Разные виды переживания сингулярности

Ну хорошо, что если мы останемся наплаву и достигнем чего-то вроде Позитивной Сингулярности? Можно бесконечно обсуждать, что здесь является наилучшим или хотя бы желательным. Например, можем ли мы обменивать наши тела – и мозги – на более успешные модели, сохраняя ядро человечности… или душу?

Если судьба органических людей – быть заменёнными искусственными созданиями, которые будут гораздо более совершенны, чем мы – усовершенствованные обезьяны, – можем ли мы спроектировать тех, кто нас заменит, чтобы они хотя бы считали себя людьми? (Эту необычную идею я исследовал в нескольких коротких рассказах.) В этом случае, будете ли вы столь предвзяты, что будете ворчать на свою внучку в силиконовом теле, тогда как она будет навещать вас регулярно, удачно шутить, выражать симпатию и будет добра к своим собственным детям? Или они просто пройдёт мимо, сэкономив секунду на том, чтобы помочь нам примириться с нашим элегантным моральным износом?

Некоторые люди по-прежнему остаются поклонниками апотеозиса (apotheosis) Тейяра де Шардена – идеи о том, что мы все объединимся единую макрообщность, буквально богоподобную в своём знании и восприятии. Физик Франк Типлер говорит об этой судьбе в своей книге «Физика бессмертия», и Айзек Азимов предлагает подобное восприятие как долгосрочную цель человечества в Крае Основания (Foundation's Edge). Я никогда не находил эту идею особенно привлекательной – по крайней мере, в её стандартном представлении, согласно которому некая макро-общность просто складывает в себе все меньшие индивидуальности, и затем продолжает думать глубокие мысли. В «Земле» я пишу о разновидности этой идеи, которая может быть гораздо более приятной, в которой мы все остаёмся индивидуумами, и в то же время все вместе делаем новый вклад в планетарное сознание. Другими словами, мы сможем одновременно съесть пирожок и сохранить его.

В противоположной крайности, в «Триумфе Основания», моём сиквеле к знаменитой вселенной Азимова, я сделал более явным то, на что Айзек указывал всё время – на возможность того, что консервативные роботы будут бояться человеческой трансцендентности и по этой причине активно работать против человеческой Сингулярности. Боясь, что это нам повредит. Или позволит нам соревноваться с ними. Или даст нам силу оставить их позади. В любом случае, сингулярность является очаровательной вариацией всех тех трансцендентальных идей, которые, как кажется, вздувались, естественно и спонтанно, из человеческой натуры с начала письменной истории. Даже более, чем другие, эта может однажды оказаться разочаровывающей. В конце концов, хороший родитель хочет лучшего для своих детей – чтобы они были лучше и действовали лучше. И всё же может быть мучительно представлять их (или, возможно, их внуков) живущими, как боги, с почти что всеведущим знанием и восприятием и почти бессмертными – и принимающими это как должное.

Возникает соблазн ворчать: «Почему не я? Почему я тоже не могу быть богом?»[110] Но затем, – когда человеческое существование не было мучительным? В любом случае, что ещё более впечатляюще? Быть богоподобным? Или быть природными созданиями, продуктами хрюкающей эволюции, которые едва выползли из пещер… которые, тем не менее, сумели выучить правила природы, стали уважать их и затем использовать для создания полезных вещей, хороших потомков, хороших судеб? Даже богоподобных.

Все наши размышления и построения (включая это) могут, в конце концов, показаться забавными и наивными для этих ослепительных потомков. Но я так же надеюсь, они испытают моменты уважения, когда они обратят свой взор на нас.

Они могут даже остановиться и осознать, что мы были в действительности, совсем не плохи… для усовершенствованных пещерных людей. И наконец, какое чудо может быть более впечатляюще для таких ущербных созданий, как мы, чем спроектировать и породить богов? Возможно, нет более высокой цели. Или такой, которая бы лучше классифицировала нас как самонадейных гордецов.

Или ещё… возможно… исполнение нашего предназначения и смысл всей этой боли. Чтобы выучиться состраданию и мудрости, которые нам понадобятся, более, чем что-либо ещё, когда светлые ученики покинут кабинет Мастера. Надеющиеся заслужить оценки и одобрения, напоследок, пока мы продолжаем процесс творения.

А.А. Кононов.Идеологические начала общей теории неуничтожимости человечества

Многие открытия в астрономии и науках о Земле сделанные за последние десятилетия стали открытиями новых угроз и рисков существования человечества на Земле и в Космосе. На сегодняшний день можно сделать вывод о том, что наша цивилизация существует и развивается в катастрофически нестабильной среде, которая может уничтожить ее в любой момент и только счастливое стечение обстоятельств (везений) дало возможность развиться нашей цивилизации до современного уровня. Но такое «везение» вряд ли будет вечным.

Наши рекомендации