) и на знаки обслуживания. Это подтверждено в ст. 16 Договора о законах по товарным знакам: "Любая Договаривающаяся Сторона применяет к знакам обслуживания соответствующие положения Парижской конвенции в отношении товарных знаков и регистрирует их". Сингапурский договор о законах по товарным знакам повторил это положение. Таким образом, сформулированные в п. 1 ст. 6bis Парижской конвенции обязательства по охране общеизвестных знаков относятся к товарным знакам и знакам обслуживания.

Как известно, синонимами слова "общеизвестный" являются слова "общепринятый", "общепризнанный", "общераспространенный", "общеустановленный". Поэтому можно установить следующее определение:

Наши рекомендации