Химическая технология неорганических веществ

Нумерация страниц пояснительной записки

Первые страницы работы: титульный лист, задание, реферат – не нумеруются. Последним нумеруются последний лист приложения.

Страницы пояснительной записки нумеруются арабскими цифрами без точки, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нем не ставится. Задание и ре­ферат не включаются в общую нумерацию. На следующих страницах номер проставляется в нижней части листа по центру.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, вклю­чают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе форма­та A3 учитывают как одну страницу.

Иллюстрации

Все иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечат­ки, диаграммы, фотоснимки) обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах всего диплома или раздела. В случае нумерации в пределах раздела, номер иллюстрации включает в себя номер раздела и порядковый номер иллюстрации в этом разделе. (Например: Рисунок 1 или Рисунок 2.3 - рисунок №3 второго раздела) Иллюстрации следует располагать в пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте пояснительной записки. Иллюстрации центрируются по ширине страницы.

Иллюстрации должны иметь наименование, которое располагается вместе с номером под ними. Наименование иллюстраций необходимо располагать по центру. При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими данными (легендой), которые располагают под иллюстрацией. Номер иллюстрации помещают ниже поясняющей надписи. Если в записке приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют. Ниже приведен пример оформления иллюстраций.

Иллюстрации должны быть выполнены в компьютерном исполнении в черно-белом формате.

Химическая технология неорганических веществ - student2.ru

Рисунок 3.27 - Влияние продолжительности и температуры сушки на статическую прочность гранул

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует размещать над таблицей по ширине.

Таблицу следует располагать в проекте (работе) непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» которое размещают по правому краю, и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1».

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они со­ставляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таб­лиц точки не ставят.

Таблицы ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заго­ловков граф.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе (столбце) количество десятичных знаков должно быть одинаковым. Если данные отсутствуют, то в графах ставят знак тире. Если цифры, математические знаки повторяются, проставляют повторные их значения, заменять их кавычками или комбинацией кавычек и тире не допускается.

Таблица 3 - Влияние вида калий-содержащего сырья и расхода связующего (10%-ный раствор силиката натрия) на характеристики гранулята

Содержание связующего, % Гранулометрический состав, % Статическая прочность гранул, кгс/гранула Средний диаметр гранул, мм Выход гранул товарной фракции, %
+5,0 мм +2,0-5,0 мм +0,7-2,0 мм -0,7 мм
Калий-содержащее сырье - ОМЭ
5,0 2,6 15,6 16,5 65,3 <0,1 5,8 32,1
12,0 14,5 22,9 30,7 31,9 0,5 ±0,1 6,5 53,6
14,4 1,6 28,4 55,4 14,6 0,9 ±0,1 4,9 83,8
15,2 10,0 30,8 54,6 4,6 0,9 ±0,1 3,0 85,4
16,0 11,9 51,9 32,9 3,3 1,0 ±0,2 3,2 84,8
Калий-содержащее сырье - Флотационный хлорид калия
5,0 1,8 10,4 14,7 73,1 <0,1 0,9 25,1
8,0 3,8 16,7 28,2 51,3 <0,1 1,4 44,9
10,0 7,1 17,1 58,3 17,5 1,1 ±0,1 1,9 75,4
15,0 12,3 64,0 22,2 1,5 1,1 ±0,1 3,5 86,2
Калий-содержащее сырье - Химически чистый хлорид калия
5,0 10,3 19,6 15,7 54,5 <0,1 1,8 35,3
15,0 41,4 24,6 24,2 9,8 0,8 ±0,2 4,3 48,9

Формулы

Все формулы должны быть набраны в редакторе формул Microsoft Equation.

Уравнения и формулы следует выделять в тексте отдельными строка­ми. Если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесе­на после знаков равенства (=), плюса (+), минуса (-), умножения (x) и деле­ния (:). Сначала формула пишется в буквенном выражении, затем в нее подставляются численные значения величин и без промежуточных вычислений дается ответ. Пояснение значений символов и числовых значений коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа следует да­вать (перечислением через точку с запятой «;») с новой строки. Первую строку начинают со слова «где» без двоеточия. Пример оформления формулы приведен ниже:

Количество тепла, необходимое для нагревания раствора до температуры кипения, определяется по формуле:

Химическая технология неорганических веществ - student2.ru (1)

где G - количество исходного раствора, г/ч; с - теплоемкость раствора, Дж/(кг·°С); tk - температура кипения, °С; tн - начальная температура раствора, °С.

