Цели и задачи практики, ее место в учебном процессе
Цели и задачи практики, ее место в учебном процессе
Цель преподавания дисциплины
Основная цель ознакомительных практик для студентов специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» заключается в вооружение студентов основами теоретический знаний, приобретение ими практических умений и навыков по подготовке, организации и проведению школьных уроков, секционных занятий и соревнований начального уровня по базовым видам спорта входящим в школьную учебную программу. В частности, программа ознакомительной практики первого курса в первом семестре посвящена лыжному спорту.
В задачи практики входит:
- получение и совершенствование умений и навыков основных способов передвижений на лыжах в различных условиях, а так же техники спусков и подъемов;
- овладение навыками индивидуального выбора и подгонки спортивного инвентаря;
- достижение необходимого, для овладения техникой передвижения на лыжах, уровня физической подготовки;
- ознакомление с методикой обучения основным лыжным ходам;
- ознакомление со способами организации занимающихся на уроках (занятиях) по лыжной подготовке;
- ознакомление с требованиями по созданию и организации работы лыжных баз учебных заведений, предприятий и т.п.;
- овладение навыками подготовки к занятиям лыжного инвентаря и оборудования, и ремонта и способам организации его хранения;
- научить использованию метеорологических приборов при проведении занятий по лыжной подготовке;
- овладеть навыками организации и проведения соревнований начального уровня по лыжному спорту, суметь самостоятельно их организовать и провести.
Организация практики
Базой для проведения ознакомительной практики могут служить учебные заведения, спортивно-оздоровительные лагеря и др. учреждения имеющие лыжные базы, оснащенные достаточным количеством инвентаря, необходимого для организации лыжной подготовки студентов-практикантов; а так же специализированные лыжные базы.
Продолжительность практики – 12 дней.
Перед началом практики руководитель составляют подробный график проведения практики (для группы или подгрупы студентов) с конкретным указанием места, времени и вида выполняемых работ.
В обязанности руководителя практики входит:
- ознакомление студентов с требованиями ТБ при прохождении практики; в частности, с техникой безопасности при проведении занятий по лыжному спорту (гигиенические требования, требования к местам занятий, одежде, инвентарю и т.п.);
- ведение журнала практики с кратким указанием выполненных работ;
- проведение практических и теоретических занятий в соответствии с графиком практики;
- контроль текущей успеваемости студентов во время практики и посещением ими предусмотренных графиком занятий;
- рассмотрение отчетов по итогам практики и подготовка общего отчета по результатам практики.
Лыжные ботинки должны соответствовать размеру ноги лыжника, при выборе на ногу надевают плотный носок. Надо помнить, что свободные ботинки затрудняют управление лыжей, а в слишком тесной обуви ноги будут мерзнуть.
4. Назовите основные требования к одежде лыжника.
Должна соответствовать требованиям:
Своевременно удалять пот и влагу с поверхности тела, т.к. остающаяся на поверхности тела влага быстро его охлаждает.
Сохранять тепло, т. е, оптимальный микроклимат в прослойке воздуха между поверхностью кожи и одежды.
Защищать тело от неблагоприятных внешних погодных условий
Обеспечивать свободу движений
Соответствовать современному дизайну, который радует и глаз и душу.
5. Почему для занятий лыжной подготовкой нельзя надевать меховую шапку?
Так, как меховая шапка не пропускает воздух, и лыжник может потерять сознание.
6. Как правильно поставить крепления на лыжи?
Для установки крепления кладут лыжу скользящей поверхностью на узкий, закругленный предмет (карандаш, отвертку), чтобы определить центр тяжести, место в котором она займет положение равновесие, и будет ее центром тяжести. Центр тяжести отмечают поперечной чертой. Носок ботинка должен находиться на линии центра тяжести. На грузовой площадке лыжи проводят поперечную ось. Такую же линию прочерчивают и на подошве ботинка от середины носка до середины пятки. Затем в месте пересечения поперечной оси центра тяжести и продольной оси лыжи сверлят отверстие диаметром 2,5 мм и через верхнее отверстие скобы крепление прикрепляют к лыже шурупом. После этого в скобу крепления плотно вставляют ботинок так, чтобы его ранты прилегали к боковым сторонам скобы, а душка находилась посередине ранта ботинка. Выравнивают местоположение каблука ботинка на середине продольной оси лыжи и аккуратно, не изменяя положения скобы крепления, вынимают ботинок. Помечают боковые отверстия скобы крепления на грузовой площадке, сверлят отверстие в лыже и заворачивают в них шурупы.
