Регулирование экономических основ Конституцией РФ

Конституция РФ в отличие от предыдущих российских конститу­ций не содержит специального раздела об экономической основе госу­дарства и общества.

На конституционном уровне регулирование экономических основ выражается в закреплении форм собственности, права собственности, свободы труда, свободы экономической деятельности, неприкосно­венности собственности и др.

Для экономической системы России характерно многообразие форм собственности: частная, государственная, муниципальная и иные. Это очень важное положение по сравнению с ранее действую­щими конституциями, которые признавали и защищали в первую оче­редь государственную собственность. При этом правовой режим раз­личных видов собственности не одинаков.

В ч. 1 ст. 8 Конституции РФ говорится о том, что в Российской Фе­дерации гарантируется единство экономического пространства, сво­бодное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Понятие «единство эконо­мического пространства» предполагает: единство рынка, свободу эко­номической деятельности, использование единой денежной единицы. Единство рынка состоит в свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств; поддержке конкуренции; свободном перемеще­нии рабочей силы; в соблюдении прав граждан и юридических лиц на свободную реализацию или потребление товаров, работ и услуг; на со­вершение операций с финансовыми средствами, устанавливающими общеобязательные правила функционирования рынка; в защите и ох­ране всех форм и субъектов экономической деятельности; в едином финансовом, валютном, кредитном и таможенном регулировании. Од­нако свобода экономической деятельности не должна противоречить государственным правилам в этой сфере, т.к, по смыслу ст. 7 Конститу­ции РФ политика государства направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе в сфере труда и его оплаты.

Единство экономического пространства в России обеспечивается единством законодательного регулирования экономических отношений. Законодательство в сфере экономики должно предусматривал общеобязательные правила функционирования рынка, признание их на всей территории России, защиту и охрану всех форм и субъектов экономической деятельности, единое финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование.

Начало осуществления этих идей было положено в 1990-1992 гг. Потребность в создании стабильных общеобязательных правил функционирования свободной рыночной экономики, не противоречащих индивидуальным, коллективным и всеобщим правам, свободам и за­конным интересам, в значительной мере удовлетворена принятием и введением в действие первых двух частей Гражданского кодекса РФ В нем подробно и в соответствии с Конституцией урегулированы правовое положение физических и разнообразных юридических лиц, пра­во собственности и другие вещные права, общие вопросы обязательст­венного права и многочисленные отдельные виды обязательств.

Обеспечение единства экономического пространства России при­обретает особое значение в связи со стремлением развивать интеграци­онные процессы в рамках СНГ, ведущие к постепенному объединению экономического пространства России, Белоруссии и других суверен­ных государств, в котором осуществлялось бы свободное перемещение как товаров, услуг и финансовых средств, так и рабочей силы, согласо­вание законодательства и совместное правовое регулирование эконо­мической деятельности.

Статья 8 Конституции РФ дает правовые гарантии действия этих принципов. Они выступают как оценочный критерий всей деятельно­сти в области экономики органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации, а также их должностных лиц.

Под конституционным термином «гарантируются» подразумева­ется:

1) требование ко всем органам государственной власти РФ, органам
государственной власти субъектов РФ и должностным лицам обеспечивать единство экономического пространства, не создавать препятст­вий для перемещения внутри страны товаров, услуг и финансовых средств, не ограничивать конкуренцию;

2) требование к созданию внутри страны такого законодательства и
такой деятельности государственных органов, которые бы позволили
ограничивать или пресекать фунционирование органов государствен­ной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления;

3) самостоятельных участников экономических отношений, которая приводит к нарушениям или ограничениям указанных выше конститу­ционных принципов.

Все это направлено на обеспечение условий для создания и эффек­тивного функционирования товарных рынков в России, на ограниче­ние монополистической деятельности.

Провозглашая государственную поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, российское государство тем самым предоставило субъектам предпринимательства возможность конкуриро­вать между собой.

Конкуренция — это основополагающий элемент экономической системы рыночного типа. Правовая защита конкуренции и обеспече­ние открытости товарных и финансовых рынков Российской Федера­ции является важнейшей частью проводимых в России преобразо­ваний.

Поддержка конкуренции состоит в определении организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения моно­полистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в обеспечении условий для создания и эффективного функционирова­ния товарных и других рынков.

Законодательную базу поддержки конкуренции составляют законы о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, о защите прав потребителей, о ценных бумагах, о банках и банковской деятельности и другие законодательные акты Российской Федерации.

