ЛЕКЦИЯ № 7. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ.
ЛЕКЦИЯ № 7. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ.
План:
Понятие о методе обучения. Методы науки и методы обучения.
Различные классификации методов обучения.
Понятие активных методов обучения.
Игровые методы в учебном процессе.
Основные педагогические технологии.
Понятие о методе обучения. Методы науки и методы обучения
Что такое метод?
В переводе с греческого, слово метод означает:
«1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни;
2) прием, способ или образ действия».
Метод – это способ достижения цели.
Значение метода в общественной жизни чрезвычайно высоко.
Человек и человечество в целом развиваются, наследуя методы познания, работы, одним словом - деятельности с целью приспособления к действительности либо преобразования действительности в своих целях. Конечно, совершенствуются и методы, появляются новые, но некоторые существуют тысячелетиями.
Есть довольно точное высказывание о методах вообще: «Хороший метод в руках посредственности дает больше, чем бессистемные попытки гения».
Цель и метод (или методы) ее достижения составляют основу любой осмысленной человеческой деятельности. И чем более осознана, осмыслена эта деятельность, тем большее значение для нее имеют методы.
Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели.
Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат.
Человечеством накоплено множество методов деятельности. Но непрерывное усложнение задач и появление новых возможностей требуют постоянного обновления методов их решения. Сказанное имеет прямое отношение и к обучению.
Метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому метод - процессуальная характеристика деятельности. Но не любой процесс есть метод. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.
Цель отвечает на вопрос «что ?», метод отвечает на вопрос «как ?».
Сказанное в полной мере относится к такой высокоинтеллектуальной сфере человеческой деятельности, как наука, научная деятельность, научные исследования.
Понятие метода обучения является весьма сложным.
Вот почему до сих пор в педагогике не прекращаются дискуссии относительно более точной его трактовки. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения.
Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно - познавательной деятельности учащихся.
Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научному определению.
Применительно к педагогике, метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.
Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
Широко распространенным в дидактике является также термин приемы обучения.
Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый мате риал на практике, воспроизведение учащимися, показанных учителем, действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков.
Научный метод – это конкретный путь научного исследования, позволяющий получить новые научные результаты и достичь цели исследования.
По своей сущности научный метод является способом мышления, основанным на применении ранее накопленных знаний к исследованию еще не понятых и не ясных явлений и проблем.
По своему содержанию научный метод является отражением наиболее существенных сторон и связей изучаемых явлений.
По своей форме научный метод представляет собой совокупность принципов и правил познания, сложившихся на основе опыта теоретической и практической деятельности.
Еще одним подходом к классификации научных методов является подразделение их на эмпирические (опытные) и теоретические. В основе такого разделения лежит степень абстракции: эмпирические методы более конкретны, теоретические – более абстрактны.
Активными методами обучения и воспитания можно назвать те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» (Г.П. Щедровицкий).
«Под активными методами обучения понимаются те методы, которые позволяют организовать учение, как продуктивную творческую деятельность, связанную с достижением социально полноценного продукта в условиях как совместной, так и индивидуальной учебной деятельности» (В.Я. Ляудис).
А.А. Вербицкий считает, что активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
М.М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
1) принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
2) достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
3) самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.
Таким образом, активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний. Их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности (В.С. Кукушин).
Таким образом, основной смысл, заложенный в понятие активных методов обучение – есть побуждение к самостоятельной практической и мыслительной деятельности. Соответственно, можно сделать вывод: вся суть активных методов обучения - в активности.
Если провести исследование и составить сводную характеристику активных методов обучения, то мы можем отметить, что в них решается ряд проблем, актуальных для процесса обучения современного студенчества, а именно:
1) реализуется методология сотрудничества,
2) синхронно решаются проблемы обучения и воспитания,
3) в итоге получаем специалиста, имеющего профессиональную подготовку и хорошо развитые способности к самообразованию. Попробуем сопоставить традиционный и активные методы обучения (см. таблицу 5).
Таблица 5
Сопоставление традиционных и активных методов обучения
Традиционные методы обучения. | Активные методы обучения. |
Функция студента - потребитель информации и знаний | Функция студента - «добытчик», и «переработчик» информации. Студент - УЧИТЬСЯ. |
Получение учащимся «готовых» знаний | В разной степени самостоятельное добывание информации и знаний |
Учебная деятельность сводиться к запоминанию знаний | Учебная деятельность ориентирована на творчество |
Это приводит к: · максимальной активизации памяти; · торможению процессов мышления; · торможению самостоятельности. | Это приводит к: · естественному запоминанию самостоятельно добытых знаний; · максимальной активизации процессов мышления. |
Различные науки, в восприятии учащегося, плохо связаны друг с другом и с будущей профессией. | Процесс обучения будущей профессии естественным образом вбирает в себя процесс получения знаний в различных науках. |
Достаточно сложный процесс формирования мотивации к самообразованию | Создание мотивации к самостоятельному «добыванию» знаний и информации является сутью этих методов |
Функция преподавателя - передача знаний, т.е. преподаватель - УЧИТ | Функция преподавателя - организация активной учебной деятельности студента |
Преподаватель выступает в роли «судьи», он главный и «всегда прав» | Создается система взаимодействия преподаватель - студент. |
Снижено желание самостоятельно добывать знания и информацию | Необходимость и желание самостоятельно добывать знания становятся естественными |
Итог обучения - ЗНАНИЯ | Итог обучения - ЛИЧНОСТЬ |
Классификация В.Я. Ляудис.
· программированное обучение;
· проблемное обучение;
· интерактивное (коммуникативное обучение).
Такой же классификации придерживается и Б.Ц. Бадмаев (с учетом того, что методы, в которых реализуются идеи П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, учитывать в первой группе данной классификации, т.е. в методах программированного обучения)
2. Классификация Г.М. Коджаспировой. К активным методам обучения относятся:
1) деловая игра,
2) драматизация,
3) театрализация,
4) синектика,
5) инверсия,
6) мозговая атака,
7) метод фокальных объектов,
8) метод дискуссии,
9) метод эвристических вопросов,
10) метод морфологического анализа,
11) игровое проектирование,
12) имитационный тренинг,
13) психотехнические игры и тренинги,
14) организационно - деловые игры (ОДИ),
15) организационно-мыслительные игры (ОМИ) и др.
Мозговой штурм»,
Инновационные,
Иммитационные,
ЛЕКЦИЯ № 7. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ.
План: