Педагогической и технологической практики
СБОРНИК ПРОГРАММ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
030500.04 «Профессиональное обучение (дизайн)»
Мурманск
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Рецензенты: И.А. Архип, проректор по учебной работе, профессор (МГПУ);
И.А. Сергеева, начальник отдела инспектирования, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации комитета по образованию Мурманской области, доцент, кандидат педагогических наук.
Редактор: Н.В. Локоть,доцент, кандидат физико-математических
наук
Сборник программ педагогической и технологической практики для студентов факультета технологии и дизайна специальность 030500.04 «Профессиональное обучение (дизайн)» – Мурманск: МГПУ, 2005. – 31 с.
© Мурманский государственный
педагогический университет (МГПУ), 2005
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практика в профессиональной подготовке учителя.
Решающим и необходимым условием организации практической подготовки являются разносторонняя ориентация будущего учителя и педагога профессионального образования на все сферы педагогической деятельности:
- учебную деятельность учащегося и ее методическую оснащенность,
- собственно воспитательное воздействие и его организацию,
- исследовательско - поисковую работу и овладение ее методикой,
- технологическую подготовку будущего специалиста.
Условием формирования педагогической деятельности выступает развитие у будущего учителя педагогического самосознания и личной и профессиональной позитивной Я-концепции.
Внедрение многоуровневой и многоступенчатой подготовки студентов факультета Технологии и дизайна позволяет дифференцированно подойти к подготовке специалистов с разным довузовским образованием (на базе одиннадцатых классов и после окончания пед. колледжа) через очную, заочную формы обучения, которые, безусловно, вносят коррекцию в продолжительность, сроки и содержание разных видов практик.
В процессе практической подготовки студенты должны приобрести основные профессионально-педагогические и технологические умения:
проектировочно - прогностические: умение прогнозировать развитие и воспитание личности ученика, результаты определенных педагогических воздействий, умение ставить цели и формулировать задачи педагогической деятельности, умение планировать и составлять план работы в классе и др.;
организаторские: умение организовывать разные виды деятельности с учащимися и родителями, умение организовывать свою деятельность, умение организовывать рабочее место и др.;
методические: владение методами и приемами работы с учащимися, умение осуществлять индивидуальный подход, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность и др.;
диагностические: умение изучать личность ученика и педагога, условия и оснащенность педагогического процесса, педагогическую документацию, умение анализировать деятельность учащихся и учителя, результаты детской творческой деятельности, умение разработать тест, диагностическую карту, умение определять уровень развития ученика, составлять психолого-педагогическую характеристику и др.;
защитные: умение создавать благоприятные условия для здорового образа жизни, умение создавать положительный эмоциональный климат, умение охранять нервную систему, оказывать первую медицинскую помощь и др.;
коммуникативные: умение целенаправленно организовывать общение и управлять им, умение публично выступать перед коллективом педагогов, родителями, умение разрешать конфликтные ситуации, умение управлять своим поведением и настроением, умение четко и убедительно выражать свои мысли и др.;
исследовательские: умение составить персонифицированный план развития, обучения, воспитания, владение исследовательскими методами в профессиональной деятельности, умение изучать, обобщать передовой педагогический опыт, владение педагогической рефлексией и др.;
коррекционные: умение вести коррекционную работу с детьми, педагогами, родителями;
технологические: практически освоить производственно-технологические функции профессиональнойдеятельности в сфере дизайна и технологии.
Выпускник факультета Технологии и дизайна должен вписаться в инновационный режим современных образовательных учреждений и средних специальных профессиональных учебных заведений, быть ориентированным на творчество, педагогическую импровизацию, поиск новых методов и форм воспитания и обучения, быть готовым к экспериментально-поисковой, художественно-творческой работе, как с отдельным учеником, так и в классе в целом, владеть основными технологическими приемами, иметь представление о структуре управления предприятием, о производственном процессе, технологии выполнения вещей.
Представленные в сборнике материалы позволят студентам обеспечить эффективность целей и задач каждого вида практики.