Согласно Закону РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограниче­нии монополистической деятельности на товарных рынках» под конку­ренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обраще­ния товаров на соответствующем товарном рынке. Данное определение характеризует конкуренцию как экономическую категорию, существом которой являются особого рода экономические отношения. Если с эко­номической точки зрения конкуренция понимается как экономические отношения между хозяйствующими субъектами, образующие состоя­ние состязательности на рынке, то право на конкуренцию, по сути, представляет собой узаконенную возможность лица при осуществлении им предпринимательской деятельности состязаться посредством совер­шения самостоятельных действий с другими субъектами предпринима­тельства (конкурентами) за приоритетное приобретение его товаров (ра­бот, услуг) потребителями (покупателями).

Очевидно, что для существования и функционирования эффектив­ной рыночной экономики недостаточно предусмотреть лишь меры по пресечению определенных правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции) и обеспечить контроль за монополизацией экономики (концентрацией капиталов). В связи с этим особое значение приобретают положения законодательства, пре­доставляющие и гарантирующие субъектам предпринимательства пра­во на конкуренцию, т.е. возможность осуществлять конкурентные дей­ствия. К их числу, прежде всего, относится положение ч. 1 ст. 8 Консти­туции РФ, провозглашающее свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции.

Вышеназванный Закон предусматривает комплекс мероприятий, включающих предоставление льготных кредитов; уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступаю­щих на рынок определенного товара; создание и развитие параллель­ных структур в сферах производства и обращения и др.

Статья 19 Федерального закона от 14 июня 1995 г. «О государствен­ной поддержке малого предпринимательства в Российской Федера­ции» (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г.) предусматривает право органам исполнительной власти и местного самоуправления оказывать под­держку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциа­ций) субъектов малого предпринимательства в целях обеспечения наи­более благоприятных условий для развития добросовестной конку­ренции.

Конституционный принцип государственной поддержки лежит в основе правового регулирования всех областей законодательства о конкуренции. Основная цель указанного регулирования — обеспече­ние эффективного функционирования рыночной экономики и пред­принимательства на основе конкуренции.

Право на конкуренцию имеет пределы. Свобода совершения кон­курентных действий ограничена в отношении:

- содержания конкурентных действий;

- субъектов, имеющих право осуществлять конкурентные действия;

- сфер предпринимательской деятельности, в которых могут осуще­ствляться конкурентные действия.

Действующим законодательством РФ установлены следующие ог­раничения и запреты, касающиеся содержания конкурентных дей­ствий:

- согласно ч. 2 ст. 34 Конституции не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

- свобода экономической деятельности не должна противоречить политике государства, направленной на создание условий, обеспечивающих Достойную жизнь и свободное развитие человека, на охрану труда и здоровья, гарантий их социальной зашиты (ст. 7 Конституции РФ);

- недопустима такая экономическая деятельность, которая наносит вред окружающей среде и нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ).

Согласно Закону о конкуренции монополистическая деятельность противоречит нормам права, закрепленным в антимонопольном зако­нодательстве, т.е. деятельность носит противоправный характер. Она состоит в нарушении обязанности, содержащейся в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, ч. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ и ст. 5-8 Закона о конкуренции.

К числу запретов антимонопольного характера также можно отне­сти положение Конституции РФ (ст. 74) о недопустимости установле­ния на территории Российской Федерации таможенных границ, по­шлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного переме­щения товаров, услуг и финансовых средств.

Подобные ограничения могут вводиться лишь в соответствии с фе­деральным законом и в строго определенных случаях — если это необ­ходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья лю­дей, охраны природы и культурных ценностей. Нарушение указанного правила будет также представлять собой монополистическую деятель­ность, преследуемую антимонопольным законодательством.

Развивая указанные положения законодательства Конституционный суд РФ в своем определении от 10 февраля 2009 года установил:

«2.1. Конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций как институтов гражданского общества, наделенных публичными функциями. При этом соответствующая деятельность граждан во всяком случае подконтрольна государству, определяющему исходя из баланса конституционно защищаемых ценностей правовые основы и процедуры ее осуществления, с тем чтобы исключить возможность нарушений прав как членов саморегулируемых организаций, так и других лиц»1).

В целях поддержки конкуренции антимонопольное законодатель­ство запрещает хозяйствующим субъектам занимать на рынке домини­рующее положение и осуществлять монополистическую деятельность. В качестве доминирующего признается исключительное положение хозяйствующего субъекта на определенном рынке, дающее ему воз­можность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Монополисти­ческая деятельность понимается как противоречащие антимонополь­ному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъек­тов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб потребителям.

Антимонопольное законодательство включает:

1) Конституцию РФ;

2) федеральные законы;

3) указы Президента РФ;

4) постановления и распоряжения Правительства РФ.

Принятие антимонопольного законодательства является исключительной прерогативой Российской Федерации. Это следует из п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, относящей установление основ единого рынка к ведению государства на федеральном уровне. Соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативно-правовые акты, устанавливающие принципы функционирования единого рынка на всей территории Российской Федерации, включая основы антимо­нопольного регулирования.

Задача антимонопольного законодательства — ограничение про­цесса монополизации как отдельных сфер предпринимательской деятельности (рынков/отраслей), так и экономики в целом. Для реа­лизации данной задачи законодателем предусмотрены следующие правовые средства: запрещение и преследование монополистиче­ской деятельности, контроль за созданием, реорганизацией, ликви­дацией коммерческих организаций и их объединений, приобрете­нием акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и т.д.

Субъектами регулирования являются лица, участвующие в процес­се монополизации на рынке или оказывающие непосредственное влияние на монополизацию. Таковыми, в частности, выступают хозяй­ствующие субъекты (группа лиц), занимающие доминирующее поло­жение на рынке (или владеющие долей более 35 %), участвующие в со­глашениях (согласованных действиях) по ограничению, недопущению или устранению конкуренции; федеральные органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы ме­стного самоуправления; должностные лица органов государственной власти и управления.

Основным видом ответственности за нарушение антимонопольно­го законодательства наряду с гражданско-правовой и уголовной явля­ется административная ответственность.

Понятие недобросовестной конкуренции содержится в ст. 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции), согласно кото­рой недобросовестная конкуренция — это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положени­ям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требо­ваниям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Примерный перечень действий, которые могут квалифицироваться сак недобросовестная конкуренция, приведен непосредственно в Законе о конкуренции (ст. 10 Закона).

Перечень форм недобросовестной конкуренции, установленный г. 10 Закона о конкуренции, не является исчерпывающим. Поэтому добросовестной конкуренцией могут быть признаны любые другие противоправные действия лица, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.

Законодательство о недобросовестной конкуренции имеет задачу гранения негативных проявлений самой конкуренции, выражающиеся в особом типе правонарушений — недобросовестной конкуренции. К основным правовым средствам регулирования в данной области относится запрещение и преследование недобросовестной конкуренции. С этой целью законодатель определяет понятие такого правонарушения и приводит примерный перечень неправомерных действий.

Субъектами регулирования являются субъекты предприниматель­ской деятельности независимо от их участия. В процессе монополиза­ции. К субъектам защиты от недобросовестной конкуренции наряду с хозяйствующими субъектами отнесены также потребители. В число субъектов данного правонарушения (т.е. правонарушителей) соответственно не входят органы исполнительной власти, органы местного са­моуправления и должностные лица органов власти и управления. Что касается преследования недобросовестной конкуренции, то в основном это задача судебных органов. Соответственно недобросовестная -конкуренция как особый тип гражданского правонарушения влечет 1рименение, как правило, мер гражданско-правовой ответственности. Проблема конкуренции имеет международное значение. Поэтому и применении антимонопольного законодательства РФ необходимо читывать положения соответствующих международных договоров, имея в виду п. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Среди них следует назвать также совместные акты государств СНГ: Соглашение о принципах сближения хозяйственных законодательств ноября 1992 г.; Соглашение о согласовании антимонопольной политики от 12 марта 1993 г.; Договор о проведении согласованной анти­монопольной политики от 23 декабря 1993 г.

В соответствии с указанными международными актами участники обязались координировать совместные действия по борьбе с монополистической деятельностью (и недобросовестной конкуренцией), сближать антимонопольные законодательству государств-участ­ников в той мере, в какой это необходимо для реализации совместной антимонопольной политики, создавать условия для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и т.д. Для реализации положений упомянутого Договора о проведении согласо­ваннойантимонопольной политики создан специальный наднациинальный орган — Межгосударственный совет по антимонопольной политике. В его компетенцию входят: организация экспертизы проек­тов документов, связанных с реализацией положений названного До­говора; выдача хозяйствующим субъектам стран СНГ обязательных для исполнения предписаний по принятым решениям и т.д. С целью унификации норм антимонопольного законодательства стран СНГ особое значение придается так называемым модельным законам.

Наши рекомендации