Система действий учителя и ученика.

этапы Действия учителя Действия ученика
предварительный Определение в действиях школьников базового, программного и усложненного уровней усвоения учебного материала  
диагностический Разработка заданий для выявления уровня усвоения знаний. Проведение диагностики обученности школьников. Анкетирование, беседы с классным руководителем, родителями Самоопределение ученика в области выбора уровня изучения каждого школьного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов.
Этап распределения учащихся по группам Организация распределения учеников по группам. Уточнение содержания обучения для разных групп. Разработка и предоставление ученикам требований к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. Выбор учеником определенной группы. Участие в обсуждении предлагаемых учителем требований.
Этап реализации уровневого обучения Организация работы в группах Организация своей учебной деятельности в рамках выбранной группы
Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровневого обучения Оценивание учащихся с позиции приложенных усилий (реализация положительной обратной связи) Осуществление взаимооценки и самооценки достигнутых результатов

Технологии индивидуализации обучения

Теория индивидуализации обучения И. Э.Унт

Понятие «индивидуализация» трактуется следующим образом: «Ин­дивидуализация — это учет в процессе обучения индивидуальных осо­бенностей учащихся во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются»

Модульное обучение

Суть индивидуализации обучения: Индивидуализация обучения означает, что оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих способностей. В данном случае, прежде выясняют индивидуальные особенности мыслительной деятельности, а также некоторые особенности личности: отношения (к учению вообще, к своим достижениям и неудачам, к ошибкам, в процессу овладения знанием, к данному предмету), интересы, характерные проявления эмоционально-волевой сферы в учении. Индивидуальный подход в обучении не означает ликвидацию пробелов, а работу по развитию мышления учащихся, по формированию правильного отношения к учению, познавательных интересов.

Модульная технология(П.И.Третьяков, Е.В.Сковина, Е.А.Ямбург). В её основе – построение учебного материала по модулям. Технология включает в себя 2 момента:

1.организационный: о модулю могут быть построены уроки, т.е. обучение организовано в режиме 30 мин. Уроков-блоков: в старшей школе 2 урока по 45 мин перестраиваются в 3 урока по 30 мин. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на дневной интервал между 10-12 часами. В это время наиболее эффективно восприятие учебного материала при наименьших психофизических затратах организма. Поэтому в расписании уроков наиболее сложный урок должен приходиться на это время. т.е. изационный: в себя 2 момента:

улей учебной рабочей программы.ности, целостности построения единиц учебного материала, об

2.содержательный. Это разработка дидактических модулей.

Но прежде чем разработать этот модуль для конкретного ученика на урок, учитель проделывает следующую работу:

1.Сам учитель, затем на методическом объединении выделяются стержневые линии всего учебного предмета, курса.

2Анализ, отбор содержания материала для каждого класса ( диагностика учащихся в зависимости от изучения их психофизиологических особенностей, выявление на этой основе уровня обучаемости: средний, низкий, высокий). Это необходимо для составления модулей на каждый урок для отдельного учащегося)

3. исходя из этого, на каждый класс составляется технологическая карта:

Стержневые линии Ведущие знания Второсте- пенные знания Сопутст- вующее посторения Трудно- усваиваемые темы Внутри- Предметные связи Меж- Пред метные связи Пути Преодо Ления затруднений
               

4.создание модульной программы как совокупности модулей. Программа составляется по крупному разделу или теме курса. Программа может быть представлена как технологическая карта модуля темы. Её разработка включает в себя:

-тема как модуль

-совокупность тем – модулей – это есть модульная программа

- на каждый урок разрабатывается модуль для каждого ученика. Сам модуль, по которому будет работать отдельный ученик включает в себя:

-законченный блок информации;

-целевую программу действий ученика (по последовательности учебных элементов);

-рекомендации, советы учителя по её успешной реализации.

В рамках этого одного модуля - определение и составление учебных элементов модуля:

№УЭ Учебный материал с указанием заданий Советы учителя
     

Наши рекомендации