Сроки проведения практики
Первая педагогическая практика студентов по специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» проводится на 4 курсе в 8 семестре. Продолжительность практики 5 недель.
Общая схема анализа урока
v Дата посещений. Ф.И.О. преподавателей и (мастеров).
v Темы уроков, № групп. Профессия или специальность, по которой обучаются учащиеся.
v Методика уроков:
Показать типичное и нестандартное, новое, единичное, характерное в технологии уроков, проводимых разными преподавателями, мастерами производственного обучения по вопросам:
• постановка и уровень достижения целей урока;
• методика отбора структурирования, логического построения содержания учебного материала;
• отбор и содержание объектов труда (только для производственного обучения);
• методика актуализации знаний учащихся;
• методика изложения, закрепления нового материала;
• методика контроля и оценки знаний и умений учащихся;
• используемые дидактические средства и наглядные пособия;
• методика реализации индивидуального подхода, самостоятельности поисково-творческой деятельности учащихся;
• отношение учащихся к уроку, их активность и интерес;
• идеи, целенаправленно реализуемые преподавателем (мастером);
• выводы.
4. Подготовить традиционные уроки теоретического и производственного обучения.
Организация деятельности студентов
Для уроков теоретического обучения:
• у преподавателя одной из учебных дисциплин учебного плана получить и уточнить темы уроков;
• изучить место урока в системе уроков по данной дисциплине;
• выделить знания и умения, формируемые на данном уроке;
• сформулировать цели и задачи урока;
• в соответствии с целями и задачами урока осуществить отбор учебного материала для урока;
• отобрать материал для актуализации знаний и умений и продумать методику этапа актуализации знаний;
• продумать методику изложения, закрепления нового материала;
• обработать содержание учебного материала в соответствии с задуманной методикой изложения и закрепления;
• продумать методику контроля оценки знаний и умений на уроке;
• написать план-конспект урока;
• разработать или отобрать, требуемые для урока, дидактические и наглядные материалы: раздаточный материал, контрольные вопросы, иллюстрационный материал, другие средства наглядности.
Для урока производственного обучения:
• получить и уточнить темы уроков у мастера производственного обучения;
• изучить место урока в системе уроков по предмету;
• выделить знания и умения, формируемые на данном уроке;
• сформулировать цели и задачи урока;
• в соответствии с целями и задачами урока осуществить анализ и отбор объектов производственного обучения (деталей). Если они имеются, то установить соответствие объектов производственного обучения со знаниями и умениями, формируемыми на уроке;
• проанализировать и определить дидактически более рациональную
технологию обработки детали;
• проанализировать содержание трудовых операций, приемов, действий, необходимых для осуществления выбранной технологии обработки детали;
• установить перечень необходимых средств и условий труда: оборудования, приспособлений, инструментов, режимов обработки и норм времени;
• продумать методику актуализации умений;
• продумать методику объяснения и показа новых приемов и действий;
• продумать методику упражнений в выполнении новых операций, приемов, действий;
• разработать инструкционно-технологическую документацию или проанализировать имеющуюся и установить ее соответствие целям и задачам урока и содержанию учебного материала;
• разработать методику текущего инструктажа;
• определить критерии оценки работ учащихся;
• продумать методику заключительного инструктажа;
• написать план и конспект урока;
• подобрать или разработать, используемые на уроке, дидактические и наглядные материалы.
5. Подготовленные планы, конспекты уроков обсудить с преподавателем, мастером.
6. Провести серию традиционных уроков теоретического и производственного обучения
7. Проанализировать, осмыслить проведенные уроки.
Ответить на вопросы:
• достигаю ли я поставленных целей;
• удовлетворен ли я моими уроками;
• что больше и лучше всего мне удается: методика актуализации, изложения нового материала, закрепления; отбор материала; установление контакта с учащимися; организация и проведение урока; активизация деятельности учащихся; что еще?;
• что мне не удается частично, а что совсем не получается;
• удается ли достигнуть понимания учащимися материала, интереса к уроку, положительного отношения учащихся к себе;
• что нужно еще раз продумать в методике, изменить; в чем найти новые
решения;
• какие проблемы на основании анализа я могу сформулировать;
• какие идеи могли бы решить эти проблемы.
