Структура технологической карты
В ходе сравнения структуры различных технологических карт были выявлены ключевые элементы:
- название раздела;
- тема для изучения;
- количество часов для изучения темы;
- номер парного урока;
- цель изучения раздела;
- цель изучения темы;
- планируемые результаты освоения темы;
- практические задания при изучении темы;
- обеспечение;
- контроль качества усвоенного материала;
- задание для домашнего выполнения;
Возможный вариант оформления технологической карты раздела предмета
Технологическая карта раздела «______________________________________________________________» | |||||
Тема для изучения | «__________________________________________» | ||||
Цель изучения раздела | |||||
Количество часов для изучения темы | «_____» | Номер парного урока | «______» | ||
Планируемые результаты освоения темы | Цель урока | Практические задания при изучении темы | Обеспечение | Задание для домашнего выполнения | Контроль качества усвоенного материала |
Технологическая карта урока позволит педагогу:
- реализовать планируемые результаты ФГОС ООО;
- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы и всего учебного курса;
- систематически формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- продумать и спроектировать последовательность работы по освоению раздела от цели до конечного результата;
- проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества и саморазвития;
- определить возможности реализации межпредметных знаний;
- на практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения раздела.
Технологическая карта позволит администрации школы:
- контролировать реализацию учебной программы и оценить планируемые результаты, а также оказать необходимую помощь педагогу в подборе дидактического материала и оснащении оборудованием.
В данной работе спроектированы четыре технологические карты: «Технология обработки древесины. Элементы машиноведенья», «Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения», «Культура дома (ремонтно-строительные работы)», «Творческие проекты» для 6 класса (УМК Смородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т ) с учётом требований ФГОС ООО.
2.2.Технологическая карта раздела «Технология обработки древесины. Элементы машиноведенья» | ||||||
Темы для изучения | «Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины»; «Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Пороки древесины»; «Производство и применение пиломатериалов»; «Чертеж детали и сборочный чертеж»; «Основы конструирования и моделирования изделий из древесины»; «Техника безопасности и охрана труда при обработке древесины. Соединение брусков»; «Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом»; «Составные части машин»; «Устройство токарного станка для точения древесины»; «Технология точения древесины на токарном станке»; «Окрашивание изделий из древесины красками»; «Создание декоративно-прикладных изделий из древесины»; «Бережное и рациональное отношение к технике, оборудованию, инструментам и материалам». | |||||
Цель раздела | Познакомить обучающихся с процессами заготовки и переработки древесины с использованием машин и механизмов. Изучить вопросы контроля заготовительных предприятий. Освоить способы ручной и механизированной обработки древесины, лакокрасочную обработку с соблюдением техники безопасности. Научиться рационально применять инструмент и материалы. | |||||
Количество часов для изучения темы | «26» | Номер парного урока | «1-13» | |||
Планируемые результаты освоения темы | Цель урока | Практические задания при изучении темы | Обеспечение | Задание для домашнего выполнения | Контроль качества усвоенного материала | |
Личностные: Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; ознакомиться с правилами научной организации труда; проявлять ответственность за результаты своей деятельности; формирование эстетического вкуса; формирование адекватного реагирования на трудности; формирование основ экологической культуры; развитие опыта участия в коллективной деятельности; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; Метапредметные: Регулятивные: Принятие учебных целей и задач; овладение безопасными приёмами работы; умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата; самостоятельная оценка своих результатов. Коммуникативные: Умение точно и в полном объёме выполнить задачу; умение слушать и слышать учителя; умение вести учебное сотрудничество; умение