Перечень компетенций, проверяемых в ходе выполнения выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа бакалавров представляет собой самостоятельное и логически завершенное теоретическое и/или экспериментальное исследование, связанное с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится бакалавр: производственная и проектно-технологическая деятельность; научно-исследовательская и расчетно-аналитическая деятельность.
Выпускная квалификационная работа предполагает: анализ и обработку информации, полученной в результате изучения широкого круга источников и научной литературы по профилю программы бакалавриата и по результатам производственной практики; анализ, обработку, систематизацию данных, полученных в ходе наблюдений и экспериментального изучения объектов сферы профессиональной деятельности; разработку проекта, имеющего практическую значимость. Перечень компетенций, проверяемых в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Перечень компетенций, проверяемых в ходе выполнения выпускной квалификационной работы
Формулировка компетенции ФГОС | Формулировка дисциплинарной части укрупненных компетенций | ||
Код | Содержание | Код | Содержание |
1. Общекультурные компетенции | |||
ОК-1 | Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | УКОК-1. ИГА | Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции, использовать основы экономических и правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности, к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия логически верно |
ОК-2 | Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | ||
ОК-3 | Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности | ||
ОК-4 | Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности | ||
ОК-5 | Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | ||
ОК-6 | Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | УКОК-2. ИГА | Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, к самоорганизации и самообразованию, использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций |
ОК-7 | Способность к самоорганизации и самообразованию | ||
ОК-8 | Способность использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | ||
ОК-9 | Способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций | ||
2 Общепрофессиональные компетенции | |||
ОПК-1 | Способность и готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности | УКОПК-1. ИГА | Способность и готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы, знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире |
ОПК-2 | Готовность использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы | ||
ОПК-3 | Готовность использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире | ||
ОПК-4 | Владение пониманием сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознания опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, способность соблюдать основные требования информа- ционной безопасности, в том числе защиты государственной тайны | УКОПК-2. ИГА | Владение пониманием сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознания опасности и угрозы, способность соблюдать основные требования информационной безопасности, владения навыками работы с компьютером как средством управления информацией и защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий |
ОПК-5 | Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией | ||
ОПК-6 | Владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | ||
3 Профессиональные компетенции по видам деятельности | |||
3.1 Производственно-технологическая деятельность | |||
ПК-1 | Способность и готовность осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья продукции | УКПК-1. ИГА | Способность и готовность осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом, применять аналитические и численные методы решения поставленных задач, использовать современные информационные технологии и нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации продуктов и изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности, принимать конкретные технические решения при разработке технологических процессов, выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения |
ПК-2 | Готовность применять аналитические и численные методы решения поставленных задач, использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программных средств сферы профессиональной деятельности, использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей профессиональной области, пакеты прикладных программ для расчета технологических параметров оборудования | ||
ПК-3 | Готовность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации продуктов и изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности | ||
ПК-4 | Способность принимать конкретные технические решения при разработке технологических процессов, выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения | ||
ПК-5 | Способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труды, измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест | УКПК-2. ИГА | Способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труды, измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест |
ПК-6 | Способность налаживать, настраивать и осуществлять проверку оборудования и программных средств | УКПК-3. ИГА | Способность и готовность налаживать, настраивать, осуществлять проверку, проверять техническое состояние, организовывать профилактические осмотры и текущий ремонт оборудования и программных средств, к освоению и эксплуатации вновь вводимого оборудования, анализировать техническую документацию, подбирать оборудование, проводить анализ сырья, материалов и готовой продукции, осуществлять оценку результатов анализа, выявлять и устранять отклонения от режимов работы технологического оборудования и параметров технологического процесса |
ПК-7 | Способность проверять техническое состояние, организовывать профилактические осмотры и текущий ремонт оборудования, готовить оборудование к ремонту и принимать оборудование из ремонта | ||
ПК-8 | Готовность к освоению и эксплуатации вновь вводимого оборудования | ||
ПК-9 | Способность анализировать техническую документацию, подбирать оборудование, готовить заявки на приобретение и ремонт оборудования | ||
ПК-10 | Способность проводить анализ сырья, материалов и готовой продукции, осуществлять оценку результатов анализа | ||
ПК-11 | Способность выявлять и устранять отклонения от режимов работы технологического оборудования и параметров технологического процесса | ||
3.2 Научно-исследовательская деятельность: | |||
ПК-16 | Способность планировать и проводить физические и стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | УКПК-4. ИГА | Способность и готовность планировать и проводить физические и химические эксперименты, стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ПК-17 | Готовность проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов | ||
ПК-18 | Готовность использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности | УКПК-5. ИГА | Готовность использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе, основных физических теорий для решения задач профессиональной деятельности и возникающих физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе выходящих за пределы компетентности конкретного направления |
ПК-19 | Готовность использовать знания основных физических теорий для решения возникающих физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе выходящих за пределы компетентности конкретного направления | ||
ПК-20 | Готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования | ||
4 Профильно-специализированные компетенции | |||
ПСК-1 | Готовность разрабатывать проекты в составе авторского коллектива | УКПСК-1. ИГА | Способность и готовность использовать методы проведения теоретического анализа при обосновании оптимальных технологических параметров, применять методы математического моделирования для описания технологических процессов и разрабатывать проекты в составе авторского коллектива |
ПСК-2 | Способность использовать методы проведения теоретического анализа при обосновании оптимальных технологических параметров и применять методы математического моделирования для описания технологических процессов |
3Этапы выпускной квалификационной работы
ВКР включает следующие этапы:
· подготовительный;
· производственная и преддипломная практики;
· выполнение дипломного проекта или работы;
· защита выпускной квалификационной работы.
3.1 Подготовительный этап
Целью подготовительного этапа является решение организационных вопросов: разработка тематики ВКР, назначение руководителей, проведение организационных собраний в академических группах, выдача студентам заданий, составление плана-графика работы.
Подготовка к написанию ВКР включает ряд этапов. Работа над ВКР начинается с дисциплины «Научно-исследовательская работа студентов» в шестом семестре. Студент определяется с видом ВКР (дипломный проект или дипломная работа) и ее тематикой, начинает собирать материал по изучаемой теме. Затем студент направляется на производственную практику по выбранной тематике, где закрепляет теоретические знания и приобретает практические навыки. Выпускная квалификационная работа основывается на курсовом проекте по дисциплине «Основы проектирования», выполняемом во время обучения в 7 семестре.
3.2 Производственная и преддипломная практики
Производственная и преддипломная практики являются завершающим этапом учебного процесса. Они проводятся по окончании студентами теоретического обучения, как правило, на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских и проектных организациях, на выпускающих кафедрах ВУЗа. Их целью является закрепление комплекса теоретических знаний, получаемых студентами в процессе обучения согласно учебному плану профиля, дальнейшее приобретение ими практических навыков и информационно-аналитическая подготовка к ВКР.
В период производственной практики студент приступает к работе над темой ВКР, в частности:
· знакомится со специальной литературой, касающейся назначения и методов получения вещества или продукта;
· детально изучает и критически оценивает существующее производство;
В период преддипломной практики студент продолжает свою работу над ВКР:
· собирает и обобщает производственный опыт, знакомится с отчетами по НИР, результатами испытаний новой технологии или аппаратов;
· анализирует технико-экономические показатели; ищет резервы дальнейшего совершенствования производства, чтобы все это учесть при выполнении выпускной квалификационной работы.
При прохождении обеих практик студент должен ознакомиться c общими вопросами; технологическими вопросами производства; охраной окружающей среды; техникой безопасности, охраной труда; вопросами экономической эффективности и значимости совершенствования.
