Основные функции информационных систем. Задачи, решаемые при создании информационной системы
Функции:
1. Сбор и регистрация информационных ресурсов
2. Хранение информационных ресурсов
3. Актуализация информационных ресурсов
4. Обработка информационных ресурсов
5. Предоставление информационных ресурсов пользователям
Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач.
1. Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме - эффективный бизнес; в государственном предприятии - решение социальных и экономических задач.
2. Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.
3. Производство достоверной, надежной, своевременнойи систематизированной информации.
11.Структура информационной системы. Функциональные и обеспечивающие подсистемы.
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Автоматизированная информационная система имеет обеспечивающую и функциональную части, состоящие из подсистем.
Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Функциональная часть информационной системы обеспечивает выполнение задач и назначение информационной системы. Фактически здесь содержится модель системы управления организацией. В рамках этой части происходит трансформация целей управления в функции, функций – в подсистемы информационной системы. Подсистемы реализуют задачи. Обычно в информационной системе функциональная часть разбивается на подсистемы по функциональным признакам:
· уровень управления (высший, средний, низший);
· вид управляемого ресурса (материальные, трудовые, финансовые и т.п.);
· сфера применения (банковская, фондового рынка и т.п.);
· функции управления и период управления.
Содержательную компоненту АИС составляют функциональные подсистемы, включающие комплексы относительно взаимосвязанных задач, реализующих функции системы управления.
Функциональные подсистемы комплексных задач
Стратегическое управление (финансовый менеджмент, анализ финансово-хозяйственной деятельности, маркетинг, управление проектами, управление документооборотом и др.).
Логистика (управление материальными потоками и сбытом готовой продукции).
Бухгалтерский учет (учет денежных средств, основных средств, учет материальных ценностей и пр.).
Управление персоналом (создание нормативно-справочной информации, планирование затрат по персоналу, ведение базы данных кадрового состава и др.).
Управление производством (технологическая подготовка производства, технико-экономическое планирование, учет затрат на производство, оперативное управление производством).
Функциональные и обеспечивающие подсистемы
В системе управления коммерческого банка выделяются следующие функциональные подсистемы:
операционный день банка;
вкладчики;
кредиты;
внутрибанковские расчеты и др.
В АИС "Налог” на региональном уровне можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:
подготовка типовых отчетных форм;
ведение реестра предприятий и физических лиц;
нормативно-правовая деятельность;
аналитическая деятельность территориальных инспекций Министерства РФ по налогам и сборам;
внутриведомственные задачи.
АИС управления бюджетом муниципального образования (МО) включает следующие функциональные подсистемы:
·
планирования и прогнозирования доходной части бюджета МО;
распределение расходной части бюджета МО;
сводные документы МО и его подразделений по бюджету;
расчет и анализ показателей социального и экономического развития МО и др.
Обеспечивающие подсистемы
Информационное обеспечение – это комплекс методов и средств по размещению и организации информации, включающий системы классификации и кодирования документов, показателей, внутримашинной информационной базы.
Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, инструктивных материалов и персонала, который обслуживает эту технику.
Программное обеспечение – это совокупность программных средств для реализации задач управления с использованием вычислительной техники. В состав программного обеспечения входят базовые общесистемные программные средства, инструментальные средства и прикладные программные средства.
Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационных систем (договора между заказчиком и разработчиком информационной системы и др.).
Лингвистическое обеспечение – это совокупность языковых средств, используемых на различных уровнях создания и обработки данных для общения человека с ЭВМ.
Организационное обеспечение – это совокупность методов и средств, позволяющих усовершенствовать организационную структуру объектов, разработать должностные инструкции, ориентированные на новые информационные технологии.
Главной тенденцией развития АИСв эпоху информатизации является постоянное стремление к улучшению. Оно достигается благодаря совершенствования технологических и программных средств, что порождает новые информационные потребности и ведет к совершенствованию информационных систем.