Современные информационные технологии в социальных науках
Современные информационные технологии в социальных науках
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения направления 39.03.01 Социология
Краснодар
Составитель канд. техн. наук, доц. С.Е. Кошевая
Современные информационные технологии в социальных науках: метод. указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения направления 39.03.01 Социология / Сост.: С.Е. Кошевая; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. Информатики и вычислительной техники – Краснодар. : Изд. КубГТУ, 2013.-42 с.
Изложена программа дисциплины, варианты контрольных заданий, темы лабораторных работ, практических занятий, вопросы к зачету, рекомендуемая литература, приведены примеры выполнения и требования к оформлению контрольных работ.
Ил. 4. Табл. 29. Библиогр. : 6 назв.
Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета
Рецензенты: д-р филос. наук, проф. , зав. кафедрой С и УП КубГТУ
Н.Л. Сергиенко;
канд. техн. наук, доц. Кафедры информатики и ВТ КубГТУ
Ю. А. Кабанков
© КубГТУ, 2013
Содержание
Введение. 4
1 Нормативные ссылки. 5
2 Инструкция по работе с методическими указаниями. 5
3 Программа дисциплины.. 5
4 Контрольные работы.. 7
Контрольная работа №1. 7
Методические указания. 7
Контрольная работа №2. 11
Методические указания. 11
5 Задания на контрольные работы.. 24
Контрольная работа №1. 24
Задание №1. 24
Задание№2. 24
Контрольная работа №2. 25
Задание №1. 25
Задание №2. 28
6 Темы лабораторных работ. 37
7. Темы практических занятий. 37
8 Содержание и оформление контрольных работ. 38
Вопросы к зачету: 38
Список рекомендуемой литературы.. 39
Содержание и оформление контрольных работ. 39
Приложение. 41
Введение
Целью преподавания дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» является:
овладение студентами базовыми знаниями и практическими умениями в области информационной работы и информационного обеспечения научной и образовательной деятельности с применением информационных технологий, формирование навыков самостоятельной работы по эффективному поиску, обработке, организации , анализу и оценке разнородной информации.
Дисциплина изучается в третьем семестре. В курсе « Современные информационные технологии в социальных науках» студенты должны изучить все разделы программы и выполнить контрольные работы №1 и №2. Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
Нормативные ссылки
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы
ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. Единицы величин
ГОСТ 2 105 Таблицы, иллюстрации, формулы
ГОСТ 2.701-2008 ЕСКД. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению
ГОСТ 7.12 – 93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила
ГОСТ 7.9-95 СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования
ГОСТ 19.202 – 78 ЕСПД. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
2 Инструкция по работе с методическими указаниями
В разделе «Программа дисциплины» приведены темы, а также перечень необходимых знаний к ним.
В конце тем приводятся вопросы для самопроверки и литература из списка литературы с указанием страниц, где излагается материал темы.
Пример
Литература: [2, с.3-9], [4, с.143-162],
где 2 и 4-порядковые номера источников из списка рекомендуемой литературы.
Вариант контрольного задания выбирается по двум последним цифрам зачетной книжки согласно цифровому номеру заданного варианта, следующим образом: если две последние цифры имеют двузначное число, которое меньше 20, то из таблиц выбирается соответствующий вариант; если число больше 20, то берется сумма двух последних цифр. Например, для цифр 89 –вариант 17, для цифр 26 - вариант 8.
В разделе «Темы лабораторных работ» приводятся наименования лабораторных работ, которые будут проводиться в период лабораторно-экзаменационной сессии, и указывается литература для подготовки.
В разделе « Темы практических занятий» приводится перечень тем занятий, которые будут проводиться в период сессии и приводится литература для подготовки.
3 Программа дисциплины
Тема 4 Сетевые технологии
Internet и сетевые технологии в социальных науках. Компьютерные сети. Профессиональный поиск информации в Интернете.
Литература: [1, с.641-666], [3, с.281-312], [5, с.182-194]
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое компьютерная сеть?
2. Назовите виды компьютерных сетей.
3. Назовите базовые протоколы Internet
4. Что такое WWW?
5. Что такое браузер и какие функции он выполняет?
6. Какими способами можно искать информацию в WWW?
7. Назовите виды поисковых систем
Контрольная работа №1
При выполнении контрольной работы студенты осваивают приемы, средства и методы проведения статистических расчетов в электронных таблицах.
Методические указания
MS Excel содержит 228 встроенных функций. Простейший способ получения полной информации о любой из них заключается в использовании меню справки (?).Для удобства функции в Excel разбиты по категориям (математические, финансовые, статистические и т.д.).
Обращение к каждой функции состоит из двух частей: имени функции и аргументов в круглых скобках. Аргументы функции могут быть следующих типов:
1)числовые константы, например, функция ПРОИЗВЕД(2;3) вычисляет произведение чисел 2 и 3, т.е. 2·3.
2)ссылки на ячейки и блоки ячеек (функция ПРОИЗВЕД (А1;С1:СЗ) вычисляет произведение содержимого ячеек А1,С1,С2иС3, т.е.А1·С1·С2·СЗ.
3) текстовые константы (заключенные в кавычки).
