Практического занятия № 11 по теме № 11 «Права на секрет производства (ноу – хау) и коммерческую тайну. Защита исключительных прав

Время проведения - 2 часа

Вопросы занятия:

1. Правовой режим коммерческой тайны.

2. Содержание прав на «ноу-хау» и коммерческую тайну.

3. Распоряжение правами на секрет производства и коммерческую тайну.

4. Гражданско-правовые способы защиты исключительных прав.

5. Административно-правовые способы защиты исключительных прав.

6. Решение правовых ситуаций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какую роль выполняет тайна в интеллектуальных отношениях?

2. Каковы признаки коммерческой тайны?

3. Дайте характеристику правового режима коммерческой тайны.

4. Каковы сроки охраны коммерческой тайны?

5. Какая информация не может относиться к коммерческой тайне.

6. Дайте понятие секрета производства.

7. Какое соотношение понятия «коммерческая тайна» с понятиями «ноу-хау», «торговые секреты», «конфиденциальная информация».

8. Раскройте содержание прав на «ноу-хау» и коммерческую тайну.

9. Какие способы распоряжения коммерческой тайной? Дайте общую характеристику правовой охраны исключительных прав.

10. Какова классификация способов правовой защиты объектов интеллектуальной собственности?

11. Назовите юрисдикционные и неюрисдикционные формы защиты исключительных прав.

12. Охарактеризуйте технические способы защиты исключительных прав.

13. Назовите гражданско-правовые способы защиты защиты авторских и смежных прав.

14. Каковы способы защиты прав на программы для ЭВМ и базы данных.

15. Выделите способы защиты топологий интегральных микросхем.

16. Назовите гражданско-правовые способы защиты прав авторов объектов промышленной собственности и патентообладателей.

17. Дайте характеристику административно-правовых способов защиты исключительных прав

Какая уголовная ответственность предусмотрена УК РФ за нарушения исключительных прав?

Предусмотрена ли уголовная ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации?

Решение правовых ситуаций:

Задача 1

В научно-исследовательском институте был создан портатив­ный сварочный аппарат. При передаче права изготовления сварочного аппарата по лицензионному договору заводу «Прогресс» администрация института заявила, что технология производства аппарата является профессио­нальным секретом (ноу-хау) и настаивала на том, чтобы в договор было внесено требование, согласно которому завод должен принять меры к охране конфиденциальности этого профессионального секрета и исключить возможность свободного доступа к нему третьих лиц.

Через некоторое время после поступления в продажу первого об­разца сварочного аппарата в одном из научных журналов без согласия администра­ции института появилась статья двух сотрудников института, в которой описывались устройство, принципы работы аппарата.

Завод «Прогресс» предъявил к авторам статьи претензию, в которой обвинил их в разглашении сведений, касающихся технологии произ­водства сварочного аппарата, дающих представление в каком направлении следует работать для достижения аналогичного результата. Однако авторы ста­тьи утверждали, что были вправе обнародовать некоторые сведения о сварочном аппарате и технологии его производства, так как последняя была ис­пользована при изготовлении первого образца.

Вопросы к задаче

Какие обстоятельства могут послужить основанием для признания институтом технологии производства сварочного аппарата секретом производства?

Вправе ли были сотрудники института опубликовать без разрешения
администрации и согласия предприятия сведения, касающиеся технологии производства аппарата?

Является ли использование «ноу-хау» заводом в процессе производства аппаратов, предназначенных для продажи, основанием прекращения права на секрет производства?

Имелись ли основания у завода для предъявления претензии
к сотрудникам по поводу содержания их статьи? Не лучше ли было заводу «Прогресс» предъявить претензию непосредственно институту?

Имеются ли основания для привлечения к ответственности авторов статьи за обнародование сведений, касающихся технологии производст­ва аппарата?

Задача 2

Научные сотрудники научно-исследовательского института «Нефтегаз» разработали способ уменьшения вредных выбросов в процессе горения то­плива и снижения энергопотребления.

Технический совет института признал устройство и технологию его производства секретом производства. Вместе с тем было отклонено предложение ав­торов запатентовать от имени института изобретение на том основании, что это могло бы привести к прекращению исключительного права на ноу-хау в связи с его общедоступностью после опубликования формулы изобре­тения ФОИВИС.