Общие вопросы
· ознакомиться с обоснованием места строительства завода и цеха, в котором студент проходит практику, с основными отделами и службами заводоуправления и теми задачами, которые они призваны решать;
· ознакомиться с заводским энергохозяйством (параметрами пара, электроэнергии, системой распределения, стоимостью, учетом потребления), заводским складским хозяйством (условиями хранения материалов, транспортировки, дозировки, учетом расходования, возможными запасами), правилами техники безопасности и противопожарными мерами. При ознакомлении с указанными вопросами обратить внимание на имеющиеся недостатки и положительные моменты;
· ознакомиться с ремонтно-механическим цехом и участком по антикоррозийной защите, цехом КИП и автоматики, с организацией общей пожарной профилактики;
· ознакомиться с работами, проводимыми на предприятии, по внедрению ресурсо- и энергосберегающих методов производства и изучить возможности снижения расходных коэффициентов, комплексной переработки сырья, использования вторичных энергоресурсов;
· рассмотреть пути совершенствования технологических процессов;
Технологические вопросы производства
По данному разделу следует подробно изучить схему химических превращений исходных материалов в целевой продукт и существующий технологический процесс, а именно:
· характеристику сырья и вспомогательных материалов, промежуточных продуктов и готовой продукции, методы анализа и контроля их качества;
· химизм основных и побочных процессов по стадиям и факторы, оказывающие влияние на течение химических реакций и технологию производства по стадиям (условия проведения процесса, соотношение реагентов, выходы основных и побочных продуктов);
· способы контроля и регулирования процесса;
· физико-химические характеристики реакционных масс и перерабатываемых сред (вязкость, плотность, теплоемкость, теплопроводность и т.п.), необходимые для выполнения математического моделирования расчетов ВКР;
· конструктивные особенности основного и вспомогательного оборудования, выбор материалов для его изготовления, коэффициенты заполнения емкостной аппаратуры, используемой в технологической схеме.
Кроме того, студент должен изучить литературные данные по методам получения готового продукта, включая последние достижения в данной области, для чего необходимо ознакомиться:
· с имеющимися на предприятии аналитическими обзорами или подборкой литературы по данному или аналогичному производству;
· с монографиями и с публикациями по заданной теме в периодической литературе за последние 10 лет;
· с работами академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, центральной заводской лаборатории или научного сектора предприятия, направленными на оптимизацию и совершенствование существующего технологического процесса;
· с опытом работы смежных предприятий, выпускающих данную или аналогичную продукцию.
В заключение следует провести анализ недостатков существующей технологии, аппаратурного оформления, показать возможные пути их устранения и использовать эти материалы при технологическом и экономическом обосновании выбираемого метода производства. На основании сопоставления существующих методов по выходам, длительности процесса, затратам на сырье, оборудование и другое, обосновать выбор технологии для проектируемого производства в целом или отдельных его стадий;
Охрана окружающей среды
· изучить систему мероприятий по охране природы, проводимых в масштабе цеха и предприятия. На основе анализа этих данных выбрать наиболее эффективные методы обезвреживания и утилизации отходов;
· ознакомиться с работами, проводимыми на предприятии по обезвреживанию отходов производства (в особенности сточных вод и газообразных выбросов), по внедрению безотходных методов производства;
Техника безопасности, охрана труда
· подробно ознакомиться с рабочими инструкциями и правилами техники безопасности по каждой стадии технологической схемы;
· уточнить данные о допустимых концентрациях вредных или взрывоопасных веществ в атмосфере и меры по технике безопасности, касающиеся конструктивных особенностей оборудования и специальных приёмов безопасной работы;
· способы и средства индивидуальной защиты работающих (спецодежда, противогаз, респиратор и др.);
· нормы освещенности, санитарно-бытовые устройства;
· противопожарные мероприятия, категории данного производства по взрыво- и пожароопасности, контроль за соблюдением противопожарных мер, рабочих инструкций по технике безопасности, за концентрацией вредных веществ, взрывоопасных паров и аэрозолей в атмосфере цеха, за обеспеченностью и состоянием индивидуальных средств защиты;
· пути и способы создания автономных источников электроэнергии, газа и воды, защиты рабочих и служащих на случай работы в условиях чрезвычайной ситуации.
Вопросы экономической эффективности и значимости совершенствования
В начале практики необходимо решить с руководителем вопрос об экономической целесообразности и технической возможности строительства проектируемого объекта или расширения, реконструкции и технического перевооружения действующего производства на проектируемую мощность. В основу решений должны быть положены данные маркетинговых исследований внутреннего и внешнего рынков. Особое внимание должно быть обращено на разработку проектных решений, обеспечивающих всестороннюю интенсификацию производства, повышение его эффективности и качества выпускаемой продукции, увеличение производительности труда.