выражать свои мысли; использовать информационные ресурсы для поиска информации. Познавательные: Осознать важность освоения универсальных умений, связанных с выполнением упражнений, практическими заданиями; выстраивать последовательную технологию изготовления изделия; соблюдать правила техники безопасности при выполнении работ; выбор алгоритма действий. Предметные: Знания: Как происходит заготовка древесины; какие пороки древесины бывают; как получают и применяют пиломатериалы; что такое охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности; понятие чертежа и сборочного чертежа; основные принципы конструирования; способы соединения брусков; способы изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом; основные части машин; устройство токарного станка; технология точения на токарном станке; обработка древесины лакокрасочными материалами; художественная обработка древесины; принципы рационального использования материала и инструментов. Умения: Различать пороки древесины; выполнять чертёж и сборочный чертёж; конструировать простейшие изделия; соединять бруски врезкой; изготавливать изделия цилиндрической формы; определять составные части машин; работать на токарном станке; работать с лакокрасочными материалами; определять себестоимость материалов и оборудования. | Урок 1. -Познакомиться с лесной и деревообрабатывающей промышленностью. Изучить процесс заготовки древесины | П.р. №1 | Презентация на тему лесная и деревообрабатывающая промышленность; фильм современные лесозаготовительные машины; компьютер; проектор; экран. | Рабочая тетрадь задание № 2 | Контрольные вопросы §1. | |
Урок 2.-Изучить вопросыохраны природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Пороки древесины. | П.р. №2; | Презентация на тему пороки древесины; презентация на тему работа лесных хозяйств и лесничеств; компьютер; проектор; экран. | Рабочая тетрадь задание № 3 | Контрольные вопросы §2;§4 | ||
Урок 3- Изучить процессы производства и области применение пиломатериалов | П.р. №3 | Фильм на тему производство древесины; презентация на тему области применения пиломатериалов; компьютер; проектор; экран. | Рассказ о деревоперерабатывающих предприятиях нашей местности | Контрольные вопросы §3 | ||
Урок 4- Изучить приёмы выполнения чертежа детали и сборочного чертежа | П.р. №4 | Презентация на тему чертёж, сборочный чертёж; компьютер; проектор; экран. | Рабочая тетрадь задание № 4 | Контрольные вопросы §5 | ||
Урок 5- Изучить основные принципы конструирования и моделирования изделий из древесины | П.р. №5 | Презентация на тему принципы конструирования и моделирования; компьютер; проектор; экран. | Рабочая тетрадь задание № 5 | Контрольные вопросы §6. | ||
Урок 6- Изучить безопасные приёмы работы при обработке древесины. Способы соединения брусков | П.р. №6 | Презентация на тему способы соединения деревянных брусков; ИОТ при обработке древесины; компьютер; проектор; экран. | Рабочая тетрадь задание № 6 | Контрольные вопросы §7. | ||
Урок 7- Изучить и отработать безопасные приёмы изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом | П.р. №7 | Презентация на тему последовательность при изготовлении цилиндрических и конических деталей; компьютер; проектор; экран; деревянные бруски, верстаки, ручной деревообрабатывающий инструмент | Рабочая тетрадь задание № 7 | Контрольные вопросы §8. | ||
Урок 8- Изучить общее устройство технологических машин | П.р. №8 | Презентация на тему основные части машин и механизмов; компьютер; проектор; экран. | Рабочая тетрадь задание № 8 | Контрольные вопросы §9. | ||
Урок 9- Изучить устройство токарного станка для точения древесины | П.р. № 9 | Презентация на тему устройство токарного станка; компьютер; проектор; экран; токарный станок СТД-120М | Рабочая тетрадь задание № 9 | Контрольные вопросы §10. | ||
Урок 10- Изучить технологию точения древесины на токарном станке. Приёмы выполнения технологических операций на токарном станке. | П.р. №10 | Презентация на тему приёмы безопасной работы на токарном станке; компьютер; проектор; экран; токарный станок СТД-120М | Рабочая тетрадь задание № 10 | Контрольные вопросы §11. | ||
Урок 11- Изучить технологию нанесения лакокрасочных материалов на изделия из древесины | П.р. №11 | Презентация на тему виды лакокрасочных материалов для обработки древесины; компьютер; проектор; экран; образцы лакокрасочных материалов. | Рабочая тетрадь задание № 10 | Контрольные вопросы §12. | ||