4) логические значения.
5) массивы.
6) имена ссылок, например, если ячейке А10 присвоить имя СУММА (последовательность команд Вставка, Имя, Определить...), а блоку ячеек В10:Е10 - имя ИТОГИ , то допустима следующая запись: =СУММ(СУММА; ИТОГИ).
7) смешанные аргументы, например, =СРЗНАЧ (Группа;АЗ;5*3)
Формулы, содержащие функции, можно вводить непосредственно в ячейку, в строку формул или создавать с помощью Мастера функций. Для вызова Мастера функций необходимо выбрать команду Функция в меню Вставка или нажать кнопку Мастер функций (значок fx). B открывшемся диалоговом окне выберите категорию и имя функции, затем в поля с соответствующими подсказками введите аргументы. После нажатия кнопки Закончить готовая функция появится в строке формул
Пример 1. Вычислить значение функции для -1=< х <=1 c с шагом Δх=0,2. Определить количество отрицательных у.
Заполним столбец Азначениями аргумента функции. Чтобы не вводить их вручную , применим следующий прием. Введите в ячейку А1 начальное значения аргумента -1. На вкладке Главная выберите командуЗаполнить, затем Прогрессия и в открывшемся диалоговом окне укажите предельное значение(1),шаг(0,2) и направление (По столбцам). После нажатия кнопки ОКв столбце Абудут введены все значения аргумента.
В ячейку В1введите формулу: =exp(А1)* sin(A1). Размножьте эту формулу на остальные ячейки столбца В, ухватив левой мышью черный квадратик в правом нижнем углу рамки выделенной ячейки В1 и протащив рамку до конца изменения аргумента . В итоге будут вычислены соответствующие значения функции во всех ячейках столбца В.
Для определения количества отрицательных у в ячейку С1введите формулу =СЧЕТЕСЛИ (В 1: В 11; <0). В результате в ячейке С1 будет вычислено количество отрицательных значений в ячейках В1:В11(т.е. у).
Принцип действия большинства логических функций Excel заключается в проверке некоторого условия и выполнения в зависимости от него тех или иных действий. Так, функция ЕСЛИ выполняет проверку условия, задаваемого первым аргументом логического выражения: ЕСЛИ (логическое 1; значение_да; значение нет)и возвращает значение да, если условие выполнено (ИСТИНА), и значение нет - в противном случае (ЛОЖЬ).
Например:
1)=ЕСЛИ(В6<10;5; 10). Если значение в ячейке В6<10, то функция вернет результат 5, иначе -10.
2)=ЕСЛИ(В4>80;"Сданы";"Не сданы"). Если значение В4>80, то в ячейке с приведенной формулой будет записано "Сданы", иначе - "Не сданы".
3)=ЕСЛИ(СУММ(А1:А10)>0; СУММ(В1:В10);0).Если сумма значений в столбце А1:А10 >0, то в ячейке, содержащей эту формулу вычислится сумма значений в столбце В1:В10, иначе – запишется 0.
Дополнительные логические функции:
=И(логическое выражение 1; логическое выражение 2;...) – возвращает значение ИСТИНА, если все аргументы истинны, и ЛОЖЬ, если хотя бы один аргумент – ЛОЖЬ.
Например, для =ЕСЛИ(СУММ(А1:А10)>0; И; СУММ(В1:В10)>0; СУММ(А1:В10);0).Если суммы и в столбце А1:А10 и в столбце В1:В10 положительны , то вычислить сумму значений в ячейках А1:В10, иначе - 0.
Аналогично используются:
=ИЛИ(логическое 1;логическое 2;...) – возвращает значение ИСТИНА, если хотя бы один аргумент является – ИСТИНА.
=НЕ(флаг) – меняет значение ИСТИНА на ЛОЖЬ и наоборот.
Пакет анализа
Для решения более сложных статистических задач применяется Пакет анализа, который позволяет строить гистограммы, составлять таблицы ранг и персентиль, делать случайные или периодические выборки данных и находить их статистические характеристики, генерировать неравномерно распределенные случайные числа, проводить регрессионный анализ и многое другое.
Для вызова Пакета анализа и использования его инструментов, выполните следующие действия:
1) В меню Сервис выберите команду Анализ данных....
2) Выберите из списка название нужного инструмента анализа и нажмите ОК.
3) В большинстве случаев в открывшемся диалоговом окне нужно просто указать интервал исходных данных интервал для вывода результатов и задать параметры.
Для подключения Пакета анализа необходимо предварительно в меню Сервис- Надстройки установить флажок Пакет анализа. Или для версии программы Microsoft Excel 2007 на вкладке Данные выбрать команду Анализ данных…
Для подключения Пакета анализа в этой версии программы необходимо воспользоваться кнопкой Office, далее Параметры Excel и выбрать Надстройки подключить, указав Пакет анализа.
Пакет содержит следующие инструменты:
1 Инструмент Описательная статистика - формирует таблицу статистических данных, ускоряя и упрощая этот процесс по сравнению с использованием формул 1-6.
2 Инструмент Генерация случайных чисел - дает возможность получать равномерное и неравномерное распределение.
