Роль фундаментальной науки в создании инноваций.

Основные показатели экон. эффективности инновационной деятельности.

1) чистый дисконтированный доход

ЧДД = сумма (Rt – Зt)*1/(1+E)^t; сумма от 0 до Т, где Т – горизонт расчета, равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта;

Rt – результаты, достигнутые на t-м шаге расчета;

Зt – затраты, осуществляемые на этом шаге;

Е – норма дисконта.

2) внутренняя норма прибыли (IRR) или коэффициент дисконтирования;

3) простая норма прибыли:

R = (NR + P)/I*100%, где NR – чистая прибыль; P – проценты на заемный капитал; I – общие инвестиционные издержки.

4) простая норма прибыли на акционерный капитал:

R = (NR + P)/Q*100%, где Q – акционерный капитал.

5) коэффициент финансовой автономности проекта:

Кфа = Сс/Z, где Сс – собственные средства, Z – заемные ср-ва.

6) коэффициент текущей ликвидности:

Кл = Оа/Z>=1, где Оа – сумма оборотных активов проекта.

7) коэффициент результативности работы:

r = Rc / ( сумма Qi – сумма (H2 – H1)), сумма i = 1 до N, Rc – суммарные затраты по законченным работам, принятым для освоения в серийном производстве; Q – фактические затраты на НИОКР за i-й год; N – число лет анализируемого периода; Н1 – незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении; Н2 – на конец анализируемого периода.

8) Срок окупаемости инвестиций в инновационный проект:

То = I / Пч, где Пч – чистая годовая прибыль, получаемая в результате функционирования объекта.

Требования, предъявляемые менеджеру по инновациям (И).

Все проблемы, возникающие в системе урп-я любыми объектами реш-ся людьми. Менеджер как субъект управл-я д. проан-ть ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать операт. упр-е по ее реал-ции. Треб-я: 1)наличие высокого научно-технического и экономико-психологич потенциала; 2)способ-ть пргнозир-ть возможные форс-мажорные ситуации и катаклизмы; 3)умение находить пути преодол-я кризисных ситуаций; 4)осуществление отбора нововведений; 5)формирование портфеля заказов на научно-исследоват разработки; 6)координация проводимых научных работ и исслед-й; 8)умение использовать соврем-ю информац-ю технологию и ср-ва коммуникаций, необход-е в управленч процессе; 9)владение искусством упр-я чел-ми рес-ми; 10)владение искусством налаживания внеш связей; 11)умение делать правил выводы и непрерывно повышать квалификацию.

Функции инн менеджера: 1)ведение переговоров и заключ-е договоров на разработку инн-й; 2)разработка кадровой политики подразделения; 3)разработка критериев отбора и сп-бов подготовки сотрудников; 4)опред-е методов и форм мотив-и и материал поощрения; 5)опр-е видов необх-го лаборат-го оборуд-я для исслед-й; 6)опр-е и поддержание соотнош-я фундамент-х и прикладных разработок; 7)контроль соотв-я инн исслед-ий перспективным целям орг-ции; 7)к-ль и установление сроков реал-ции инн программ.

Классификация инноваций по степени радикальности.

-базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

-улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения

-псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

Радикальные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.

Роль лизинга

Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

• Государственное финансирование.
• Акционерное финансирование.
• Банковские кредиты.
• Венчурное финансирование.
• Лизинг.
• Форфейтинг.
• Смешанное финансирование.

законодательной базе России, касающейся инвестиционной деятельности, все больше и больше внимания начинает уделяться лизингу, но на практике он зависит от развития реального сектора экономики, который, в свою очередь, напрямую зависит от инвестиционного климата.
К концу 90-х годов в США, например, удельный вес лизинговых операций в общем объеме инвестиций превысил 35%. В Японии, в свою очередь, ежегодный прирост объема лизинговых операций составляет 25-40%.

лизинг – это инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование с правом последующего выкупа.
Лизинг представляет собой средне- и долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле- и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного назначения, а также прав интеллектуальной собственности - лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.

Лизинговые операции регулируются Федеральным за­коном «О лизинге» от 20 октября 1998 г

Различают финансовый и оперативный лизинг. Финансовый лизинг – это форма финансиро­вания приобретения оборудования при посредничестве лизинговой компании, которая покупает его себе в собственность за свои и привлеченные средства, а затем сдает в пользование (в аренду) предприятию-лизингополучателю на определенный срок. Лизинговая компания обязана приобре­сти то оборудование и у тех поставщиков, которые указал лизингополучатель.

При финансовом лизинге лизингополучатель, как правило, выкупает оборудование в конце срока договора лизинга. Условия договора не меняются в течение всего срока его действия.

При оперативном лизинге срок аренды оборудования лизинга намного меньше срока службы оборудования, сдаваемого в лизинг.

Оперативный лизинг – лизингодатель закупает на свой риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на срок и на условиях во временное пользование. Срок устанавливается на основании договора лизинга. По истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы предмет лизинга возвращается лизингодателю.

Возвратный лизинг – собственник оборудования продает его лизинговой фирме и берет это оборудование у него в аренду. Продавец становится арендатором.

Преимущества лизинга: получение оборудования в пользование без его полной оплаты; проба оборудования до приобретения его в собственность; арендатор не привлекает заемный капитал; по сравнению с кредитованием обеспечивается более гибкий порядок лизинговых платежей; обеспечивает налоговые выгоды и лизингодателю, и лизингополучателю;

Недостатки лизинга: дает временное право арендатору пользоваться оборудованием; недополучение дохода в форме ликвидационной стоимости основных средств; может быть дороже, чем банковский кредит; удорожание себе стоимости продукции;

Традиционно участниками классического лизинга выступают три основных субъекта: лизингодатель, лизингополучатель и продавец предмета лизинга. Они относятся к прямым участникам лизинговых отношений.

К косвенным участникам можно отнести коммерческие и инвестиционные банки, которые кредитуют лизингодателя, страховые компании, консалтинговые фирмы, посредники, лизинговые брокеры и другие хозяйствующие субъекты

Типичная лизинговая сделка выглядит следующим образом.
1. Пользователь (после вступления в лизинговые отношения лизингополучатель) сообщает лизинговой компании, какое оборудование ему необходимо.
2. Лизинговая компания, убедившись в ликвидности проекта, покупает это оборудование у фирмы-изготовителя, или другого юридического, или физического лица, продающего имущество, являющееся объектом лизинга. Лизинговая компания (лизингодатель), став собственником оборудования, передает его во временное пользование с правом дальнейшего выкупа (определяется договором) лизингополучателю, получая взамен лизинговые платежи.

Роль фундаментальной науки в создании инноваций.