7. Дайте общую характеристику лыжных мазей.
Основное назначение лыжных мазей – обеспечить надежное сцепление лыж со снегом при передвижении классическим ходом. Лыжные мази бывают:
А) твердые – для морозной погоды и сухого снега ( от -1 до -30 градусов)
Б) полутвердые – для переходной погоды от мороза к оттепели (от -1 до + 1 )
В) жидкие – для мокрого снега и гололеда (от +2 до +4)
8. Расскажите о технологии смазки деревянных лыж.
Для технологии смазки деревянных лыж необходимо придерживаться:
Старую мазь смывают растворителем. Для классического хода на носочную и пяточную части лыжи наносят для скольжения парафин, а под грузовую площадку- мазь против отдачи. Для конькового стиля парафин накладываю на всю скользящую поверхность.
10. Как проверить качество сцепления лыж со снегом?
Необходимо пройти в среднем темпе по равнинному участку или небольшой пологий подъем попеременным двухшажным ходом. Если в момент отталкивания ногой проскальзывание лыжи назад не происходит, то уровень сцепления считает достаточным.
11. Как устранить «отдачу» (т.е. проскальзывание лыж назад) в момент отталкивания?
Деревянные лыжи следует просмолить, сложить скользящими поверхностями друг к другу и скрепить в носочной и пяточной частях. Для сохранения весового прогиба между скользящими поверхностями грузовых площадок устанавливают распорку прямоугольной формы. Лыжи следует хранить в сухом помещении вдали от теплового источника в вертикальном положении носками кверху. Пластиковые лыжи перед длительным хранением следует очистить от старой мази, парафина, грязи с помощью очищающего парафина или любого другого. Лыжи следует хранить связанными в специальном чехле в сухом помещении вдали от нагревательных и отопительных приборов.
Задание 2.1
Пройдите на лыжах 0,5-1 км:
1) попеременным двухшажным ходом;
2) одновременным двухшажным ходом;
Какие мышцы у вас устали больше всего? Запишите их названия и отметьте точками на рисунках.
Лыжный ход | Мышцы, на которые приходится наибольшая нагрузка |
Попеременный двухшажный | Четырехглавая мышца бедра, трапициевидная и трехглавая мышца трицепса |
Одновременный двухшажный | Широчайшая мышца спины, большая и малая ромбовидные мышцы, двуглавая мышца плеча |
Задание 2.2
Укажите средства и методы исправления ошибок в способах передвижения на лыжах, изображенных на рисунках.
Двухопорное скольжение в попеременном двухшажном ходе | Для устранения этой ошибки применяются упражнения для развития равновесия и более активного переноса массы тела с одной лыжи на другую. С этой целью можно применить имитационные упражнения на месте и различные упражнения для освоения скользящего шага без палок |
Приседание в начале отталкивания Палками в одновременном бесшажном ходе | Перед началом передвижения по лыжне целесообразно проимитировать движение (наклон туловища, отталкивание руками и медленное выпрямление) без палок, стоя на месте. При объяснении следует обратить особое внимание учеников на медленное выпрямление туловища при прокате, расслабленный, маятникообразный вынос рук вперед и постановку палок на снег под углом около креплений. Это позволяет сразу начать эффективное отталкивание |
Спуск в положении «угла»? | Для исправления ошибки использовать словесные и наглядные методы |
Прямые ноги и сильный наклон Туловища вперед при торможении «плугом» | Для исправления ошибок вновь несколько раз принять положение «плуга» на ровном месте. Далее торможение «плугом» повторяется и совершенствуется на склонах разной крутизны, с меняющимся рельефом и различной глубиной снежного покрова. Следует обратить внимание на жесткие удержания лыж в положении «плуга», особенно носков, с тем, чтобы избежать наезда их друг на друга. |
Задание 2.3
Укажите и распределите по степени значимости методы обучения способам передвижения на лыжах на различных этапах обучения.
Этап начального обучения | Этап целостного изучения упражнения | Этап совершенствования целостного упражнения |
1.Словесные | 1.Наглядные | 1.Практические |
2.Наглядные | 2.Словесные | 2.Наглядные |
3.Практические | 3.Практические | 3.Словесные |
4. | 4. | 4. |
5. | 5. | 5. |
Контрольные вопросы и задания.
