Серая слизь не возникнет в результате аварии, но, в конечном счёте, может быть сделана нарочно.

Хотя серая слизь не имеет никакого существенного военного или коммерческого значения, а также только ограниченную террористическую ценность, она может использоваться для шантажа. Вычистка единичного выброса серой слизи была бы весьма дорогостоящей и могла быть потребовать жёсткого физического разрушения окрестностей выброса. (Слизи, распространяющиеся в атмосфере или в океане должны вызывать особое беспокойство по этим причинам.) Другим возможным источником серой слизи могут быть безответственные любители, для которых это будет хобби. Люди определённого психологического типа, по-видимому, не могут избежать искушения возможностью создавать и выпускать на волю самореплицирующиеся образования, что нам доказывает большое количество существующих компьютерных вирусов. Вероятно, мы не имеем права смириться с появлением сообщества хакеров-дилетантов, выпускающих множество модифицированных версий серой слизи.

Развитие и использование молекулярного производства не создаёт абсолютно никакого риска случайного создания серой слизи. Однако системы в духе серой слизи не запрещены законами физики, и мы не можем игнорировать возможность того, что пять высказанных выше требований могут быть реализованы одновременно в устройстве, достаточно маленьком, чтобы зачистка от него была дорогостоящей и трудной. В силу этого тезис Дрекслера 1986-го года должен быть исправлен: мы не должны позволить преступникам безответственно злоупотреблять сверхмощными технологиями. Прожив с угрозой ядерного оружия в течение полувека, мы уже это знаем.

Нам бы хотелось убрать серую слизь из списка опасностей CRN, но мы не можем. Рано или поздно эта проблема может стать реальной и потребовать специальной политики в отношении неё. Однако изготовить серую слизь будет крайне сложно, и нереплицирующиеся нано-вооружения могут быть существенно более опасными и неизбежными.

Примечание: в июне 2004 года Эрик Дрекслер и Крис Феникс опубликовали новую статью «Безопасное молекулярное производство», в которой рассмотрели риски «серой слизи». (http://www.crnano.org/PR-IOP.htm )

Слишком мало или слишком много регуляции может привести к неограниченной доступности

Неконтролируемая доступность технологии нанофабрик может быть следствием недостаточной или чрезмерно усердной регуляции. Неадекватная регуляция сделает более лёгким приобретение и использование незарегистрированной нанофабрики. Излишне усердная регуляция создаст неудовлетворённый спрос на нанотехнологические продукты, который, если станет достаточно сильным, будет финансировать шпионаж, взлом ограничивающих технологий или независимую разработку, и, в конечном счёте, создаст чёрный рынок, недоступный контролю центральных властей (нанофабрики очень удобны для контрабанды). Отметьте, что достаточно жёсткая и ограничивающая регуляция может стать мотивацией для внутреннего шпионажа; и по крайне мере один из атомных шпионов в истории США был мотивирован идеалистическими идеями. Неконтролируемая доступность значительно увеличивает многие из опасностей, перечисленных выше.

Соревнующие нанотехнологические программы увеличивают опасность.

Существование множества программ по развитию молекулярного производства значительно увеличивает риски, перечисленные выше. Каждая программа предоставляет независимые возможности для того, чтобы технологии были украдены или каким-то другим образом оказались за пределами ограничений. Каждая страна с независимой нанотехнологической программой потенциально является независимым игроком в нанотехнологической гонке вооружений. Сниженные возможности для контроля могут привести к тому, что ограничения будет труднее ввести, но это может привести к более интенсивным попыткам установить грубое регулирование. Ослабление контроля сделает также менее вероятным то, что будут развиты менее экономически подрывающие решения.

Полный отказ неэффективен

По мере осознания всех этих рисков будет расти искушение просто запретить эти технологии. Однако мы не думаем, что это сработает. Многие страны уже тратят миллионы на базовые нанотехнологии, и в течение десятилетия продвинутые нанотехнологии будут уже достижимы для крупных корпораций. Они не могут быть запрещены по всему миру. И если наиболее неприемлющие риск страны прекратят работать над ними, то менее ответственные страны станут теми, кто продолжит развитие этих технологий и будет иметь с ними дело. Помимо того, законодательное регулирование не имеет большого влияния на скрытые военные программы.

Появление молекулярного производства может быть отложено с помощью жёсткого регулирования, но это, вероятно, сделает ситуацию только хуже в долгосрочном плане. Если МП будет откладываться до того момента, когда оно станет достаточно простым, то тогда будет гораздо труднее следить за всеми программами его создания. Кроме того, на более продвинутой технологической базе развитие нано-продуктов может происходить даже быстрее, чем мы описали, оставляя меньше времени, чтобы приготовиться к социальным потрясениям.

Наши рекомендации