Урок 12- Изучить способы создания декоративно-прикладных изделий из древесины. Виды резьбы по дереву. | П.р. №12 | Презентация на тему виды резьбы по дереву, инструменты для резьбы; компьютер; проектор; экран; | Рабочая тетрадь задание № 11; 12 | Контрольные вопросы §13. | ||
Урок 13- Изучить экономические аспекты бережного и рационального использования техники, оборудования, инструментов и материалов | П.р. №13 | Презентация на тему стоимость изделия из древесины; компьютер; проектор; экран; калькулятор | Рабочая тетрадь задание № 13 Рассчитать стоимость деревянного скворечника | Контрольные вопросы §14. | ||
2.3.Технологическая карта раздела «Технология обработки металлов. Элементы машиноведенья» | ||||||
Темы для изучения | «Свойства черных и цветных металлов»; «Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля»; «Сортовой прокат»; «Чертежи деталей из сортового проката»; «Изготовление изделий из сортового проката»; «Техника безопасности и охрана труда при обработке металла. Резание металла слесарной ножовкой»; «Рубка металла»; «Опиливание заготовок из сортового проката»; «Отделка металлических изделий». | |||||
Цель раздела | Познакомить обучающихся со свойствами различных металлов и областью их применения. Изучить способы получения различных видов сортового проката. Освоить безопасные способы ручной обработки металла. Изучить способы антикоррозийной защиты изделий из металла. | |||||
Количество часов для изучения темы | «18» | Номер парного урока | «14-22» | |||
Планируемые результаты освоения темы | Цель урока | Практические задания при изучении темы | Обеспечение | Задание для домашнего выполнения | Контроль качества усвоенного материала | |
Личностные: Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; ознакомление с правилами научной организации труда; проявление ответственности за результаты своей деятельности; формирование эстетического вкуса; формирование адекватного реагирования на трудности; формирование основ экологической культуры; развитие опыта участия в коллективной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: Принятие учебных целей и задач; овладение безопасными приёмами работы; умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата; самостоятельная оценка своих результатов. Коммуникативные: Умение точно и в полном объёме выполнить задачу; умение слушать и слышать учителя; умение вести учебное сотрудничество; умение выражать свои мысли; использовать информационные ресурсы для поиска информации. Познавательные: Осознание важности освоения универсальных умений, связанных с выполнением упражнений, практическими заданиями; выстраивание последовательной технологии изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ; выбор алгоритма действий. Предметные: Знания: свойства черных и цветных металлов; виды сортового проката; технологию изготовления изделий из сортового проката; приёмы безопасной работы с металлом; технологии отделка металлических изделий. Умения: различать черные и цветные металлы; выполнять измерение деталей с помощью штангенциркуля; выполнить чертеж детали из сортового проката; резать металл слесарной ножовкой; рубить металл в тисках и на наковальне; опиливать заготовки из сортового проката; отделывать металлические изделия. | Урок 14. -Изучить виды и свойства металлов и сплавов. | П.р. №14 | Презентация на тему металлы и сплавы; компьютер; проектор; экран; образцы металлов и сплавов. | Рабочая тетрадь задание № 14 | Контрольные вопросы §15. | |
Урок 15.-Изучить приёмы работы штангенциркулем. | П.р. №17; | Презентация на тему способы измерения штангенциркулем; компьютер; проектор; экран; штангенциркули; образцы деталей. | Рабочая тетрадь задание № 17 | Контрольные вопросы §18 | ||
Урок 16- Изучить Виды сортового проката. | П.р. №15 | Презентация на тему виды сортового проката; компьютер; проектор; экран; образцы сортового проката. | Рабочая тетрадь задание № 15 | Контрольные вопросы §16 | ||
Урок 17- Изучить правила выполнения чертежа деталей из сортового проката | П.р. №16 | Презентация на тему чертёж деталей из сортового проката; компьютер; проектор; экран. | Рабочая тетрадь задание № 16 | Контрольные вопросы §17 | ||
Урок 18- Изучить последовательность изготовления изделий из сортового проката. | П.р. №18 | Презентация на тему изготовление изделии из сортового проката; компьютер; проектор; экран.. | Рабочая тетрадь задание № 18 | Контрольные вопросы §19. | ||
Урок 19- Изучить приёмы пиления металла слесарной ножовкой. | П.р. №19 | Презентация на тему приёмы пиления металла слесарной ножовкой; компьютер; проектор; экран; тиски; ножовки по металлу; металлические заготовки. | Рабочая тетрадь задание № 19 | Контрольные вопросы §20. | ||
Урок 20- Изучить способы и приёмы рубки металла. | П.р. №20 | Презентация на тему способы и приёмы рубки металла; компьютер; проектор; экран; молотки; тиски; зубила; наковальня; металлические заготовки. | Рабочая тетрадь задание № 20 | Контрольные вопросы §21. | ||
Урок 21- Изучить операцию опиливания заготовок из сортового проката | П.р. №21 | Презентация на тему опиливание заготовок из сортового проката; компьютер; проектор; экран; тиски; напильники; заготовки сортового проката. | Рабочая тетрадь задание № 21 | Контрольные вопросы §22. | ||
Урок 22- Изучить операцию отделки металлических изделий. | П.р. № 22 | Презентация на тему технологии отделки изделий из металла; компьютер; проектор; экран; образцы изделий из металла. | Рабочая тетрадь задание № 22 | Контрольные вопросы §23. | ||
2.4.Технологическая карта раздела «Технологии ведения дома» | ||||||
Темы для изучения | «Закрепление настенных предметов»; «Установка форточных, оконных и дверных петель»; «Устройство и установка дверных замков»; «Простейший ремонт сантехнического оборудования»; «Основы технологии штукатурных работ». | |||||
Цель раздела | Познакомить обучающихся с основными технологическими операциями по благоустройству домашнего быта. Освоить безопасные приёмы работы с ручным и электроинструментом при выполнении операций по благоустройству домашнего быта. | |||||
Количество часов для изучения темы | «10» | Номер парного урока | «23-27» | |||
Планируемые результаты освоения темы | Цель урока | Практические задания при изучении темы | Обеспечение | Задание для домашнего выполнения | Контроль качества усвоенного материала | |
Личностные: Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; ознакомиться с правилами научной организации труда; проявлять ответственность за результаты своей деятельности; формирование эстетического вкуса; формирование адекватного реагирования на трудности; формирование основ экологической культуры; развитие опыта участия в коллективной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: Принятие учебных целей и задач; овладение безопасными приёмами работы; умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата; самостоятельная оценка своих результатов. Коммуникативные: Умение точно и в полном объёме выполнить задачу; умение слушать и слышать учителя; умение вести учебное сотрудничество; умение выражать свои мысли; использовать информационные ресурсы для поиска информации. Познавательные: Осознать важность освоения универсальных умений, связанных с выполнением упражнений, практическими заданиями; выстраивать последовательную технологию изготовления изделия; соблюдать правила техники безопасности при выполнении работ; выбор алгоритма действий. Предметные: Знания: способы крепления настенных предметов; способы установки форточных, оконных и дверных петель; устройство и способы установки дверных замков; основные неисправности сантехнического оборудования; приёмы выполнения штукатурных работ. Умения: закреплять настенные предметы; устанавливать форточные, оконные и дверные петли; устанавливать дверные замки; выполнять простейший ремонт сантехнического оборудования; выполнять штукатурные работы. | Урок 23. –Изучить способы закрепление настенных предметов | П.р. №23 | Презентация на тему способы крепления настенных предметов в быту; компьютер; проектор; экран; инструмент для крепёжных работ; крепёжные материалы. | Рабочая тетрадь задание № 23 | Контрольные вопросы §24. | |
Урок 24.-Изучить способы установки форточных, оконных и дверных петель | П.р. №24; | Презентация на тему способы установки форточных оконных и дверных петель; компьютер; проектор; экран; образцы петель; инструмент для установки петель. | Контрольные вопросы §25 | Выполнить установку одного вида петель | ||
Урок 25- Изучить технологию, установки дверных замков, устройство | П.р. №25 | Фильм на тему способы установки дверных замков; компьютер; проектор; экран; образцы дверных замков; инструмент для установки дверных замков. | Контрольные вопросы §26 | Выполнить установку одного вида дверного замка | ||