Все мысли, идеи, трудности, впечатления зафиксировать в дневнике.
8. Подготовить уроки теоретического производственного обучения с использованием активных методов.
К активным методам обучения, как известно, относятся методы, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся, включающие их в активное взаимодействие с преподавателем, мастером производственного обучения и друг с другом. Это могут быть методы игрового, проблемно-поискового, дискуссионного характера, использование опорно-логических конспектов и листов, тестовый контроль знаний, включение в методику урока элементов деловых, имитационных игр, учебных конференций, решение разноуровневых задач, выполнение индивидуализированных заданий и т.д.
Подготовка к уроку включает кроме вопросов, перечисленных в п. 3 (подготовка традиционного урока):
• выбор активного метода обучения для данного урока;
• продумывание замысла урока с использованием этого метода;
• построение (изменение, адаптирование) содержания учебного материала с учетом применяемого метода;
• определение хода и процедуры реализации метода;
• определение этапов урока, на которых будет «работать» метод;
• разработка дидактических материалов, необходимых для реализации метода: дидактические тесты, сценарии игр, раздаточный материал, задачи, тесты, вопросы к эвристической беседе, инструкции и т.д.;
• проведение серии уроков теоретического и производственного обучения с использованием различных активных методов обучения;
• самоанализ проведенных уроков в соответствии с п.6.;
• оформление для отчета конспекта и плана трех наиболее интересных
уроков с использованием активных методов обучения (один урок производственного обучения, два урока теоретического обучения);
• оформление для отчета дидактических материалов, специально разработанных для этих уроков с целью реализации активных методов.
Ожидаемые результаты
Пройдя педагогическую практику, студент должен знать:
· способы закрепления, углубления и развития знаний и умений, полученных по техническим, психолого-педагогическим и другим дисциплинам, системного их применения в практической деятельности;
· дидактико-методические, организаторские, воспитательные, производственно-технологические функции профессионально-педагогической деятельности;
По окончании педагогической практики студент должен уметь:
· осуществлять процесс обучения с ориентацией на современные задачи обучения, воспитания и развития личности учащихся, а также с учетом специфики предмета;
· целенаправленно отбирать и применять формы, методы, приемы и
средства профессионального обучения ;
· владеть разными приемами изложения учебного материала;
· планировать и осуществлять индивидуальную работу с учащимися;
· стимулировать внеурочную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных и психологических особенностей;
· анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования, осуществлять самоанализ проведенных уроков;
· самостоятельно подбирать и разрабатывать дидактические материалы, необходимые для организации учебных занятий и внеурочной деятельности
Педагогическая практика носит обучающий характер, поэтому предполагает значительную помощь студентам-практикантам со стороны учителей и методистов.
Перечень отчетной документации студентов-практикантов
В отчете излагаются содержание и выводы по результатам практики.
§ Краткая характеристика учебного заведения (место нахождения, кадровый состав, материальная база, характеристика учебной группы).
§ Дидактико-методическая работа.
• Обобщающий анализ посещенных уроков теоретического обучения.
• Обобщающий анализ посещенных уроков производственного обучения.
• Планы, конспекты двух уроков теоретического обучения с использованием активных методов и дидактические разработки к ним.
• План и конспект урока производственного обучения с использованием активных методов и дидактические разработки к уроку.
§ Воспитательная работа
• Анализ посещенного внеклассного мероприятия.
• Сценарий внеклассного мероприятия.
• Психологическая характеристика учащегося и рекомендации.
• Описание опыта использования одного из методов педагогического воздействия.
• Общие выводы и впечатления, рекомендации по организации педагогической практики.
Литература
Векслер С.И. Современные требования к уроку. – М., 1985.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.
Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.
Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.,1981.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980.
Кузьмина Н.В. и др. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1990.
Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Талин: Варгус, 1980.
Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1986.
Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя, - М., 1993.
Психические особенности слабоуспевающих школьников. – М., 1984.
Романцев Г.М., Хаматнуров Ф.Т. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище /Урал. Гос. Проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: УГППУ, 1997.
Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.
Фридман К.Н., Волков. Психологическая наука – учителю. – М., 1985.
Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.
Сроки проведения практики
Вторая педагогическая практика студентов по специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» проводится на 5 курсе в 9 семестре. Продолжительность практики 6 недель.
Целью второй педагогической практики является освоение и осмысление профессионально-педагогической деятельности на уровне системы преподавания и воспитания.
Задачи практики предусматривают:
• дальнейшее развитие у студентов организаторских, коммуникативных,
технико-технологических, дидактико-методических, воспитательных умений, характерных для будущей профессиональной деятельности;
• развитие у студентов исследовательского и творческого подхода к
учебно-воспитательному процессу в учебном заведении;
• поиск и становление индивидуального стиля деятельности у будущих
педагогов профессионального обучения.
Содержание и характер деятельности студентов
Дидактико-методическая работа предполагает последовательное выполнение студентами следующих видов работ:
• Изучение и анализ системы преподавания предмета.
Для анализа методической системы, реализуемой преподавателем предмета, необходимо ознакомиться и изучить программу предмета, перспективно-тематический план, методическое оснащение предмета побеседовать с преподавателем о задачах и месте предмета в подготовке рабочего, об идеях, концепции преподавания предмета (если есть), о подходах к разработке методичного обеспечения предмета, посетить уроки преподавателя.
Анализ осуществляется по представленной ниже схеме. Материалы анализа включаются в отчет студента по практике.
Схема анализа урока
1. Наименование предмета.
2. Ф.И.О. преподавателя.
3. Основные цели и задачи предмета, связанные с профессиональной подготовкой рабочего.
4. Цели и задачи предмета, связанные с воспитанием и развитием учащегося, общегражданской подготовкой.
5. Особенности содержания предмета. Для этого изучается программа предмета, устанавливаются логика построения программы, принципы, на основе которых осуществляется отбор информации. Особое внимание уделяется анализу содержания предмета, если программа предмета новая или корректированная и отличается от типовой программы.
Особенности и методика преподавания предмета:
• формы занятий, их структура, использование нетрадиционных форм занятий (деловые и имитационные игры, лекции, семинары, учебные конференции, «симпозиумы», совещания, «круглые столы» и т.д.), тематика занятий и особенности методики (описание) нетрадиционных форм;
• типичная для преподавателя методика проведения уроков: типы,
структура, характерные методы;
• наиболее интересные элементы уроков по предмету (средства наглядности, раздаточный материал, методы контроля, методика актуализации знаний, методика изложения материала, оснащение кабинета и т.д.)
Подходы к разработке методического обеспечения предмета:
• перечень методических материалов к предмету;
• подходы к разработке содержания и методики применения на занятиях:
а) контролирующих дидактических материалов;
б) слайдов, наглядно- иллюстрационных материалов;
в) опорных сигналов, листов, конспектов;
г) задач и практических заданий;
д) лабораторных работ и т.д.
Обобщение и описание идей, реализуемых преподавателем. Необходимо выделить и сформулировать идеи, которые преподаватель стремится реализовать при обучении своему предмету, дать их краткую характеристику и степень реализации.
Выводы практиканта.
1. Анализ методики производственного обучения
Анализ проводится по следующей схеме (материалы анализа оформляются в отчет):
• рабочая профессия, специальность;
• Ф.И.О. мастера производственного обучения;
• перечень целей и задач, реализуемых мастером производственного обучения при практической подготовке учащихся (цели обучения, воспитания и развития);
• характеристика особенностей процесса производственного обучения,
реализуемого мастером производственного обучения (получение нескольких профессий, широкопрофильная подготовка, модульное обучение, применяемая система производственного обучения, обучение на сложной продукции и т.д.);
• перечень учебно-производственных работ, эскизы деталей, принципы их отбора;
• характеристика методики, реализуемой мастером: формы организации производственного обучения, структура уроков, особенности проведения инструктажей, методики контроля;
• применяемая учебно-инструкционная документация: форма, содержание, примеры;
• отношение учащихся к производственному обучению, уровень их достижений;
• выводы.