Нумеруются формулы арабскими цифрами в пределах всего диплома. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разде­ленных точкой, например (3.1).

Ссылки

При ссылках на литературу указывается порядковый номер источника, выделенный двумя квадратными скобками ([4]). Сведения об ис­точниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного от­ступа. При цитировании большого объема информации ссылку следует ука­зывать после первого цитируемого абзаца.

При ссылках на иллюстрации указывается порядковый номер иллюст­рации, например: рисунок 1.

В ссылках на формулу указывают порядковый номер формулы, напри­мер: «...в формуле (2)». В тексте также должны быть ссылки на все приводи­мые таблицы и рисунки, при этом слово «таблица» или «рисунок» в тексте пишут полностью.

Приложения

Приложения располагают в конце ВКР в порядке появ­ления ссылок по тексту. Каждое приложение следует начинать с новой стра­ницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение». Приложение должно иметь заголовок. Если в дипломном проекте (работе) несколько при­ложений, их нумеруют последовательно арабскими цифрами без знака №, например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.

В приложения к дипломному проекту (работе) можно включать резуль­таты промежуточных расчетов, распечатки программ для ЭВМ, таблицы и графики, используемые в процессе работы над дипломом, спецификации к чертежам, оригинальные результаты экспериментальных исследований, по­лученные студентом при выполнении исследовательской части проекта, ста­тистические данные по режимам работы установки, собранные студентом в период преддипломной практики.

Оформление библиографического описания использованных литературных источников

Источники следует располагать в порядке появления ссылок в тексте про­екта. Описание источников литературы, включенных в библиографический список, должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.05-2008 (пример оформления ссылок на источники приведены в приложении 6).

7 Требования к оформлению графической части

Основным критерием качества выполненных чертежей является наглядность изображения устройства или отдельных частей аппарата, а также наличие всех основных размеров и соответствие чертежей требованиям ЕСКД. Объем графической части должен быть согласован с руководителем проекта (работы).

Чертежи и схемы выполняются на чертежной бумаге согласно ГОСТ 2.301-68 с основной надписью по ГОСТ 2.104-68 и ГОСТ 21.103-78 в правом нижнем углу. Формат листов определяется размерами внешней рамки, выполненной тонкой линией. Рамка отстоит от левого края листа на 20 мм, от остальных краев листа – на 5 мм. Внутри рамки выполняется основная надпись (приложение 7), в противоположном верхнем углу располагается повторное обозначение формата. Основная надпись предназначается для всех видов чертежей и схем. На формате А1 основную надпись можно располагать как вдоль длинной, так и вдоль короткой сторон формата. На листах формата А4 основная надпись располагается вдоль короткой стороны, т.к. этот формат используется только с вертикальным расположением длинной стороны. Дополнительная графа на всех форматах, кроме А4, располагается вдоль длинной стороны.

Спецификации выполняются на отдельных листах формата А4 (297 х 210) и подшиваются к текстовой части проекта. Технические характеристики и требования, условные обозначения и дополнительные записи в виде таблиц и надписей располагаются в правой части листа, при этом таблицы должны примыкать к рамке, а ширина их не должна превышать 185 мм. Если правая часть листа занята таблицами, то дополнительные записи помещаются слева от таблиц.

На чертежах масштаб указывается в графе основной надписи «Масштаб». Масштаб изображения, отличающийся от указанного в основной надписи, проставляется рядом с обозначением изображения, например: А(2:1); Б-Б(1:2). Линии на чертежах изображаются согласно ГОСТ 2.303-68.

Для нанесения размеров применяются размерные и выносные линии (сплошные тонкие). Размерные линии проводятся параллельно измеряемому отрезку или по концентрической дуге измеряемого угла и ограничиваются стрелками. Размерные линии предпочтительно наносить вне контура изображения. Допускается проводить размерные линии непосредственно к линиям видимого контура, осевым, центровым и другим линиям. Необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий. Не допускается использовать линии контура, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных линий. Линейные размеры на чертежах указываются в мм, а угловые - в градусах, минутах, секундах с обозначением единиц измерения. Размерное число высотой 5 мм наносится над размерной линией как можно ближе к ее середине.

