Роль фундаментальной и прикладной науки в инновационном процессе
Фундаментальная наука - выявление, изучение и систематизация объективных явлений и закономерностей развития природы и общества.
Фундаментальные исследования являются исходной базой для прикладных исследований. Фундаментальное исследование - трудовой процесс, направленный на открытие нового, неизвестного прежде явления. Особенность - невозможность заранее определить конечный результат, затраты времени и средств на его достижение, индивидуальный, неповторимый характер исследования.
Фундаментальные исследования в общем виде включают 5 основных этапов:
1) выдвижение предварительной гипотезы, постановка задачи на основе имеющейся информации; установление цели исследования, способов ее достижения, требований и ограничений;
2) создание методики установления истинности гипотезы (анализ задачи, разработка программы эксперимента);
3) организация эксперимента;
4) основной этап - собственно теоретическое исследование (уточнение гипотезы с учетом анализа результатов эксперимента);
5) заключительная фаза - отбор информации для начала научно- производственных циклов (инновационных) - это промежуточное звено между ФИ и прикладными.
Для ФИ характерен межотраслевой, множественный характер результатов.
Конечным результатом фундаментальных исследований является общенаучная информация: открытие законов и закономерностей, категорий и явлений (эффектов), обоснование теорий, принципов и т.д. и путей их использования на практике. Эти результаты воплощаются в публикациях, научных отчетах и докладах, содержащих теории, гипотезы, формулы, модели, систематизированные описания, а также в опытных образцах. На первом этапе эти работы могут выполняться безотносительно к задачам их практического применения (поисковые исследования). На втором (научно-технические исследования) - производится отбор закономерностей, явлений, принципов и т.д. (результатов), пригодных для практической реализации. При этом выявляется техническая возможность и экономическая целесообразность, а также сферы их первоочередного использования.
Фундаментальные исследования не направлены непосредственно на создание конкретных нововведений. Их результаты могут быть использованы для различных, не всегда предвидимых заранее целей, в разных отраслях производства, в течение длительного (30-40 лет) времени. По отношению к процессу создания, разработки и освоения конкретных нововведений они выступают как внешняя структура (условия), определяющая долговременные тенденции научно-технического развития.
Прикладные исследования
Прикладные исследования основываются на результатах фундаментальных исследований и включают изучение технической возможности, социально-экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных исследований в конкретной области (отрасли). Их продукцией является отраслевая информация: создание технологических регламентов, эскизных проектов и аванпроектов, технических заданий и требований, методик и стандартов, проектов предприятий и техники будущего, типовых нормативов, а также других научных рекомендаций. На этой стадии осуществляются и опытно-экспериментальные работы, связанные с лабораторными и полупроизводственными испытаниями.
Организация прикладных исследований (ПИ) основанная на результатах ФИ, в гораздо большей степени, чем ФИ, строится на регламентированных процедурах, которые включают 4 основных этапа:
1) разработка и утверждение технического задания (ТЗ) включает информационную подготовку, прогностическую оценку значимости, затрат, результатов и эффективности. Разработка программы, способов и схемы исследования, в том числе, этапы и оценку надежности методики исследования. Определяется объем работ, состав исполнителей, сметная калькуляция и проект договора;
2) теоретическое исследование - выдвижение и обоснование гипотезы, классификация факторов и явлений и их анализ, составление схем и вариантов решений математических и материальных моделей; обоснование вариантов решений;
3) экспериментальный этап (опытная проверка);
4) обобщение и оценка результатов НИР.
После рассмотрения технического отчета на научно-техническом совете и учета замечаний работа передается заказчику.
Прикладное исследование часто начинается после получения технического задания на нововведение, основанного на итогах маркетинга и фундаментального поискового исследования. Этот этап включает в себя обычно сбор и обработку информации о результатах фундаментального исследования и изучения запросов заказчика, прогнозирование перспектив решения поставленной задачи, выбор и сопоставление возможных вариантов этого решения, проведение экспериментов и анализ их результатов, формулировку заданий и рекомендаций для разработки нововведения.