2. Разработка и проведение системы уроков теоретического и производственного обучения.
Организация деятельности студентов
При разработке системы уроков необходимо выбрать тему из программы предмета по объему, достаточному для реализации системного подхода к урокам. При отборе темы студенту рекомендуется посоветоваться с руководителями практики (мастером производственного обучения, преподавателями училища и кафедры). Разработка системы уроков теоретического и производственного обучения должна осуществляться продуманно и последовательно.
Рекомендуется практиканту решить ряд задач по построению системы уроков:
• изучить и определить место и значимость темы предмета в подготовке учащихся;
• проанализировать содержание программы предмета по теме и разбить
его на уроки;
• определить и сформулировать цели и задачи по обучению, воспитанию и развитию учащихся, которые будут реализованы при изучении темы;
• выбрать основную идею преподавания темы.
Идея может быть самой разнообразной, но она должна быть направлена на наилучшее достижение поставленных целей и задач. Идея может быть связана с отбором содержания учебного материала, оригинальным, проблемным, занимательным его конструированием, не традиционностью подачи информации и т.д. Идея может относиться к процессу обучения: активизации учения, развивающее обучение, модульное обучение, демократичность отношений, интегративные уроки, уровневый подход, моделирование и имитирование будущей профессиональной деятельности, индивидуализация и т.д.
Желательно остановиться на одной идее и стремиться наиболее эффективно ее реализовать:
• продумать, как реализовать идею: на каких уроках, как и какими
средствами будут развиваться от урока к уроку цели, задачи и идеи;
• осуществить отбор информации для уроков (а также объектов производственного обучения для уроков производственного обучения);
• продумать методику уроков;
• продумать средства наглядности, ТСО, дидактические материалы, необходимые для уроков;
• описать подход к разработке дидактических материалов для уроков;
• разработать планы, конспекты и необходимые дидактические материалы;
• провести уроки теоретического и производственного обучения по разработанным системам.
Ожидаемые результаты
· Необходимо провести 6-10 уроков теоретического, 3-6 уроков производственного обучения, осмыслить проведенные уроки;
· проанализировать степень реализации целей, правильность принятых и реализованных методических решений, характер трудностей; выявить у себя умения, которые необходимо совершенствовать и развивать.
· провести внеклассное мероприятие, осмыслить и проанализировать выполнение поставленных целей и задач воспитательного мероприятия.
Формы отчётности
1. Краткая характеристика учебного заведения, где осуществляется практика.
2. Анализ системы преподавания предмета.
3. Анализ методики производственного обучения.
4. Описание разработанной студентом-практикантом системы уроков теоретического и производственного обучения.
5. Анализ воспитательной работы мастера производственного обучения
в группе.
6. Анализ воспитательного мероприятия и средств педагогичного воздействия для решения проблем развития и воспитания. Приложить сценарий одного воспитательного мероприятия.
7. Приложения, которые студент считает необходимыми для отчета.
8. Выводы практиканта.
Итоговая аттестация
Педагогическая практика на 5 курсе студентов факультета технологии и дизайна завершается итоговой конференцией. Студенты получают по результатам практики (при полностью сданной документации) дифференцированный зачёт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
1.Оценка «отлично» ставится, если:
• урок достаточно насыщен материалом, проведен на высоком методическом уровне;
• на уроке применяются сочетания различных форм и методов работы;
• учащиеся привлекаются к активному участию в изучении материала;
• практикант систематически работает со всеми учащимися;
• наглядные пособия использованы в полной мере;
• студент умело сочетает работу с вызванным к доске учеником и работой всей группы;
• вопросы ставятся четко, неточности в ответах учащихся исправляются;
• оценки за работу учащихся ставятся верно, соответствующим образом аргументируются;
• цель урока достигнута;
• дисциплина отличная.
