Особенности отечественных систем управления качеством
Наиболее характерными примерами системной организации работ по качеству в нашей стране являются: Саратовская система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК и заказчику с первого предъявления (БИП), Горьковская система КАНАРСПИ (Качество, надежность, ресурс с первых изделий). Ярославская НОРМ (Научная организация работ по обеспечению моторесурса) и КС УКП (комплексная система управления качеством продукции).
Саратовская система. Саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК или заказчику с первого предъявления разработана на Саратовском самолетостроительном заводе в середине 50-х годов. Она направлена на создание организационно-технических условий, обеспечивающих изготовление продукции рабочим или целой бригадой без отклонений от технической документации. Система предусматривает высокую ответственность исполнителя за качество его труда.
Система разрабатывалась руководителями завода при непосредственном участии Б.А. Дубовикова и Л. И. Комарова. В основу системы была положена количественная оценка качества труда.
Качество труда (К) в данной системе характеризуется процентом сдачи продукции с первого предъявления за отчетный отрезок времени Т (смена, неделя, месяц);
,
где РТ — количество продукции, принятой отделом технического контроля (ОТК) с первого предъявления за время Т;
NТ— количество продукции, предъявленной ОТК за время Т.
Оценивалось качество труда отдельного исполнителя, бригады, участка, цеха. В зависимости от значения К определялся размер премии. Если К = 0,7 – 0,8 размер премии 20 % от З.П., если К = 0,96 – 1, то премия 50 %.
Соответствующая системе БИП схема управления качеством труда имеет вид, представленный на рис.
|
|
Материалы, документы продукция нет дефектов
Модель системы БИП
Основные правила системы следующие:
— непосредственный исполнитель несет полную ответственность за качество выполняемой работы;
— исполнитель предъявляет продукцию ОТК, предварительно полностью проверив ее и убедившись в отсутствии дефектов;
— продукция, имеющая неисправимые дефекты, отделяется самим исполнителем и отдельно предъявляется ОТК для оформления акта о браке;
— не допускаются какие-либо отклонения от требований технической, технологической или другой документации;
— ОТК возвращает всю продукцию исполнителю на доработку при обнаружении первого же дефекта;
— запрещается оформлять временные разрешения на сдачу ОТК продукции, изготовленной с отступлением от требований документации;— последующие предъявления продукции ОТК осуществляется с разрешения руководства цеха.
Функционирование системы потребовало от инженерных и вспомогательных служб цеха, руководства предприятия четкой организации обеспечения рабочих мест всем необходимым: материалами, инструментом, приспособлениями, документацией, инструктажем.
Рабочий знал: если отклонения от заданного качества возникнут из-за некачественного инструмента, плохо настроенного станка или других, от него не зависящих причин, он должен прекратить работу и требовать исправлений. В противном случае вся вина и ответственность ложатся на него.
Система активно способствовала развитию инициативы. Появляются формы самоконтроля, такие как работа с "личным клеймом" и сдача продукции по доверенности ОТК. Причем на самоконтроль переходили как отдельные рабочие, так и бригады, участки, цеха.
Для обеспечения эффективного применения системы постоянно проводилось обучение и воспитание кадров. Одной из характерных для системы форм обучения стали так называемые школы качества.
В рамках системы действовала особая организационная форма — совещание под названием "День качества", на котором подвергались критическому анализу итоги работы по обеспечению установленного качества продукции за истекший период и разрабатывались мероприятия по улучшению качества продукции. "Дни качества" проводились на всех уровнях управления — предприятие, бригада, цех.
Система обогатила социалистическое соревнование развитием таких форм, как движение за звание "Отличник качества", "Мастер — золотые руки" и др.
С начала 60-х годов по решению ЦК КПСС Саратовская система широко и в большинстве случаев успешно распространяется на предприятиях всех отраслей промышленности Советского Союза, принося заметный эффект. На предприятиях, где была внедрена система, повысилась технологическая и производственная дисциплина, значительно сократился процент брака.
Примерно в то же время или несколькими годами позже подобная система была предложена американцем Ф. Кросби и стала применяться в военно-промышленном комплексе США, где она получила наименование "Ноль дефектов". Затем эту систему стали применять на других предприятиях Америки, Японии и других стран.
В каждой стране, да и на каждом предприятии системы имели некоторые отличия, но главный принцип — выполнить работу в точном соответствии с установленными требованиями и нести личную ответственность за качество — был повсюду един.
В середине 60-х годов на Львовском заводе телеграфной аппаратуры имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, где директором был М.С. Вороненко, разработали систему бездефектного труда (СБТ), которая вскоре приобрела широкую известность как "львовский вариант" Саратовской системы. Она предусматривала более эффективное решение одной из важнейших задач по обеспечению качества — планирование и поддержание достигнутого уровня качества труда.
В системе основным показателем качества труда являлся не процент сдачи продукции ОТК и заказчику с первого предъявления, а обобщенный критерий — коэффициент качества труда КК.Т. Для его расчета была предложена следующая формула:
,
где КК.Т. — коэффициент качества труда;
К0 — коэффициент, принятый за норму качества труда и обычно равный единице;
п — общее число показателей, по которым производится снижение коэффициента качества труда;
КCi — коэффициент снижения за нарушение установленных требований к качеству труда по 1-му показателю.
Обычно величина коэффициентов снижения находится в диапазоне 0,01—0,5, она зависит от значимости допущенного работником дефекта. Количество коэффициентов снижения определяется теми видами дефектов, которые может допустить исполнитель в своей работе.
В дальнейшем на предприятиях и в организациях страны при расчете обобщенного коэффициента качества труда стали учитывать не только показатели, характеризующие недостатки, но и показатели, отражающие положительные результаты в работе, превышающие установленные требования к качеству труда.