1. Дайте определение понятию «техника передвижения на лыжах».
Это наиболее рациональная для конкретных условий и данного уровня физической подготовленности спортсмена система движений, обеспечивающая при оптимальной экономичности наиболее высокий спортивный результат.
2. Перечислите способы передвижения на лыжах (классификация).
Подъемы (попеременными двухшажными классическими ходами, одновременными попеременными коньковыми ходами, елочкой, полуелочкой, лесенкой), спуски(высокая стойка, средняя(основная стойка),низкая стойка),неровности (выкат, встречный склон, спад склона, уступ, бугор, впадина),торможения (упором, плугом, соскальзыванием, палками, падением),повороты(переступанием, упором, на параллельных лыжах, плугом),ходы- классические – попеременные (двухшажный, четырехшажный, переходы на одновременные ходы), одновременные (бесшажный, одношажный, двухшажный, переходы на попеременные ходы),классические ходы – одновременные (двухшажные, одношажный, переходы на другие ходы), попеременные (двухшажный, переходы на другие ходы),без отталкивания руками (с махами руками, без махов руками, переходы на другие ходы)
3. Перечислите классические лыжные ходы и укажите оптимальные условия применения каждого из них.
Попеременный двухшажный ход применяется на равнинных участках и на подъемах в различных условиях скольжения.
Попеременный четырехшажный ход используют при передвижении по глубокому снегу, на неровной лыжне, проходящей между деревьями, т.е. во всех тех случаях ,когда нет хорошей опоры для палок.
Одновременный одношажный классический ход применяют на отлогих спусках, равнинных участках.
Одновременный бесшажный ход используют при движении по равнине и под уклон по хорошо накатанной лыжне с хорошей опорой для палок.
Одновременный одношажный ход применяют на трассах равнинного и слабопересеченного типа с длинными отлогими склонами и затяжными равнинными участками.
4. По какому признаку отличают одновременные ходы от попеременных?
В попеременных ходах отталкивание руками выполняется попеременно, в одновременных ходах толчок выполняется двумя руками в одно и то же время.
Описание какого лыжного хода здесь дано? Фаза 1 – одновременный вынос палок и выпрямление туловища; фаза 2 – одновременное отталкивание палками; фаза 3 – свободное скольжение на двух лыжах.
Одновременный бесшажный ход
5. Перечислите коньковые ходы и укажите оптимальные условия применения каждого из них.
Одновремыннй полуконьковый ход применяют на равнинных участках,пологих подъмах и спусках при наличии лыжни для безотрывного скольжения лыжи опорной ногой.
Одновременный двухшажный коньковый ход применяют на различных по профилю участках лыжной трассы. Особенно он эффективен на подъемах.
Одновременный одношажный коньковый ход позволяет развивать высокую скорость на равнинных участках, пологих подъемах и спусках, а также при стартовом разгоне, обгоне соперников, при финишном ускорении.
Попеременный двухшажный коньковый ход применяется на равнинных участках и пологих подъемах.
Коньковый ход без отталкивания руками применяется для дальнейшего увеличения уже достигнутой высокой скорости на равнинных участках, пологих спусках, при разгоне в отличных условиях скольжения, когда любые толчковые движения руками дают тормозящий эффект.
6. Назовите общие основные элементы всех способов передвижения на лыжах.
Отталкивание лыжами, скольжение, перекат, подседание, отталкивание палками, маховые движения при выносе ноги с лыжей или руки с палкой.
7. Что подразумевается под понятием «посадка лыжника»?
Рабочая поза, оптимальное положение частей его тела в различные фазы цикла хода. Различают низкую, среднюю и высокую посадки, что зависит, прежде всего, от степени сгибания в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.
8. Перечислите основные отличия в отталкивании ногой в классических и коньковых ходах.
В сравнении с классическими ходами в двигательной структуре коньковых способов имеется ряд принципиальных отличий в работе ног, туловища и рук. Наиболее выражены они в механизме движений ног:
-отталкивание выполняется скользящей лыжей в сторону под углом к направлению движения;
-отталкивание происходит не от одной точки опоры, а от целого ряда точек, расположенных по ходу скользящей лыжи;
-отсутствует необходимость в сцеплении лыж со снегом, требуется только лучшее скольжение;
-продолжительность толчка ногой значительно увеличена, чем меньше угол постановки лыжи, тем длиннее путь, на котором выполняется отталкивание;
-обязательным условием эффективного отталкивания является приложение составляющей силы под прямым углом к направлению движения лыжи за счет некоторого смещения массы тела к пяточной части ботинка;
-отталкивание выполняется закантованной внутрь лыжей, а вторая лыжа ставится на снег всей скользящей поверхностью, и такое положение надо стремиться сохранить до окончания толчка;
-в целом движения ног характеризуются меньшей естественностью, что затрудняет процесс формирования двигательного навыка.
В работе туловища для коньковых ходов характерны:
-поперечные перемещения тела, размах которых пропорционален углу разведения лыж;
-совпадение направления движения центра тяжести масс с направлением движения лыжи после ее постановки на снег, что является одним из основных требований к совершенной технике;
-перемещение туловища в момент переката вперед от стопы опорной ноги, т.к. если проекция ЦТМ будет сзади опорной ноги, возникнет грубейшая ошибка - противоупор;
-исключение вертикальных колебаний центра тяжести масс за счет сохранения высоты положения тела.
Чем отличается ступающий шаг от скользящего?
Ступающий шаг выполняется почти без скольжения на лыжах, а скользящий, напротив, без отрыва от снега.
9. Когда лучше использовать ступающий шаг, а когда скользящий?
Ступающий шаг применяется на крутых склонах, когда скольжение уже невозможно или нецелесообразно, а скользящий - на равнине.
Перечислите способы передвижения на лыжах в подъем.
«Елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»,
10. Какой способ подъема здесь описан? Верхняя лыжа скользит, носок нижней отводится в сторону.
«Полуелочкой»
11. Назовите стойки спусков на лыжах.
Стойки спусков бывают высокие, средние, низкие
12. Каким должно быть положение тела при спуске с горы в основной стойке?
Лыжник несколько выпрямляет ноги в коленях, увеличивает наклон туловища, опирается предплечьями на бедра и почти соединяет кисти рук
13. В каких случаях используется низкая стойка?
При прохождении спуска
14. Перечислите основные неровности, встречающиеся на склонах.
Выкат, встречный склон, спад, уступ, бугор, впадина
15. Каковы особенности техники их преодоления во время спуска?
Если неровность поднимает лыжника, он должен присесть и принять низкую стойку. Если неровность опускает его, лыжнику надо встать в более высокую стойку. Такое сочетание приседаний на высоких участках и выпрямлений внизу позволяет, не сбавляя скорость, сохранить равновесие даже при прохождении крупных неровностей.
18.Назовите способы поворотов на лыжах в движении и на месте.
Поворот переступанием, поворот упором, поворот плугом, поворот на параллельных лыжах, поворот переступанием и поворот кругом махом левой/ правой лыжи
19.Назовите способы торможений на лыжах.
Упором, плугом, соскальзыванием, а также крайне редко торможение палками, торможение падением.
20.Назовите основные причины возникновения ошибок при обучении способам передвижения на лыжах.
- неправильный выбор лыжных палок и лыж по длине и жесткости;
-стесняющая движения и не соответствующая погодным условиям одежда;
-сдавливающая ноги, или, наоборот, слишком свободная лыжная обувь;
-плохая подготовка или неправильный выбор места занятий;
- ошибки, допущенные во время объяснения и показа нового способа передвижения на первом этапе обучения;
-неверная, чаще всего чрезмерная дозировка учебной и тренировочной нагрузки, превышающая двигательно-функциональные возможности занимающихся и не учитывающая реально сложившихся погодных условий проведения конкретного занятия.
21.Дайте общую характеристику и назначение подводящих упражнений.
Ступающий шаг – основное подготовительное упражнение для ощущения сцепления лыж со снегом, овладения перекрестной координацией движений рук и ног, специфичным равновесием, при целостном освоении ступающего шага необходимо достичь свободных, размашистых, ритмичных, скоординированных движений рук и ног при небольшом наклоне туловища
22.Назовите основной отличительный признак двигательного навыка передвижения на лыжах различными способами от умения передвигаться на лыжах.
Использование при передвижении на лыжах различных лыжных ходов.
Тема 3. «Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам»
Задание 3.1
Разработайте «Положение о соревнованиях по лыжным гонкам» (по предлагаемой схеме).
Положение
о проведении открытого первенства г.Новополоцка по лыжным гонкам
Разработал учащийся (ф.и.о.) ___Василевич.Е.В.___________________________________
Курс __2________ группа __10- ФСз______ дата _________________
1.Цели и задачи соревнования.
-развитие и популяризация лыжных гонок в городе;
-повышение спортивного мастерства спортсменов;
-отбор сильнейших спортсменов в сборную города;
2.Сроки и место проведения.
Соревнования проводятся 17 января 2012 года в г. Новополоцке, гора «Маяк»
3.Руководство соревнованиями.
Общее руководство соревнованиями осуществляет отделом физической культуры, спорта и туризма Новополоцкого горисполкома, непосредственное руководство осуществляет главная судейская коллегия утвержденная отделом физической культуры, спорта и туризма горисполкома. Главный судья – Иванов И.И., главный секретарь – Федорова В.И.
4.Участники соревнований.
К соревнованиям допускаются команды: УОР,СДЮШОР,ДЮСШ.
Состав команды: 5 человек - независимо от пола и возраста,1 представитель,1 тренер.
Соревнования проводятся среди юношей и девушек 1994 – 1995 г.р.,1996г.р. и младше.
5.Программа соревнований.
17 января – 10.40 –открытие соревнований,11.00- старт.
Классический стиль:
1.Юноши 94-1995 г.р.- 5 км 3.Девушки 1994-1995 г.р. – 5 км
2.Юноши 1996 г.р. и младше- 5 км. 4.Девушки 1996 г.р. и младше- 3 км
Свободный стиль старт в 13.00
1.Юноши 94-1995 г.р.- 7,5 км 3.Девушки 1994-1995 г.р. – 7,5 км
2.Юноши 1996 г.р. и младше- 7,5 км. 4.Девушки 1996 г.р. и младше- 3 км
6.Порядок определения победителей и зачет.
Командное место определяется по наибольшей сумме очков согласно таблице
место | очки | место | очки |
7.Награждение победителей.
Победители на каждой дистанции награждаются ценными призами. Участники, занявшие в своих подгруппах 1-3 места, награждаются дипломами отдела физической культуры, спорта и туризма. Команды, занявшие 1-3 места, награждаются дипломами соответствующих степеней.
8.Сроки подачи заявок.
Заявки, заверенные врачом, подаются в судейскую коллегию в день начала соревнований. Предварительно сообщить об участии до 14 января 2012 года.
Задание 3.2
Заполните карточки на 10 участников соревнований по лыжным гонкам, проведите жеребьевку и подготовьте протоколы старта: для одиночного старта через 15 с. (по предлагаемой схеме).
Задание 3.3
По протоколам старта и финиша подготовьте протокол результатов соревнований в лыжных гонках на дистанцию 10 км (определите «чистое» время каждого участника, место, которое занял каждый из них, и запишите фамилии участников в порядке занятых ими мест).
Протокол старта | |||
№ п/п | Фамилия, имя | Нагрудный номер участника | Время старта через 15с, мин. с |
Петюль Глеб | 00,15 | ||
Кустиков Вячеслав | 00,30 | ||
Селевич Андрей | 00,45 | ||
Ушаков Юрий | 01,00 | ||
Михасенок Александр | 01,15 | ||
Трубкин Дмитрий | 01,30 | ||
Петренко Сергей | 01,45 | ||
Соболь Егор | 02,00 | ||
Буйло Валерий | 02,15 | ||
Петухов Николай | 02,30 |
Примечание. *Время 00,15 соответствует 15 с; 00,30 – 30 с; 00,45 – 45 с; 01,00 – 1 мин; 01,05 – 1 мин 15 с. и т.д.
Протокол финиша | ||
№ п/п | Время финиша, мин.с | Нагрудный номер участника |
30,37 | ||
30,57 | ||
31,08 | ||
32,13 | ||
32,35 | ||
33,02 | ||
34,01 | ||
34,17 | ||
34,34 | ||
35,27 |
Протокол результатов соревнований | ||||
№ п/п | Фамилия, имя | Нагрудный номер участника | Результат, мин.с | Место |
Сюрдиков Игнатий | 30,22 | I | ||
Пнтров Петр | 30,27 | II | ||
Зайцев Вячеслав | 31,03 | III | ||
Кукин Иван | 31,13 | |||
Зиверт Алексей | 31,20 | |||
Ступин Вадим | 32,12 | |||
Баранов Олег | 32,16 | |||
Гвоздик Сергей | 32,17 | |||
Янков Михаил | 32,19 | |||
Скрипкин Максим | 32,57 |
Задание 3.4
По протоколам старта (парный старт) и финиша подготовьте протокол результатов соревнований в лыжных гонках на 10 км (определите «чистое» время каждого участника, место, которое занял каждый из них, и запишите фамилии участников в порядке занятых ими мест).
Протокол старта | |||
№ п/п | Фамилия, имя | Нагрудный номер участника | Время старта через 30с, мин.с |
В.А. И.М. Ю.И. К.Н. М.Н. С.Ю. В.П. К.О. Б.Т. Н.П. | 00,30 00,30 01,00 01,00 01,30 01,30 02,00 02,00 02,30 02,30 |
Протокол финиша | ||
№ п/п | Время финиша, мин.с | Нагрудный номер участника |
41,41 42,01 42,29 43,32 43,53 44,48 45,27 46,15 47,25 48,54 |
Протокол результатов соревнований | ||||
№ п/п | Фамилия, имя | Нагрудный номер участника | Результат, мин.с | Место |
Т.Ю. | 41,11 | I | ||
И.Т. | 41,29 | II | ||
Б.Т. | 42,01 | III | ||
Е.В. | 42,23 | |||
К.Е. | 42,32 | |||
У.М. | 43,18 | |||
В.Л. | 43,27 | |||
П.Ю. | 44,15 | |||
Ф.Т. | 45,35 | |||
А.М. | 46,24 |
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные документы планирования и проведения соревнований по лыжным гонкам.
Календарный план, план соревнований, положение о соревнованиях
2. Назовите состав главной судейской коллегии по лыжным гонкам.
Главный судья, главный секретарь, начальник трасс, судьи – контролеры, бригада судей на старте(стартер, помощник стартера, секретарь стартера),бригада судей на финише(старший судья на финише, хронометрист,
секретарь хронометриста), врач.
3. Перечислите обязанности главного судьи соревнований, главного секретаря соревнований, начальника трассы, контролеров на дистанции.
Главный судья отвечает за выбор и подготовку мест соревнований, за непосредственное проведение соревнований, а также распределяет судей по бригадам и обязанности между ними.
Главный секретарь готовит всю документацию соревнований, проверяет правильность заполнения заявок на участие в соревнованиях, заполняет карточки участников, проводит жеребьевку, выдает номера участникам, по окончании соревнований определяет личные и командные результаты, готовит итоговые протоколы и отчет о проведении соревнований.
Начальник трасс отвечает за выбор и подготовку трасс, измерение и разметку соревновательных дистанций, распределение контролеров по трассе.
Судьи- контролеры на дистанции наблюдают за правильностью прохождения дистанции участниками соревнований, фиксируют порядок прохождения.
4. Укажите состав бригады судей на старте и их обязанности.
Стартер дает старт участникам соревнований, помощник стартера отвечает за порядок старта по номерам;
Помощник стартера отвечает за порядок старта по номерам,
Секретарь стартера регистрирует стартующих участников и следит за временем старта, ведет и оформляет стартовый протокол;
5. Укажите состав бригады судей на финише и их обязанности.
Старший судья на финише организует рациональную работу бригады судей на финише и руководит ею;
Хронометрист фиксирует финишное время участников;
Секретарь хронометриста регистрирует время финиша участников и оформляет финишные протоколы, которые передает старшему судье на финише.
6. Кем и как проводится жеребьевка по карточкам?
Предварительно перетасованные карточки с фамилиями участников раскладываются на столе. Один и судей поочередно вытаскивает их, и участнику, обозначенному на карточке, присваивается очередной номер. Номер проставляется на карточке. Фамилии участников вписываются в стартовый протокол по порядку старта, рядом проставляется нагрудный номер участника и его стартовое время.
7. Перечислите виды старта в лыжных гонках и дайте им краткую характеристику.
Одиночный (участники стартуют с интервалом 15с,30с или 1 мин);
Парный (участники стартуют под вое с интервалом 15с,30 с или 1 мин);
Групповой (участники стартуют группами с интервалом не менее 1 мин);
Общий старт (все участники стартуют одновременно)
Открытый старт (старт дается по мере готовности участников, в определенный промежуток времени)
8. Какое оборудование необходимо для проведения соревнований по лыжным гонкам?
Указатели «СТАРТ», «ФИНИШ», секундомеры.
ОТЧЕТ
о прохождении практики
Я, Василевич Евгений Владимирович, студент группы 10 – ФСз-2, проходил ознакомительную практику по лыжному спорту, в период с …… по ……Базой практики являлась лыжная база УО «ПГУ».
За время прохождения практики я ознакомился с техникой безопасности при проведении занятий по лыжному спорту (гигиенические требования, требования к местам занятий, одежде, инвентарю лыжника), что является немаловажным моментом при организации занятий с детьми.Мною были изучены основные способы передвижений на лыжах в различных условиях, определены основные ошибки начинающих лыжников при использовании лыжных ходов и указаны средства и методы для их исправления.
Так же я ознакомился с техникой спусков и подъемов, овладел навыками индивидуального выбора и подгонкиспортивного инвентаря,методикой обучения основным лыжным ходам, способами организации занимающихся на уроках (занятиях) по лыжной подготовке, овладел навыками подготовки к занятиям лыжного инвентаря и оборудования, способам организации его хранения, овладел навыками организации и проведения соревнований начального уровня по лыжному спорту.
Мной были выполнены практические задания по усвоению теоретического материала, оформлены соответственно правил карточки участника соревнований, стартовые и финишные протоколы, подведены итоги соревнований, разработано положение о городских соревнованиях по лыжным гонкам.
База практики является неудовлетворительной, так как имеет слабое материально - техническое обеспечение, не соответствует требованиям для хранения лыжного инвентаря, которые были мною изучены в период прохождения практики.
Из-за недостаточной физической подготовленности, возникли трудности при овладении техникой лыжных ходов. Так же большее внимание необходимо уделить организации судейства соревнований, так как оформление необходимых документов и подведение итогов соревнований было затруднительным из-за недостаточной теоретической подготовки.
Хотелось бы более разнообразить техническое оснащение базы практики, или сделать возможным прохождение данной ознакомительной практики в других организациях или учебных заведениях, для возможности их сравнения.
Цели и задачи практики, ее место в учебном процессе
Цель преподавания дисциплины
Основная цель ознакомительных практик для студентов специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» заключается в вооружение студентов основами теоретический знаний, приобретение ими практических умений и навыков по подготовке, организации и проведению школьных уроков, секционных занятий и соревнований начального уровня по базовым видам спорта входящим в школьную учебную программу. В частности, программа ознакомительной практики первого курса в первом семестре посвящена лыжному спорту.
В задачи практики входит:
- получение и совершенствование умений и навыков основных способов передвижений на лыжах в различных условиях, а так же техники спусков и подъемов;
- овладение навыками индивидуального выбора и подгонки спортивного инвентаря;
- достижение необходимого, для овладения техникой передвижения на лыжах, уровня физической подготовки;
- ознакомление с методикой обучения основным лыжным ходам;
- ознакомление со способами организации занимающихся на уроках (занятиях) по лыжной подготовке;
- ознакомление с требованиями по созданию и организации работы лыжных баз учебных заведений, предприятий и т.п.;
- овладение навыками подготовки к занятиям лыжного инвентаря и оборудования, и ремонта и способам организации его хранения;
- научить использованию метеорологических приборов при проведении занятий по лыжной подготовке;
- овладеть навыками организации и проведения соревнований начального уровня по лыжному спорту, суметь самостоятельно их организовать и провести.
Организация практики
Базой для проведения ознакомительной практики могут служить учебные заведения, спортивно-оздоровительные лагеря и др. учреждения имеющие лыжные базы, оснащенные достаточным количеством инвентаря, необходимого для организации лыжной подготовки студентов-практикантов; а так же специализированные лыжные базы.
Продолжительность практики – 12 дней.
Перед началом практики руководитель составляют подробный график проведения практики (для группы или подгрупы студентов) с конкретным указанием места, времени и вида выполняемых работ.
В обязанности руководителя практики входит:
- ознакомление студентов с требованиями ТБ при прохождении практики; в частности, с техникой безопасности при проведении занятий по лыжному спорту (гигиенические требования, требования к местам занятий, одежде, инвентарю и т.п.);
- ведение журнала практики с кратким указанием выполненных работ;
- проведение практических и теоретических занятий в соответствии с графиком практики;
- контроль текущей успеваемости студентов во время практики и посещением ими предусмотренных графиком занятий;
- рассмотрение отчетов по итогам практики и подготовка общего отчета по результатам практики.