Не рекомендуется начинать ответ со слов: «Вообще, мне это все не пригодится», «Я не согласен с автором учебника», «На самом деле, все не так» и т. д.

Конечно, вы имеете полное право на собственную точку зрения, но на экзамене лучше об этом умолчать. Сейчас вы выполнили следующие шаги на пути к блестящему ответу:

1) расслабились;

2) приняли правильную позу и, сделав умный вид, рас-

положили преподавателя к себе;

3) доказали, что все, о чем пойдет речь в вашем ответе,

имеет важное значение.

А теперь плетите, что угодно. Главное — быстро и уверенно.

Если вам попался вопрос, на который вы не можете ответить, но в то же время знаете что-нибудь другое, — постепенно переводите свой ответ на другой билет. Но делать это нужно аккуратно, соблюдая хоть какую-то логику ответа.

Студент сдает экзамен по биологии. Знает только один билет — про блох. Заходит в аудиторию, берет билет, читает — «блохи» (Зашибись!).

Начинается ответ:

— Блохи — насекомые, живут в шерсти животных, имеют длинный острый хоботок, которым протыкают кожу и пьют кровь.

Блохи имеют длинные ноги, за счет которых хорошо прыгают...

Билет был зачтен, сказали взять другой. Берет — «собаки».

Студент продолжает:

— Собаки — животные из разряда млекопитающих, они имеют

4 лапы и хвост, которые покрыты шерстью. А в шерсти по идее

живут блохи, а блохи — это...

Экзаменаторы подумали, и просят взять еще билет... Он берет — «кошки». Студент опять:

— Кошки — это мяукающие создания, у которых 4 ноги, длин-

ные усы и хвост. Также имеется волосяной покров, в котором

наверняка есть блохи, а блохи — это...

Экзаменаторы волнуются... Самый главный не растерялся

и говорит:

— Молодой человек, а что вы знаете о рыбах?

Студент:

— Рыбы — это животные, тело которых покрыто чешуей. Если

бы оно было покрыто шерстью, то там точно водились бы блохи.

А блохи — это...

Не паникуйте, если заметите, что преподаватель вас не слушает. В любом случае продолжайте ответ так, как будто ничего не изменилось. Обычно это говорит о том, что преподаватель решил расслабиться и ненадолго «уйти в себя».

Краем уха он вас слушает, поэтому если вы будете держаться

уверенно — победа в кармане. Если вы ошиблись и сами это заметили — признавайтесь в своей ошибке. Извинитесь и поправьте сами себя. В этом нет ничего плохого, каждый может ошибиться. А то, что вы вовремя заметили ошибку, говорит о вашем хорошем владении предметом.

Пока ждете своей очереди, внимательно слушайте ответы своих товарищей. Вполне возможно, что у вас спросят то же самое.

После своего ответа добавьте такие фразы: «Если есть время, могу еще рассказать о...» или «Еще можно добавить по теме..., но это будет долго». Важно знать информацию, о которой якобы пойдет речь. Скорее всего, преподаватель решит не продолжать ответ, но а если он и захочет вас выслушать, то это будет восприниматься уже как дополнительная информация с дополнительными баллами. Свой ответ начинайте с вопроса, который лучше всего вам известен. Если вы блестяще ответите на первый вопрос, то до второго очередь может не дойти. Акцентируйте внимание на конкретных цифрах, фактах,

датах (если помните такие).

Преподаватель может задать вопрос, ответа на который вы не знаете. В таком случае начинайте рассуждать вслух, есть шансы, что преподаватель включится в диалог и сам вам все расскажет. В конце любого ответа делайте выводы.

Касайтесь только тех терминов и понятий, которые вам хорошо известны.

Когда вы вообще не в теме и не можете связать даже пару слов, попробуйте ответить оригинально. Но ответ должен быть действительно оригинальным.

Экзамен по электротехнике. Преподаватель спрашивает

одну из студенток, как работает трансформатор.

Она на секунду задумалась, но затем выдала:

— (очень низко) У-у-у-у-у-у-у.

Когда все перестали хохотать, препод поставил ей «отлично»

и пояснил:

— За находчивость.

Когда вам делают замечание — соглашайтесь. Если преподаватель говорит, что тема раскрыта не до конца, извинитесь, скажите, что не придали каким-то фактам особого значения, и начинайте рассуждать на эту тему.

Экзамен по физике. Тема прошедшего семестра: «Звук

и свет». Заходит первый студент. Профессор спрашивает:

— Что быстрее — звук или свет?

Студент отвечает:

— Свет.

— Супер, а можете объяснить?

— Без проблем. Когда я включаю магнитофон, сначала за-

горается свет, а потом появляется звук!

— Вон из кабинета!

Заходит второй студент. Профессор спрашивает то же самое.

Ответ:

— Звук.

— Почему?

— Включаю телик, сначала орет динамик, а уж потом кар-

тинка.

— Вон!!!

Профессор задумался: «Или студенты болваны, или я задаю

сложные вопросы?»

Появляется третий студент. Профессор изменил задачу:

— Вы стоите на горе. С противоположной горы стреляет пуш-

ка. Что вы зафиксируете сначала — пламя из ствола или грохот

выстрела?

— Конечно, пламя из ствола!

Профессор с надеждой спрашивает:

— И как это можно объяснить?

Студент секунду подумал и отжег:

— Глаза же намного впереди ушей.

Добавьте своему ответу многозначительности. Нужно показать преподавателю, что вы делаете остановки не из-за того, что не можете вспомнить базовую информацию по теме, а наоборот, не знаете, как лучше выразить огромный багаж знаний.

Наши рекомендации