Интуиция, здравый смысл и креативность
Выбор всегда несет на себе отпечаток личности, сделавшей его; организационной политики и задач, с которыми столкнулись люди, принимавшие решение. В реальной жизни интуиция, здравый смысл и креативность оказываются столь же важными, как и понимание того, каким образом происходит принятие решения. Ключевым элементом принятия решения в обстановке риска и неопределенности является интуиция. Интуиция— это способность узнать или быстро оценить возможности конкретной ситуации10. Интуиция вносит элементы личности и спонтанности в процесс принятия решения. Как следствие она открывает большие возможности для творчества и нововведений.
Что лучше? Планировать и осуществлять решения систематично и поэтапно? Но сама природа работы менеджера исключает такой способ в реальной жизни. Чаще они склонны собирать информацию и принимать решения относительным, а не систематическим и поэтапным способом12. Менеджеры часто оперируют впечатлениями. Они более склонны к синтезу, а не к анализу данных, поскольку для того, чтобы дать определение проблеме и связать ее с множеством возможных решений, им необходима «общая картина». Менеджеры вынуждены работать очень быстро, делать массу самых разных вещей в обстановке, когда их часто прерывают. Они отнюдь не располагают временем, чтобы спокойно поразмышлять в одиночестве, систематически запланировать свои действия или не спеша принять решение («Эффективный менеджер 1»).
Правы ли менеджеры, предпочитая более интуитивный и менее систематический подход? Характерная для многих сегодняшних организаций хаотичность обстановки и технологий заставляет делать упор на интуиции. К сожалению, фирмы больше преуспевают не в преодолении собственных уникальных проблем, а во внедрении решений стандартных проблем, разработанных другими организациями. Поскольку менеджеры работают в обстановке хаоса, то это заставляет их, принимая решения, руководствоваться в первую очередь своими интуитивными навыками. Тем не менее, им следует сочетать в своей работе аналитический и интуитивный методы, что позволит выдвигать новые и необычные решения сложных проблем.
ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТУИЦИИ
Техники релаксации:
• Забудьте на какое-то время о проблеме.
• Посидите немного в тишине.
• Попытайтесь сделать так, чтобы ваша голова стала ясной.
Ментальные упражнения:
• Используйте образное мышление.
• Пусть ваши мысли текут свободно, без какой-то определенной цели.
Эвристика здравого смысла
Здравый смысл, или использование интеллекта, является самым важным аспектом принятия решения.
Эвристика помогает справиться с неопределенностью и недостатком информации в проблемных ситуациях. Но она также может привести к появлению систематических ошибок, которые повлияют на качество и, возможно, этические последствия любых принимаемых решений.
Необходимо понимать, что обычные суждения о наличии, репрезентативности, «якорении» и приспособлении, используемые в процессе принятия решений, имеют эвристический характер.
Эвристика — это упрощенные стратегии, используемые для принятия решений.
Эвристика наличияпредставляет собой оценку текущего события на основании прошлого, воспоминания о котором хранятся в нашей памяти. В качестве примера можно привести специалиста по разработке продукции, основывающего свое решение отказаться от выпуска нового продукта исходя из его недавнего безуспешного опыта с предложением другой новинки. В этом случае наличие прошлой неудачи оказывает (возможно, абсолютно необоснованно) негативное воздействие на суждения человека, принимающего решение относительно того, как следует поступить с новым продуктом.
Эвристика наличия основывает решение текущей проблемы на событиях недавнего прошлого.
Эвристика репрезентативностипредставляет собой оценку вероятности того, что событие произойдет, основанную на стереотипах человека относительно вероятности подобных событий. В качестве примера можно привести руководителя группы, который принимает нового сотрудника, руководствуясь не личными качествами новичка, а исключительно тем, что тот работал в подразделении, продемонстрировавшем в прошлом высокую производительность. В данном случае отнюдь не профессиональные навыки, а место работы человека послужило основой для решения о принятии на работу.