В период производственной и преддипломной практик необходимо тщательно изучить экономические показатели производства. Для этого на предприятии следует собрать следующие данные:
· сведения о возможности увеличения выпуска продукции, исходя из потребностей в данном продукте и обеспеченности производства сырьем, топливом, электроэнергией;
· технико-экономические показатели технологического процесса.
После прохождения практик студенту необходимо представить отчет о практике, который должен содержать систематизированные исходные данные для дипломного проекта (работы). Защита отчета студентом проводится в комиссии на выпускающей кафедре в присутствии не менее двух преподавателей в течение недели после окончания практики.
После защиты отчета по практике руководитель выдает студенту заполненный бланк задания на дипломный проект (работу).
3.3 Выполнение выпускной квалификационной работы
Работа над ВКР осуществляется студентом по календарному плану в соответствии с заданием. В целях организации ритмичной работы студенту выдается календарный план выполнения отдельных этапов ВКР. Руководитель устанавливает часы консультаций, на которых обсуждаются варианты выполнения разделов ВКР, а также делает критические замечания, дает указания, советы, пожелания по работе над ним.
Полученные студентом экспериментальные и расчетные результаты по разрабатываемой теме и их анализ, предложенные усовершенствования описываются в пояснительной записке и обобщаются на иллюстрационных материалах в виде рисунков, таблиц, чертежей, схем или слайдов.
3.4 Защита выпускной квалификационной работы
Целью защиты выпускной квалификационной работы является итоговая оценка подготовленности студента к практической деятельности, решения вопроса о присвоении ему квалификации бакалавра и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании. Срок представления студентом ВКР устанавливается руководителем совместно с заведующим кафедрой, исходя из графика заседаний государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Решения об очередности защиты студентами ВКР на заседании ГЭК принимается кафедрой не позднее, чем за месяц до первого ее заседания. Ззащита ВКР проводится в две стадии: предварительная на выпускающей кафедре и затем на заседании ГЭК. Решение о допуске к защите ВКР принимает выпускающая кафедра.
Предварительную защиту ВКР проводит комиссия в составе не менее 2-3 преподавателей, назначенных выпускающей кафедрой, не позднее, чем за 7 дней до заседания ГЭК. Целью ее является проверка готовности студента и проекта (работы) к защите: апробация новизны разработки, соответствие объема и содержания проекта предъявляемым требованиям, умение дипломника отвечать на вопросы специалистов, обосновывать и защищать свои решения в ходе дискуссии. На предварительную защиту должны быть представлены пояснительная записка, подписанная студентом, руководителем и заведующим кафедрой, а также графический и демонстрационный материал. Недочеты в пояснительной записке, докладе и демонстрационном материале, выявленные в ходе предварительной защиты, доводятся до сведения докладчика, их необходимо устранить в течение 1-3 дней.
Защита ВКР проводится на открытом заседании ГЭК по защите ВКР с участием не менее двух третей ее состава.
В экзаменационную комиссию по защите ВКР в день заседания до его начала должны быть представлены:
· ВКР, включающая пояснительную записку, подписанную студентом, руководителем, заведующим кафедрой;
· демонстрационный материал в виде презентации;
· отзыв руководителя.
Дополнительно в экзаменационную комиссию по защите ВКР могут быть представлены другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной ВКР - печатные статьи по теме работы, авторские свидетельства, образцы продуктов, отзыв предприятия и т.п.
При защите студенту важно показать не только актуальность темы, новизну и оригинальность решений, практическую и научную ценность ВКР, но также указать свой личный вклад в проделанную работу.
Вопросы, которые по окончании доклада дипломнику задают председатель и члены комиссии, могут относиться как к теме выпускной квалификационной работы, так и к курсам по специальности или специализации.
По докладу и ответам на вопросы комиссия судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
4 Тематика выпускных квалификационных работ
Перечень тем выпускных квалификационных работ, предлагаемых обучающимся, в составе программы ГИА утверждается проректором по учебной работе и доводится до сведения обучающихся вместе с программой ГИА не позднее, чем за 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации. Перечень тем ВКР представлен в Фонде оценочных средств по ГИА по направлению подготовки 18.03.01 «Химическая технология», с квалификацией «бакалавр», профилю программы бакалавриата «Химическая технология неорганических веществ» и хранится на кафедре.
