Но нельзя не видеть и достаточно сложно устраняемые недостатки и проблемы в применении активных методов обучения на практике (см. таблицу 6).
Таблица 6
Преимущества и недостатки активных методов обучения
Преимущества | Недостатки |
Параллельное решение проблем воспитания и обучения. Формируются личностные новообразования такие, как умение творчески учиться. | Большинство требует очень много времени Трудно укладываются в лекционно-семинарскую систему организации учебного процесса. Повышенные требования к мастерству педагога |
Достаточно актуальной остается вопрос о классификации активных методов обучения.
Классификация В.Я. Ляудис.
· программированное обучение;
· проблемное обучение;
· интерактивное (коммуникативное обучение).
Такой же классификации придерживается и Б.Ц. Бадмаев (с учетом того, что методы, в которых реализуются идеи П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, учитывать в первой группе данной классификации, т.е. в методах программированного обучения)
2. Классификация Г.М. Коджаспировой. К активным методам обучения относятся:
1) деловая игра,
2) драматизация,
3) театрализация,
4) синектика,
5) инверсия,
6) мозговая атака,
7) метод фокальных объектов,
8) метод дискуссии,
9) метод эвристических вопросов,
10) метод морфологического анализа,
11) игровое проектирование,
12) имитационный тренинг,
13) психотехнические игры и тренинги,
14) организационно - деловые игры (ОДИ),
15) организационно-мыслительные игры (ОМИ) и др.
Классификация по С.Д. Смирнову.
1) дискуссионные методы;
2) сензитивный тренинг;
3) игровые методы;
4) проблемные методы: пример метод кейсов.
Классификация по И.П. Подласому.
И.П. Подласый выделяет ряд интерактивных методов, по смыслу это активные методы обучения. Они представлены в таблице 7.
Таблица 7
Интерактивные методы
Основные интерактивные методы | Модификации интерактивных методов |
Дискуссии Тренинги Игры | Лекции-дискуссии Тренинги Обсуждения с «открытыми выводами» Беседы с «незаконченными выводами» Анализ альтернатив Работа в парах, тройках, малых группах «Мозговой штурм» Соревнования Отстаивание своей позиции любыми способами Игры по правилам и без правил. Реклама собственных проектов «Навязывание» мнений |
Игровые методы в учебном процессе
Рассмотрим несколько определений деловой игры (ДИ), каждое из которых подчеркивает одну из ее сторон.
ДИ - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
Деловую игру можно рассматривать как новую область деятельности и научно-технического знания, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач.
В деловой игре отражаются реальные взаимосвязи…ситуации, которые имели место в прошлом, наблюдаются сейчас или могут образоваться в будущем.
ДИ - воспроизведение деятельности руководителей и специалистов на предприятиях…, причём воспроизведение в условной обстановке при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.
ДИявляется моделью реальной трудовой деятельности человека. В деловой игре воспроизводится, в их существенных компонентах, деятельность того или иного работника и социальная ситуация, в которой эта деятельность развертывается.
Деловые игры уже доказали свою эффективность не только среди различных категорий работников предприятий, но и в учебных заведениях, властных структурах, общественных и иных организациях.
Деловая игра обращена на моделирование социально-производственной стороны жизни и деятельности участников.
Главная цель деловой игры – перестройка и развитие деятельности путем анализа, коррекции и согласования способов деятельности, а так же, в определенных типах ДИ, развитие мыследеятельностных, психотехнических, группотехнических и др. способностей участников игры.
В деловых играх имеющих обучающую (а не только производственную) направленность, как правило, проблематизируются прежде всего сами участники игры, а не только нечто внешнее по отношению к ним, скажем, предмет их размышления и деятельности.
Существуют различные виды деловых игр:
Мозговой штурм»,
Инновационные,
Иммитационные,
Организационно - деятельностные,
Организационно - коммуникативные,