Технология «Дерево решений». Метод «Дерево решений». Алгоритм реализации.

Мето «ДР» применим для тех проблем которые могут быть подвергнуты декомпозиции, т.е. те, в которых явно можно определить ветви и сучки. Обычно метод применяется для обозначения причин и субпричин возникновения проблемы, но технология, основанная на данном методе, позволяет решить вопрос альтернати при принятии УР по определенной проблеме. Более того, технология модифицирует метод таким образом, что каждую альтернативу ЛПР может оценить как количественно, так и качественно.упрощенная форма технологии предполагает выбор из существующих альтернатив исходя из субъективных представлений ЛПР.

Технология «Дерево решений». Метод «Дерево решений». Алгоритм реализации. - student2.ru

Самый нижний уровень – это и есть конечные альтернативы. Но анализ альтернатив ведется сверху вниз. Сначала рассматриваем основные пути решения проблемы(1,2,3). Мы отбираем альтернативы по типу да или нет. Допустим, мы говорим нет 1 или 2 альтернативе, но да 3. Тогда рассмтриваются дополнительные пут решения: 3.1 и 3.2 . Из них говорим да альтернативе 3.2 ,таким образом придя к конечной альтернативе.

Но упрощенный подход не всегда корректен, ведь степень ошибки увеличвается с каждым уровнем. Если сначала мы уверены в правоте выбора на 80%, то к третьему уровню наша уверенность будет равна лишь 0,83 .

Чтобы данный подход был научно обоснован на количественном уровне, необходимо, чтобы мы могли сказать насколько та или иная альтернатива хуже/лучше.

Алгоритм:

1. Выбор проблемы и ее формулировка. Несмотря на простоту звучания достаточно трудный этап, т.к. иногда некорректная формулировка проблемы может привести к неправильному определению альтернатив, а значит, к неправильному решению проблемы.

2. Декомпозиция проблемы (построение дерева решений). Здесь же подсчитываем кол-во конечных альтернатив, причем, все конечные альтернативы должны быть на одном уровне (может оказаться так, что на втором уровне уже имеется конечная альтернатива, мы доводим ее до третьего уронвя путем искуственного ввода дополнительной альтернативы). Исходя из построенного дерева решений выделяются семейства альтернатив: мамы с дочками. Здесь же вводим коэффициенты ветвления, позволяющие привести к одному знаменателю все альтернативы. На каждом уровне выделяем типичные семейства, т.е те, у которых совпадает кол-во дочек, для них коэффициент ветвления = 1. Для длругих семейств вводим коэф-ты ветвления, соспоставимые с кол-вом дочек в типичных семействах. Допустим, типичным является семейство с двумя дочками, тогда для семейств с одной дочкой коэф-т равен 0,5, а с тремя – 1,5.

3. Вводим список критериев для сравнения альтернатив.

4. Проводим сравнительный анализ дочек в каждом семействе используя критерии из ранее составленного списка. Мы можем использовать не все названные критерии, только те, которые считаем необходимыми для сравнения данных альтернатив. Необходимо указать , почему был выбран именно этот критерий для сравнения.

Сравнительный анализ проводится при помощи использования метода оценочных таблиц. В таблице записываем критерии, определяем для них весовые коэф-ты. Каждой альтернативе семейства по каждому критерию присуждается оценка, причем сумма оценок сравниваемых альтернатив по каждому критерию должна равняться 1. Путем перемножения весового коэф-та критерия и поставленной оценки мы получаем суммы по каждой альтернативе.

5. Вычисляется значение конечных альтернатив.

П = ∑11 * ∑22 *∑33

Где, ∑I – сумма альтернативы каждого уровня из оценочных таблиц, а βi - коэффициент ветвления соответствующего уровня.

Выбор альтернативы по наибольшему значению П.если же П различных альтернатив оказывается на приблизительно одном уровне, то проводится дополнительный анализ путем ввода дополнительных критерие для сравнения

Метод Дельфи

В основе выбора лежит не только критерий предпочтительности, а критерии непротиворечивости и предпочтительности. Процедура:

1.собираем комиссию и озвучиваем список альтернативных решений.

2.предлагаем членам комиссии письменно проранжировать альтернативы.

3. собираем результаты, выводим средние оценки для каждой альтернативы, озвучиваем их

4. Предлагаем еще раз проранжировать с учетом средних оценок

5.собираются результаты, усредняются, озвучиваются и еще раз повторяем процедуру. Повторяем до тех пор, пока все эксперты не придут к единому методу.

Так написано в учебниках, но :

1.Не можем сказать сколько этапов потребуется

2.изначально процедура не тактична, если хотя бы 1 эксперт будет настаивать на своем. Что делать, чтобы независеть от капризов членов комиссии? Ответ:

1.собираем членов

2.список альтернатив

3.проанализировать

4.отпускаем экспертов, они нам не нужны больше. Остальные действия осуществляем самостоятельно.

Строим матрицу предпочтений, чтобы определить наиболее предпочтительную альтернативу

альтернативы Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Сумма1 Средне место
2,6
2,8
3,6

Наиболее предпочтительная альтернатива 1, т.к. 2,6 –самое меньшее. Но нам нужна еще и самая непротиворечивая.

Строим матрицу отклонений

альтернативы Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2-2,6=0,6 1,6 1,6 2,4 1,4
3-3=0
3-1=2
2,8-5=2,2 0,8 0,2 0,2 1,8
3,6-4=0,4 0,6 1,6 0,4 1,4

Дальше ранжируем эти отклонения по системе ранжирования. Расставим отклонения по местам. Чем меньше отклонение, тем выше место.

альтернативы Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Сумма2 П=сумма1*сумма2
3,5 3,5
3,5 3,5

Выбираем 4 альтернативу, так как она в большей степени удовлетворяет одновременно двум критериям.

Наши рекомендации