В ходе налаживания серийного производства указанного устройст­ва администрации института стало известно, что аналогичное устройство разработано коллективом института «Нефтехимия». Администрация института «Нефтегаз» потре­бовала от института «Нефтехимия» прекращения неправомерных дейст­вий, мотивируя это тем, что приоритет на данное устройство принадле­жит институту «Нефтегаз» как ранее разработавшему это устройство. Однако администрация института «Нефтехимия» с этим не согласи­лась, доказав, что их институт стал обладателем этого секрета производстванезависимо от института «Нефтегаз».

Вопросы к задаче

Вправе ли технический совет института «Нефтегаз» запретить разработ­чикам изобретения запатентовать его от имени института в случае, если оно признано секретом производства?

Какие качества изобретения могли послужить основанием для признания техническим советом института «Нефтегаз» этого устройства секретом производства?

Приобретает ли институт «Нефтехимия», ставший добросовестно и независимо от института «Нефтегаз» обладателем того же секрета, исключительное право на него?

Правомерно ли требование института «Нефтегаз» к институту «Нефтехимия» о прекращении его неправомерных действий?

Как разрешить спор.

Задача 3

Алексеев, работая над выполнением служебного задания, разработал технологию упрочения сварных соединений, которая после проверки на устойчивость к колебаниям температуры могла быть признана ноу-хау института. Через некоторое время Алексеев был уволен из института по сокращению штатов. Устроившись на работу на завод, он внедрил технологию, разрабо­танную в институте, и подал заявку на изобретение в ФОИВИС. Узнав об этом, админи­страция института обвинила администрацию завода в нарушении прав института на ноу-хау, неправомерном его использовании и потребовала прекратить производство по новой технологии, а от Алексеева — отозвать заявку на изобретение.

Вопросы к задаче

Какое право нарушил Алексеев, предложив администрации завода
наладить производство по новой технологии, разработанной им в институте?

Обладает ли Алексеев исключительным правом на технологию производства? Кому это право принадлежит?

Вправе ли Алексеев запатентовать изобретение после перехода на работу на завод?

Правомерно ли требование института к заводу «Химик» о
прекращении производства по новой технологии?

Правомерно ли требование института к Алексееву об отзыве заявки на изобретение из ФОИВИС?

Вправе ли администрация института привлечь автора указан­ного изобретения к судебной ответственности за разглашение ноу-хау инсти­тута, в котором он ранее работал?

Задача 4

Администрация завода обратилась к администрации проектно-конструкторского института с предложени­ем приобрести у них исключительную лицензию на производство прибора сроком на пять лет, который был разработан сотрудниками института.

При подготовке проекта лицензионного договора между сторонами возник ряд разногласий, в частности по вопросу о необходимости со­блюдения конфиденциальности секрета производства. Завод отказывался от внесения такого требования в договор, обос­новывая это большой текучестью кадров. Администрация завода опа­салась, что после увольнения с работы лиц, причастных к использова­нию ноу-хау, действие договора мо­жет быть прекращено досрочно.

Стороны обратились за юридической консультацией с просьбой помочь им составить лицензионный договор и разрешить возникшие разногласия в соответствии с действующим законодательством. Необ­ходимая консультация была ими получена, однако по вопросу необхо­димости соблюдения коммерческой тайны стороны к соглашению не пришли. Поскольку завод уже провел значительную работу по подготовке к производству прибора, он направил в арбитражный суд иск о понуждении института к выдаче исключительной лицензии без включения в лицен­зионный договор требования о необходимости соблюдения конфиден­циальности секрета производства.

Вопросы к задаче

Возможна ли передача исключительного права на прибор институтом
заводу по исключительной лицензии?

Какие права обязательно передаются заводу по исключительной лицензии, а какие остаются у института?

В течение какого срока завод обязан сохранять коммерческую тайну секрета производства?

В течение какого срока институт, передавший свой секрет производства заводу, обязан соблюдать конфиденциаль­ность этого секрета?

Какое решение должен вынести арбитражный суд?

Задача 5

Группой специалистов, работающих на заводе «Экспресс», разработала новую технологию из­готовления стиральных порошков. Технология производства нового стирального порошка была при­знана коммерческой тайной решением администрации завода.

Через полгода после реализации указанного стирального порошка администрации завода стало известно, что на рынке появился стиральный порошок с тем же составом и названием, но изготовленный заводом «Водолей». Стало известно, что утечка информации произошла по вине работника химической ла­боратории Мышкина. Он призналась в этом администрации за­вода, заявив, что был вынуждена передать технологию произ­водства нового стирального порошка под влиянием угрозы незнако­мых лиц похитить его малолетнего сына. За передачу технологии его производства никаких денег он не получила.

Завод предъявил иск к заводу «Водолей», обвинив его в не­правомерном получении сведений, составляющих коммерческую тайну завода. Кроме того, завод «Экспресс» потребовал от завода «Водо­лей» прекращения использования его коммерческой тайны и возме­щения убытков, причиненных незаконной продажей стирального по­рошка.

На заседании суда представитель завода «Водолей» иск не признал. По его словам, технология производства нового стирального порошка была приобретена у лиц, представившихся ответственными работни­ками завода «Экспресс». В дальнейшем выяснилось, что названные пред­ставителем ответчика лица никогда не работали на заводе «Экспресс».

Вопросы к задаче

Является ли завод «Водолей» таким же обладателем коммерческой тай­ны, как и завод «Экспресс?

Вправе ли завод «Водолей» использовать коммерческую тайну завода
«Экспресс»?

Может ли Мышкин быть привлечен к ответственности за разглашение коммерческой тайны завода?

К какому виду юридической ответственности могут быть привлечены
лица, угрозой завладевшие коммерческой тайной завода «Экспресс»?

Правомерен ли иск завода «Экспресс» к заводу «Водолей»?

Какое решение должен вынести суд?

Задача 6

Научными сотрудниками института «Алмаз» была предложена новая технология изготовления мужских костюмов. Данная технология была признана профессиональным секретом института. Через два месяца после засекречивания этой технологии таможен­ными органами при досмотре вещей перед посадкой в самолет у одного из пассажиров были обнаружены микропленки с подробным описани­ем технологии изготовления мужской одежды, разработанной в институте «Алмаз». Пассажиром оказался подданный иностранного государства. В ходе расследования выяснилось, что микропленка была приобре­тена иностранным гражданином у работника института «Алмаз» Скобелева, имевшего доступ к документации ноу-хау. Инициатива этой сделки исходила от Скобелева, испытывавшего материальные затруднения.

Вопросы к задаче

Сохранилось ли исключительное право на профессиональный секрет у
института «Алмаз» после передачи его Скобелевым иностранному гражда­нину?

Является ли фотографирование документов, составляющих ноу-хау института «Алмаз», их похищением?

Какое наказание может понести Скобелев за передачу сведений, составляющих ноу-хау института, гражданину иностранного государства?. Может ли он быть привлечен к уголовной ответственности за покупку
микропленки со сведениями, составляющими ноу-хау института и попытку вывоза ее за пределы России?

Задача 7

Научно-исследовательский институт является обладателем исклю­чительного права на секрет производства «Устройство для контроля багажа пассажиров». Опытный экземпляр устройства использовал­ся при таможенном контроле в одном из аэропортов России. НИИ предоставил заводу «Поиск» по лицензионному договору право использования этого ноу-хау без сохране­ния за институтом права использования и права выдачи лицензии другим лицам. Согласно договору завод вправе использовать секрет производства в течение пяти лет при соблюдении его конфиденци­альности. В сентябре 2004 г. администрации завода стало известно, что уст­ройство для обнаружения взрывчатки используется в аэропортах ряда зарубежных стран. Как оказалось, изготовителями устройств наряду с заводом были и другие фирмы. Администрация завода потребовала от администрации института исключить из договора пункт о конфиденциально­сти профессионального секрета в связи с тем, что он стал общедоступ­ным, но не по вине завода «Поиск». Однако институт отказался вно­сить изменения в лицензионный договор.

Вопросы к задаче

Какой вид лицензии был предоставлен институтом заводу?