34. Управление персоналом инновационной организации.Персонал научно-исследовательских организаций состоит главным образом из научных работников, занятых в основном производстве научной продукции, — разработке идей, тем, проектов, составлении отчетов, пояснительных записок, чертежей и т. д. В составе научно-исследовательской инновационной организации можно выделить несколько категорий работников: исследователи, техники и лаборанты, вспомогательный и прочий персонал. Научные работники — это, как правило, специалисты из различных областей знаний, занимающиеся научными исследованиями и разработками. Творческая деятельность научных работников осуществляется на систематической основе и направлена на увеличение объема научных знаний, а также на поиск новых областей прикладного применения этих знаний. Персонал научных организаций всех форм собственности может оказывать прямые услуги, связанные с выполнением согласно договорам и заказам исследований и разработок. Эффективность интеллектуальной научной деятельности инновационной организации зависит в основном от индивидуальных творческих способностей научных работников, степени их подготовки и уровня квалификации. Эта особенность науки по сравнению с другими сферами человеческой деятельности усложняет процесс управления персоналом в научных учреждениях. Менеджеры высшего ранга, в том числе и инновационные, должны быть учеными, известными в своей области науки или по крайней мере иметь высокую научную квалификацию. По мере развития НТП и усложнения труда увеличиваются затраты, связанные с обучением и переобучением персонала, удлиняются сроки обучения и усложняются функции контроля подготовки специалистов. При этом возникают проблемы не только финансового порядка или чисто производственные, но и психологические. Персонал научной инновационной организации в процессе своей творческой деятельности становится саморегулируемой системой, на которую менеджер может влиять только косвенно (например, заменяя жесткое администрирование более гибким стилем руководства, учитывающим особенности характеров научных работников). Это может быть проведение политики гласности результатов деятельности, признание личных заслуг конкретных специалистов, предоставление информации для самооценки своей деятельности (при необходимости конфиденциального. По мере развития НТП и возрастания роли научных специалистов управлять ими извне становится все сложнее; их внутренняя мотивация все более выходит на роль главного рычага самоуправления. Результат творческой деятельности в большой степени зависит от воли, физических и психологических возможностей специалиста, уровня его самообразования и квалификации. В этих условиях каждый работник, и особенно крупный специалист, должен сам выбирать направление своей деятельности и определять свое социальное поведение. При этом мотивация и квалификация становятся центральными узлами управления научным персоналом, а создание условий для наиболее полного выявления способностей и трудового потенциала работника приобретает ключевое значение для жизнедеятельности инновационных фирм. Труд научных работников сложно нормировать, а процесс их деятельности сложно контролировать. Практически теряет смысл визуальное наблюдение за ними или чересчур тщательный контроль выхода на работу. Мотивация принуждением уходит на второй план, а главной становится мотивация побуждением, т. е. у работников должно возникать внутреннее, собственное побуждение действовать результативно и целенаправленно. Задача менеджера — умело и деликатно формировать у работников такое качество.

33. Характеристики современного этапа НТР.Научно-техническая революция – это поступательное развитие науки и техники, один из основных источников экономического роста. Научно-техническая революция означает переход к использованию новых научно-производственных принципов в материальном производстве и сфере услуг. Начало НТР относят к середине XX в., когда произошли коренные революционные изменения в технике производства: создание атомной энергетики, возникновение кибернетики, ЭВМ, лазерной технологии, начало освоения космоса. Научно-техническая революция характеризуется: 1. качественным преобразованием всех элементов производственных сил; 2. возрастающей интенсификацией всего процесса производства; 3. огромным повышением значения информационной деятельности; 4. ростом уровня общего и специального образования и культуры населения; 5. возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем. Историческая роль НТР сводится к двум взаимосвязанным последствиям. Одно состоит в том, что внедрение новой техники позволяет сократить издержки производства. Другое последствие НТР заключается в развитии экономических потребностей – основной движущей силы общественного прогресса. Одной из закономерностей НТР является циклическое развитие науки и техники, периодическая смена поколения техники. Для НТР характерно ускоренное развитие наукоемких производств (приборостроения, электротехнической промышленности, электронного машиностроения), что способствует усилению материально-технической базы научных организаций и открывает новые возможности в развитии естественно-научного и технического знания. Процесс распространения новшеств НТР с позиций социально-экономических последствий этого явления неоднозначен. Спровоцированные техногенными процессами критическое состояние биосферы, угроза нарушения озонового слоя актуализируют проблему экологизации научного знания, создания экологических технологий. Научно-техническая революция и научно-техническая деятельность, направленная на рационализацию использования природных ресурсов, разработку методов утилизации промышленных отходов, ликвидации и нейтрализации источников загрязнения окружающей среды, – важнейшая характеристика современного этапа НТР.

