Бланк № 2. график посещения занятий в полиэтническом классе
Общие замечания
Цель практики – подготовка к прохождению производственной практики на следующем курсе. Главные задачипрактики: 1) получение знаний об особенностях учебного процесса в полиэтнической школе в результате анализа деятельности учителя и поведения учеников на уроке; 2) формирование умений анализа коммуникативно-речевой ситуации в школьном полиэтническом коллективе и сбор соответствующего выбранному варианту задания на практику материала: анализ учебного дискурса; анализ лексическо-грамматичекого наполнения учебника по предмету; анализ степени готовности детей-инофонов к сдаче ЕГЭ.
Содержание практики
1. Посещение 6 уроков в полиэтническом классе по направлению руководителя практики от учебного заведения – места прохождения практики, любой предмет (заполняются бланки №№ 1, 2, 3 – одна и та же форма для всех вариантов практики). 2. Выполнение одного из вариантов учебно-исследовательской практики (заполняются бланки .№ 4 – разные формы для каждого варианта практики).
Технологическая карта
Смежные дисциплины по учебному плану:Технологии методики обучения, современный русский язык, этнолингвистика, компьютерная лингводидактика, лингвострановедение, религиоведение | ||||||||||
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам)Ожидаемый результат | Задание по проверке качества знаний | Аудит. или внеаудит., сам. работа | Мин к-во бал. | Макс к-во бал. | ||||||
1. Знает и понимает основные понятия курса «Технологии методики обучения» 2. Знает и понимает основные понятия курса «Современный русский язык»» 3. Знает принципы организации лексического минимума по РКИ из курса «Технологии методики обучения РКИ и РКН» | 1. Тестирование 2. Тестирование 3. Выполнение индивидуального задания | 1. Аудиторная 2. Аудиторная 3. Внеаудиторная | ||||||||
Умеет анализировать фонетические, лексические, грамматические ошибки инофонов | Выполнение индивидуального задания | Внеаудиторная | ||||||||
Итого: | ||||||||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине) | Задание по проверке качества знаний | Аудит. или внеаудит., сам. работа | Мин к-во бал. | Макс кол-во бал. | ||||||
Имеет представление об организации урока (планирование, написание, проведение) в полиэтническом классе | Письменный анализ посещённых уроков | Внеаудиторная | См. таблицу «Критерии оценки» для каждого варианта практики | |||||||
Знаетособенности методики преподавания русского языка как неродного, связанные с этнолингвистическими характеристиками контингента обучаемых | Письменный анализ посещённых уроков | Внеаудиторная | ||||||||
Умеет анализировать 1) коммуникативно-речевую ситуацию (КРС) на уроке и педагогический дискурс (ПД) на уроке и вне урока 2) школьный учебник 3) уровень владения инофонами русским языком как предметом | 1) письменный анализ КРС и ПД посещённых занятий 2) письменный анализ учебника и особенностей работы с ним на посещённых занятиях 3) письменный анализ уровня владения инофонами русским языком как предметом в сравнении с носителями языка на посещённых занятиях | Самостоятельная | ||||||||
Способенобобщать результаты наблюдений,делать выводы ипредлагать приёмы оптимизации обучения детей-инофонов в полиэтнической школе | 1. Выводы по результатам анализа в отчёте о практике 2.Выступление на заключительной конференции | 1. Самостоятельная 2. Аудиторная | ||||||||
Итого минимум: | ||||||||||
Всего с вводным модулем: | ||||||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ Ожидаемый результат | Задание по проверке качества знаний | Аудит. или внеаудит., сам. работа | Мин кол-во бал | Макс кол-во бал | ||||||
Составление словника (разговорника): К учебнику или К уроку или К внеурочной деятельности или К внешкольной деятельности | Словник (разговорник) | Самостоятельная | ||||||||
или Составление картотеки ошибок, характерных для носителей данного языка, и их анализ | Картотека ошибок с анализом | Самостоятельная | ||||||||
или Помощь студентам-волонтёрам (тестирование, проведение внешк. мероприятий и т.д.) | Отчёт об участии в волонтёрской работе | Внеаудиторная | ||||||||
Итого максимум: | ||||||||||
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 30 баллов.Неучастие в практике в назначенные деканатом сроки и в определённой кафедрой школе – самостоятельное прохождение практики в полиэтнической школе в сроки, определяемые деканатом.
Формы отчётности
Бланк № 1. Титульный лист
Отчёт об учебно-исследовательской практике студента _____ курса
отделения__________________ __________обучения_________________________________________________
Контактный телефон:_____________________ e-mail____________________
Сроки прохождения | |
Место прохождения | |
Руководитель от учебного заведения – места прохождения практики | |
Контактный телефон | |
Руководитель от кафедры |
ВАРИАНТ 1. «Педагогический дискурс»
Задание:
1. Посетить шесть уроков – в любом полиэтническом классе по любому предмету.
2. Дать общую характеристику урока.
3. Проанализировать педагогический дискурс на каждом уроке.
4. Проанализировать педагогический дискурс вне урока.
Базовый модуль
Представлены формы отчёта | Выполненный объём | Оценка |
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4.1, Бланк 4.2, | Полностью | отлично (75 баллов – максимум за базовый модуль в технологической карте) |
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4.1. | Анализировалась только одна коммуникативно-речевая ситуация «На уроке» | хорошо (50–74 балла за базовый модуль в технологической карте) |
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4.1, строки 1,2 | Отсутствует анализ ситуации 3. Ученик-учебник | удовлетворительно (25– 49 баллов за базовый модуль в технологической карте) |
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4.1, строка 1 | Отсутствует анализ ситуаций 2. Ученик-ученик и 3. Ученик-учебник | неудовлетворительно (0–24 балла – ниже минимума за базовый модуль в технологической карте) |
ВАРИАНТ 2. «Язык предмета»
Задание:
1. Выбрать предмет или группу предметов (гуманитарный цикл, естественнонаучный цикл и т.д.).
2. Выяснить у учителя, какие учебники используются по данному предмету (циклу) именно в этой школе.
3. Познакомиться в библиотеке с этими учебниками.
4. Посетить шесть уроков по выбранному предмету (циклу)
5. Дать общую характеристику урока.
6. Проанализировать, что в работе с учебником вызывает трудности у учеников-инофонов (внести в бланк № 3, пп.9-10)..
7. Проанализировать учебник.
Базовый модуль
Представлены формы отчёта | Выполненный объём | Оценка |
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 | Полностью | отлично (75 баллов – максимум за базовый модуль в технологической карте) |
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4, строки 1-4, столбцы 1–3 | Отсутствуют рекомендации по семантизации (столбец 4) | хорошо (50–74 балла за базовый модуль в технологической карте) |
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 строки 1-3 | Не выделена безэквивалентная лексика (строка 4) | удовлетворительно (25– 49 баллов за базовый модуль в технологической карте) |
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 строка 1 | Не выделен основной объём учебной лексики (строки 2-4) | неудовлетворительно (0–24 балла – ниже минимума за базовый модуль в технологической карте) |
вАРИАНТ 3. «русский язык как учебный предмет», «литература как учебный предмет»
Задание:
Студент посещает уроки русского языка и литературы в разных классах и оценивает, какие трудности в изучении предмета возникают у обеих категорий учащихся – носителей русского языка и инофонов. Это необходимо для того, чтобы понять, какие именно из этих трудностей вызваны недостаточным владением детьми-инофонами русским языком. Одновременно следует отметить, осознаёт ли это учитель-предметник, или же трудности, вызванные «инофоновостью», он расценивает как обычную «неуспеваемость» по предмету.
Базовый модуль
Представлены формы отчёта | Выполненный объём | Оценка |
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 строки 1–5 | Полностью | отлично (75 баллов – максимум за базовый модуль в технологической карте) |
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 строки 1–4 | Отсутствуют собственные выводы студента | хорошо (50–74 балла за базовый модуль в технологической карте) |
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 строки 1–3 | Отсутствуют собственные выводы студента Отсутствует анализ деятельности учителя | удовлетворительно (25– 49 баллов за базовый модуль в технологической карте) |
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 строки 1–2 | Отсутствуют собственные выводы студента Отсутствует анализ деятельности учителя Отсутствует анализ работы на уроке учеников-инофонов | неудовлетворительно (0–24 балла – ниже минимума за базовый модуль в технологической карте) |
Общие замечания
Цель практики – подготовка к прохождению производственной практики на следующем курсе. Главные задачипрактики: 1) получение знаний об особенностях учебного процесса в полиэтнической школе в результате анализа деятельности учителя и поведения учеников на уроке; 2) формирование умений анализа коммуникативно-речевой ситуации в школьном полиэтническом коллективе и сбор соответствующего выбранному варианту задания на практику материала: анализ учебного дискурса; анализ лексическо-грамматичекого наполнения учебника по предмету; анализ степени готовности детей-инофонов к сдаче ЕГЭ.
Содержание практики
1. Посещение 6 уроков в полиэтническом классе по направлению руководителя практики от учебного заведения – места прохождения практики, любой предмет (заполняются бланки №№ 1, 2, 3 – одна и та же форма для всех вариантов практики). 2. Выполнение одного из вариантов учебно-исследовательской практики (заполняются бланки .№ 4 – разные формы для каждого варианта практики).
Технологическая карта
Смежные дисциплины по учебному плану:Технологии методики обучения, современный русский язык, этнолингвистика, компьютерная лингводидактика, лингвострановедение, религиоведение | ||||||||||
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам)Ожидаемый результат | Задание по проверке качества знаний | Аудит. или внеаудит., сам. работа | Мин к-во бал. | Макс к-во бал. | ||||||
1. Знает и понимает основные понятия курса «Технологии методики обучения» 2. Знает и понимает основные понятия курса «Современный русский язык»» 3. Знает принципы организации лексического минимума по РКИ из курса «Технологии методики обучения РКИ и РКН» | 1. Тестирование 2. Тестирование 3. Выполнение индивидуального задания | 1. Аудиторная 2. Аудиторная 3. Внеаудиторная | ||||||||
Умеет анализировать фонетические, лексические, грамматические ошибки инофонов | Выполнение индивидуального задания | Внеаудиторная | ||||||||
Итого: | ||||||||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине) | Задание по проверке качества знаний | Аудит. или внеаудит., сам. работа | Мин к-во бал. | Макс кол-во бал. | ||||||
Имеет представление об организации урока (планирование, написание, проведение) в полиэтническом классе | Письменный анализ посещённых уроков | Внеаудиторная | См. таблицу «Критерии оценки» для каждого варианта практики | |||||||
Знаетособенности методики преподавания русского языка как неродного, связанные с этнолингвистическими характеристиками контингента обучаемых | Письменный анализ посещённых уроков | Внеаудиторная | ||||||||
Умеет анализировать 1) коммуникативно-речевую ситуацию (КРС) на уроке и педагогический дискурс (ПД) на уроке и вне урока 2) школьный учебник 3) уровень владения инофонами русским языком как предметом | 1) письменный анализ КРС и ПД посещённых занятий 2) письменный анализ учебника и особенностей работы с ним на посещённых занятиях 3) письменный анализ уровня владения инофонами русским языком как предметом в сравнении с носителями языка на посещённых занятиях | Самостоятельная | ||||||||
Способенобобщать результаты наблюдений,делать выводы ипредлагать приёмы оптимизации обучения детей-инофонов в полиэтнической школе | 1. Выводы по результатам анализа в отчёте о практике 2.Выступление на заключительной конференции | 1. Самостоятельная 2. Аудиторная | ||||||||
Итого минимум: | ||||||||||
Всего с вводным модулем: | ||||||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ Ожидаемый результат | Задание по проверке качества знаний | Аудит. или внеаудит., сам. работа | Мин кол-во бал | Макс кол-во бал | ||||||
Составление словника (разговорника): К учебнику или К уроку или К внеурочной деятельности или К внешкольной деятельности | Словник (разговорник) | Самостоятельная | ||||||||
или Составление картотеки ошибок, характерных для носителей данного языка, и их анализ | Картотека ошибок с анализом | Самостоятельная | ||||||||
или Помощь студентам-волонтёрам (тестирование, проведение внешк. мероприятий и т.д.) | Отчёт об участии в волонтёрской работе | Внеаудиторная | ||||||||
Итого максимум: | ||||||||||
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 30 баллов.Неучастие в практике в назначенные деканатом сроки и в определённой кафедрой школе – самостоятельное прохождение практики в полиэтнической школе в сроки, определяемые деканатом.
Формы отчётности
Бланк № 1. Титульный лист
Отчёт об учебно-исследовательской практике студента _____ курса
отделения__________________ __________обучения_________________________________________________
Контактный телефон:_____________________ e-mail____________________
Сроки прохождения | |
Место прохождения | |
Руководитель от учебного заведения – места прохождения практики | |
Контактный телефон | |
Руководитель от кафедры |
Бланк № 2. график посещения занятий в полиэтническом классе
(по направлению руководителя практикой от учебного заведения, любой предмет)
Студенты, которые получили «Трудовую книжку студента», этот бланк не заполняют. Все отметки о посещении уроков они делают в «Трудовой книжке студента».
Уроки | Дата посещения | Класс | Предмет | Отметка о посещении руководителя практикой со стороны учебного заведения |
Урок № 1 | ||||
Урок № 2 | ||||
Урок № 3 | ||||
Урок № 4 | ||||
Урок № 5 | ||||
Урок № 6 |