В этом случае:
,
где т — общее число показателей, по которым производится повышение коэффициента качества труда;
КПi — коэффициент повышения за превышение установленных требований к качеству труда.
При этом КК.Т. может быть больше единицы.
Коэффициенты повышения и снижения строю классифицируются и нормируются с учетом специфики каждого подразделения, службы предприятия и выражаются в долях единицы.
КК.Т позволяет достаточно всесторонне и объективно оценивать качество работы как отдельных исполнителей, так и коллективов производственных подразделений и служб предприятия, организации, обеспечивает сопоставимость и наглядность результатов этой работы, дает возможность целенаправленно и действенно использовать методы морального и материального поощрения за бездефектный труд.
Отличие коэффициента качества труда СБТ от соответствующего коэффициента системы БИП обуславливает и отличие характера взаимодействия исполнителя и контролера. В СБТ контролер возвращает исполнителю изготовленную им продукцию не после обнаружения первого дефекта, а после полного контроля с выявлением всех допущенных дефектов.
Применение СБТ вызвало к жизни множество технических, технологических и организационных новшеств. Эта система впоследствии органически вошла составной частью в комплексную систему управления качеством продукции.
Система КАНАРСПИ. Разработанная для Горьковского самолетостроительного завода в конце 50-х — начале 60-х годов система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) была направлена на создание условий, обеспечивающих высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства и получение в сжатые сроки требуемого качества продукции с первых промышленных образцов.
Система создавалась в ОКБ Генерального конструктора Ар. И. Микояна совместно со службами главного технолога и серийно-конструкторским отделом Горьковского самолетостроительного завода, где работой по ее созданию и внедрению руководил главный инженер завода — Т.Ф. Сейфи.
Основная задача системы — выявление на этапе проектирования и разработки конструкции изделий максимального числа возможных причин отказов и их устранение в до-производственный период. Решение этой задачи осуществлялось благодаря развитию экспериментальной и исследовательской базы, применению методов макетирования и моделирования, проведению ускоренных и сокращенных испытаний в период отработки конструкторско-технологических решений во время технологической подготовки производства. Эти работы выполнялись комплексными бригадами, включающими конструкторов, технологов, рабочих и заказчика. Изделия, прошедшие такую конструкторско-технологическую отработку, имели, как правило, вдвое меньше конструктивных дефектов, чем изделия, не прошедшие ее.
Главным элементом этой системы является тщательная отработка элементов изделия и элементов технологического процесса его производства при технологической подготовке производства и в процессе производства. В этой работе наряду с конструкторами участвуют инженерно-технические работники и рабочие серийного завода.
Система предусматривает проведение испытаний элементов конструкции и элементов технологического процесса и последующую доработку изделия и технологического процесса по результатам этих испытаний. Система предусматривает создание службы надежности на предприятии, на которую возлагается задача координации работы по повышению надежности выпускаемой продукции, сбор и обработка материалов по отказам изделий в производстве и эксплуатации.
В системе КАНАРСПИ эксплуатацию рассматривают как этап формирования обратной связи для накопления информации, используемой при проектировании новой конструкции и доработке выпускаемого изделия.
Система КАНАРСПИ позволила на многих предприятиях:
— сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества в 2—3 раза;
— увеличить ресурс изделий в 2 раза;
— снизить трудоемкость и цикл монтажно-сборочных работ в 1,5— 2 раза.
Система НОРМ. Система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса) была разработана в середине 60-х годов на Ярославском моторном заводе. Разработкой и внедрением системы руководил главный инженер В.А. Долецкий.
Эта система характеризуется прежде всего тем, что впервые в системе качества за критерий был принят технический параметр продукции, в данном случае важнейший параметр двигателя — величина моторесурса, наработка в часах до первого капитального ремонта при нормальных условиях эксплуатации с заменой в этот период отдельных быстроизнашивающихся сменных деталей.
В основу системы НОРМ был положен принцип последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и его планомерное увеличение на базе повышения надежности и долговечности деталей и узлов, лимитирующих величину этого показателя. Особое внимание в системе уделялось созданию исходной конструкции двигателя и разработке наиболее совершенной технологии, накоплению научных заделов для совершенствования элементов конструкции и технологии.
Проверка целесообразности и эффективности разработок, обобщение опыта эксплуатации проводились специально созданным эксплуатационно-исследовательским бюро при отделе главного конструктора. Были созданы также под эгидой ОТК рекламационно-исследовательское бюро и сеть эксплуатационных пунктов, накапливающих и анализирующих информацию, поступающую на завод но системе обратной связи. Широко использовались различные методы и технические средств ускоренных испытаний двигателей. Разработаны были и последовательно реализовывались формы и методы решения организационно-технических, конструкторских и технологических задач.
Организационная структура комплекса работ по поэтапному увеличению моторесурса двигателя включала в себя:
— определение фактического моторесурса двигателя ивозможного уровня его повышения;
— разработку рекомендаций по обеспечению проектируемого уровня моторесурса;
— проведение экспериментальных и исследовательских работ;
— разработку комплексного плана конструкторских и технологических мероприятий по обеспечению повышения моторесурса.
Одним из новых и важных средств воздействия на поставщиков стала практика внесения изменений в государственные стандарты, например, на металл, чтобы добиться уровня качества чугуна и стали, нужного для изготовления ярославских двигателей.
Только в первый период функционирования системы, т. е. за годы девятой пятилетки, экономический эффект от повышения моторесурса двигателей на Ярославском моторном заводе составил около 600 млн р., что в то время было равно стоимости основных фондов всего предприятия.