Тема 1: Педагогическая технология и мастерство педагога
Цель:знать сущность педмастерства и его составляющие.
Вопросы:1) В чем сущность педагогической технологии? 2) Назовите основные признаки педагогической технологии. 3) Какова структура педагогического мастерства? 4) Как соотносятся понятия «педагогическая технология» и «педагогическое мастерство»? 5) Что такое мастерство, по Макаренко? Согласны ли вы с таким пониманием?
Задания:1) Изучите материал из пособия В. Сластенина. 2) Установите, связаны ли педагогическая технология и педагогическое мастерство. Ответ прокомментируйте. 3) Назовите составляющие педагогического мастерства (напишите эссе).
Методические рекомендации.Изучите приведенный далее материал из пособия Сластенина В. Педагогика. – М., 1997 (глава 18 - Педагогическая технология и мастерство учителя).
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя оно и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями.
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Компоненты педагогического мастерства. В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.
Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.
Владение основами педагогической техники - необходимое условие вооружения технологией. А.С. Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно». Из этого признания А.С. Макаренко очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств.
Необходимая в деятельности учителя культура речи - это четкая дикция, «поставленный голос», правильное дыхание и разумное использование в речи мимики и жестикуляции. «Не может быть хорошим воспитатель, - писал А.С.Макаренко, - который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет».
Форма отчетности:письменная работа.
Сроки выполнения задания и оценки знаний:2 неделя.
Тема 2: Традиционное образование и инновационные технологии
Цель:уяснить разницу в понятиях, уметь комментировать их особенности.
Вопросы:1) Что такое инновационное образование? 2) Каковы характерные свойства инновационного образования? 3) Каковы цели инновационного образования? 4) Каковы цели традиционного образования? 5) Каковы основные функции инновационного образования?
Задания:1) Дайте характеристику профессионализму как ключевому понятию инновационного образования. 2) Составьте сравнительную таблицу «Инновационное образование и традиционная система образования» на основе следующих критериев: цель, задачи, методы и формы организации учебного процесса, работа системы обучаемый – преподаватель, результат, полюсы и минусы.
Методические рекомендации.При выполнении задания используйте приведенный далее материал.Учитывайте, что понятие инновационное образование в литературе рассматривается как двухполюсная конструкция: ряд авторов рассматривают инновации с точки зрения философско-теоретической, другие - описывают рационализацию учебного процесса за счет использования какого-либо фактора, например, активных методов обучения или технических средств обучения. А между тем смысл образовательных инноваций заключается в их прикладном характере: они призваны формировать инновационную способность мышления выпускника вуза.
Под инновационным высшим образованием мы понимаем образование, которое основано на новых знаниях и инновационной динамике. А.Савельев под инновационной динамикой понимает логическую последовательность технологий преобразования новых знаний в техническую или социальную реальность, превращение научных знаний в товар или услугу. Характерные свойства инновационного образования - антропоцентризм, самоуправление, профессионализм.
Целями инновационного образования являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.
Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы - духовные, интеллектуальные, культурные - служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования. Антропоцентризм как свойство инновационного образования предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотности.
Ключевым понятием инновационного образования является понятие профессионализм. Профессионализм в педагогике высшей школы понимают через призму качества, норму качества, эталонный уровень. Большинство педагогов под профессионализмом понимают: определенный уровень мастерства решения профессиональных задач; способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности; творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений; высокий интеллектуально-личностный уровень развития; наличие ключевых квалификаций и компетенций.
Традиционный образовательный процесс в вузе дает студентам учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизодически, например, во время курсовой, преддипломной или производственной практик. Ясно, что оснастить студента реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях довольно сложно.
Инновационное же образование ориентированно на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной динамики, например, в процессе освоения типичных инноваций через электронную хрестоматию, где представлены типичные инновации, демонстрирующие ход развития данной профессиональной сферы деятельности, собраны профессиональные задачи интегрального типа.
Форма отчетности:письменная работа.
Сроки выполнения задания и оценки знаний:4 неделя.
Тема 3: Специфика дистанционного образования
Цель:уметь работать творчески.
Вопросы:1) Что такое дистанционное образование? 2) Каковы характерные особенности дистанционного образования? 3) Проанализируйте плюсы и минусы дистанционного образования? Обозначьте собственное мнение. 4) Позволяет ли дистанционное образование индивидуализировать процесс образования? Объясните как.
Задание:1) Подготовьте пакет заданий (по теме на выбор). 2) Составьте тестовые задания по лингвистической дисциплине, изучаемой в вузе.
Методические рекомендации.Выберите курс, по которому вы будете составлятьтестовые задания и готовить пакет заданий.Дистанционное обучение как технология обучения предполагает организацию учебного процесса вдали от учебного заведения, за что и получила название дистанционного обучения. Обучающийся получает комплект (портфель) учебно-методических материалов, изучает их самостоятельно. Заканчивая изучение предмета или учебного курса, обучающийся сдает экзамен, получая экзаменационные материалы (вопросы и задания) в электронном виде, выполняет работу на компьютере и отсылает ее на проверку по электронной почте преподавателю. Преподаватель выступает в данном случае как в роли консультанта, оказывающего помощь ученику при выборе учебной программы, литературы, помогающего при освоении трудных разделов курса, так и в роли экзаменатора.
Дистанционное обучение может значительно способствовать снижению учебной нагрузки за счет дифференциации и индивидуализации обучения. Выполняются творческие проекты или индивидуальные задания на своих компьютерах или в компьютерном центре школы в удобное для них время, широко используя различные источники информации, информационно-образовательные ресурсы Интернета.
Форма отчетности:пакет заданий.
Сроки выполнения задания и оценки знаний:6 неделя.