Описание показателей и критериев оценивания компетенций, демонстрируемых с помощью ВКР, а также шкал оценивания сформированности компетенций
Уровень сформированности компетенций, демонстрируемых с помощью ВКР, определяется на основании таблице 2, в которой прописан объект контроля, критерии и описание процедур оценки результатов обучения при выполнении ВКР и количество баллов.
Таблица 2 - Критерии оценки содержания и защиты ВКР
Перечень компетенций | Критерии и описание процедур оценки результатов обучения при выполнении ВКР | Кол-во баллов | Объект контроля |
Код | |||
УКОК-1. ИГА | - способен проводить анализ литературных источников и делать выводы; - использует основы правовых знаний; - знает единый формат оформления библиографических списков в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 - знает основные особенности профессионального языка; - владеет культурой устной и письменной речи; - способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках; - умеет формулировать мысли; - способен использовать основы экономических знаний. Проверяется по качеству выполнения всех разделов ВКР и по выступлению на защите ВКР. | Качество оформления пояснительной записки к ВКР Защита ВКР | |
УКОК-2. ИГА | - способен работать в коллективе; - обосновать социальную значимость решаемых профессиональных задач критически осмысливать накопленный опыт. | Защита ВКР | |
УКОПК-1. ИГА | -физический и математический смысл величин, описывающих процессы технологии неорганических веществ; - знает и использует строение веществ, природу химических связей, механизмы химических процессов; - умеет пользоваться источниками информации для обзора предмета исследований. Проверяется по качеству выполнения всех разделов ВКР и по выступлению на защите ВКР | Объем и уровень использованной литературы и патентов в пояснительной записке к ВКР Защита ВКР | |
УКОПК-2. ИГА | - осознает значение информации в развитии современного информационного общества; - владеет основными методами защиты производственного персонала от возможных последствий аварий. - владеет навыками переработки информации и работы с компьютером. Проверяется по качеству выполнения всех разделов ВКР и по выступлению на защите ВКР | Объем и уровень использованной литературы и патентов в пояснительной записке к ВКР Защита ВКР | |
УКПК-1. ИГА. | - способность и готовность осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом; - использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья продукции; - проводить обработку информации; - использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации продуктов и изделий; - проводить экономический анализ в практической деятельности; - принимать конкретные технические решения при разработке технологических процессов; - выбирать технические средства и технологии. Проверяется по качеству выполнения всех разделов ВКР и по выступлению на защите ВКР. | Качество анализа технологической и технической эффективности процессов, качество расчётов в пояснительной записке к ВКР Защита ВКР | |
УКПК-2. ИГА | - использование правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труды; - измерение и оценивание параметров производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих месс. Проверяется по качеству выполнения раздела ВКР безопасность жизнедеятельности и по выступлению на защите ВКР. | Качество выполнения раздела ВКР безопасность жизнедеятельности в пояснительной записке ВКР. Защита ВКР | |
УКПК-3. ИГА | - налаживать, настраивать и осуществлять проверку оборудования и программных средств; - проверять техническое состояние оборудования; - готовность к освоению и эксплуатации вновь вводимого оборудования; - анализировать техническую документацию, подбирать оборудование; - проводить анализ сырья, материалов и готовой продукции, осуществлять оценку результатов анализа; - выявлять и устранять отклонения от режимов работы технологического оборудования и параметров технологического процесса. Проверяется по качеству выполнения исследовательской и технологической частей ВКР и по выступлению на защите ВКР. | Качество выполнения исследовательской и технологической частей ВКР, разработанных предложений. Защита ВКР | |
УКПК-4. ИГА | - планировать и проводить физические и стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов; - устанавливать границы применения испытаний, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Проверяется по качеству выполнения ВКР и по выступлению на защите ВКР. | Качество выполнения ВКР, разработанных предложений. Защита ВКР | |
УКПК-5. ИГА | - использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности; - использовать знания основных физических теорий для решения возникающих физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе выходящих за пределы компетентности конкретного направления; - изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования. Проверяется по качеству выполнения ВКР и по выступлению на защите ВКР. | Качество выполнения ВКР, разработанных предложений. Защита ВКР | |
УКПСК-1. ИГА | - разрабатывать проекты в составе авторского коллектива, - использовать методы проведения теоретического анализа при обосновании оптимальных технологических параметров; - применять методы математического моделирования для описания технологических процессов; Проверяется по качеству выполнения основных частей ВКР и по выступлению на защите ВКР | Качество выполнения ВКР, разработанных предложений. Пояснительная записка к ВКР Защита ВКР | |
ВСЕГО |
Оценка реализации компетенций в ВКР ведется по 100-балльной шкале и проводится с учётом следующих положений:
· «неудовлетворительной» считается работа, результаты которой оценены 54 баллами и ниже;
· отметка «удовлетворительно» выставляется, если работа оценивается 55-70 баллами;
· отметка «хорошо» выставляется при оценке от 71 до 84 баллов;
· отметка «отлично» - от 85 до 100 баллов.
