Приобретенных в результате освоения предшествующих частей ООП
Студент должен знать:
· Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения
· Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания
· Основные направления политики в сфере социальной защиты населения
· Основы современных теорий социального благополучия, качества жизни, физического, психического и социального здоровья;
· Основные технологии обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья;
· Основные категории и понятия социального управления и социального обслуживания;
· Цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания
· Практический опыт социальной работы в различных учреждениях, организациях социальной сферы с различными группами населения: структуру организаций социальной работы, содержание и специфику деятельности, практические результаты их деятельности.
· Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе
· Основы организации профессиональной деятельности, контроля качества предоставления социальных услуг.
Объем практики и ее продолжительность
Продолжительность практики – 4 недели. Общая трудоемкость работы составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов (СРС) и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | ||
Теоретическая и техническая подготовка студентов | Всего 8 часов | Ауд. 4 часа | СРС 4 часа | Инструктаж, подготовка и проверка документов | |
Практическая работа | 144 часа | - | - | Проверка документации студента-практиканта | |
Обработка материала, оформление отчетных документов, написание отчета о практике | 64 часа | 4 часа | 60 часов | Защита отчета | |
ИТОГО | 216 часов |
Содержание практики
Содержание производственной практики определяется ее видом, направлением, задачами и специфической деятельностью учреждений - баз практики.
Прохождение производственной практики включает три этапа.
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
На подготовительном этапе руководителем практики от кафедры составляется рабочий график (план) проведения практик, разрабатывается индивидуальное задание для обучающихся на период практики, которые проходят процедуру согласования с базами практик.
До выхода на практику обучающихся руководителем практики от кафедры проводится установочная конференция с приглашением основных работодателей, в ходе которой студенты знакомятся с содержанием, задачами и порядком прохождения практики. Осуществляется оформление необходимых документов для выхода студентов на базы практики, прохождение студентами инструктажа по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, разъясняется содержание практики, индивидуальное задание в соответствии с настоящей программой, требуемых отчетных документов.
Основной этап производственной практики предполагает непосредственную деятельность студентов на объектах практики, ведение дневников практики, где студент обязан отражать содержание своей деятельности. Каждый день практики имеет несколько последовательных этапов деятельности студента и руководителя учреждения базы практики.
Начальный этап – организационный, основная функция которого состоит в подготовке к практической работе в учреждении. Студент совместно с руководителем практики от организации в соответствии с утвержденным планом-графиком и индивидуальным зданием определяет объем и содержание задания на день, о чем ежедневно делается запись в дневнике практики.
Второй этап – выполнение этого задания. Студенты знакомятся с опытом работы учреждения, специалистов, продумывают и осуществляют свое участие в этой работе, соотнося его с целью и задачами практики.
Третий этап дня практики – анализ проделанной работы, подведение итогов дня. Основные его задачи связаны с систематическим определением результативности пребывания на практике. Соответствующая запись в дневнике делается ежедневно и визируется руководителем практики от организации.
В рамках заключительного этапа после завершения практики и проверки документации не позднее десятидневного срока проводится итоговая конференция с участием руководителей баз практики, заведующего и профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры. Итоговая конференция по практике организуется руководителем практики от кафедры. На конференции выступают студенты с презентацией и анализом проделанной работы, предложениями по совершенствованию организации и содержания практики, руководитель практики от кафедры подводит общие итоги работы студентов по приобретению ими соответствующих профессиональных компетенций.
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности предполагает:
1. Организацию первичного приема граждан
2. Проведение социальной диагностики целевых групп клиентов и отдельных граждан.
3. Разработку и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки.
4. Осуществление группового и индивидуального консультирования клиентов целевой группы о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки.
5. Планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину.
6. Оказание необходимого спектра услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки в соответствии с Национальным стандартами РФ в сфере социального обслуживания населения, действующим федеральным и региональным законодательством.
7. Организацию межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг.
8. Ведение необходимой документации в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.
9. Анализ деятельности учреждения социальной сферы.
10. Проведение мониторинга социальной ситуации на обслуживаемой территории для использования при составлении прогноза развития социального обслуживания и социальной поддержки
11. Изучение инновационных социальных технологий, направленных на социальную поддержку различных категорий населения.
12. Оценку эффективности социального обслуживания и мер социальной поддержки.
13. Подготовку предложений при разработке и реализации социальных программ и проектов.
14. Использование потенциала средств массовой информации и социальных сетей для привлечения внимания общества к актуальным социальным проблемам, информирования о направлениях реализации и перспективах развития социальной работы, популяризации позитивного опыта организации социального обслуживания и социальной поддержки населения.
15. Участие в повседневной работе учреждения или организации.
Права и обязанности студентов-практикантов
Студент-практикант обладает следующими правами:
1. получать своевременную научную и методическую помощь со стороны руководителей практики;
2. пользоваться необходимой литературой, пособиями, нормативно-правовыми документами, отчетной документацией учреждения-базы практики;
3. защищать свои профессиональные взгляды;
4. принимать участие в планировании работы учреждения, присутствовать на совещаниях, включаться в составление и реализацию программ предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;
5. обращаться в конфликтных ситуациях с целью их разрешения к руководителям практики, директору, заведующему выпускающей кафедры.
Во время прохождения практики студент обязан:
1. ежедневно находиться на базе практики, своевременно выполнять все виды работ, предусмотренных программой практики;
2. проявлять организованность, дисциплинированность, профессиональный такт;
3. ежедневно вести дневник, в котором фиксируется вся проделанная работа, ее анализ, обобщение опыта;
4. подчиняться правилам внутреннего распорядка учреждения, в котором проходит практика.
5. изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
6. нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
7. строго соблюдать законодательство о персональных данных;
8. своевременно представить руководителю практики дневник, письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать зачет по практике.
Продолжительность рабочего дня обучающихся в возрасте от 18 лет и старше при прохождении практики в организациях, учреждениях и на предприятиях составляет не более 40 часов в неделю.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть не аттестован и направлен повторно на прохождение данного вида учебной практики.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в производственной практике:
· установочная конференция;
· инструктивно-ролевая игра;
· моделирующие технологии;
· сопровождение практической и научно-исследовательской деятельности студентов;
· коммуникативные и информационные технологии;
· итоговая конференция.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике
Руководитель практики от кафедры социальной работы осуществляет сопровождение студентов на всех этапах производственной практики.Необходимые материалы для прохождения практики (программа практики, форма дневника, план-график прохождения практики, индивидуальное задание, методическая литература и др.) хранятся в электронном виде на стационарном компьютере в учебно-методическом центре института социальных технологий. Для контроля прохождения студентами производственной практики и разрешения возникающих вопросов (проблемных ситуаций) руководитель практики от кафедры социальной работы поддерживает связь со студентами по электронной почте и телефону.