Оформление технологических схем, как и других документов графической части дипломного проекта, также подчиняется ГОСТ (приложение 8). Номера позиций для технологической схемы начинаются с 01. Позиционные номера записываются на полках линий выносок шрифтом № 7 или 10. Все полки-выноски имеют длину 10-15 мм и группируются в вертикальные колонки или горизонтальные ряды.

Чертежи основных аппаратов также выполняются на листах формата А1 или А2. На них размещают виды, разрезы, сечения, необходимые для понимания устройства аппарата, взаимодействия его основных частей, и проставляют все необходимые размеры. Для раскрытия особенностей аппарата или его отдельных узлов допускается размещение на чертежах дополнительных видов, разрезов наложенных проекций. На чертежах над основной надписью помещают техническую характеристику аппарата, таблицу назначения штуцеров аппарата, технические требования и условные обозначения. Составные части аппарата (детали, узлы и т.д.) нумеруются и на них составляются спецификации. Листы спецификации заполняются сверху вниз по разделам: документация, сборные единицы, детали, стандартные изделия, прочие изделия и материалы.

Графическая часть дипломного проекта должна быть представлена транспортно-технологической схемой производства, чертежами основного и вспомогательного аппаратов, основными результатами теоретического анализа, моделирования и оптимизации процесса.

Транспортно-технологическая схема производства.

На технологической схеме проекта должны быть показаны основные аппараты, машины, реакторы, входящие в установку, отображены технологические связи между ними, а также элементы, имеющие самостоятельное зна­чение, - насосы, газодувки, трубопроводная арматура и т.п.

Кроме графически упрощенных изображений основных и вспомогательных элементов технологическая схема должна содержать таблицы условных графических обозначений.

Чертежи основного и вспомогательного аппаратов.

Чертежи основных аппаратов также выполняются на листах форма­та A1. На них размещают виды, разрезы, сечения, необходимые для понимания устройства аппарата, взаимодействия его основных частей, и проставля­ют все необходимые размеры. Для раскрытия особенностей аппарата или его отдельных узлов допускается размещение на чертежах дополнительных видов, разрезов наложенных проекций.

Основные результаты теоретического анализа, моделирования и оптимизации процесса – 1 лист.

Графическая часть дипломной работы включает:

· результаты теоретического анализа;

· схему экспериментальной установки;

· графики и таблицы с экспериментальными данными;

· технологическая схема.

Следует помнить, что графическая часть - это иллюстрация доклада при защите дипломного проекта (работы), в котором каждая иллюстрация должна сопровождаться комментарием. Поэтому окончательный объем графической части обязательно должен быть согласован с руководителем ВКР. Основным критерием качества выполненных чертежей является наглядность изображения устройства или отдельных частей аппарата, а также наличие всех основных размеров и соответствие чертежей требованиям ЕСКД.

8 Рекомендации к докладу при защите ВКР

При подготовке доклада студенту рекомендуется составить четкий план и текст, отработать изложение доклада в определенный период времени, подготовить иллюстративный материал в виде презентации, оформленной в редакторе Microsoft PowerPoint.

Содержание доклада должно отражать суть ВКР. Можно лишь рекомендовать примерную структуру сообщения, которое не долж­но превышать 10 минут. В каждом конкретном случае содержание доклада зависит от фактического материала, представленного в ВКР.

Примерная схема доклада:

1. Коротко дать описание объекта ВКР, остановившись на его недостатках, имевших место до предлагаемого технического решения, сформулировать цель дипломного проекта (работы) исходя из анализа литературных данных.

2. Выделить актуальность решаемой технической задачи.

3. Раскрыть сущность предлагаемой разработки, направленной на устранение существующих недостатков.

4. Изложить сущность выполненных расчетов, подтверждающих правомерность принятых технических решений.

5. Остановиться на представленном графическом материале. Пояснить, какие машины, аппараты, узлы, детали и т.п. изображены на чертежах.