Итоговая оценка по реализации компетенций в ВКР выставляется членами ГЭК в оценочный лист в соответствии с критериями.
10.2 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы с помощью ВКР
Члены ГЭК оценивают ВКР, исходя из степени раскрытия темы, самостоятельности и глубины изучения проблемы, обоснованности выводов и предложений, а также исходя из уровня сформированности компетенций выпускника, который оценивают руководитель, рецензент и сами члены ГЭК.
Итоговая оценка за выполнение и защиту ВКР студента складывается из оценок:
1) Уровня сформированности компетенций (таблица 2);
2) Соответствия заданию (содержания работы);
3) Оригинальности и новизны полученных результатов;
4) Оформления текста пояснительной записки ВКР;
5) Демонстрационных материалов (презентации результатов работы);
6) Доклада на защите;
7) Ответов на вопросы членов комиссии;
Процедура оценивания результатов освоения образовательной программы с помощью ВКР проводится на основании таблице 3.
Таблица 3 – Критерии оценки и шкала оценки
№ | Критерии оценки выполнения и защиты ВКР | Критерии оценивания и шкала оценки | |||
Уровень сформирован- ности компетенций | высокий | выше среднего | средний | низкий | |
Соответствие заданию (содержание работы) | соответствует структуре методических указаний и высокому уровню выполнения ВКР | соответствует структуре методических указаний и выше среднему уровню выполнения ВКР | не полностью соответствует структуре методических указаний и соответствует среднему уровню выполнения ВКР | не соответствует структуре методических указаний и соответствует низкому уровню выполнения ВКР | |
Оригиналь- ность и новизна полученных результатов | полученные результаты имеют высокий уровень оригинальности | полученные результаты имеют уровень оригинальности выше среднего | полученные результаты имеют средний уровень оригинальности | полученные результаты не оригинальны | |
Оформление текста пояснительной записки ВКР (соблюдение требований ГОСТ 7.32-2001 (с изм.) | соответствуют требованиям методических указаний и ГОСТ | соответствуют требованиям методических указаний и не соответствуют требованиям ГОСТ | не полностью соответствуют требованиям методических указаний и не соответствуют требованиям ГОСТ | не соответствуют требованиям методических указаний и ГОСТ | |
Демонстра- ционные материалы | отражают полностью содержание работы | в основном отражают содержание работы | не отражают полностью содержание работы | отсутствуют | |
Доклад на защите | доклад четкий, технически грамотный с соблюдением отведенного времени, дающий полное представление о выполненной работе | доклад четкий, технический грамотный с незначитель- ными отступлениями от предъявляе- мых требований | доклад с отступлением от регламента времени и требуемой последовате- льности изложения материала | доклад с отступлением от принятой терминологии со значительным отступлением от регламента времени | |
Ответы на вопросы | студент грамотно и логично излагает ответ, правильно обосновывает принятые решения, ответ увязывается с практикой и теорией | студент грамотно излагает ответ, не допускает существенных неточностей, правильно применяет теоретические положения при решении практических задач | студент нарушает последовательность в ответе, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки | студент не может выстроить ответ и/или допускает существенные ошибки |
Каждый член ГЭК оценивает ВКР и защиту ВКР студента по представленным критериям и отражает в оценочном листе.
По окончании процедуры защиты ВКР путем агрегирования оценок всех членов ГЭК рассчитывается средняя оценка для каждого студента, на основании которой выставляется общая оценка выполнения и защиты ВКР в виде интегральной оценки по 4-х балльной шкале.
Критерии выведения общей оценки:
· «Отлично» – средняя оценка > 4,5.
· «Хорошо» – средняя оценка >3,7 и 4,5.
· «Удовлетворительно» – средняя оценка 3,0 и 3,7 при отсутствии хотя бы одной неудовлетворительной оценки за компоненты компетенций.
«Неудовлетворительно» – средняя оценка <3,0 или присутствует хотя бы одна неудовлетворительная оценка за компоненты компетенций.
11 Список рекомендуемой литературы для выполнения ВКР
1. Ахметов Т.Г., Ахметова Р.Т., Гайсин Л.Г., Ахметова Л.Т. Химическая технология неорганических веществ: Кн. 1. Учеб. пособие / Под ред. Т.Г. Ахметова. – 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2016. – 688 с.
2. Ахметов Т.Г., Ахметова Р.Т., Гайсин Л.Г., Ахметова Л.Т. Химическая технология неорганических веществ: Кн. 2. Учеб. пособие / Под ред. Т.Г. Ахметова. – 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2017. – 536 с.
3. Баранов Д.А. Процессы и аппараты химической технологии: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2016. – 408 с.
4. Гаврилов А.Н., Пятаков Ю.В. Средства и системы управления технологическими процессами: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2016. – 376 с.
5. Гумеров А.М. Математическое моделирование химико-технологических процессов: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Издательство «Лань», 2014. – 176 с.