Урок 26- Изучить способы ремонта сантехнического оборудования | П.р. №26 | Презентация на тему виды сантехнического оборудования его неисправности; компьютер; проектор; экран; сантехнический инструмент и принадлежности | Рабочая тетрадь задание № 26 | Контрольные вопросы §27 | ||
Урок 27- Изучить основные приёмы выполнения штукатурных работ | П.р. №27 | Презентация на тему основные приёмы выполнения штукатурных работ; компьютер; проектор; экран; инструмент для выполнения штукатурных работ; составы и смеси для штукатурных работ. | Рабочая тетрадь задание № 24 | Контрольные вопросы §6. | ||
2.5.Технологическая карта раздела «Творческие проекты» | ||||||
Темы для изучения | «Разработка и этапы выполнения творческого проекта»; «Обоснование темы проекта. Элементы конструирования»; «Технология изготовления»; «Защита творческого проекта»; «Обоснование. Трансформация и развитие идеи. Технологическое планирование. Экономическое обоснование. Реклама изделия». | |||||
Цель раздела | Проанализировать структуру творческого проекта. Выполнить творческий проект по технологии. | |||||
Количество часов для изучения темы | «14» | Номер парного урока | «28-34» | |||
Планируемые результаты освоения темы | Цель урока | Практические задания при изучении темы | Обеспечение | Задание для домашнего выполнения | Контроль качества усвоенного материала | |
Личностные: Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; проявления ответственности за результаты своей деятельности; формирование эстетического вкуса; формирование адекватного реагирования на трудности; формирование основ экологической культуры; развитие опыта участия в коллективной деятельности; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда. Метапредметные: Регулятивные: Принятие учебных целей и задач; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; прогнозирование результата; самостоятельная оценка своих результатов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. Коммуникативные: Умение точно и в полном объёме выполнить задачу; умение слушать и слышать учителя; умение вести учебное сотрудничество; умение выражать свои мысли; использовать информационные ресурсы для поиска информации. Познавательные: Осознать важность освоения универсальных умений, связанных с выполнением упражнений, практическими заданиями; выстраивать последовательную технологию изготовления изделия; соблюдать правила техники безопасности при выполнении работ; выбор алгоритма действий. Предметные: Знания: этапы и последовательность выполнения творческого проекта; принципы конструирования; принцип экономического обоснования творческого проекта. Умения: спланировать этапы выполнения творческого проекта; составить обоснование темы проекта; рационально применить различные технологии для изготовления изделия; защитить творческий проект; спрогнозировать и развить идею проекта; экономически обосновать рентабельность/ нерентабельность проекта; представить свой продукт. | Урок 28. –Изучить структуру и этапы выполнения творческого проекта. | Составить план выполнения творческого проекта | Презентация на тему структура творческого проекта; компьютер; проектор; экран; рабочие тетради. | Подобрать материал по теме творческого проекта | Содержание творческого проекта | |
Урок 29. –Выполнить обоснование темы проекта. Разработать эскиз. | Написать обоснование творческого проекта. Выполнить эскиз изделия | Рабочие тетради; чертёжные принадлежности; компьютер; проектор; экран. | Оформить обоснование творческого проекта и эскиз изделия в электронном виде | Оформленный электронный документ обоснование творческого проекта и эскиза изделия | ||
Урок 30; 31; 32; 33- Изучить технологию изготовления, составить технологическую карту изготовления изделия. Изготовить изделие по технологической карте. | Составить технологическую карту изготовления изделия. Изготовить изделие. | Рабочая тетрадь; чертёжные принадлежности; компьютер; проектор; экран. Оборудование, инструменты и материалы мастерской | Оформить технологическую карту творческого проекта в электронном виде. Приготовить рассказ о творческом проекте. | Оформленный электронный документ (технологическая карта) творческого проекта | ||
Урок 34- Изучить перспективы трансформация и развитие идеи. Выполнить экономическое обоснование проекта. | Выполнить конечную доводку изделия проекта | Компьютер; проектор; экран; Оборудование, инструменты и материалы мастерской | Оформить теоретическую часть творческого проекта. Придумать рекламу изготовленного изделия | Выполненный творческий проект | ||