Система действий учителя и ученика.
этапы | Действия учителя | Действия ученика |
предварительный | Определение в действиях школьников базового, программного и усложненного уровней усвоения учебного материала | |
диагностический | Разработка заданий для выявления уровня усвоения знаний. Проведение диагностики обученности школьников. Анкетирование, беседы с классным руководителем, родителями | Самоопределение ученика в области выбора уровня изучения каждого школьного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов. |
Этап распределения учащихся по группам | Организация распределения учеников по группам. Уточнение содержания обучения для разных групп. Разработка и предоставление ученикам требований к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. | Выбор учеником определенной группы. Участие в обсуждении предлагаемых учителем требований. |
Этап реализации уровневого обучения | Организация работы в группах | Организация своей учебной деятельности в рамках выбранной группы |
Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровневого обучения | Оценивание учащихся с позиции приложенных усилий (реализация положительной обратной связи) | Осуществление взаимооценки и самооценки достигнутых результатов |
Технологии индивидуализации обучения
Теория индивидуализации обучения И. Э.Унт
Понятие «индивидуализация» трактуется следующим образом: «Индивидуализация — это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются»
Модульное обучение
Суть индивидуализации обучения: Индивидуализация обучения означает, что оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих способностей. В данном случае, прежде выясняют индивидуальные особенности мыслительной деятельности, а также некоторые особенности личности: отношения (к учению вообще, к своим достижениям и неудачам, к ошибкам, в процессу овладения знанием, к данному предмету), интересы, характерные проявления эмоционально-волевой сферы в учении. Индивидуальный подход в обучении не означает ликвидацию пробелов, а работу по развитию мышления учащихся, по формированию правильного отношения к учению, познавательных интересов.
Модульная технология(П.И.Третьяков, Е.В.Сковина, Е.А.Ямбург). В её основе – построение учебного материала по модулям. Технология включает в себя 2 момента:
1.организационный: о модулю могут быть построены уроки, т.е. обучение организовано в режиме 30 мин. Уроков-блоков: в старшей школе 2 урока по 45 мин перестраиваются в 3 урока по 30 мин. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на дневной интервал между 10-12 часами. В это время наиболее эффективно восприятие учебного материала при наименьших психофизических затратах организма. Поэтому в расписании уроков наиболее сложный урок должен приходиться на это время. т.е. изационный: в себя 2 момента:
улей учебной рабочей программы.ности, целостности построения единиц учебного материала, об
2.содержательный. Это разработка дидактических модулей.
Но прежде чем разработать этот модуль для конкретного ученика на урок, учитель проделывает следующую работу:
1.Сам учитель, затем на методическом объединении выделяются стержневые линии всего учебного предмета, курса.
2Анализ, отбор содержания материала для каждого класса ( диагностика учащихся в зависимости от изучения их психофизиологических особенностей, выявление на этой основе уровня обучаемости: средний, низкий, высокий). Это необходимо для составления модулей на каждый урок для отдельного учащегося)
3. исходя из этого, на каждый класс составляется технологическая карта:
Стержневые линии | Ведущие знания | Второсте- пенные знания | Сопутст- вующее посторения | Трудно- усваиваемые темы | Внутри- Предметные связи | Меж- Пред метные связи | Пути Преодо Ления затруднений |
4.создание модульной программы как совокупности модулей. Программа составляется по крупному разделу или теме курса. Программа может быть представлена как технологическая карта модуля темы. Её разработка включает в себя:
-тема как модуль
-совокупность тем – модулей – это есть модульная программа
- на каждый урок разрабатывается модуль для каждого ученика. Сам модуль, по которому будет работать отдельный ученик включает в себя:
-законченный блок информации;
-целевую программу действий ученика (по последовательности учебных элементов);
-рекомендации, советы учителя по её успешной реализации.
В рамках этого одного модуля - определение и составление учебных элементов модуля:
№УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Советы учителя |