Правомерно ли требование администрации завода к администрации института НИИ о корректировке лицензионного договора в части исключения из него требований о конфиденциальности профессионального секрета? В связи с чем возникло такое требование?

Какие доводы может привести администрация института при
отказе от корректировки лицензионного договора?

К какому виду ответственности может привлечь администрация инсти­тута администрацию завода, если окажется, что последний виновен в утечке информации о профессиональном секрете?

Задача 8

Администрация авиастроительного завода обратилась к администрации авиационного проектно-конструкторского института с предложением заключить договор о передаче исключитель­ного права на чертежи беспилотного самолета и технологию его по­стройки, составляющие секрет производства института. При составлении договора завод настаивал на том, чтобы институт «Арктур» зарегистрировал чертежи и технологию постройки беспилотного самолета как свой профессиональный секрет и отказался от лицензионного договора на постройку этого самолета другим авиа­строительным заводом, с которым у него был заключен такой договор сроком на пять лет. Вместе с тем возникли затруднения в определении размера вознаграждения за передачу исключительного права на ноу-хау и способа его исчисления. Для решения этих вопро­сов стороны договора обратились за юридической консультацией к юристу.

Вопросы к задаче

Дайте квалифицированную консультацию представителям завода и института по следующим вопросам:

Как определяются размер вознаграждения, способ его исчисления, по­ рядок и сроки его выплаты за передачу ноу-хау, о котором сказано в задаче?

Есть ли необходимость в государственной регистрации профессионального секрета института в период передачи исключительного права на этот секрет заводу?

Правомерно ли требование завода к институту о том,
чтобы последний отказался от лицензионного договора на постройку беспи­лотного самолета, заключенного ранее с другим авиастроительным заводом?

Влечет ли за собой переход права собственности на чертежи и технологию беспилотного самолета от института к заводу, а также пе­реход какого-либо исключительного права на нематериальный результат, вы­раженный в этих чертежах и технологии? Если да, то каких?

Задача 9

Киноконцерн «Мосфильм» предъявил иск Региональному сетевому информационному центру (РСИЦ) о запрете использовать и регистрировать имена доменов, содержащих фирменное наименование концерна. Ответчик пояснил, что он осуществляет только технический учет неповторяющихся доменных имен. В действующем законодательстве нет понятий «домен» и отсутствуют нормы, регулирующие этот объект. К тому же лицо, зарегистрировавшее данный домен, выбирает доменное имя самостоятельно.

Вопросы к задаче:

Правомерно ли использование фирменного наименования в качестве доменного имени?

Должен ли был истец получить разрешение концерна «Мосфильм» на использование его фирменного наименования?

Обязательно ли данное требование к любому лицу, выбирающему доменное имя? Если это так, то где и каким образом он может ознакомиться с фирменными наименованиями юридических лиц, чтобы не нарушить их права индивидуализации?

Какое решение должен принять суд? Свое решение обоснуйте.

Задача № 10

Издательство заказала писателю Егорову роман, состоящий из двух книг. В издательском договоре был указан годичный срок представления романа и размер вознаграждения. Через шесть месяцев Егоров представил первую книгу романа и потребовал оплаты половины вознаграждения. Издательство от приема и оплаты первой книги отказалась, поскольку такая сдача работы не позволяет получить правильное представление о всем романе.

Вопросы к задаче:

1. Правомерен ли отказ издательства от принятия романа по частям?

2. Возможен ли отказ от приема первой книги из-за отсутствия средств для оплаты?

3. Может ли автор требовать досрочной оплаты романа в случае представления его раньше срока, указанного в договоре?

4. Может ли издательство передать свое право на получение романа от Егорова другому издательству?

5. Как назвать такую передачу прав?

6. Обязательна ли и безусловна ли она для автора?

Задача № 11

Писатель Алексеев передал свой роман в издательство с целью его опубликования. Одновременно Александров отправил копию романа в Вену в австрийское издательство с просьбой издать роман, так как при заключении авторского договора с редакцией российского издательства у него возникли сомнения в том, что его произведение может быть опубликовано без купюр. Роман Алексеева был издан в Вене, а через месяц в Москве, но с большими купюрами без согласия автора.