2. Оценка «хорошо» ставится, если:
• урок проведен на достаточно высоком методическом уровне;
• наглядные пособия используются в полной мере;
• учащиеся достаточно активно работают на уроке;
• практикант систематически работает со всеми категориями учащихся;
• ошибок в изложении учебного материала нет, имеются некоторые неточности;
• цель урока достигнута;
• дисциплина хорошая.
3. Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
• допущены недочеты в изложении учебного материала;
• ошибок по ходу урока нет;
• цель урока достигнута не полностью;
• имеются недостатки методического характера;
• дисциплина учащихся удовлетворительная.
• Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
• допускаются ошибки теоретического и методического характера;
• урок не достиг цели;
• материал учащимися усвоен плохо или совсем не усвоен;
• дисциплина плохая.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТА
По результатам педагогической практики проводится дифференцированный зачет, к которому практикант должен предоставить всю отчетно-методическую документацию,
Руководитель педагогической практики от выпускающей кафедры университета выставляет зачет за педагогическую практику каждому студенту, учитывая при этом оценки за проведение уроков по общепрофессиональным дисциплинам и производственному обучению, оценки за воспитательную работу и психолого-педагогическую характеристику учащихся, поставленные преподавателями.
Оценка «отлично» ставится, если студент:
• серьезно относился к работе;
• при подготовке уроков обнаружены знания предмета и методики его
преподавания;
• проявил самостоятельность;
• все проведенные им уроки и воспитательные мероприятия получили
только отличную и хорошую оценки.
Оценка «хорошо» ставится, если студент:
• добросовестно относился к работе;
• при подготовке уроков обнаружил знание предмета и методики его
преподавания;
• проявил самостоятельность;
• большинство уроков и воспитательных мероприятий проведено с
оценками «отлично» и «хорошо».
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:
• добросовестно относился к работе;
• при подготовке уроков требовалась серьезная помощь со стороны преподавателей.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:
• не проявил серьезного отношения к работе;
• обнаружил недостатки в знаниях предмета и методики его преподавания;
• три проведенных им урока получили неудовлетворительную оценку;
• студент имел нарушения учебно-трудовой дисциплины;
• итоги практики обсуждаются на заседании выпускающей кафедры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВНЕУЧЕБНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1) Дата, курс, группа (специальность), кто проводит (Ф.И.О.).
2) Тема.
3) Воспитательные цели и задачи мероприятия, соответствие их потребности и особенностям учащихся.
4) Подготовительная работа, разработка плана, использование методической литературы, роль и место учащихся в подготовке мероприятия.
5) Содержание мероприятия (излагается в программе, плане, конспекте
или сценарии). Образовательная и воспитательная ценность материала. Какие знания, умения и навыки приобрели учащиеся при подготовке и проведении мероприятия.
6) Методы воспитания (беседа, рассказ, дискуссия и т.д.) Доступность
материала, как проявилась самостоятельность и активность учащихся. Эмоциональная насыщенность мероприятия.
7) Отзывы учащихся о проведении мероприятия.
8) Анализ, вывод, заключение. Педагогическая эффективность, положительные стороны и недочеты при проведении мероприятия.
9) Пожелания и предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1) Примерное содержание плана-конспекта
2) Психолого-педагогическое обоснование выбора темы и формы занятия. Учет возрастных особенностей учащихся. Место этого мероприятия в воспитательной работе.
3) Воспитательные цели мероприятия.
4) Подготовка мероприятия, участие учащихся в его подготовке.
5) Содержание и ход мероприятия с методическим обоснованием отбора материала.
6) Анализ, заключение и выводы. В этом разделе сам студент-практикант дает развернутый анализ проведенного им мероприятия с указанием его педагогической эффективности.
