Методические указания студентам. Изучение курса «ТиМОБВС – Подвижные и Спортивные игры» осуществляется студентами в форме посещения лекций и практических занятий

Изучение курса «ТиМОБВС – Подвижные и Спортивные игры» осуществляется студентами в форме посещения лекций и практических занятий, а также самостоятельной работы.

Студент должен самостоятельно осуществлять поисково-библиографическую работу, изучая основную и или дополнительную литературу по изучаемой спортивно-педагогической дисциплине; анализировать ошибки техники выполнения изучаемых технических приемов игры; анализировать выполняемые средства в ходе учебного процесса как примеры конкретизации методики организации и обучения техническим приемам игры.

При сдаче практических нормативов студент должен выполнить технику оцениваемого технического приема в полном объеме изученных технических требований.

В ходе практических занятий, предусматривающих учебную практику студентов, студент демонстрирует не только усвоение теории курса, но и приобретает практические навыки публичного выступления и педагогической деятельности.

При выполнении контрольной работы, письменного опроса, сдаче зачета или экзамена студент должен грамотно, соблюдая нормы литературного языка, логически обоснованно и последовательно изложить материал каждого вопроса в билете.

В данном учебно-методическом комплексе приведены списки основной и дополнительной литературы различных видов спортивных игр, которую можно использовать при подготовке по каждой изучаемой теме.

Преподавание дисциплины «ТиМОБВС – Подвижные и Спортивные игры» предполагает выделение двух модулей, включающих различные виды спортивных игр.

Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины «Теория и методика подвижных и спортивных игр» осуществляется на основе включения в учебный процессзаданий для самостоятельной работы:

1. Составить конспекта фрагмента урока по обучению техническим приемам спортивной игры (конспекта включает средства обучения с формулировкой частных задач).

2. Составить конспект проведения подвижной игры по заданию (с формулировкой частных задач).

3. Изучение теоретического материала для сдачи зачета.

Форма написания конспекта:

№ п/п Частные задачи Средства Дозировка Методические приемы обучения, организации и воспитания
         

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:

ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,Санкт-Петербург»

Кафедра теории и методики спортивных игр

Конспект проведения подвижной игры

Тема задания:

Название:

Класс игры:

Педагогическая цель:

Место проведения:

Инвентарь:

Исполнитель:

Студент 2 курса,

Тренерского факультета, 102 группы

Петров Николай Иванович.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:

ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,Санкт-Петербург»

Кафедра теории и методики спортивных игр

Конспект фрагмента урока

Тема задания:

Место проведения:

Инвентарь:

Исполнитель:

Студент 2 курса,

Тренерского факультета, 102 группы

Петров Николай Иванович.

Учебная практика:

Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины «ТиМОБВС – Подвижные и Спортивные игры» осуществляется на основе включения в учебный процесс заданий по проведению подвижной игры по заданию.

Задания для проведения учебной практики по подвижным играм:

ИГРЫ В ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Игра, активизирующая детей, повышающая общий жизненный тонус.

Игра, развивающая отдельные группы мышц.

Игра, обучающая естественным способам движения: а – ходьбе; б – бегу; в – лазанью и перелезанью; г – прыжкам; д – ловле и передаче мяча.

Игра, успокаивающая дыхание и работу сердца ребенка.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В 1, 2, 3, 4 КЛАССАХ

Игра для подготовительной части урока с элементами строевых упражнений.

Игра для подготовительной части урока с элементами ОРУ.

Игра с речитативом для развития быстроты.

Игра для основной части урока с прыжками.

Игра для развития ловкости и координации движения.

Игра с бросками и ловлей мяча.

Игра для заключительной части урока на внимание.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В 5, 6, 7 КЛАССАХ.

Игра для подготовительной части урока с элементами ОРУ.

Игра для развития скоростно-силовых качеств и ловкости.

Игра для основной части урока на развитие быстроты.

Игра типа «задание» для основной части урока.

Игра преимущественно с прыжками в длину.

Игра с метанием на дальность.

Игра с метанием в цель.

Игра с подлезанием и перелезанием.

Игра с мячом (командная).

Игра, используемая в подготовке баскетболистов.

Игра, используемая в подготовке волейболистов.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В 8, 9 КЛАССАХ.

Игра, преимущественно с бегом на скорость.

Литейная эстафета с прыжками.

Встречная эстафета с бегом и прыжками.

Групповая эстафета с гимнастическими скамейками или набивными мячами.

Игра, преимущественно с метанием.

Игра для развития реакции и быстроты перемещения.

Эстафета с баскетбольными мячами, используемая в подготовке баскетболистов.

Игра, используемая в подготовке баскетболистов.

Игра, используемая в подготовке волейболистов.

Игра, используемая в подготовке футболистов.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В 10, 11 КЛАССАХ.

Игра для развития гибкости (для девушек).

Игра для развития силы (для юношей).

Игра для развития скоростной выносливости.

Игра для развития общей выносливости.

Групповая эстафета для развития силы и ловкости.

Эстафета с гимнастической скамейкой.

Игра, используемая в подготовке баскетболистов.

Игра, используемая в подготовке волейболистов.

Игра, используемая в подготовке футболистов.

Игра, используемая в подготовке гандболистов.

ИГРЫ ВО ВНЕУРОЧНЫХ, ВНЕШКОЛЬНЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ.

Игра на перемене для младшего дошкольного возраста.

Аттракцион для перемены.

Игра для дошкольного праздника.

Аттракцион для школьного праздника.

Игра для группы продленного дня.

ИГРЫ В ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА.

Игра для отбора в спортивную секцию.

Игра в занятиях по избранному виду спорта.

Игра, развивающая основные двигательные качества для избранного вида спорта.

Игра, способствующая восстановлению после интенсивной физической нагрузки.

НАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Народная и национальная игра для развития быстроты и быстроты реакции.

Народная и национальная игра для развития скоростно-силовых качеств.

Народная и национальная игра для развития силы.

Народная и национальная игра для развития выносливости.

Вопросы для контроля практических знаний по разделу

«Подвижные игры»:

Задание №1. Для проведения подвижной игры в 1 классе требуется водящий. Учитель задаёт вопрос: «Кто хочет водить?». Все ученики класса изъявляют желание стать водящими. В аналогичной ситуации в X классе желание стать водящим не высказывает ни один из учеников.

Охарактеризуйте каждую педагогическую ситуацию. Проанализируйте действия педагога; укажите способ решения проблемной ситуации.

Задание №2. После проведения командной игры «Перестрелка» учитель строит класс в одну шеренгу, подводит итоги: объявляет счет, отмечает лучших игроков. Однако, ученики слушают рассеянно, переговариваются, отвлекаются.

Охарактеризуйте педагогическую ситуацию. Проанализируйте действия педагога. Укажите способ решения проблемной ситуации.

Задание №3. На уроке физической культуры в 7 классе, стимулируя учебную деятельность подростков, преподаватель обещает провести подвижную игру. Ученики стараются работать и постоянно напоминают учителю о его обещании. За пять минут до окончания урока учитель проводит игру «Борьба за мяч» (командная игра, подготовительная к баскетболу). Цель игры еще не сутигнута, но время урока уже закончилось. Ребята просят учителя «доиграть» на перемене.

Охарактеризуйте педагогическую ситуацию. Проанализируйте действия педагога. Укажите способ решения проблемной ситуации.

Задание №4. В время подведения итогов эстафеты на уроке физкультуры в 6 классе учитель объявляет места, которые заняли команды при выполнении задания. Всего в игре приняло участие четыре команды по шесть человек. Ребята остались не согласны с распределением мест, и стали убеждать учителя в том, что он ошибся. В качестве основных доводов звучали следующие: «Они не выполняли правила. Мы делали лучше и т.д.». Педагог соглашается с доводами и определяет лучшей другую команду.