Вопросы к задаче:

1. Распространяется ли авторское право на роман, обнародованный в Вене, и признается ли оно за Александровым – гражданином Российской Федерации?

2. В какой стране – в Российской Федерации или в Австрии – считается опубликованным роман?

3. Какое право Александрова нарушило издательство «Ретро»?

4. Как может автор осуществить защиту своего права?

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть четвертая). М.: Кодекс, 2007.

ФЗ РФ «О введении в действие часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации;

ФЗ от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации » // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.

ФЗ от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.1.

ФЗ от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст.4136.

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. (в ред. ФЗ от 19 июля 1998 г., 17 декабря 1998 г.) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137; 1998. № 30. Ст. 3607; №. 51. Ст. 6271.

О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения: Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 // СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6016.

О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения: Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 // СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6016.

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 691 «Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль»

Постановление Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах».

Рекомендуемая литература:

а) Основная литература

И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин, К.Б. Леонтьев и др. Право интеллектуальной собственности. Проспект, 2010.

Коршунов Н.М. Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). Уч. пособие. М.: Норма, 2008.

Р. А. Мерзликина. Право интеллектуальной собственности : учебник. — М.: Финансы и статистика; Ставрополь: Сервисшкола, 2008.

б) Дополнительная литература

Гришаев С.П. Право интеллектуальной собственности. М.: Юрист,2008.

Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики.: сб. научных трудов. Т 1. М., Изд. Юрайт, 2008.

Интеллектуальная собственность. Контрафакт. Актуальные проблемы теории и практики.: сб. научных трудов. Т 1. М., Изд. Юрайт, 2009.

Судариков С.А. Интеллектуальная собственность. М.: Изд. Деловой и учебной литературы, 2007.

4. Методические рекомендации магистрантам с указанием конкретных заданий, вопросов для самопроверки и рекомендуемой литературы по дисциплине

Изучение дисциплины «Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности» осуществляется магистрантами на основе знаний, полученных по дисциплинам: «Философия права», «Государство и гражданское общество», «Актуальные проблемы российского частного права», «Сравнительное правоведение», Актуальные проблемы российского частного права», Правовое регулирование корпоративных отношений», «Обязательное право» и др. В ходе освоения дисциплины магистрантам рекомендуются изучить рекумендуемую к изучению литературу. При подготовке к учебным занятиям магистрантам также необходимо проработать научную юридическую литературу: публикации в специальных юридических изданиях, учебные пособия, монографии ученых-цивилистов, комментарии законодательства в области реализации и защиты результатов интеллектуальной деятельности. Кроме того, магистрантам надлежит ознакомиться с материалами судебной практики о разрешении конфликтов в области правовой охраны интеллектуальной собственности.

Основные актуальные проблемы права интеллектуальной собственности раскрываются на лекциях, имеющие проблемно-поисковый характер и проводятся с использованием мультимедийного оборудования.

На первой вводной лекции преподаватель информирует магистрантов о целях и значении изучения интеллектуальных норм в профессиональном образовании юриста, методическом обеспечении учебной дисциплины, порядке проведения текущего и промежуточного контроля.

Практические занятия проводятся по наиболее сложным и актуальным темам курса. В ходе проведения практических занятий используются такие формы, как круглые столы, ролевые и деловые игры, доклады с оппонированием, рефераты, аннотирование источников, дискуссии и диспуты с приглашением специалистов-практиков.

На практических занятиях, которые носят комплексный интерактивный характер. На практических занятиях рассматриваются теоретические вопросы, решаются правовые ситуации (задачи), проводится письменное тестирование. Приступая к подготовке к практическому занятию, магистранты должны предварительно освоить теоретический материал по теме занятия, уяснить цель, вопросы, отрабатываемые в процессе практического занятия, задание, процедуры выполнения практических работ.

Подготовка магистрантов к практическому занятию начинается с обработки лекционного материала, изучения нормативных правовых актов, материалов судебной практики, рекомендованной литературы. По каждой теме, которая изучается самостоятельно, магистранты должны вести письменный конспект. По каждому вопросу целесообразно составлять план ответа. Для углубленного изучения можно использовать дополнительную литературу, предложенную преподавателем.

