Тема 11. Технологии использования PR-методов в экономических, социальных и политических коммуникационных компаниях.
Формы работы с государственными и общественно-политическими организациями. Лоббизм. Политики, законодатели и лидеры мнений как PR-аудитория. «Реактивная» и «проактивная» коммуникация. Работа с местными органами госуправления и местной общественностью. Избирательный PR. Финансовый PR. Бизнес PR. PR для шоу-бизнеса.
Тема 12. Оценка эффективности PR-деятельности
Актуальность и принципы оценочного исследования в сфере PR. Оценка эффективности PR на этапе подготовки программы. Стандарты измерения и оценки промежуточных результатов PR деятельности. Методика оценки промежуточных результатов. Оценка эффективности PR-кампаний с помощью ЕАУ. Измерение эффективности PR: методика Г. Тульчинского. Методика оценки PR-последствий и итогов. Проблемные точки оценки эффективности.
Оценка осведомленности, обладания информацией, её понимания и осознания. Оценка сохранения/ воспроизведения полученной информации. Оценка отношений и предпочтений. Оценка поведения. Оценка результатов бизнеса организации. Интерпретация и использование результатов оценочного исследования. Модели для исследования и оценки в PR. Модель PII, пирамидальная модель (Pyramid Model of PR Research), модель эффективной базы расчета, непрерывная модель оценки, унифицированная модель оценки (Unified Evaluation Model 1999).
5.2. Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п\п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||||||
Интегрированные коммуникации | х | х | х | х | х | ||||||||
Психология массовых коммуникаций | х | х | х | ||||||||||
PR и рекламные кампании. Проектирование в рекламе и связях с общественностью | х | х | х | х | х | х | х | х | |||||
Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |||
Корпоративная культура | х | х | х | х | |||||||||
PR в государственной сфере | х | х | |||||||||||
Бренд-менеджмент | х | х | х | х | х | ||||||||
Основы репутационного менеджмента | х | х | х | х | х | ||||||||
Медиапланирование | х | х |
5.3. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий
Очная форма
№ п/п | Раздел Дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего | Л | Пр. | СРС | |||
PR-технологии как социально-коммуникативные технологии | ПР-1 ПР-4 | |||||
Исследования и планирование - основа эффективных PR-технологий | ПР-1 ПР-4 | |||||
3. | Технологии взаимодействия со средствами массовой информации. | ПР-1 ПР-4 | ||||
4. | Технологии производства информационных материалов | ПР-1 ПР-4 | ||||
5. | Организация информационных поводов | ПР-1 ПР-3 | ||||
6. | Специальные мероприятия | ПР-1 ПР-3 | ||||
Технологии в привлечении инвестиций. Спонсоринг и фандрайзинг. | ПР-1 ПР-4 | |||||
Связи с общественностью в кризисных ситуациях | ПР-1 ПР-4 | |||||
Процедурные технологии: фасилитация и медиация. | ПР-1 ПР-4 | |||||
PR – технологии в Интернете | ПР-1 ПР-4 | |||||
Технологии использования PR-методов в экономических, социальных и политических коммуникационных кампаниях. | ПР-1 ПР-4 | |||||
Оценка эффективности PR-деятельности | ПР-1 ПР-4 | |||||
экзамен | ||||||
Всего |
Разделы (темы) дисциплины и виды занятий
Очно-заочная форма
№ п/п | Раздел Дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего | Л | Пр. | СРС | |||
PR-технологии как социально-коммуникативные технологии | ПР-1 ПР-4 | |||||
Исследования и планирование - основа эффективных PR-технологий | ПР-1 ПР-4 | |||||
3. | Технологии взаимодействия со средствами массовой информации. | ПР-1 ПР-4 | ||||