6. Обратить внимание на внедрение в производство представленной разработки, если такое внедрение имеет место, или возможность внедрения предлагаемого технического решения.

Материал доклада должен соответствовать информации представленной в презентации.

Приложение 1

Форма титульного листа ВКР

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Факультет: Химико-технологический

Направление подготовки: 18.03.01

Химическая технология

Кафедра – Химические технологии

Допускается к защите

Зав. кафедрой ХТ

____________(_____________)

«____»____________20__ г.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Приложение 2

Форма задания на выполнение выпускной квалификационной работы (дипломный проект)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ХТ

________(____________)

«___»__________20___г.

ЗАДАНИЕ

Приложение 3

Форма задания на выполнение выпускной квалификационной работы (дипломная работа)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ХТ

________(____________)

«___»__________20___г.

ЗАДАНИЕ

Приложение 4

Пример оформления реферата дипломного проекта

РЕФЕРАТ

Выпускная квалификационная работа 120 стр., 9 рис., 19 табл., 25 источников.

РАЗБАВЛЕННАЯ АЗОТНАЯ КИСЛОТА, АБСОРБЦИОННАЯ КОЛОН­НА, СИТЧАТЫЕ ТАРЕЛКИ, НАСАДКА, ХВОСТОВЫЕ ГАЗЫ, ПОГЛОЩЕ­НИЕ ОКСИДОВ АЗОТА.

Объект проектирования: отделение абсорбции нитрозных газов в про­изводстве разбавленной азотной кислоты.

Целью дипломного проекта является повышение эффективности по­глощения оксидов азота из нитрозных газов.

Новизна проекта заключается в замене ситчатых тарелок в верхней части абсорбционной колонны на высокопроизводительную насадку.

Результатом предлагаемой реконструкции является интенсификация массообменных процессов в абсорбционной колонне, предназначенной для поглощения оксидов азота водой.

В дипломном проекте выполнен теоретический анализ абсорбции ок­сидов азота водой, по результатам которого определены оптимальные усло­вия процесса. Произведен расчет материального баланса, рассчитано сниже­ние расходных коэффициентов по сырью. Выполнен расчет теплового балан­са. С использованием методов математического моделирования выполнен технологический расчет абсорбционной колонны до и после реконструкции, рассчитаны холодильник-конденсатор, продувочная колонна, подобрано вспомогательное оборудование.

Предложены мероприятия по охране тру­да и безопасности жизнедеятельности, охране окружающей среды. Обос­нована целесообразность совершенствования.

Графическая часть дипломного проекта представлена на 8 листах различных форматов (А4, А2, А1).

Предлагаемые технические решения могут быть использованы при ре­конструкции отделения абсорбции агрегата УКЛ-7 (производство разбавлен­ной азотной кислоты).

Приложение 5

Пример оформления реферата дипломной работы

РЕФЕРАТ

Выпускная квалификационная работа 114 стр., 27 рис., 17 табл., 49 источни­ков.

ЛОПАРИТОВЫЙ КОНЦЕНТРАТ, РЕДКОМЕТАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ХЛОРИРОВАНИЕ В РАСПЛАВЕ СОЛЕЙ, ДЕЗАКТИВАЦИЯ, НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ, СООСАЖДЕНИЕ, СОРБЦИЯ, ОКСИГИДРАТНЫЕ КОЛЛЕКТОРЫ, СУЛЬФАТ БАРИЯ.

Объект исследования - вторичные радиоактивные отходы редкоме- тального производства.

Предмет исследования - процессы сорбции и соосаждения радионук­лидов с различными коллекторами.

Новизна работы - замена реагентного режима на стадии дезактивации отходов.

Цель работы - разработка технологии обезвреживания радиоактивных отходов цеха № 7 ОАО «СМЗ», обеспечивающей сокращение общей массы РАО, подлежащих захоронению.

В работе проведен анализ используемых на практике и описанных в литературе способов переработки отходов редкометального производства, методов локализации тория и продуктов его распада.