7) Перечень литературы с указанием выходных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
1. Общие сведения о группе: количество учащихся юношей и девушек, возраст, социальный состав учащихся, профессия, специальность.
Метод: изучение документов.
2. Учебная деятельность группы:
а) успеваемость, причины неуспеваемости, взаимопомощь в учебе, борьба за повышение успеваемости;
б) отношение учащихся к учебе, к различным учебным дисциплинам, домашним заданиям;
в) дисциплина в группе на различных предметах, уроках производственного обучения. Влияние отдельных учащихся на состояние дисциплины, методы работы с нарушителями дисциплины.
Методы: изучение документов, наблюдение, беседа.
3. Производственное обучение и общественно-полезный труд: отношение к труду, к овладеваемой профессии; качества личности, необходимые для успешного овладения профессией; участие групп в различных видах общественно-полезного труда, энтузиазм и пассивность учащихся при выполнении общественно-полезного труда.
Методы: включенное наблюдение, изучение продуктов деятельности.
4. Официальная структура группы: распределение общественных поручений, краткая характеристика членов актива группы, занятия учащихся в кружках технического творчества, спортивных секциях, художественной самодеятельности, общественные дела группы и их направленность.
Метод: изучение документов.
5. Межличностные отношения в группе:
а) система личных взаимоотношений между учащимися, неофициальные
лидеры, изолированные и нейтральные, наличие группировок и их состав, дружеские пары и их характеристика;
б) психологический климат в группе, требовательность друг к другу в учебных делах, отношение к аморальным поступкам. Обсуждение антиобщественных явлений, требовательность к себе, эмоциональный фон группы, настроение в учебе, труде, общественных мероприятиях;
в) традиции в группе: проведение массовых мероприятий, вечеров отдыха.
Методы: беседа с учащимися, мастером производственного обучения, анкетирование.
6. Жизнь учащихся группы вне училища: посещение кино, театров, музеев, чтение художественной литературы, тематика, культурные запросы, включая моду.
Методы: беседа с учащимися, мастером производственного обучения, анкетирование.
7. Руководство группой мастера производственного обучения: личность мастера, образование, стаж; его отношение к группе, учебным и внеучебным мероприятиям; связь с родителями; авторитет мастера среди учащихся; знание индивидуальных особенностей учащихся; умение управлять группой.
Методы: беседы со старшим мастером, наблюдение.
Общие выводы и рекомендации по дальнейшей работе с группой.
Литература
Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М., 1992.
Векслер С.И. Современные требования к уроку. – М., 1985.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.
Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.
Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.,1981.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980.
Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий. – М., 1989.
Кузьмина Н.В. и др. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1990.
Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Талин: Варгус, 1980.
Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1986.
Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя, - М., 1993.
Психические особенности слабоуспевающих школьников. – М., 1984.
Романцев Г.М., Хаматнуров Ф.Т. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище /Урал. Гос. Проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: УГППУ, 1997.
Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.
Фридман К.Н., Волков. Психологическая наука – учителю. – М., 1985.
Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.
Ожидаемые результаты
В итоге студент должен научится организовывать и контролировать технологический процесс и процесс проектирования в учебно-производственной мастерской и на производстве.
Выполнить под руководством руководителя практики от предприятия комплекс работ согласно квалификационной характеристики.
Выполнить индивидуальное задание, выданное руководителем выпускающей кафедры.
Заполнить дневник, написать отчет по результатам практики.
Формы отчётности
Дневник
Является обязательным документом при прохождении технологической практики. К нему прилагается индивидуальное задание, сформулированное в виде вопросов для решения производственно-технических задач. В дальнейшем студент должен ежедневно заносить в дневник информацию о проделанной работе, указывать материалы, которые использовал для выполнения производственного задания, перечень работ, проделанных за день. В конце практики руководитель от предприятия делает отзыв-заключение с оценкой о работе студента-практиканта и записывает его в дневник. Подпись руководителя заверяется печатью того предприятия, на котором он работает.
Об