Результат фундаментального исследования часто не принимает материально-предметную форму, а персонифицируется, воплощается в знаниях специалистов. В то же время продукт прикладных исследований и разработок принимает самостоятельную предметную форму изобретения, технической документации, методик, имеет авторство, принадлежит определенному физическому или юридическому лицу, отчуждается от трудового процесса после его завершения.
30. Взаимодействие государства, бизнеса и науки в процессе иннов деятельности. Для того чтобы инновации стали преобразующим фактором в экономике, необходим соответствующий механизм активного взаимодействия всех участников национальной инновационной системы (НИС), особенно на уровне взаимоотношений органов государственной власти, науки и бизнеса. Переход России на инновационный путь развития экономики – это общая стратегическая цель, в достижении которой заинтересованы и органы государственной власти, и бизнес-структуры, и общество в целом. В связи с этим инновации в системе взаимодействия власти и бизнеса можно рассматривать с нескольких позиций: 1. Инновации как предмет, основа взаимодействия бизнеса и власти. Здесь речь идет о совместной деятельности органов исполнительной власти и бизнес-структур по поиску, поддержке и продвижению инноваций. Особого внимания заслуживают вопросы совместного финансирования инновационных исследовательских работ, страхования рисков, освоения международных стандартов, патентования, проведения инновационных форумов. 2. Инновации как продукт взаимодействия бизнеса и власти. В процессе тесного и плодотворного сотрудничества органов исполнительной власти и предпринимательства могут быть найдены новые формы, подходы, методы взаимо-действия, иначе говоря, организационно-структурные инновации
В развитых странах успешно развивается новая модель инновационной системы, нашедшая отражение во взаимодействии государства, науки и бизнеса и оформившиеся в виде концепции "тройной спирали", или модели стратегических инновационных сетей. Из-за нарастающего динамизма систем появилась необходимость организации эффективных форм взаимодействия государства, бизнеса, науки и создания новый сетей коммуникаций. На изменение условий инновационной деятельности влияет глобализация: государство поддерживает науку, тем самым стимулирует бизнес, в результате чего повышаются конкурентные преимущества нац экономики.
В России "тройной спирали" присуща определенная специфика-основной объем научных исследований фундаментального характера приходится не на университеты (вузы), как в большинстве стран мира, а на институты Академии наук. В то же время вузы осуществляют основной объем подготовки кадров при достаточно слабой научной базе и скромных масштабах финансирования НИОКР. Создание инфраструктуры для содействия развитию связей между наукой и бизнесом представляет собой сложную задачу, поскольку на формировании инфраструктуры вокруг университетов будут сказываться недостаток научного потенциала, а в случае создания ее при научных организациях - нехватка молодых кадров. Организационную структуру гос регулирования сфер науки и инновационной деятельности в России можно отнести к централизованному, традиционно ведомственному типу, являющемуся наследием советской системы. Бизнес в "тройной спирали" недостаточно активен в сфере технологических инноваций. Наука – бизнес-взаимодействие пока еще остается недостаточно развитым, а наука не поддерживает бизнес.
Стратегия на 2010 год:
Важным инструментом формирования национальных приоритетов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их реализации станут технологические платформы.
Технологическая платформа - это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
На основе оценки различных проектов реализации технологических платформ будет проведен их отбор для включения в перечень, утверждаемый Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям. Федеральные органы исполнительной власти будут оказывать институциональную, организационную и консультационную поддержку деятельности технологических платформ, включенных в перечень. Результаты деятельности технологических платформ, включенных в перечень, будут учитываться при планировании и реализации мер государственной поддержки, направленных на обеспечение социально-экономического развития, совершенствование научно-технической и инновационной деятельности.
Важнейшими направлениями создания технологических платформ станут:
аэрокосмические технологии;
информационные технологии;
биотехнологии, включая промышленные биотехнологии и фармацевтику; композиционные материалы;
фотоника, включая лазерные технологии, производство светодиодов;