Рассмотрены особенности формирования жидких и твердых радиоак­тивных отходов редкометального производства. Исследованы процессы де­зактивации многокомпонентных солевых отходов с использованием методов сорбции и соосаждения с различными коллекторами. Полученные результа­ты и модели использованы для оптимизации режимов и параметров техноло­гических процессов, составивших основы технологии обезвреживания отхо­дов процесса хлорирования лопаритовых концентратов. На основании ре­зультатов лабораторных исследований проведены опытно-промышленные испытания на технологическом оборудовании действующего отделения и по итогам их проведения предложены «Изменения» к технологической инст­рукции ТИ 0545487-7-19-2000.

В технологической части определены расходные нормы новых реаген­тов, рассчитано и подобрано оборудование отделения дезактивации. В необхо­димом объеме отражены разделы по безопасности производства и охране ок­ружающей среды.

Приложение 6

Примеры библиографических описаний по ГОСТ7.05-2008

Книги:

1. Амелин А. Г. Технология серной кислоты. – 3-е изд., испр. – М. : Химия, 1967. – 472 с.

2. Позин М. Е. Технология минеральных солей. – Ч.1. – 3-е изд., перераб. и доп. – Л. : Химия, 1970. – 522 с.

Статья из книги или другого разового издания:

3. Зайцев, В. А., Ившин В. С., Сапетко Н. А. Получение фтористого водорода при комплексной переработке фосфатного сырья // Тез. докл. ХII Всесоюзного симпозиума по химии неорганических фторидов (9-11 октября). М.; Душанбе : Наука, 1984. – С.12-14.

Статья из сериального журнала:

4. Колобердин В. И. Влияние механической активности минерального сырья на скорость его обжига // Химическая промышленность. – 1986. – № 1. – С. 17-22.

Стандарты:

5. ГОСТ 7.32-81. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. – Введ. 1982-01-01. – М.: Изд-во стандартов, 1981. – 14 с.

Патентные документы:

6. Способ получения фтористого кальция: А. с. 611887 СССР, МКИ4 С 01 В 17/00 / В. К. Фомин. № 3605385/25 ; заявл. 23.11.81; опубл. 30.06.83, Бюл. № 8. – 2 с.

7. Способ получения наполнителя на основе карбоната кальция: пат. 2172329 Российская Федерация, МКИ4 С 09 С1/ 02, С 01 F 11/18 / Лейба А.А., Гладков И.А.; заявитель и патентообладатель ОАО «Стройматериалы». № 2000127886/12; заявл. 10.11.00; опубл. 20.08.01. Бюл. № 23. – 5 с.

8. Multi-layer polyolefin shrink film: пат. 4194039 США, МКИ3 B 32 B 7/2, B 32 B 27/08. / W. B. Muelier. - № 896963; заявл. 17.04.78; опубл. 18.03.80. Бюл. № 9. – 3 с.

Электронные ресурсы:

9. Логинова Л.Г. Сущность результата дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / ред. Т.В. Власенко. – М. 2005. – URL: http//www.rsl.ru, свободный.

Промышленный каталог:

10. Центробежные герметичные электронасосы : ОКП 363113 / ЦИНИТИ химнефтемаш. – М. : ПО Молдавгидромаш, 1981. – 235 с.

Прейскурант:

11. Прейскурант № 23-03: Оптовые цены на химическое оборудование. Ч.1. – М.: Прейскурантиздат. – 1981. – 435 с.

Отчет о НИР:

12. Исследование кинетики разложения флюорита: отчет о НИР (заключит.) / Перм. политехн. ин-т; рук. С.В. Островский. – Пермь, 1984. – 76 с. – № ГР 81035656.

Диссертации:

13. Кобелева А. Р. Технология получения карбоната кальция с заданными свойствами: дисс. … канд. техн. наук. – Пермь., 2006. – 130 с.

Дипломные работы:

14. Феоктистов П.А. Разработка технологической схемы производства неорганических сорбентов на основе двуокиси титана: дипл. работа. – Пермь.: ПГТУ, каф. ТНВ, Д - 1083. – 1988. – 109 с.