4. | Технологии производства информационных материалов | ПР-1 ПР-4 | ||||
5. | Организация информационных поводов | ПР-1 ПР-3 | ||||
6. | Специальные мероприятия | ПР-1 ПР-3 | ||||
Технологии в привлечении инвестиций. Спонсоринг и фандрайзинг. | ПР-1 ПР-4 | |||||
Связи с общественностью в кризисных ситуациях | ПР-1 ПР-4 | |||||
Процедурные технологии: фасилитация и медиация. | ПР-1 ПР-4 | |||||
PR – технологии в Интернете | ПР-1 ПР-4 | |||||
Технологии использования PR-методов в экономических, социальных и политических коммуникационных кампаниях. | ПР-1 ПР-4 | |||||
Оценка эффективности PR-деятельности | ПР-1 ПР-4 | |||||
экзамен | ||||||
Всего |
Разделы (темы) дисциплины и виды занятий
Заочная форма
№ п/п | Раздел Дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего | Л | Пр. | СРС | |||
PR-технологии как социально-коммуникативные технологии | ПР-1 ПР-4 | |||||
Исследования и планирование - основа эффективных PR-технологий | ПР-1 ПР-4 | |||||
3. | Технологии взаимодействия со средствами массовой информации. | ПР-1 ПР-4 | ||||
4. | Технологии производства информационных материалов | ПР-1 ПР-4 | ||||
5. | Организация информационных поводов | ПР-1 ПР-3 | ||||
6. | Специальные мероприятия | ПР-1 ПР-3 | ||||
Технологии в привлечении инвестиций. Спонсоринг и фандрайзинг. | ПР-1 ПР-4 | |||||
Связи с общественностью в кризисных ситуациях | ПР-1 ПР-4 | |||||
Процедурные технологии: фасилитация и медиация. | ПР-1 ПР-4 | |||||
PR – технологии в Интернете | ПР-1 ПР-4 | |||||
Технологии использования PR-методов в экономических, социальных и политических коммуникационных кампаниях. | ПР-1 ПР-4 | |||||
Оценка эффективности PR-деятельности | ПР-1 ПР-4 | |||||
экзамен | ||||||
Всего |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная
1. Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: учебное пособие для вузов/Э. В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов.-2-е изд., испр. и доп.- М.:Академический Проект,2009.- 430 с.
2. Кузнецов, В. Ф. Связи с общественностью: теория и технологии: учебник для вузов/В. Ф. Кузнецов ; ИГУМО.- М.:Аспект Пресс, 2010.- 299 с.
3. Шарков, Ф. И. Паблик рилейшнз (связи с общественностью):учебное пособие для вузов/Ф. И. Шарков.-Изд. 2-е.-М. [и др.]:Академический проект,2009.- 303 с.
б) дополнительная
1. Алешина, И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров./И.В. Алешина.-М.: ИКФ «Экмос», 2003. - 480 с.
2. Буари, Филипп А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия/Ф. А Буари; [Пер. с фр. Н. С. Добробобенко].-М.:ИНФРА-М,2001.-177с.
3. Василенко, А. Б. Пиар крупных российских корпораций: [Учебное пособие]/А. Б. Василенко.-2-е изд.- М.:ГУ ВШЭ, 2002.-304 с.
4. Викентьев, И. Л. Приемы рекламы и Publik relations:Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач и 20 Практических приложений/И. Л. Викентьев.-6-е изд., доп.-СПб.: Бизнес-пресса, 2004.- 378 с.
5. Демин, Юрий Михайлович. Бизнес-PR/Ю. М. Демин.-М.:Бератор- Пресс,2003.-333 с.
6. Гартон, Э. Паблисити: жми сюда=Press Here!:[Управление масс- медиа для создания паблисити]/Э. Гартон; [Пер. с англ. С. Ехиванова, А. Романченко].-2-е изд.-СПб.:Питер,2003.-266 с.
7. Игнатьев, Денис Игоревич и др. Настольная энциклопедия Public Relations/Д. И. Игнатьев, А. В. Бекетов, Ф. В. Сарокваша.- М:Альпина Паблишер, 2004. - 227 с.
8. Калиберда, Елена Геннадьевна. Связи с общественностью: Вводный курс/Е. Г. Калиберда.-М.:Логос,2002.- 118 с
9. Королько, В. Г. Основы паблик рилейшнз: Учебник для вузов/В. Г. Королько; [Авториз. пер. с укр.].-М.:Рефлбук,2003.-526 с.