32.Формы коммерциализации новшеств.Процессом введения инноваций (новшества) на рынок обычно называют процесс коммерциализации или процесс коммерциализации технологий. Коммерциализация научных разработок и технологий всегда связана с понятием инновационного процесса, в ходе которого научный результат или технологическая разработка направлена на получение коммерческого результата. Учитывая, что инновации уникальная и поэтому индивидуальна, формы ее коммерциализации могут быть весьма разнообразны. С позиций инноватора, при всем многообразии форм, их можно свести к двум типам, предусматривающим: 1. Передачу прав на пользование интеллектуальной собственностью на основе определенных договорных отношений (лицензионных и безлицензионных). 2. Организацию производства продукции и/или оказание услуг, в том числе с образованием нового юридического лица или без него. Естественно возможны самые разнообразные сочетания. Но в общем виде все сводится к тому, что продается только интеллектуальный продукт, требующий материализации в дальнейшем, или же инновация, уже реализованная в каком-то продукте (товаре, услуге). Если инноватор имеет возможность материализовать инновацию в товарах и услугах, что бывает далеко не всегда, то этим необходимо воспользоваться. Организация производства продукции и/или оказания услуг является наиболее полной формой реализации потенциала, заложенного в инновации непосредственно с участием самого инноватора. Вопрос о том, до какого этапа решается дойти инноватор определяется в каждом отдельном случае. Чтобы привлечь внимание к своей инновации и найти потенциального партнера инноваторы пренебрегают ко всем возможностям (публикации, и участие в выставках, и представление в Интернете, и использование «школьных товарищей», и так далее). В большинстве случаев потенциальные партнеры, которым инноваторы представляют свой проект, и которые должны принимать решение о своем участии в проекте, не располагают необходимыми знаниями. Зачастую их не интересует существо инновации. Их интересует возможный объем рынка, предлагаемой инновации, доход или прибыль от её коммерциализации Поэтому необходимо уметь объяснить достоинства инновации в сравнении с уже существующими на рынке товарами или теми, которые могут появиться в ближайшее время. При рассмотрении инновации сравниваются параметры количественные, что довольно наглядно, или качественные. Качественные параметры часто имеют описательный вид, они, как правило, менее убедительны для потенциального партнера, но к ним приходится прибегать. Участниками процесса коммерциализации инноваций, имеющие необходимые финансовые ресурсы, обычно выступают: 1. Крупные компании, в том числе транснациональные (ТНК), заинтересованные в инновациях для совершенствования своей деятельности или выхода на рынок с новым товаром. Они отдают предпочтение перспективно наиболее значимым инновациям, прежде всего из сферы «новой экономики». 2. Крупные и средние компании, ориентирующиеся на работу на рынке своей страны. Их, прежде всего, интересуют инновации, доведенные до опытного или серийного производства, которым практически на 100% гарантирован спрос. Для этих компаний большим плюсом является возможность импортозамещения иностранной продукции. 3. Венчурные компании и фонды. Их особенно интересуют революционные инновации, особенно в сфере «новой экономики». Их основное требование: рынок инновации должен быть динамично развивающимся, с перспективами выхода на объемы продаж, измеряемые сотнями миллионов долларов. 4. Частные инвесторы, которого интересует, прежде всего, окупаемость вложений в достаточно короткие сроки на достаточно устойчивом рынке. Некоторые внедряются в венчурные инновационные проекты на ранних этапах разработки, когда до получения результата еще предстоит пройти долгий путь. 5. В некоторых странах активно участвуют в инновационной деятельности специальные банки. В России также имеются банки, но реально они инновациями не занимаются. Значит, подавляющему большинству инноваторов вход закрыт изначально. Как и в любой сфере рыночных отношений, важную роль в коммерциализации инноваций играют посредники. В области инноваций в роли посредников могут выступать специализированные агентства, средства массовой информации (включая электронные). Особенно бурно развивается в последнее время посредническая деятельность через Интернет.

31. Инновационная инфраструктура. Её компоненты.Традиционно в экономике под инфраструктурой понимают совокупность систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства либо для обеспечения условий жизнедеятельности общества. В первом случае говорят о производственной инфраструктуре (дороги, порты, склады, системы связи и др.), во втором – о социальной инфраструктуре (школы, больницы, театры и др.). Используя чисто экономическую классификацию отраслей, выделяют инфраструктурные отрасли народного хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и т.д.). Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура – это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов. В связи с этим, инновационная инфраструктура – это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики. Основу инфраструктуры национальной инновационной системы составляют центры трансферта технологий, инновационно – технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды поддержки научно –исследовательских и опытно – конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) и по информационному обеспечению инновационной деятельности и др. Обычно выделяются следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:а)финансовая инфраструктура: различные фонды (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты (например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний);б)производственно-технологическая (или материальная) инфраструктура: технопарки, инновационно – технологические центры, бизнес – инкубаторы и т.д.;в)информационная инфраструктура: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);г)кадровая инфраструктура: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;д)экспертно – консалтинговая инфрастурктура: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

30. Взаимодействие государства, бизнеса и науки в процессе иннов деятельности. Для того чтобы инновации стали преобразующим фактором в экономике, необходим соответствующий механизм активного взаимодействия всех участников национальной инновационной системы (НИС), особенно на уровне взаимоотношений органов государственной власти и бизнеса. Переход России на инновационный путь развития экономики – это общая стратегическая цель, в достижении которой заинтересованы и органы государственной власти, и бизнес-структуры, и общество в целом. В связи с этим инновации в системе взаимодействия власти и бизнеса можно рассматривать с нескольких позиций: 1. Инновации как предмет, основа взаимодействия бизнеса и власти. Здесь речь идет о совместной деятельности органов исполнительной власти и бизнес-структур по поиску, поддержке и продвижению инноваций. Особого внимания заслуживают вопросы совместного финансирования инновационных исследовательских работ, страхования рисков, освоения международных стандартов, патентования, проведения инновационных форумов. 2. Инновации как продукт взаимодействия бизнеса и власти. В процессе тесного и плодо-творного сотрудничества органов исполнитель-ной власти и предпринимательства могут быть найдены новые формы, подходы, методы взаимо-действия, иначе говоря, организационно-структурные инновации.

24. Малые инновационные фирмы в составе университетов. Малые инновационные предприятия (МИП)выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. В высокотехнологичных экономиках именно малые инновационные компании являются наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным динамично реагировать на потребности рынка. Малые фирмы часто принимают на себя риск при разработке новых продуктов и технологий, выведения их на рынок. Вследствие рискового характера деятельности их состав постоянно меняется: одни фирмы исчезают, другие появляются. Все отечественные МИП, действующие в настоящее время в российской инновационной сфере, можно объединить в две основные группы: предприятия, созданные при материнских НИИ или вузах, и самостоятельные структуры. Малые инновационные предприятия первого типа - это фирмы, которые были основаны сотрудниками НИИ или вузов. Большинство МИП относится именно к такому типу. Существование при НИИ дает им ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду и коммунальные услуги, пользоваться опытно-экспериментальной базой, наработанными связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, брэндом. Самостоятельных МИП значительно меньше. Они выживают благодаря тому, что смогли найти свою ”нишу” на рынке наукоемкой продукции. Осознавая необходимость формирования национальной инновационной системы, увязывающей науку с образовательной сферой и бизнесом и предполагающей отлаженный процесс коммерциализации результатов НИОКР, государство стимулирует создание и развитие малых инновационных предприятий путем применения различных мер так был издан федеральный закон №217. Данный закон снял множественные законодательные преграды, которые долгое время затрудняли коммерциализацию инновационных разработок, созданных в вузах и НИИ, и внедрение их в реальный сектор экономики. Закон №217-ФЗ является значительным шагом в продвижении инновационных разработок вузов на рынок. Однако в настоящий момент малые инновационные предприятия, созданные при участии вузов и НИИ, сталкиваются со многими трудностями в процессе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности: законодательство, неадаптированное для инновационных предприятий, финансовые сложности, высокий уровень предпринимательского риска, отсутствие широкого круга потребителей и др..Для преодоления вышеотмеченных трудностей, на наш взгляд, малым инновационным предприятиям необходима государственная поддержка, которая может осуществлять в следующих формах: - создание площадок предпринимательских коммуникаций – бизнес-инкубаторов; - создание инвестиционных институтов, которые готовы инвестировать в инновационные предприятия на самых ранних этапах их развития; - внесение поправок в законодательство, облегчающих деятельность МИП.Как было отмечено, в инновационной сфере малые инновационные предприятия имеют значительные преимущества и способны активно развивать инновационную экономику страны, поэтому поддержка МИП является приоритетным направ­лением государственной науч­но-технической и экономичес­кой политики во всех странах с развитой рыночной экономи­кой. Она носит стратегический характер и нацелена на осуще­ствление технологического прорыва по перспективным на­правлениям научно-технической деятельности.

23. Критерии инновации.Как известно, инновация – это так же первое практическое применение нового научно-технического, организационно-экономического или производственного решения. В основание классификации инноваций можно положить определенные критерии, на основе которых она будет проводиться. Первый критерийсвязан с областью, в которой осуществляются новшества. Вторым критерием можно считать способ возникновения новаторского процесса, третьим – широту и глубину новаторских мероприятий, а четвертым – основу, на которой проявляются, возникают новшества. По первому критерию, то есть в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения (что обновляется), можно выделить следующие инновации: в содержании образования, в технологии, в организации, в системе и управлении, в образовательной экологии. В зависимости от способа осуществления нововведений (второй критерий) их можно разделить на: систематические, плановые, заранее задуманные; стихийные, спонтанные, случайные. В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о: массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и др.; частичных, малых, мелких и т.п.

23Под инновацией (нововведением) понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический).

Основные критерии (свойства) инноваций [1].

1) научно-техническая новизна.

2) практическая воплощенность, т.е. производственная применимость, использование данной инновации в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании или других областях деятельности.

3) коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо, что означает способность удовлетворить определённые запросы потребителя на рынке. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Из вышеизложенного следует, что инновацию как результат нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода. На практике понятия "новшество", "новация", "нововведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть известное различие.

22. Модели и движущие силы инновационного процесса. Инновационный процесс –это процесс преобразования научного знания (идеи) в инновацию (конечный продукт) и его дальнейшего распространения (диффузия).Инновационный процесс всегда включает в себя две обязательные фазы (стадии):Фаза 1. Процесс создания нового продукта (образца, прототипа), готового к производству (освоению) Фаза 2. Процесс освоения, производства и реализации (распространения, диффузии) инноваций. Линейная модель инновационного процесса. Согласно этой модели разработанная фундаментальная идея воплощается в прикладных исследованиях, которые служат основой для инноваций и последующей коммерциализации. Данная модель устанавливает прямую линейную связь: чем больше фундаментальных исследований, тем больше прикладных, тем больше инноваций и тем больше «внедряется» передовых технологий. Однако эта простая модель, получившая распространение во всех странах мира, в том числе и в США (во времена военной фазы развития науки и техники), и в бывшем СССР, в новых условиях более не является доминирующей в гражданской экономике развитых стран. Практика развитых стран показывает, что такой «самотек» от фундаментальных исследований до коммерциализации результатов неэффективен и, более того, едва ли осуществим. Противоречивость линейной модели в том, что она не учитывает влияния окружающей среды (рынка) на развитие событий, связанных с исследованиями и разработками, да и просто не в состоянии отразить всю сложность взаимоотношений между наукой и производством. Кроме того, в рамках такой модели вне поля зрения находится потребитель и его запросы. Ведь далеко не всегда инновация происходит в результате фундаментальных исследований и научных открытий. Интерактивная модель инновационного процесса. Модель инновационного процесса в этом случае приобретает более сложный, нелинейный характер, показывающий, что равнозначными источниками инновационной идеи является как логика технологического развития, так и потенциальный рынок. В принципе это означает, что создание инноваций возможно напрямую, минуя этап научных исследований. Когда возникает идея, прорабатывается концепция и затем следует непосредственная разработка. Это нисколько не умаляет значимости фундаментальных и прикладных исследований, но к ним обращаются по мере возникновения трудностей на магистральном пути, причем, скорее в обратном порядке: сначала анализируются результаты прикладных исследований, и если они не дают ответа на проблему, тогда проводятся фундаментальные. Кроме того, новые идеи могут возникать и разрабатываться на любой стадии инновационного процесса, а стадии проектирования, разработки, производства и маркетинга могут осуществляться одновременно (параллельно). Такой подход получил воплощение в построении различных так называемых нелинейных (интерактивных) моделей инновационного процесса. Остановимся на основных отличиях нелинейной (интерактивной) модели от линейной. Во-первых, новые идеи возникают и разрабатываются на всех стадиях инновационного процесса, т.е. фундаментальные исследования не рассматриваются в качестве единственной инициирующей силы. Во-вторых, интерактивные модели подразумевают что между стадиями инновационного процесса возникают качественно новые виды связей, соединяющие его элементы – «петли обратных связей», задача которых – не допустить разделения инновационных процессов на независимые или слабо зависимые части, уменьшая тем самым длительность инновационных процессов. Так, в рамках данной модели допускается одновременное (параллельное) проектирование, маркетинг и производство нового продукта. Особенностью обратных связей является то, что они имеют место не только в рамках системы, но и соединяют ее с внешней средой, с рынком, потребителями, а также с другими экономическими субъектами. В-третьих, результаты исследований используются в различных формах на всех стадиях инновационного процесса, т.е. коммерциализация технологий возможны также на всех стадиях инновационного процесса. В-четвертых, управляемая нелинейная модель учитывает роль менеджеров инновационного процесса и потребителей инновационных продуктов. Инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность. Правильное построение моделей инновационных процессов в компаниях является основой формирования эффективных бизнес-моделей для различных этапов их жизненного цикла. Движущие силы: финансирование, наличие инновационного персонала, гос поддержка, потребности рынка в инновациях, наличие людей которые будут продвигать инновации и т.д.

20. Ресурсные ограничения в инновационных проектах. Проект - это совокупность взаимосвязанных задач, направленных на достижение определенного результата (строительство какого-либо объекта, создание изделия, модернизация предприятия, написание отчета и т.д.). Для выполнения той или иной задачи проекта необходимы соответствующие ресурсы: материальные (оборудование, инструменты и т.д.) и людские (рабочие, инженеры, исследователи и т.д.). Выделение того или иного ресурса на задачу называется назначением, у каждой задачи может быть определенное число назначений. Управление проектами в широком смысле этого понятия - интегрированная система организации, планирования и управления выполнением задач проекта и проекта в целом. Организация проекта - это определение и структурирование комплекса взаимосвязанных задач (работ, операций) и ресурсов, обеспечивающих выполнение проекта. Планирование проекта - это разработка плана сроков выполнения комплекса взаимосвязанных задач (работ, операций) до начала его выполнения. Управление проектом в более узком смысле, как некоторая совокупность определенных этапов - это контроль, сравнение, анализ и принятие решения для внесения изменений в ход выполнения проекта. Во-первых, каждый проект характеризуется конкретной целью, ради которой он затевается (получение дополнительного дохода, победа на выборах, повышение эффективности боевых действий и т.д.). Во-вторых, каждый проект в чем-то уникален: либо по преследуемым целям, либо по составу исполн

Наши рекомендации