Тема дипломного проекта (работы) определяется кафедрой «Химические технологии». Перечень тем уточняется к началу выполнения ВКР с учетом результатов преддипломной практики, заказов предприятий и организаций. Тематика должна быть актуальной, соответствовать современному уровню развития науки и техники, вытекать из основных научных направлений кафедры по фундаментальным и прикладным исследованиям и соответствовать требованиям ФГОС ВО по конкретным направлениям подготовки.
Студенту предоставляется право выбора темы ВКР. Он может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
В связи с этим, тематика ВКР может охватывать вопросы:
· проектирования новых установок (узлов, блоков) неорганических производств и обогатительных фабрик;
· анализа действующих производств с проведением необходимых технологических расчетов установок (узлов, блоков) с целью их модернизации;
· разработки новых технических решений или модернизации производств на основе самостоятельно выполненных научных исследований (проект с исследовательской частью или дипломная работа).
Темы дипломных проектов могут быть направлены на решение следующих вопросов: организация выпуска нового вида продукции; расширение мощности действующего производства; совершенствование технологии и/или аппаратурного оформления; интенсификация химико-технологических процессов; повышение экологической безопасности производства; снижение энергоёмкости производства, использование энергосберегающих технологий; снижение материалоёмкости производства, использование ресурсосберегающих технологий.
Темы дипломных работ выбираются на основе результатов научной работы, проводимой студентами в процессе обучения и прохождения преддипломной практики. Тема исследовательской работы может быть выбрана студентом при выполнении исследовательских работ по дисциплине «Научно-исследовательская работа студентов».
Темы ВКР, кандидатуры руководителей рассматриваются на заседании кафедры «Химические технологии» и утверждается приказом ректора по университету. Тема ВКР, утвержденная приказом, изменениям не подлежит.
5 Структура и содержание ВКР
5.1 Структура и содержание пояснительной записки дипломного проекта
Дипломный проект состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части. Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту должна содержать:
- титульный лист;
- задание на дипломный проект;
- реферат;
- содержание;
- перечень используемых условных обозначений, сокращений, терминов;
- основную часть, включающую:
· введение;
· аналитический обзор литературы;
· технико-экономическое обоснование сырья, энергоресурсов, географической точки строительства, мощности производства;
· теоретический анализ;
· материальный и энергетический балансы;
· выбор оборудования и его расчет;
· математическое моделирование;
· описание технологической схемы;
- раздел по охране окружающей среды; по охране труда и безопасности жизнедеятельности;
- заключение;
- библиографический список;
- приложения.
По согласованию с руководителем проекта (преподавателем) структура пояснительной записки может быть изменена, например, исключены отдельные разделы пояснительной записки дипломного проекта.
Титульный лист и задание на дипломное проектирование единого образца выдаются секретарем ГЭК выпускающей кафедры. Они заполняются после выхода приказа об утверждении руководителей и тем дипломных проектов в соответствии с приведенными образцами (приложения 1, 2).
На титульном листе указывается тема дипломного проекта, проставляются подписи студента, руководителя проекта, заведующего кафедрой.
Задание на дипломный проект составляется руководителем по форме приложения 2 и утверждается заведующим кафедрой. Утвержденное задание вместе с проектом представляется в ГЭК.
При заполнении титульного листа и задания следует обратить особое внимание на строгое соответствие темы дипломного проекта с темой, утвержденной приказом ректора.
Реферат представляет сокращенное изложение существа проекта, он акцентирует внимание на новые сведения и определяет целесообразность работы. Реферат оформляется по ГОСТ 7.32-2001.
В реферате приводят:
· количество страниц пояснительной записки, а также количество рисунков, таблиц и библиографических наименований;
· ключевые слова (слова или словосочетания из текста работы, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска);
· объект проектирования;
· цель и задачи проекта;
· новшества и усовершенствования, внесенные в проект;
· результаты работы, выводы, области возможного применения результатов работы, перспективы её развития;
Ориентировочный объём реферата до - 1 листа формата А4.
