Крайне вероятны потрясения экономических основ
Покупатель произведённого товара в настоящий момент платит за его проект, исходные материалы, труд и оборудование для производства, транспорт, хранение и продажу. Ещё часть денег – обычно небольшой процент – идёт в качестве дохода владельцам всех этих бизнесов. Если личные нанофабрики смогут производить широкий ассортимент там и тогда, когда они необходимы, большинство из этих усилий станут не нужными. Это поднимает несколько вопросов о природе пост-нанотехнологической экономики. Станут ли продукты дешевле? Исчезнет ли капитализм? Отправится ли большинство людей на пенсию – или станет безработными? Гибкость молекулярного производства, и радикальное улучшение качества продуктов приведёт к тому, что ненанотехнологические продукты будет не конкурентоспособны во многих областях. Если же технология нанофабрик будет находиться в чей-то исключительной собственности или жёстко контролироваться, не создаст ли это крупнейшую в мире монополию с огромным потенциалом для злоупотребления анти-соревновательными практиками? Если же она не будет контролироваться, не приведёт ли доступность дешёвых копий к тому, что даже конструкторы и создатели брендов не будут получать денег за свою работу? Требуются значительные будущие исследования, но кажется понятным, что молекулярное производство может значительно потрясти основания современной экономической структуры, резко уменьшив ценность многих материалов и человеческих ресурсов, включая значительную часть современной инфраструктуры. Несмотря на утопические пост-капиталистические мечты, неясно, сможет ли работоспособная система замены появиться вовремя, чтобы предотвратить последствия массовой утраты работы для людей.
Крупнейшие инвестиционные компании в курсе потенциального экономического воздействия
В майнстримном финансовом сообществе растёт признание того, что нанотехнологии представляют собой значительную волну инноваций с потенциалом полностью реструктурировать экономику. Вот, например, цитата из анализа, подготовленного для инвесторов фирмой Credit Suisse First Boston:
«Нанотехнологии являются классической технологией общего назначения. Другие технологии общего назначения, такие как паровые машины, электричество и железные дороги, были основой для значительных экономических революций. Технологии общего назначения обычно возникают как довольно грубые технологии, с ограниченным использованием, но затем быстро распространяются к новым приложениям.
Все прошлые технологии общего назначения приводили к большим потрясениям в экономике – то есть к процессу творческого разрушения. И нанотехнология может иметь более значительные последствия, чем предшествовавшие ей технологии общего назначения. Творческое разрушение – это процесс, посредством которого новая технология или продукт предоставляет принципиально новое и лучшее решение, приводящее к полной замене исходной технологии или продукта. Инвесторам следует ожидать, что творческое разрушение не только продолжится, но также будет ускоряться, и нанотехнологии будут во главе его.
Что это значит с практической точки зрения? Благодаря введению нанотехнологий, как мы полагаем, новые компании заменят значительный процент современных лидирующих компаний. Большинство компаний, составляющих индекс Доу-Джонса, вряд ли останутся там через 20 лет». (Цитировано по книги «Большие деньги в мышлении о малом» (Big Money in Thinking Small), авторами которой являются Майкл Маубуссин и Кристен Бартольдсон.)
Согласно тому же источнику, Джош Вольф из Lux Capital, редактор Forbes/Wolfe Nanotech Report, пишет: «Говоря попросту, миру предстоит быть перестроенным и улучшенным снизу вверх, начиная с атомов. Это значит, что десятки триллионов долларов будут потрачены на всё: одежду… еду… автомобили… дома… медицину… устройства для коммуникации и отдыха… на качество воздуха, которым мы дышим… и на воду, которую мы пьём – всему этому предстоит пройти сквозь глубокую и фундаментальную перемену. И в результате изменения претерпит социальная и экономическая структура мира. Нанотехнологии потрясут каждый бизнес на планете».