Интеллектуальная собственность как товар

В развитых странах интеллектуальная собственность становится приоритетом и нередко составляет более 50 % в общем объеме совокупного национального продукта. Как разновидность собственности (государственной, частной, коллективной, акционерной) она является объектом рыночных отношений, имеет стоимост­ные оценки, может быть предметом контрактов и договоров, передачи прав, включается в товарооборот на коммерческих началах.

Технологически применимые в производстве знания приобре­ли свойства самостоятельного товара значительно позже, чем вещ­ные продукты труда. Это стало возможным после разработки прав собственности на научно-технические достижения, с помощью которых устанавливался порядок соблюдения частных интересов изобретателей и создателей новой техники и использования этих достижений для совершенствования производительных сил об­щества. Первым правовым документом, заложившим основу то­варных отношений, явился патент.

Патент (patents — открытый, явный) — свидетельство, выда­ваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключи­тельное право на изобретение и монопольное право на его ис­пользование. Срок действия патента обычно ограничивается 10 — 20 годами. За совершение юридически значимых действий, свя­занных с патентом, взимаются патентные пошлины.

Первым в мире патентом, который был выдан в 1421 г. город­ской управой Флоренции на имя архитектора, скульптора и уче­ного Филиппе Брунеллески, защищалось изобретение корабель­ного поворотного крана.

Позже государства стали принимать законы, защищавшие права обладателей патентов и регистрировать товарные знаки. Патент­ные законы были приняты в США (1787), во Франции (1791), в России (1812), а регистрация товарных знаков началась с 1875 г. в Великобритании.

Развитие науки, ориентированной на практические потребно­сти, также явилось важным фактором появления товарных отно­шений в сфере технологий. Превращение исследовательского тру­да в наемный, потребность многократного использования пере­довых технологий на большом количестве предприятий привели к распространению такой формы передачи технологий, как лицензия. Лицензия — это разрешение, выдаваемое на определенное вре­мя и за плату владельцем технологии (лицензиаром), защищен­ной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (ли­цензиату) на использование этой технологии.

Превращение знаний в основной фактор экономического раз­вития, выход на рынок новых объектов интеллектуальной соб­ственности, глобализация товарных, финансовых и научно-тех­нических рынков, попытки выработать глобальную систему за­щиты интеллектуальной собственности способствовали формиро­ванию в последней трети XX в. рынка интеллектуальной собствен­ности.

Право интеллектуальной собственности — это исключитель­ное право ее создателя или его законного правопреемника разре­шать или запрещать совершение действий по использованию ре­зультата интеллектуальной деятельности с упоминанием или без упоминания имени создателя в целях прямого или косвенного извлечения доходов от этого.

Использование результата интеллектуальной собственности без разрешения является нарушением права интеллектуальной соб­ственности.

Составляющие права интеллектуальной собственности

Права Характеристика

Исключительно имущестиенные Передаваемые отделимы от творца.

(имеют экономическое содер- Имеют срок правовой охраны для

жание) соблюдения баланса интересов

сторон т е творца и общества.

Имеют установленню территорию

правовой охраны.

Возмездность передачи прав.

Личные неимущественные Неотделимы от творца непередаваемы.

( не имеют экономического Не имеют срока охраны (бессрочны )

содержания )

Интеллектуальная собственность способна приносить доход при вовлечении в гражданский оборот предусмотренными законода­тельством способами (купля-продажа, мена, аренда и др.). Это можно назвать интеллектуальным капиталом. Способами исполь­зования интеллектуальной собственности как дополнительного источника финансовых ресурсов могут являться вклад этой соб­ственности в уставный капитал хозяйственных обществ и товари­ществ, повышение реальной стоимости предприятий путем учета стоимости имущественных прав в составе активов предприятий и др.

Приведем лишь два примера. В 2000 г. студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана Артем Юхин и Андрей Климов основали ком­панию A4Vision. Они создали сканер, который позволяет получать цифровую копию любой трехмерной поверхности, в том числе человеческого лица. Причем «сканирование» лица можно осуще­ствить без ведома человека. В 2002 г. под эгидой Международной организации гражданской авиации 188 стран мира подписали Но­воорлеанское соглашение, которое признает биометрику лица основной технологией идентификации для паспортов и въездных виз следующего поколения. В 2003 г. оборот компании, наладив­шей продажу «биометрических» программ и сканеров, приблизился к 1 млн долл. США. В 2004 г. контрольный пакет A4Vision купил один из старейших венчурных фондов Силиконовой доли­ны Menlo Venture. Основную часть привлеченных денег компания вкладывает в работу над биометрическими паспортами. С конца 2005 г. так называемые биопаспорта получают граждане США и Евросоюза, а в 2006 г. такие заграничные паспорта стали выдавать и в России.

Одобрение нового стандарта комитетом по биометрике Меж­дународной организации по стандартам (ISO) означает, что эта технология «трехмерной фотографии» в качестве единого между­народного стандарта должна использоваться в паспортах и визах следующего поколения по всему миру.

В сентябре 2004 г. были представлены программные продукты первого парка информационных технологий — ИТ-Парка, создан­ного на базе одного из крупнейших научных центров РАН в Чер­ноголовке. При организации ИТ-Парка использовался опыт Ин­дии, Ирландии и Израиля. В нем пока работают 300 человек, боль­шая часть которых сотрудники РАН и студенты. Главный экспорт­ный продукт ИТ-Парка сегодня — это так называемый стресс-тест, позволяющий определять уровень физической подготовки человека, тренированность его организма и психоэмоциональное состояние. Только за 2004 г. было заключено контрактов на 4 млн долл. США. Помимо стресс-теста в ИТ-Парке разработано еще более 15 других перспективных проектов.

Для формирования рынка интеллектуальной собственности как важнейшего звена инновационной деятельности в России необ­ходимо создание соответствующей законодательной основы; фор­мирование нормативно-методической базы; изменение и допол­нение действующего налогового и таможенного законодательства, поскольку основная прибыль от включения в хозяйственный обо­рот интеллектуальной собственности образуется в процессе реа­лизации промышленной товарной продукции и использовании промышленных технологий для выпуска новой продукции.

Наши рекомендации