Приложение 7

Пример оформления основной надписи на чертежах

Химическая технология неорганических веществ - student2.ru

Приложение 8

Приложение 9

Текст отзыва

(В произвольной форме руководитель отмечает основные качества студента и его выпускной квалификационной работы:

- самостоятельность работы студента,

- умение студента анализировать состояние решаемых задач,

- степень полноты решения поставленных задач,

- уровень, корректность и глубину приводимых решений,

- ясность, четкость, стиль и уровень грамотности изложения результатов,

- применение современных информационных технологий,

- оригинальность и новизна полученных результатов,

- обоснованность разработанных предложений (проекта),

- достоинства и недостатки выпускной квалификационной работы).

В заключение отзыва отмечается, что задание на выпускную квалификационную работу дипломированного специалиста выполнено полностью (не полностью). Подготовленность студента соответствует (не соответствует) требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 18.03.01 «Химическая технология».

Приводится итоговая оценка проделанной работы.

«___»________________20__ г. _____________________

(подпись)

Учебное издание

Химическая технология неорганических веществ

Методическое пособие для выполнения

выпускной квалификационной работы бакалавра

Издательство

Пермского национального исследовательского

политехнического университета

УДК 66.02

Р 27

Составители: канд. техн. наук, доцент М.В. Черепанова, канд. техн. наук, доцент В.В. Вахрушев

Рецензент

доктор технических наук В.З.Пойлов

Химическая технология неорганических веществ :методическое пособие для выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра / сост. М.В. Черепанова, В.В. Вахрушев. – Пермь: 2017. – 84 с.

Методическое пособие по подготовке выпускной квалификационной работы бакалавра включает рекомендации по структуре и содержанию выпускной квалификационной работы бакалавра.

Изложены цели, этапы, тематика, требования, предъявляемые к структуре, объему и содержанию выпускной квалификационной работы. Приведены рекомендации по оформлению расчетно-пояснительной записки; требования, предъявляемые к графической части ВКР.

Представлены методические материалы, определяющие процедуру оценивания результатов освоения образовательной программы с помощью ВКР.

Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 18.03.01 «Химическая технология», профиль «Химическая технология неорганических веществ».

© ПНИПУ 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1 Общие положения. 4

2 Виды профессионально деятельности и перечень компетенций, проверяемых в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.. 8

2.1 Виды и задачи профессиональной деятельности, предусмотренные основной образовательной программой. 8

2.2 Перечень компетенций, проверяемых в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.. 9

3 Этапы выпускной квалификационной работы.. 14

3.1 Подготовительный этап. 14

3.2 Производственная и преддипломная практики. 15

3.3 Выполнение выпускной квалификационной работы.. 20

3.4 Защита выпускной квалификационной работы.. 20

4 Тематика выпускных квалификационных работ. 22

5 Структура и содержание ВКР. 24

5.1 Структура и содержание пояснительной записки дипломного проекта. 24

5.2 Структура и содержание пояснительной записки дипломной работы.. 38

6 Требования к оформлению пояснительной записки. 46

7 Требования к оформлению графической части. 53

8 Рекомендации к докладу при защите ВКР. 57

9 Процедура защиты выпускных квалификационных работ. 58

10 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы с помощью ВКР, порядок и критерии оценки результатов защиты ВКР. 61

10.1 Описание показателей и критериев оценивания компетенций, демонстрируемых с помощью ВКР, а также шкал оценивания сформированности компетенций. 61

10.2 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы с помощью ВКР. 65

11 Список рекомендуемой литературы для выполнения ВКР. 68

Приложение 1. 71

Приложение 2. 72

Приложение 3. 74

Приложение 4. 76

Приложение 5. 77

Приложение 6. 78

Приложение 7. 80

Приложение 8. 81

Приложение 9. 83


1 Общие положения

В соответствии федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 «Химическая технология» в Государственную итоговую аттестацию входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты. Итоговое аттестационное испытаниее предназначено для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки, и завершается выдачей диплома государственного образца об уровне образования и квалификации.

Цели выпускной квалификационной работы (ВКР):

· закрепить и систематизировать полученные знания;

· научить студентов применять полученные теоретические и практические знания для решения конкретных научных, технических, экономических и производственных задач;

· углубить знания в одной из отраслей технологии и техники в соответствии с темой выпускной квалификационной работы;

· развить навыки самостоятельной работы в исследованиях и экспериментировании при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе проблем и вопросов.