Охарактеризуйте педагогическую ситуацию. Проанализируйте действия педагога. Укажите способ решения проблемной ситуации.

Задание №5. При составлении конспекта для урока физкультуры во суром классе учитель планирует проведение подвижной игры в течении 15 минут. Основным содержанием игры является бег на скорость. Через 10 минут он замечает, что ученики сильно устали и стали терять интерес к игровым существям. Учитель заканчивает проведение игры до истечения запланированного времени.

Охарактеризуйте педагогическую ситуацию. Проанализируйте действия педагога. Укажите способ решения проблемной ситуации.

Задание №6. Накануне участья в ответственных соревнованиях занимающиеся обращаются к тренеру с просьбой провести вместо существляяого – игрового занятия (т.е. состоящее из подвижных игр). Рассмотрите две противоположные ситуации:

А – тренер соглашается,

Б – тренер категорически против.

Возможен ли другой способ решения?

Охарактеризуйте педагогическую ситуацию. Проанализируйте действия педагога. Укажите способ решения проблемной ситуации.

Задание №7. Для проведения семинара с воспитателями дошкольных учреждений на тему «Игра – спутник детства» необходимо составить план выступления и разработать его содержание.

Приведите примерный план выступления. Проанализируйте основные доводы

Задание №8. Учитель организует проведение игры на перемене с учащимися 1 класса. Желание участвовать в игре изъявляют только восемь из двадцати пяти учеников.

Охарактеризуйте педагогическую ситуацию. Проанализируйте действия педагога. Укажите способ решения проблемной ситуации.

Задание №9. Во время проведения общеразвивающих упражнений на уроке физкультуры в начальных классах по различным причинам у учащихся возникает утомление, снижается интерес к занятию. Для восстановления дисциплины педагог проводит подвижную игру.

Охарактеризуйте педагогическую ситуацию. Проанализируйте действия педагога. Укажите способ решения проблемной ситуации.

Задание №10. «Лапта» - игра составляющая часть культуры русского народа. Обоснуйте это утверждение. Какие факторы определяют значимость «Лапты» для практики физического воспитания.

Охарактеризуйте в целом игру «Лапта». Проанализируйте значение «Лапты» при выборе средств решения педагогических задач (Когда? Где? Возраст! И т.д.).

Задание №11. Объяснение является важным моментом при проведении подвижной игры. Какими правилами должен руководствоваться педагог при объяснении. Какие факторы влияют на объяснение подвижной игры.

Охарактеризуйте типовые педагогические ситуации. Проанализируйте действия педагога. Какие ошибки могут возникнуть при объяснении.

Задание №12. Для проведения подвижной игры играющие образуют круг, в центре которого находиться водящий.

Выберите оптимальную последовательность действий руководителя игры:

А: Сообщение названия игры => Объяснение => построение в И.П. => выбор водящего.

Б: Построение в И.П. => сообщение названия игры => объяснение => выбор водящего.

В: Сообщение названия игры => построение в И.П. => выбор водящего => объяснение.

Г: Ваш вариант.

Охарактеризуйте выбранную последовательность. Проанализируйте действия педагога для начала игры.

Задание №13. Проведение игры и контроль за действиями участников требует использования специальных сигналов. Какие сигналы использует руководитель в разных педагогических ситуациях.

Приведите пример типичных ситуаций. Проанализируйте действия педагога.

Задание №14. На одном из уроков физкультуры I четверти в 7 классе преподаватель проводит игру «Пятнашки мячом». Согласны ли вы с выбором педагога. Обоснуйте свой ответ.

Задание №15. Для проведения занятия по физическому воспитанию с дошкольниками педагог решает придумать новую подвижную игру. За основу он берет сюжет сказки. Продолжите последовательность действий учителя. Придумайте новую игру для дошкольников…..

Задание №16. Для проведения эстафеты преподаватель перестроил участников (32 человека), в четыре колонны, после чего начал объяснять ход, цель и правила игры. Занимающиеся задавали много вопросов, уточняя содержание задания, что заставляло педагога повторять объяснение вновь и вновь. Во время выполнения эстафеты участники допускали много ошибок…..

Проанализируйте ситуацию. Назовите возможные причины и ошибки, допущенные педагогом. Укажите решение педагогической задачи.

Задание №17. Вы являетесь инструктором и руководителем туристического похода. В состав участников входят юноши и девушки 18-19 лет. Во время очередного привала, кто-то из участников предлагает сыграть в какую-нибудь игру. После продолжительного обсуждения с этой просьбой группа неожиданно обращается к Вам…..

Проанализируйте педагогическую ситуацию. Определите последовательность действий руководителя.

Задание №18. Во время проведения подвижной игры участники ведут себя пассивно, двигаются вяло, задание выполняют неохотно. Такое состояние не является следствием физического утомления. Руководитель наблюдает и досрочно заканчивает проведение игры словами: «Не хотите играть – как хотите!».

Проанализируйте педагогическую ситуацию. Прав ли учитель, делая такой вывод. Укажите способ решения проблемной ситуации.

Задание №19. Во время прогулки в группе продленного дня преподаватель проводит подвижную игру «Охотники и утки» (с выбыванием).

Проанализируйте действия педагога по выбору игры и определите соответствие условиям проведения. Дайте необходимые рекомендации.

Задание №20.Для активизации эмоционального и физического состояния занимающихся педагог начинает урок с проведения подвижной игры. Игра большой интенсивности, продолжается 15 минут. Участники игры, подростки 12-13 лет, обсуждают игру до конца урока. Жестами, мимикой, восклицаниями они подтверждают, что игра вызвала большой интерес и очень понравилась.

Охарактеризуйте описанную ситуацию. Оцените действия педагога.

Задание №21. Перечислите и проанализируйте ошибки, допускаемые студентами в качестве руководителя игры, на занятиях по дисциплине «Подвижные игры».

Задание №22. В каких случаях для проведения игры необходимы помощники руководителя игры. Опишите их функции и значение для педагогического процесса. Опишите типичную проблемную ситуацию, связанную с необходимостью назначения помощников.

Задание №23. При проведении подвижной игры «Пятнашки» в 1 классе, водящий долго не может запятнать следующего игрока. В физическом отношении он слабее, чем остальные. Детям это надоедает, они начинают подсмеиваться над неудачником.

Какой способ решения педагогической ситуации будет адекватным в данном случае. Проанализируйте ответ.

Задание №24. Чем руководствуется педагог при выборе и проведении подвижных игр на уроках физической культуры в 3 классах.

Проанализируйте действия учителя.

Задание №25. При проведении подвижной игры в 8 классе учитель в резкой форме делает замечания игрокам, указывая на допущение нарушения. Ошибки допускаются вновь, и руководитель называет учеников «неповоротливыми», «ленивыми», «глупыми».

Какое продолжение могут иметь описанные действия. Обоснуйте ответ.

Задание №26. За плохую дисциплину на занятии во 2ом классе учитель наказывает учеников и отменяет запланированную игру. Вместо этого он проводит строевые упражнения: ходьбу, остановки, повороты. Дисциплина восстановлена.

Согласны ли Вы с принятым решением. Проанализируйте ситуацию и обоснуйте свой ответ.

Задание №27. Можно ли использовать подвижные игры на занятиях по физической подготовке «пожарных».

Обоснуйте свой ответ. Дайте характеристику подвижным играм. Перечислите профессии, требующие специальной подготовки в виде подвижных игр.

Задание №28. Согласны ли Вы с утверждением, что любая подвижная игра может оказывать воспитывающее воздействие на личность занимающихся. Каким образом это происходит. Приведите пример и проанализируйте его.

Вопросы к промежуточной аттестации:

«Подвижных игры»

1. История возникновения и развития подвижных игр.

2. Характеристика понятий в подвижных играх: содержание игры, форма игры, методические особенности игры.

3. Классификация подвижных игр.

4. Методика организации и проведения подвижных игр.

5. Определение понятий «спортивные» и «подвижные» игры. Отличие подвижных игр от спортивных игр.

6. Место подвижных игр в различных звеньях системы физического воспитания.

7. Значение подвижных игр в системе спортивной подготовки.

8. Некомандные, переходные и командные подвижные игры. Характеристика, примеры.

9. Эстафеты: определение, классификация, примеры.

10. Влияние структуры урока на содержание и проведение подвижной игры.

11. Методика и организация проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста.

12. Методика и организация проведения подвижных игр в младших классах школы.

13. Методика и организация проведения подвижных игр в средних классах школы.

14. Методика и организация проведения подвижных игр в старших классах школы.

15. Методика и организация проведения подвижных игр в учебно-тренировочных занятий по различным видам спорта.

«Баскетбол»

1. История возникновения и развития баскетбола.

2. Классификация техники баскетбола.

3. Классификация тактики баскетбола.

4. Стойки и передвижения в баскетболе.

5. Классификация передач в баскетболе.

6. Техника передачи двумя руками от груди в баскетболе. Методика обучения.

7. Техника передачи одной рукой от плеча в баскетболе. Методика обучения.

8. Техника ловли мяча в баскетболе. Методика обучения.

9. Техника ведения мяча в баскетболе. Методика обучения.

10. Техника броска одной рукой от плеча в баскетболе. Методика обучения.

11. Техника броска мяча в движении из-под щита в баскетболе. Методика обучения.

12. Техника броска мяча одной рукой в прыжке в баскетболе. Методика обучения.

13. Классификация тактики нападения в баскетболе.

14. Классификация тактики защиты в баскетболе.

15. Современные тенденции развития баскетбола.

«Волейбол»

1. История возникновения и развития волейбола.

2. Классификация техники волейбола.

3. Классификация тактики волейбола.

4. Стойки и передвижения в волейболе.

5. Классификация подач в волейболе.

6. Техника нижней прямой подачи в волейболе. Методика обучения.

7. Техника верхней прямой подачи в волейболе. Методика обучения.

8. Классификация передач в волейболе.

9. Техника передачи двумя руками сверху в волейболе. Методика обучения.

10. Техника передачи двумя руками снизу в волейболе. Методика обучения.

11. Техника прямого нападающего удара в волейболе. Методика обучения.

12. Техника одиночного блокирования в волейболе. Методика обучения.

13. Система нападения в волейболе со второй передачи игрока передней линии.

14. Система нападения в волейболе со второй передачи выходящего игрока задней линии.

15. Система защиты “Углом вперед” в волейболе.

16. Система защиты “Углом назад” в волейболе.

17. Общая характеристика игры волейбол.

«Гандбол»

1. История возникновения и развития гандбола.

2. Классификация техники гандбола.

3. Классификация тактики гандбола.

4. Классификация техники игры вратаря в гандболе.

5. Классификация тактики игры вратаря в гандболе.

6. Стойки, передвижения, остановки, повороты в гандболе.

7. Классификация передач мяча в гандболе.

8. Классификация бросков мяча в гандболе.

9. Техника передачи мяча согнутой рукой сверху в гандболе. Методика обучения.

10. Техника ловли мяча двумя руками в гандболе. Методика обучения.

11. Техника ведения мяча в гандболе. Методика обучения.

12. Техника броска мяча согнутой рукой сверху в прыжке в гандболе. Методика обучения.

13. Техника одиночного блокирования в гандболе. Методика обучения.

14. Техника финтов в гандболе. Методика обучения.

15. Техника заслонов в гандболе. Методика обучения.

16. Система стремительного нападения (отрыв, быстрый прорыв) в гандболе.

17. Система персональной защиты в гандболе.

18. Система позиционного нападения 3:3; 4:2 в гандболе.

19. Система позиционной защиты 6:0; 5:1; 5+1; 4:2 в гандболе.

Наши рекомендации