В целях контроля качества осваиваемых теоретических вопросов, выносимых на обсуждение, магистрантам рекомендуется руководствоваться перечнем вопросов для самопроверки, излагаемых в соответствующих планах занятий.

На практических занятиях магистранты рекомендуется выступать с докладами или научными сообщениями по рекомендуемой тематике, которая приведена к планам проведения практических занятий. По времени они не должны превышать 10-15 минут. При подготовке доклада необходимо уделить внимание подбору источников по теме (основной и дополнительной литературе), а также логической стройности его изложения.

Выступление должно содержать теоретический аспект обсуждаемого вопроса, анализ его нормативного регулирования в законах и подзаконных актах, а также собственное мнение магистранта, которое должно быть аргументированным. Кроме того, для уяснения внутренних взаимосвязей изучаемых явлений предлагается составлять схемы, где в графическом виде будет отражен изучаемый материал. Преподавателем даются рекомендации по изучению основных вопросов темы, дополнительной литературе. Также при изучении отдельных тем магистрантам предлагается разработать и составить проекты документов правового характера, что помогает приобрести практические навыки. При необходимости преподаватель дает консультации по пакету необходимых документов и их форме.

По каждой теме практического занятия предусмотрено решение правовых ситуаций. Задачи (казусы) – это препарированные в учебных целях различные, жизненные ситуации, требующие конкретного решения на определенной правовой основе. В процессе решения задач осваиваются алгоритмы юридического мышления, без овладения которыми невозможно успешное решение практических проблем. Эти алгоритмы включают в себя:

1) изучение конкретной ситуации (отношения), требующей правового обоснования или решения;

2) правовая оценка или квалификация этой ситуации (отношения);

3) поиск соответствующих нормативных актов и судебной практики;

4) толкование правовых норм, подлежащих применению;

5) принятие решения, разрешающего конкретную заданную ситуацию;

6) обоснование принятого решения, его формулирование в письменном виде;

7) проецирование решения на реальную действительность, прогнозирование процесса его исполнения, достижения тех целей, ради которых оно принималось1.

Условия задач включают все фактические обстоятельства, необходимые для вынесения определенного решения по спорному вопросу, сформулированному в тексте задачи. При решении задачи ее условие переписывать не нужно; достаточно указать номер задачи, а затем сформулировать свои ответы на поставленные в задаче вопросы.

Решение рекомендуемых задач, как правило, осуществляется магистрантами самостоятельно в письменном виде в тетради, предназначенной для внесения подобного рода записей. Магистрант должен правильно охарактеризовать природу и состав правоотношения, применить нормативный материал к конкретному вопросу и облечь проделанную работу в определенную юридическую форму. Решение должно быть обоснованным, содержать ссылки на нормативные правовые акты. На занятии магистранты докладывают принятое ими правовое решение по ситуации, предоставляют вариант подготовленного юридического документа (постановления, иска, судебного решения и т.п.), за которые выставляется персональная оценка каждому магистранту. При решении задач ответ должен быть достаточно полным и обоснованным. Если в задаче уже приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его обоснованность и законность. При этом выводы должны быть мотивированы со ссылкой на нормативный правовой акт с указанием конкретной статьи.

Магистранты, которые отсутствовали на практическом занятии, обязаны ликвидировать задолженность в форме определенной преподавателем. В этих целях по договоренности с преподавателем магистрант предоставляет конспект пропущенной лекции, письменное решение правовой ситуации (задачи), вариант юридического документа. По указанию преподавателя осуществляется письменная подготовка по отдельному вопросу и проводится индивидуальная беседа с преподавателем.

В ходе самостоятельной работы магистранты должны изучить теоретический материал по вопросам, специально указанным в учебно-методическом комплексе для самостоятельного изучения. Освоение тем осуществляется на основе изучения специальной юридической литературы и нормативных правовых актов в области правового регулирования отношений в сфере реализации и защиты корпоративных прав.

По дисциплине «Актуальные проблемы интеллектуальной собственности» магистранты проходят тестирование по каждой теме курса. С целью проверки усвоения знаний преподавателем могут проводиться письменные контрольные работы.

Тестовые задания охватывают материал, изученный на лекциях, разобранный на практических занятиях и усвоенный студентами самостоятельно. На тестировании не допускается использование лекций, учебников, нормативных актов.

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена. К экзамену допускаются только студенты, успешно прошедшие тестировании и выполнившие все задания, предусмотренные планом проведения практических занятий.

Экзамен проводится по вопросам, указанным в рабочей программе учебной дисциплины и Методических указаниях по изучению дисциплины «Актуальные проблемы интеллектуальной собственности» и охватывает пройденный материал. Уровень знаний оценивается в соответствии с общими требованиями ФГОС ВПО.

5. Материально – техническое обеспечение дисциплины

Для проведения практических занятий используются учебные аудитории, оснащенные компьютерной техникой, необходимым программным обеспечением, электронными учебными пособиями и справочно – правовой системой. Аудитории должны иметь выход в глобальную сеть Интернет, оснащены аудиовизуальной техникой для видеопрезентаций.

Настенные таблицы содержат соответствующий графический материал (схемы, графики, таблицы и т.п.).

В ходе практических занятий используется раздаточный материал: бланки и образцы определенных документов, наглядный графический материал и т.д.

Лекционные залы и аудитории для проведения практических занятий должны иметь оборудование, позволяющее просматривать фильмы на соответствующих носителях (видеомагнитофон, оборудование для воспроизведения фильмов в DVD-формате и т.п.).

4.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине

1. Компетенции, формируемые в ходе самостоятельного изучения магистрантами дисциплины

Целью самостоятельной работы магистрантов является овладение знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, опытом творческой, исследовательской деятельности, развития самостоятельности, ответственности, организованности и познавательной активности при выполнении заданий учебного и профессионального уровня в ходе углубленного изучения курса «Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности». В процессе самостоятельной работы магистранты обучаются навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, развивают устойчивые способности к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации. Изложение информации, полученной в результате самостоятельной подготовки, способствует развитие у магистрантов навыков устной речи, а также способностей к грамотному литературному письменному изложению учебного материала.

Программа самостоятельной работы по дисциплине направлена на глубокое усвоение обучаемыми основных институтов дисциплины. Значительное внимание уделяется практической направленности в подготовке магистрантов. В связи с большим объемом учебного и научного материала при ограниченном количестве аудиторных часов роль самостоятельной работы в освоении дисциплины значительно возрастает. Правильная организация самостоятельной подготовки магистрантов дает возможность обеспечить углубленное изучение вопросов по проблематике правового регулирования корпоративных отношений.

Основными методами в самостоятельной работе магистрантов по дисциплине являются активная самостоятельная творческая работа обучаемых в ходе аудиторных занятий и их самостоятельная подготовка по усвоению учебного материала и применению положений нормативных правовых актов к решению правовых задач, отработка проектов необходимых юридических документов.

Самостоятельная работа магистрантов по освоению дисциплины должна строиться на основе единства обучения и воспитания, теории и практики, формирования у обучаемых творческого мышления и наглядности его передачи, а также учета индивидуальных особенностей обучаемых. Самостоятельная работа магистрантов служит усвоению знаний, а также способствует овладению практическими умениями и навыками с учетом индивидуальных способностей и наклонностей обучаемых.

Основными признаками результативной самостоятельной работы являются: проявление самостоятельности и творческой активности магистранта при решении поставленных перед ним познавательных или практических задач; систематическое осуществление магистрантом самоконтроля за ходом и результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов ее выполнения; приобретение профессиональных и общекультурных компетенций и развитие личностных характеристик, овладение приемами умственной и практической деятельности, развитие способности к самообразованию и творчеству.

Учебная программа по актуальным проблемам права интеллектуальной собственности составлена в объеме, обеспечивающем глубокое усвоение обучаемыми основных институтов данной учебной дисциплины. Значительное внимание уделяется профессиональной направленности в подготовке обучаемых.

Главными методами в изучении дисциплины являются активная самостоятельная творческая работа обучаемых в ходе аудиторных занятий и самостоятельная подготовка по усвоению учебного материала и применению положений нормативных правовых актов к решению правовых ситуационных задач.

Освоение дисциплины «Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности» строится на основе единства обучения и воспи

Наши рекомендации