По содержанию ВКР может быть выполнена в форме дипломного проекта или дипломной работы, которые позволяют судить о подготовленности студентов к самостоятельной работе в современных условиях.

Право выбора указанных форм - дипломный проект или дипломная работа - для конкретного студента имеет выпускающая кафедра. Работа над дипломным проектом или дипломной работой создает благоприятные условия для проявления студентом самостоятельности, творческих способностей и инициативы при решении современных технологических и технических задач.

Дипломный проект - самостоятельная разработка, отвечающая современным требованиям отрасли, содержащая решение конкретной задачи и состоящая из пояснительной записки, графической части и необходимых дополнительных материалов. Дипломный проект направлен на получение практически значимого результата в виде законченных разработок, имеющих всестороннее обоснование, и, как правило, представляет собой проект производства какого-либо целевого продукта или полупродукта, составленный на базе действующего производства или по результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Дипломная работа - самостоятельное научное исследование конкретной научной или прикладной задачи, представляемое в виде пояснительной записки и необходимого иллюстративного материала. Дипломные работы могут быть теоретическими, экспериментальными или экспериментально-теоретическими.

Графическая часть работы может состоять из иллюстрированного материала: таблицы, графики, диаграммы, схемы реакций.

Полученные в дипломной работе результаты в виде выявленных закономерностей, зависимостей, тенденций, прогнозов, выводов и предложений могут использоваться как в дальнейших исследованиях по данной проблеме, так и в производственной деятельности отдельных предприятий. Дипломная работа является самостоятельным исследованием студента (студентов). В процессе выполнения дипломной работы не допускается механическое заимствование готовых решений без критического их рассмотрения и личного творческого вклада дипломника в работу.

Дипломный проект (работа) может быть частью комплексных исследований, выполненных студентом совместно с другими студентами. Состав участников проектирования, выполняемого группой студентов, утверждается кафедрой.

Дипломный проект (работа) являются выпускной работой студента, на основании которой государственная аттестационная комиссия решает вопрос о присвоении студенту квалификации бакалавра по химической технологии неорганических веществ.

Студент является единоличным автором выпускной квалификационной работы и несет полную ответственность за ее подготовку, отвечает за принятые в ВКР технические решения, правильность всех расчетов и оформление работы.

В ходе дипломного проектирования студент обязан:

· совместно с руководителем составить развернутый план расчетно- пояснительной записки, календарный план выполнения ВКР и график индивидуальных консультаций с руководителем, выполнять работу в соответствии с ними;

· ставить руководителя в известность о возможных отклонениях от календарного плана и в установленные сроки информировать руководителя о ходе выполнения ВКР;

· собрать в период производственной и преддипломной практики исходные данные для выполнения ВКР;

· сдать и защитить отчет по преддипломной практике в установленные сроки;

· изложить в соответствии с заданием разделы ВКР в виде расчетно- пояснительной записки, оформить ее в соответствии с ГОСТами и нормативно-технической документацией;

· сдать в установленные сроки на проверку заведующему кафедрой расчетно-пояснительную записку в сброшюрованном виде и демонстрационный материал с проставленными датами, подписями руководителя и консультантов;

· устранить выявленные заведующим кафедрой замечания;

· подготовить текст доклада;

· передать ВКР руководителю для отзыва не позднее, чем за 3 дня до предварительной защиты;

· передать руководителю ВКР CD-диск с пояснительной запиской в формате Word 97-2003 с разрешением doc и графической часть ВКР в формате jpeg или tiff с разрешением не менее 300 dpi не позднее, чем за 7 дней до предварительной защиты;

· сдать секретарю ГЭК в день заседания: ВКР, отзыв руководителя.

2 Видыпрофессионально деятельности и перечень компетенций, проверяемых в ходе выполнения выпускной квалификационной работы

2.1 Виды и задачи профессиональной деятельности, предусмотренные основной образовательной программой

В соответствии с ФГОС ВО выпускник по направлению подготовки 18.03.01 «Химическая технология», с квалификацией «бакалавр», профилю программы бакалавриата «Химическая технология неорганических веществ» должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

· производственно-технологическая деятельность;

· научно-исследователь

Наши рекомендации