6. Саулин Д.В. Математическое моделирование химико-технологических систем: конспект лекций / Д.В. Саулин. – 2-е изд., доп. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. – 80с.
7. Ильин А.П., Кунин А.В. Производство азотной кисоты: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», 2013. – 256 с.
8. Сибаров Д.А., Смирнова Д.А. Катализ, каталитические процессы и реакторы: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2016. – 200 с.
9. Михайличенко А.И. Основы проектирования химических производств: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Михайличенко. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 332 с.
10. Широков Ю.Г. Теоретические основы технологии неорганических веществ: курс лекций. – Иваново: ИГХТУ, 2000.
11. Позин М.Е., Зинюк Р.Ю. Физико-химические основы неорганической технологии. Учеб. пособие для вузов.2-е изд.– СПб.: Химия, 1993. – 420 с.
12. Амирова С.А., Островский С.В. Основы теоретического анализа химико-технологических процессов: Методические рекомендации, ч.I,II. – Екатеринбург: УрО РАН, 1992. – 424 с.
13. Атрощенко В.И. и др. Курс технологии связанного азота. – М.: Химия, 1968. – 284 с.
14. Производство аммиака / Под ред. В.П. Семенова. М.: Химия, 1983. – 368 с.
15. Васильев Б.Т., Отвагина М.И. Технология серной кислоты. – М.: Химия, 1985. 384 с.
16. Амелин А.Г. Производство серной кислоты. – М.: Химия, 1971. – 496 с.
17. Позин М.Е. Технология минеральных солей. Ч. I и II. – Л.:Химия,1972. –1558 с.
18. Позин М.Е. Технология минеральных удобрений: Учебник для вузов,– 6-е изд. – Л.: Химия 1989. – 352 с.
19. Печковский В.В. и др. Технология калийных удобрений. – Минск: Вышейш. шк., 1968. – 288 с.
20. Галургия / Под ред. И.Д. Соколова. – Л.: Химия,1983. – 368 с.
21. Шокин И.Н., Крашенинников С.А. Технология соды. – М.: Химия, 1975. – 344 с.
22. Зайцев И.Д., Ткач Г.А., Стоев Н.Д. Производство соды. – М.: Химия, 1986. –312 с.
23. Технология катализаторов / Под ред. И.П. Мухленова. – Л.: Химия, 1979. – 328 с.
24. Карапетьянц М.Х., Карапетьянц М.Л. Основные термодинамические константы неорганических и органических веществ. – М: Химия, 1968. – 472 с.
25. Викторов М.М. Графические расчеты в технологии неорганических веществ. – Л.: Химия, 1972. – 464 с.
26. Расчеты химико-технологических процессов: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И.П. Мухленова. – Л.: Химия, 1982. – 248 с.
27. Справочник азотчика: Физико-химические свойства газов и жидкостей. Производство технологических газов. Синтез аммиака. 2-е изд. – М: Химия, 1986. – 512 с.
28. Справочник азотчика: Производство разбавленной азотной кислоты. Производство азотных удобрений. Энергоснабжение производств связанного азота. Техника безопасности производств связанного азота. 2-е изд. – М: Химия, 1987. – 464 с.
29. Справочник сернокислотчика / Под ред. К.М. Малина. – М.: Химия, 1972. –715 с.
30. Генкин А.Е. Оборудование химических заводов. – М.: Высш. шк., 1975. –352 с.
31. Лощинский Л.А., Толчинский А.Р. Основы конструирования и расчета химической аппаратуры. – М.: Машиностроение, 1970. – 341 с.
32. Справочное руководство по катализаторам для производства аммиака и водорода: Пер. с англ. – Л.: Химия, 1973. – 248 с.
33. Тетеревков А.И., Печковский В.В. Оборудование заводов неорганических веществ и основы проектирования. – Минск: Вышейш.шк., 1981. – 335 с.
34. Шувалов В.В., Огаджанов Г.А., Голубятников В.А. Автоматизация промышленных процессов в химической промышленности. – М.: Химия, 1991. – 480 с.
35. Кобелева А.Р. Основы проектирования и оборудование: учеб.-метод. пособие. – Пермь: ПГТУ, 2006. – 40 с.
36. Пойлов В.З. Основы научных и инженерных исследований: учеб. пособие – Пермь: ПГТУ, 2008. – 335 с.
37. Сокольчик, П.Ю. Разработка концепции и требований к системам управления технологическими процессами. Примеры отдельных технологических решений: учеб.-метод. пособие / П.Ю.Сокольчик, Л.В.Обшаров. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. – 140 с.
38. Технико-экономические расчёты и обоснования в дипломном проекте: метод. указания для студентов специальностей ТНВ и ХТТУМ. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 208. – 13 с.
Приложение 1
Форма титульного листа ВКР
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
Факультет: Химико-технологический
Направление подготовки: 18.03.01
Химическая технология
Кафедра – Химические технологии
Допускается к защите
Зав. кафедрой ХТ
____________(_____________)
«____»____________20__ г.
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