Тема 2. (семинар) Анализ внутренней и внешней среды организации как факторов качества управленческих решений
Методические рекомендации по изучению темы. При подготовке к обсуждению первых двух вопросов семинара следует уделить особое внимание рассмотрению взаимосвязи и различий понятий качество, уровень качества и эффективность управленческого решения. При этом необходимо использовать полученные в ходе изучения первых разделов курса знания об основных аспектах управленческих решений, четко представлять содержание категорий показатель, критерий, фактор качества указанные понятия следует согласовывать с фундаментальными научными представлениями курса философии. Вопросы касающиеся влияния внешней среды можно базировать на знаниях теории организации и теории управления. Рассмотрение четвертого вопроса и решение задачи следует готовить с учетом знаний полученных при изучении системного анализа и маркетинга. Помимо используемых знаний об аналитическом методе «Матрица БКГ в рамках семинара должны быть углублены знания SWOT-анализа, методов SHELL, GE.
Вопросы для обсуждения
1. Сущность и критерии качества управленческих решений.
2. Факторы качества управленческих решений.
3. Основные компоненты внешней среды организации, их влияние на разработку управленческих решений.
4. Методы анализа состояния организации и ее внешней среды.
Темы для докладов
1. Роль систем стандартов ISO 9000 и TQM для обеспечения качества управленческих решений
2. Основные компоненты внешней среды организации, Методика SWOT- анализа.
Задача
На основании данных Таблицы 1, используя аналитическую форму «Матрица БКГ», провести анализ согласованного влияния факторов относительного роста объема продаж и относительной доли товара на рынке по группе из четырех видов товара.
При расчете относительного роста объема продаж использовать соотношение темпов прироста продаж по отдельным видам товара. В качестве базы для расчета всех относительных показателей использовать показатели «лидирующего» товара.
Таблица 1 –Показатели деятельности стратегических хозяйственных единиц
(млн. руб.)
Вид товара | Объем продаж | Заполняется в процессе решения задачи | |||
базовый период | расчетный период | темп прироста | относительная скорость роста | относительная доля | |
A | 25.7 | ||||
B | |||||
C | 64.86 | ||||
D |
Тема 3. (семинар) Организация и мотивация разработки и выполнения управленческих решений
Методические рекомендации по изучению темы. При рассмотрении места системного анализа в методике разработки решения следует учитывать различные трактовки сущности системного анализа. В контексте данного семинара системный анализ должен рассматриваться как комплексный метод исследования системных объектов. Понятие технологии должно быть воспринято в своем расширенном значении (представленном в глоссарии). Третий вопрос семинара может базироваться на общих положениях теории мотивации, но с обязательным учетом особенностей мотивации четырех основных категорий персонала участвующих в разработке и реализации решений: руководителей, специалистов - разработчиков решений, линейных руководителей организующих и контролирующих исполнение решений, фактических исполнителей.
Вопросы для обсуждения
1. Системный анализ - фундаментальный метод исследования и разработки решений.
2. Основные этапы и технологии разработки управленческого решения.
3. Особенности ответственности и мотивации управленческого персонала при разработке и выполнении решений.
4. Основные требования к учету, контролю и документационному оформлению решений.
Темы для докладов
1. Принципы разработки и принятия решений:
2. Документальные формы разработки, согласования, утверждения и представления управленческого решения
Задание
Закрытое акционерное общество «Саунт» работает на рынке 5 лет. Занимается поставкой автозапчастей на российский рынок. За это время успело зарекомендовать себя. Сложилась следующая ситуация: на рынке появилась конкурирующая фирма. Автозапчасти данной фирмы стоит в 1,5 раза дешевле, чем у фирмы «Саунт». Что в данной неблагоприятной управленческой ситуации делать фирме «Саунт»?
. Попробуйте решить данную проблему. Какие действия должна предпринять данная фирма? Какую информацию ЗАО «Саунт» будет использовать для решения данной проблемы? Почему необходимо для получения лучшего результата использовать как качественную, так и количественную информацию? Примите управленческое решение. Подумайте, как принятое Вами решение отразится на деятельности организации в целом и на сотрудниках данной фирмы. От каких факторов в данном случае будет зависеть качество и эффективность управленческого решения? Каково в данной ситуации будет влияние личностных оценок руководителя, среды принятия решения, информационных ограничений, поведенческих ограничений на процесс принятия управленческих решений?
Какова будет ответственность в случае принятия неверного, непродуманного, необоснованного управленческого решения? К чему это может привести?[2]