Пример оформления реферата приведен в приложении 4.
Содержание включает в себя наименование всех разделов, подразделов и пунктов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало раздела, подраздела, пункта. В содержании также перечисляется наименование всех приложений с указанием их номеров и страниц.
При этом необходимо помнить, что на титульный лист, задание и реферат номера страниц не ставятся. Последним нумеруются последний лист приложения.
Введение дипломного проекта должно содержать четкие, ясные формулировки сущности проекта. Во введении кратко излагаются актуальность проблемы, цель дипломного проекта, основные пути решения поставленных задач в условиях современного производства и обосновывается выбор тех или иных технических решений для достижения поставленной цели. Дается сжатое изложение существа проекта. Введение заканчивается кратким резюме о степени достижения поставленной цели.
От доказательства актуальности изучаемой в дипломном проекте темы необходимо перейти к формулировке цели дипломного проекта, которая заключается в решении проблемной ситуации. Исходя из цели дипломного проекта, определяются задачи, которые необходимо решить в дипломном проекте для достижения поставленной цели. Примерное содержание введения:
· характеристика состояния и перспективы развития рассматриваемого производства (действующее производство или проект нового объекта) как у нас в стране, так и за рубежом;
· значение выпускаемой продукции;
· актуальность проекта (обоснование необходимости выполнения проекта применительно к конкретному производству);
· оценка современного состояния решаемых в проекте проблем;
· новизна проекта (сущность принятых технических решений, преимущества предлагаемого технического решения);
· цель и задачи дипломного проекта.
Содержание введения не должно повторять реферат.
Анализ известных в промышленности, научно-технической и патентной литературе технологий (аналитический обзор) представляет собой результаты анализа информации, представленной в научно-технической литературе по выбранной теме. Рекомендуется представить анализ не менее 10-15 литературных источников.
В данном разделе выполняется анализ состояния знаний по теме дипломного проекта. Студенту необходимо указать современные промышленные способы производства данного продукта, рассмотренные в монографиях, в периодической и патентной литературе, рационализаторских предложениях, учебниках, журналах, научных отчетах, а также сведения, собранные за период производственной практики. Дается краткое описание каждого способа с обязательной ссылкой на литературный источник. Помимо этого, обязательно должны быть проанализированы пути развития рассматриваемого процесса, направления его усовершенствования.
Обзор литературы не должен быть формальной сводкой. Необходимо проанализировать опубликованные данные, показать свое отношение к ним, наметить возможные пути решения поставленных задач. Желательно провести классификацию рассмотренных методов и подходов.
Особое внимание при сравнении методов производства должно быть уделено технологической схеме и применяемому оборудованию, величинам расходных коэффициентов по основному и вспомогательному сырью и энергии, качеству получаемого продукта, использованию отходов производства, элементам автоматического контроля и регулирования. Целесообразно сопоставить рассматриваемые методы по приведенным затратам на единицу продукции, используя при этом данные по аналогичному производству, полученные в период преддипломной практики.
По данным информационных исследований проводят критический анализ преимуществ и недостатков известных технологий и новых способов, сравнивают технологические и технико-экономические показатели рассмотренных объектов. На основании анализа производится выбор направления совершенствования и развития технологии, отвечающего задачам, поставленным в задании на дипломный проект. Исходя из сравнительных оценок технологических и технико-экономических показателей рассмотренных способов производства, производится также выбор оптимального метода производства, отвечающего задачам, поставленным в задании на дипломное проектирование.
Конкретный план и содержание данного раздела зависят от специфики проекта и уточняются (согласовываются) с руководителем проекта.
Простой пересказ текста и, тем более, плагиат недопустимы. Любые сведения, приводимые в дипломном проекте, но заимствованные из литературы (цитаты, цифры, факты, использованные приёмы анализа, формулы, рисунки, таблицы и т.п.), должны обязательно иметь ссылку на источник.
В разделетехнико-экономическое обоснование сырья, энергоресурсов, географической точки строительства, мощности производстваприводится характеристика сырья, вспомогательных материалов и энергоресурсов. Сырье для принятого метода производства выбирается и обосновывается на основании технологических принципов, сформулированных в курсах «Общая химическая технология» и «Теоретическ