10. Кривоносов, А.Д. Основы спичрайтинга: Учеб. Пособие, СПб., 2003. 56 с.
11. Моисеев В.А. Паблик рилейшенз - средство социальной коммуникации: Теория и практика. Киев: Дакор, 2002. – 499 с.
12. Музыкант, Валерий Леонидович. Формирование брэнда средствами PR и рекламы [Текст]:учебное пособие/В. Л. Музыкант.-2-е изд., с изм.-М.:Экономистъ,2006.-606 с.:
13. Ольшевский, А. С. Антикризисный PR и консалтинг/А. С. Ольшевский.-СПб.:Питер,2003.-426 с.
14. Основы выставочно-ярмарочной деятельности [Текст]:учебное пособие для вузов/[Л. Е. Стровский, Е, Д. Фролова, Д. Л. Стровский и др.] ; под ред. Л. Е. Стровского.-М.:ЮНИТИ,2005.-287, [1] с.
15. Санаев, Алексей. Русский PR в бизнесе и политике/А. Санаев.- М.:Ось-89,2003.-237 с.
16. Связи с общественностью как социальная инженерия [Текст]:учебное пособие для вузов/[В. А. Ачкасова, М. Л. Бабочиева, Н. Н. Белянина и др.].-СПб.:Речь,2005.-349, [1] с.:
17. Связи с общественностью. Составление документов:теория и практика : учебное пособие для вузов/В. В. Данилина, М. В. Луканина, Л. В. Минаева, Л. К. Салиева ; под ред. Л. В. Минаевой.-М.:Аспект Пресс,2006.-286 с.
18. Уилкокс, Д. Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ/Деннис Л. Уилкокс ; [пер. с англ. И. В. Карцевой [и др.].-4-е изд.-М.:Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт» [и др.],2004.-759 с.
19. Федотова, Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение:Учебное пособие для вузов/Л. Н. Федотова.-СПб.:Питер,2003.-352 с.
20. Харрисон, Ш. Связи с общественностью:Вводный курс/ Ш. Харрисон; [Пер. с англ. под ред. Г. Е. Алпатова].-2-е изд.-СПб.:Нева,2003.-364 с.
21. Хенслоу, Филип. Практическое руководство по паблик рилейшнз/Ф. Хенслоу; [Пер. с англ. под ред. А. Н. Андреевой].-СПб.:Нева,2003.-188, [2] с.
22. Честара, Джон. Деловой этикет:Паблик рилейшнз для всех и для каждого/Д. Честара; [Пер. с англ. Л. Бесковой].-М.:ФАИР-ПРЕСС,2000 -333 с.
23. Чумиков, А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика /А.Н.Чумиков, М.П. Бочаров.-М.: Дело,2006. – 496 с.
24. Чумиков, Александр Николаевич. Связи с общественностью:Учебное пособие/А. Н. Чумиков.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Дело,2001.-295 с.
25. Шарков, Феликс Изосимович. Паблик рилейшнз (связи с общественностью):учебное пособие для вузов/Ф. И. Шарков.-Изд. 2-е.-М.:Академический проект,2007.-303 с.
26. Шомели, Жан, Уисман, Денис. Связи с общественностью=Les relations publiques/ Ж. Шомели, Д. Уисман; [Пер. с франц. П. В. Крылова].-9-е изд.-СПб.:Нева,2003.-122 с.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс (компьютер МХР Pentium, монитор LG), принтеры, мультимедиа проектор –1. Терминалы к сети Internet.
II. Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Методические указания по самостоятельной работе студентов
Тематика курсовых работ
Одной из форм самостоятельного изучения дисциплины является выполнение студентом курсовой работы, предусмотренной курсом. Курсовая работа позволяет судить о владении студентом теоретическим материалом и терминологией дисциплины. Студент должен продемонстрировать способность к самостоятельному анализу PR-технологий организаций, уметь определять целевую аудиторию, проводить PR-кампании. При написании курсовой работы развиваются навыки исследовательской и научной деятельности.
Каждому студенту необходимо основательно закреплять полученные знания и вырабатывать навыки самостоятельной научной работы. С этой целью программа курса предусматривает выполнение курсовой работы.
