Социология и «здравый смысл»

Практика социологии включает в себя получение знания о нас самих, обществах, в которых мы живем, и других обществах, отлич­ных от наших в пространстве и во времени. Социологические изы­скания одновременно и мешают и способствуют нашим обыденным -взглядам на себя и других. Рассмотрим следующие утверждения:

1. Романтическая любовь — это естественная часть человече­ского опыта и поэтому она существует во всех обществах и тесно связана с браком.

2. Продолжительность человеческой жизни зависит от физиче­ского здоровья и на нее не влияют социальные различия.

3. В предшествующие времена семья была стабильной едини­цей, а сегодня сильно возросло число разводов.

4. Во всех обществах люди несчастны или угнетены, поэтому процент самоубийств должен всегда и везде быть примерно одина­ковым.

5. Большинство людей всегда ценят материальное благосостояние и стараются достичь его, если обстоятельства благоприятны.

6. Войны — составная часть человеческой истории. Если сего­дня мы стоим перед угрозой ядерной войны, то потому, что челове­ческие существа имеют агрессивные инстинкты, которые всегда ищут выход.

7. Распространение компьютеров и автоматизации в промыш­ленном производстве резко уменьшит средний рабочий день боль­шинства населения.

Каждое из этих утверждений неправильно или сомнительно и социологи пытаются доказать это.

1. Как мы уже отмечали, идея, что супружеские узы должны ос­новываться на романтической любви, является сравнительно не­давней и не существовала в ранней истории западных обществ или в других культурах. Романтическая любовь неизвестна в большин­стве обществ. 2. Продолжительность человеческой жизни сильно зависит от социальных условий. Формы социальной жизни действуют анало­гично «фильтрам» для биологических факторов, вызывающих бо­лезнь, немощь или смерть. Бедняки в среднем менее здоровы, чем, например, богатые, поскольку они обычно хуже питаются, испыты­вают большие физические нагрузки и имеют плохое медицинское обслуживание.

3. Если мы обратимся к началу XIX в., то мы увидим, что про­порция детей, живущих только с одним из родителей, была такой же, как и сейчас, так как очень много людей умирало в молодости, особенно женщин во время родов.

Разрыв и развод сегодня являются главной причиной неполных семей, но их общее число почти такое же, как и ранее.

4. Процент самоубийств не является одинаковым во всех обще­ствах. Даже если мы возьмем только западные страны, то мы об­наружим, что процент самоубийств в них различен. В Великобрита­нии, например, он в четыре раза выше, чем в Испании, но состав­ляет только треть от уровня в Венгрии. Число самоубийств резко возрастает в течение основного периода индустриализации в за­падных странах — в XIX — начале XX вв.

5. Ценность, которую многие люди в современных обществах при­дают благосостоянию, —это в значительной степени следствие недав­него развития. Оно ассоциируется с ростом «индивидуализма» на За­паде — тот акцент, который мы делаем на индивидуальных дости­жениях. Во многих других культурах индивидам благо общности пола­гается ставить выше своих собственных желаний и склонностей. Ма­териальное благополучие часто не ценится выше других ценностей, например религиозных.

6. Люди не имеют не только агрессивных, но и вовсе лишены инстинктов, если под последними понимать фиксированные и унас­ледованные образцы поведения. Более того, в течение большей части /человеческой истории, когда люди жили в небольших пле­менных группах, война не существовала в той форме, какую она приняла впоследствии. Только некоторые из этих групп были агрес­сивными, большинство — нет. Не существовало регулярных армий, а когда случались стычки, то их причины совместно устранялись или сводились к минимуму. Угроза ядерной войны сегодня вызвана процессом «индустриализации войны», что является главным ас­пектом индустриализации вообще.

7. Седьмое предложение отличается от предыдущих, так как оно относится к будущему, вотношении которого следует, по меньшей мере, быть осторожным. Полностью автоматизированных предпри­ятий очень мало, а рабочие места, исчезающие вследствие автоматизации, создаются в других производствах. Еще нельзя быть уве­ренным в истинности этого высказывания. Одна из задач социоло­гии — выбрать четкий подход к подобным процессам.

Очевидно, что социологические результаты не всегда противо­речат общепринятым взглядам. Идеи здравого смысла часто явля­ются источником правильного понимания человеческого поведения. Что необходимо подчеркнуть, так это необходимость для социолога быть готовым спросить, соответствуют ли действительности — ка­кими бы близкими они к ней ни были - наши представления о са­мих себе. Поступая таким образом, социология также помогает вы­яснить, что представляет собой «здравый смысл» в данный момент времени и места. Многое из того, что мы считаем само собой разу­меющимся, тем, что «знают все», например, что число разводов резко выросло после Второй мировой войны, основывается на ра­ботах социологов и других социальных ученых Множество регуляр­ных исследований необходимо провести для того, чтобы собрать многолетний материал о конкретных формах супружества и разво­да. То же справедливо и для многих других областей нашего • «здравого смысла».

Наши рекомендации