Перечень компетенций по видам профессиональной деятельности, проверяемых в ходе экзамена.

Выпускник по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (транспорт) с квалификацией «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

• осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);

• осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии), проявляет понимание их смыслов и значений, высказывает свое отношение к каждой ключевой ценности профессии, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся) (ОК-2);

• понимает философию как методологию деятельности человека (ОК-3);

• понимает историю становления различных типов культур, владеет способами освоения и передачи культурного опыта (ОК-4);

• способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);

• готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

• готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);

• готов к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);

• владеет нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9);

• владеет способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у обучающихся ОУ НПО и СПО, оказывает помощь в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-10);

• владеет системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11);

• владеет правовыми и нравственными нормами экологического поведения (ОК-12);

• владеет способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13);

• имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-14);

• способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);

• способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОК-16);

• готов использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17);

• владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);

• владеет технологией научного исследования (ОК-19);

• способен осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознает необходимость знания второго языка (ОК-20);

• готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);

• способен осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22);

• способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23);

• способен к когнитивной деятельности (ОК-24);

• способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);

• умеет моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26);

• готов анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27);

• владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование) (ОК-28);

• владеет системой эвристических методов и приемов (ОК-29).

б) профессиональными (ПК):

Учебно-профессиональная деятельность:

• способен выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);

• способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);

• способен организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО (ПК-3);

• способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

• способен анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);

• готов к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);

• готов к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);

• готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8);

• готов к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);

• готов к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10).

Научно-исследовательская деятельность:

• способен организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);

• готов к участию в исследованиях проблем возникающим в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);

• готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения

профессионально-педагогических задач (ПК-13);

• готов к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14).

Образовательно-проектировочная деятельность:

• способен прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15);

• способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16);

• способен проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно- и личностно ориентированные технологии и методики

обучения рабочих (специалистов) (ПК-17);

• способен проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);

• готов к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19);

• готов к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-20);

• готов к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, специалистов (ПК-21);

• готов к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих (ПК-22);

• готов к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих (специалистов) в образовательном процессе (ПК-23).

Организационно-технологическая деятельность:

• способен организовывать учебно-производственный

(профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);

• способен организовывать и контролировать технологический

процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);

• готов к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);

• готов к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27);

• готов к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих (специалистов) (ПК-28);

• готов к адаптации, корректировке и использованию технологий в

профессионально-педагогической деятельности (ПК-29);

• готов к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30).

обучение по рабочей профессии:

• способен использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) (ПК-31);

• способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32);

• готов к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности (ПК-33);

• готов к формированию профессиональной компетентности рабочего

(специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34);

• готов к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35);

• готов к производительному труду (ПК-36).

Содержание экзамена.

Программа государственного экзамена по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (транспорт) разработана в соответствие с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ЮУрГГПУ, на основании методики создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов, с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (Квалификация (степень) бакалавр).

Государственный экзамен является междисциплинарным. Программа экзамена составлена из основных разделов следующих дисциплин профессионального цикла: общая и профессиональная педагогика, общая психология и психология профессии, методика профессионального обучения.

В результате изучения базовой части профессионального цикла обучающийся должен:

знать: основные требования, содержание методики организации и профессиональной подготовки рабочих; дидактические возможности, принципы действия, технологию использования и методику применения дидактических средств; историю и современные тенденции развития психолого-педагогических концепций; сущность, содержание и структуру образовательного процесса; закономерности общения и способы управления индивидом и группой; формы, средства и методы педагогической деятельности; роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; профессиональную лексику; современные психологические и педагогические технологии;

уметь: направлять саморазвитие и самовоспитание личности; выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации, ориентироваться в выборе средств и методов обучения, разрабатывать индивидуальную личностно ориентированную технологию обучения; составлять документы и другие тексты адекватно коммуникативной задаче; выявлять и оценивать результаты деятельности педагога и работы обучаемых; разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить различные типы и виды занятий по теоретическому и практическому (производственному обучению) в образовательных учреждениях системы СПО и дополнительного образования; разрабатывать различные виды учебно-программной и методической документации для подготовки рабочих различных отраслей экономики; разрабатывать комплексы дидактических средств обучения и адаптировать их к реальным условиям образовательного процесса ОУ СПО;

владеть: технологией проектирования, организацией проведения занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, практическому (производственному) обучению; методиками проектирования педагогических технологий и методического обеспечения для подготовки современного рабочего различных отраслей экономики; технологией педагогического общения; умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе; технологиями развития личности обучаемого; речевым этикетом, принятым в обществе.

Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса. Программой предусмотрено 25 теоретических вопросов по общей и профессиональной педагогике; по общей психологии и психологии профессии и 25 теоретических вопросов по методике профессионального обучения.

Теоретические вопросы предусматривают выявление соответствия выпускника требованиям теоретической готовности и отражают следующие разделы содержания основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (транспорт):

· психолого-педагогические основы организации учебной деятельности;

· психологическая характеристика обучающихся как субъектов познавательной деятельности и общения;

· психолого-педагогические основы профессиональной деятельности и мастерства педагога профессионального обучения;

· психолого-педагогические аспекты прогнозирования в профессиональном образовании;

· развивающие возможности различных моделей и технологий профессионального обучения;

· психолого-педагогические основы построения урока как основной формы образовательного процесса;

· осуществление контроля, коррекции и оценивания в педагогической деятельности;

· индивидуальность в образовательном пространстве; социальная активность личности;

· психолого-педагогические основы структурирования учебного материала в условиях применения технических средств в обучении;

· педагогическое общение как средство воспитания и обучения;

· психология воспитания профессионала;

· формирование коллектива и воспитания в нем профессионально-важных качеств личности обучающихся;

· психолого-педагогические аспекты работы с обучающимися, имеющими отклонения от норм поведения; психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса.

Наши рекомендации