Главная цель курсовой работы – собрать и творчески освоить разнообразный теоретический и эмпирический материал, умело использовать его для решения конкретных задач в практической деятельности. Курсовые исследования должны помочь студенту в подготовке и написанию в будущем дипломной работы, поэтому целесообразно так выбирать тематику курсовых сочинений, чтобы собранный материал логично укладывался в общую научную проблематику, и при желании его легко можно было структурировать в отдельные главы будущего дипломного сочинения.
Курсовое исследование должно продемонстрировать наличие у студента базовых умений самостоятельной работы, а именно:
· тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из рекомендательного списка, студент вправе предложить свой вариант темы, которые должны быть по согласованы с преподавателем.
· в ходе работы над курсовым сочинением студент должен научиться самостоятельно находить, систематизировать и теоретически осмысливать научную литературу по выбранной теме;
· в работе должно проявляться авторское видение логики ответа на поставленные вопросы;
· выдвинутые в работе положения должны иметь убедительную и научно обоснованную аргументацию и сопровождаться выводами;
· текст работы должен демонстрировать хорошее владение автором грамотным, научным стилем изложения и соответствовать библиографическим требованиям оформления сносок и списков литературы.
Логика построения курсовой работыобязательно должна включать следующие элементы: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов (методики) проведения исследования, постановка гипотезы, описание и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Обоснование актуальности выбранной темы – это начальный этап работы над курсовым сочинением. Целесообразно брать для курсовой работы как можно более конкретные темы, поскольку только узкая тематика может быть проработана достаточно глубоко и детально в течение учебного года. Однако слишком узкая и специальная проблема может создать трудности для выполнения курсовой как квалификационной работы, а также для обоснования значимости темы в теоретическом и прикладном аспектах.
Освещение актуальности темы не должно быть многословным. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации и какие последствия может принести ее разрешение.
Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие способы решения которого в настоящее время еще не известны или не ясны.
Объектом исследования является определенная сфера действительности, которая выбрана для изучения, предметом – конкретный аспект этой сферы, включает наиболее существенные признаки объекта, круг вопросов, непосредственно рассматриваемых в дипломной работе.
Цельисследования – это планируемый результат, модель ожидаемого решения проблемы, которая может быть достигнута только с помощью проведения исследования.
Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.
Задачи формулируются обычно в виде перечислений (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, доказать… и т.д.). Определение задач следует производить как можно тщательнее, поскольку их решение должно составить основное содержание глав и параграфов курсовой работы.
Очень важным этапом исследования является выбор методов, которые служат инструментом добывания фактического материала, его систематизации и анализа. Студент должен самостоятельно обосновать применение тех или иных теоретических и эмпирических методов в своей курсовой работе.
Структура курсовой работы. Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части (от 2 до 3 глав, которые обычно разбиваются на параграфы)
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
7. Приложения.
Изложение материала в курсовом исследовании должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу. Изложение материала должно быть конкретным и опираться на результаты практики, при этом важно не просто описание, а критический разбор и анализ данных.
Требования к оформлению курсовой работы идентичны требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, что формирует единый подход к написанию исследовательских сочинений.
Курсовая работа должна быть в обязательном порядке защищена в любой форме (на семинарском занятии, на научной конференции и т.п.). Результаты защиты курсовой работы обязательно учитываются научным руководителем при выставлении итоговой оценки.
Составление рабочего плана исследования и графика работы помогает студенту рационально организовать свою работу над курсовым сочинением и сдать его на проверку преподавателю в установленный срок – за месяц до начала летней сессии.
Как правило, рабочий план исследования включает:
· разработку темы (формулирование гипотез, разработка структуры работы, составление плана конспекта и др.);
· библиографический поиск литературных источников;
· изучение ресурсов Интернета;
· изучение литературы и отбор фактического (статистического и эмпирического) материала;
· систематизацию и анализ собранной информации;
· обобщение и формулировку выводов;
· оценку общих результатов исследования.
Курсовые работы выполняются в рамках следующих направлений PR-деятельности: