Управление процессом принятия решений
Как следует из наших рассуждений о творчестве, предполагается, что люди, работающие на всех уровнях, во всех областях и в организациях любого типа и масштаба, не просто принимают решения. Они должны принимать хорошие решения, — правильные решения, в нужное время и надлежащим способом18. Управление процессом принятия решений само по себе подразумевает выбор. Основное значение имеет выбор: проблем, над которыми необходимо поработать; людей, которые будут ими заниматься; способов решения проблем, а также момента прекращения процесса принятия решения.
Как стать хорошим банкиром: от маркетинга к президентству
Президент PNC Bank-Northwest Марлен Моско не интересовалась во время обучения бухгалтерией или финансами; более того, ее работа в банке не была связана с операционным отделом или кредитованием, что обычно является типичным для будущих президентов банка. Марлен закончила Мерсихерстский колледж и постепенно поднималась по ступенькам карьерной лестницы: руководитель отдела обучения, руководитель отдела маркетинга, руководитель отдела по связям с общественностью, вице-президент по маркетингу, старший вице-президент и директор по работе с клиентами (второе лицо в банке) и наконец президент банка. В чем же секрет ее успеха? Марлен научилась принимать хорошие решения и помогать в этом другим. Эта ее способность известна далеко за пределами банка, поскольку Марлен оказалась в числе 50 женщин штата Пенсильвания, самых успешных в сфере бизнеса.
Выбор проблем для решения
Большинство людей слишком заняты, им приходится делать слишком много важных дел для того, чтобы лично принимать решения по поводу каждой проблемы или реализации возможности, встретившихся им на пути. Эффективный менеджер и руководитель группы знают, когда делегировать принятие решения окружающим, как расставить приоритеты, а когда вообще воздержаться от каких-либо действий. Если вы столкнулись с дилеммой, стоит ли вам заниматься решением той или иной проблемы, очень полезно задать следующие вопросы и ответить на них19.
Легко ли справиться с проблемой? Мелким и не очень важным проблемам не стоит уделять столько же времени и внимания, как более крупным и значительным. Даже если вы допустите ошибку, цена неверного решения в случае мелкой проблемы невелика. Может ли проблема разрешиться сама собой? Ранжируя проблемы, оставляйте менее значимые на потом. Любопытно, что многие из наименее важных проблем способны разрешаться сами по себе или их решат другие люди до того, как вы приметесь за них. Отказываясь от решения мелкой проблемы, вы экономите время и энергию для решения проблем более важных. Должен ли именно я принимать решение? Многие проблемы способны решить и другие люди. Решение таких проблем следует делегировать людям, которые лучше всего подготовлены к такого рода деятельности: в идеальном случае эти проблемы следует делегировать тем, на чью работу они могут оказать самое сильное влияние. Наконец, имеет ли вообще решение эта проблема в контексте организации? Человек, искушенный в принятии решений, осознает различие между проблемами, которые можно решить, и теми, которые просто не имеют практического решения.
П. Натт {P. Nutt), признанный авторитет в области принятия решений в корпорациях, утверждает, что половина решений, принимаемых в организациях, заканчивается провалом20. Почему? Руководители, принимающие тактические решения, чаще всего выбирают те, которые чреваты неудачей. Менеджеры слишком часто идут кратчайшим путем, просто копируя решения других людей и пытаясь навязать их подчиненным. Хотя такое подражание выглядит практичным и прагматичным, оно не способно справиться с непредвиденными сложностями. Не существует двух одинаковых фирм, поэтому обычно решения другого человека необходимо хоть как-то адаптировать к своей деятельности. Подчиненные могут посчитать, что менеджер всего лишь латает прорехи в своей работе, а не трудится в общих интересах. Менеджеры, делающие акцент на проблемах и их решении, зачастую склонны переоценивать немедленные действия, при этом недостаточно используется тактика, ведущая к успеху. Менеджеры должны уделять больше внимания результатам, которые они хотят получить, а не проблеме, с которой они столкнулись. Кроме того, менеджеру не следует избегать личного участия. Посмотрим на решение проблемы с более близкого расстояния.