Эвристика репрезентативности основывает решение на сходстве текущей ситуации со стереотипами относительно таких ситуаций.
Эвристика «якорения» и приспособленияпредставляет собой оценку события, когда изначальные ценности берутся из исторических прецедентов или внешних источников, а затем адаптируются для применения в оценке текущей ситуации. Примером является руководитель, который дает рекомендации о повышении зарплаты ведущим работникам, просто увеличивая их основной оклад на некий процент. В этом случае имеющийся основной оклад выступает в качестве «якоря», определяющего повышение зарплаты. В отдельных ситуациях такой «якорь» может оказаться непригодным, что происходит, например, в случае индивида, рыночная ценность которого намного превышает основной оклад с прибавкой.
Эвристика «якорения» и приспособления основывает решение на некотором начальном значении, определяемом на основании исторических прецедентов и ссылок.
Люди, принимающие решения, склонны к общим искажениям. Одним из них является ловушка подкрепления.Она заключается в том, что человек, принимающий решение, ищет подтверждения тому, что он уже считает правильным, и пренебрегает любой информацией, опровергающей его сложившееся мнение. Это искажение представляет собой один из видов избирательного восприятия и ведет к тому, что в любой ситуации человек ищет лишь те факты, которые подтверждают его мнение. Вторым видом искажений является ловушка ретроспективного взгляда,когда человек, принимающий решение, переоценивает то, насколько верно он мог предсказать уже случившееся событие. Одна из опасностей ловушки ретроспективного взгляда заключается в том, что в дальнейшем она может породить чувство неадекватности и тревоги в ситуациях, связанных с принятием решений.
Ловушка подкрепления — это тенденция искать подтверждения тому, что уже воспринимается как истина, и не пытаться найти информацию, опровергающую сложившееся мнение.
Ловушка ретроспективного взгляда — это тенденция переоценивать свои возможности предсказать случившееся событие.
Факторы креативности
Креативностьпри принятии решений связана с выработкой уникального и новаторского подхода к проблеме и существующим возможностям. В динамичной среде, изобилующей необычными проблемами, творчество при выработке решений зачастую определяет то, насколько успешно люди и организации смогут отреагировать на брошенный им вызов15.
Креативность порождает уникальное и новаторское решение проблемы. Креативные решения принимаются одним человеком или группой.
Ранее мы исследовали группу как важный источник повышения креативности при принятии решений. Действительно, использование таких традиционных методов, как мозговой штурм, создание номинальных групп и проведение экспертной оценки, могут существенно повысить творческий потенциал людей и организаций. А если добавить к ним проведение групповых собраний и принятие решений с помощью новейшей компьютерной техники, то этот потенциал возрастет еще больше.
Творческое мышление можно разложить на пять последовательных стадий. Первая стадия — это подготовка. На данном этапе люди активно изучают и воспринимают сложную окружающую обстановку. Вторая стадия — это концентрация, когда дается четкое определение проблемы и ее границ, что позволяет рассмотреть альтернативные способы ее решения. На третьей стадии — «инкубатора» ~ люди рассматривают проблему под разным углом зрения, что позволяет выдвинуть необычные решения и избежать исключительно линейного и систематического подхода. Четвертая стадия — это озарение; на этой стадии в сознании людей внезапно возникает решение и все фрагменты мозаики складываются в целостную картину. Заключительной пятой стадией является проверка, во время которой логический анализ должен подтвердить то, что предложенное решение проблемы является по-настоящему хорошим17.
На всех этих стадиях творчество нуждается в поддержке и одобрении со стороны организации. Однако существует целый ряд факторов, препятствующих творческому мышлению при решении проблемы. Эвристики здравого смысла, которые мы только что рассмотрели, способны существенно ограничить поиск альтернатив. Креативность ослабевает, если не рассматривать все привлекательные возможности. Творчество тормозят также культурные блоки и блоки окружающей среды. Это происходит в тех случаях, когда люди не рассматривают альтернативы вследствие того, что те не отвечают культурным стандартам или не согласуются с преобладающими нормами.