3 Инструмент Гистограмма -позволяет создавать гистограммы распределения данных.
Область значений измеряемой величины разбивается на несколько интервалов, называемых карманами, в которых в виде столбцов откладывается количество попавших в этот интервал измерений, называемой частотой.
Пример 2 Дана таблица с данными о температуре воздуха в Краснодаре летом 200_ года. Интервал измерения от 18°С до 38°С (его можно определить с помощью функций MAKC() и МИН().
1 Разобьем этот интервал на подинтервалы - карманы шириной, например 2°С (ширина карманов не обязательно должна быть равной).
2 Воспользуемся командой Заполнить из меню Правка( или команда Заполнить на вкладке Главная) для быстрого заполнения столбца карманов(значения в столбце будут изменяться от 18 до 38°С с шагом 2°С).
3 Выполним команду Анализ данных из меню Сервис( или вкладка Данные), открывшемся диалоговом окне зададим входной интервал (это ячейки с данными о температуре), интервал карманов выходной интервал (надо указать только верхнюю левую ячейку для выхода результатов) и установим флажок Выход графика.
4 После нажатия кнопки ОК на экран будет выведена гистограмма, а рядом со столбцом карманов появится столбец частот, показывающий, сколько дней летом в Краснодаре имели температуру, попадавшую в каждый интервал.
Контрольная работа №2
Цель выполнения контрольной работы: выполнять сортировку и фильтрацию данных в Excel и работать с базами данных в Access.
Методические указания
Список (база данных Excel) – это электронная таблица, в которой имена столбцов занимают одну строку, а строки имеют фиксированную структуру.
База данных (БД) – это поименованная совокупность данных, имеющая одно или несколько приложений. Например, список группы является БД студентов. Её приложение для деканата – это список студентов, обучающихся в академической группе № …, приложение для военкомата – список призывников, для телефонной компании – список абонентов и т.д.
В терминах БД таблица Excel – это отношение, строка в таблице – запись или кортеж, столбец – полеили атрибут, а шапка таблицы с именами полей называется схемойотношения. Весь блок ячеек с данными называется областью данных.
Строка заголовков (схема таблицы) состоит из ячеек с именами полей, причём имя поля в БД должно располагаться в одной ячейке таблицы Excel.
Над данными в БД можно выполнять различные операции обработки, которые сгруппированы в меню Данные: сортировка, фильтрация, группировка, проверка вводимых данных и др. Чтобы процессор Excel воспринимал таблицу БД как список, перед выполнением какой-либо команды таблицу или нужный диапазон нужно выделить.
Для работы с БД в Excel используются формы вывода данных (команда Данные\Форма), можно создавать запросы на данные из созданного списка и из внешних БД (команда Данные\Импорт внешних данных\Создать запрос), обновлять данные через Internet и др.
Сортировка данных в списке
Сортировка данных в таблице БД Excel является основной операцией, т.к. многие операции группировки, которые выполняются из меню Данные, можно использовать только после сортировки.
Цель сортировки – упорядочивание данных в порядке возрастания или убывания, она производится в том же списке. В среде Excel сортировка выполняется по трём полям, причём сортировка по второму полю производится для одинаковых значений отсортированного первого поля, а третьего – для одинаковых значений второго поля.
Для сортировки данных нужно выполнить команду Данные\ Сортировка, откроется окно Сортировка диапазона (рис. 2), в котором выбираются столбцы и вид упорядочивания – по возрастанию или по убыванию.
При сортировке по возрастанию упорядочивание идёт от меньшего к большему – по алфавиту, по хронологии дат, но согласно приоритету: числа, текст, логические значения, значения ошибок и пустые ячейки.
При сортировке по убыванию используется обратный порядок, только
пустые ячейки всегда собираются в конце списка.
Проведём сортировку списка "Экзаменационная ведомость" по полям Код преподавателя, Оценка и Фамилия И.О.
Рисунок 2 Окна Сортировка диапазона и Параметры сортировки
Результат сортировки показан на рис. 3, где столбец Е отсортирован по возрастанию, в столбце D по возрастанию отсортированы одинаковые записи столбца Е, а в столбце В – по алфавиту одинаковые значения в столбце D.
Рисунок 3 Результат сортировки данных
Дополнительные установки сортировки задаются в окне Параметры сортировки, вызываемом кнопкой Параметры(рис. 2). Здесь можно задать сортировку с учётом или без учёта регистра, по столбцам или по строкам, обычный или выбранный из списка. Этот список можно создать самостоятельно с помощью команды Сервис\Параметры, вкладка Списки.
Фильтрация данных в списке
Фильтрация данных – это выбор данных, соответствующих какому-либо условию, критерию. Фильтрация в Excel выполняется двумя способами:
▪ с помощью команды Автофильтр и
▪ с помощью команды Расширенный фильтр.
Автофильтр
Автофильтрация позволяет выбрать критерий отбора из предлагаемых в приложении для каждого столбца отдельно. Фильтрация поля "Оценка" по условию "4" оставляет от исходного списка только записи с оценкой "4" (рис. 4):
Рисунок 4 Список студентов, получивших отметку 4
Дальнейшая фильтрация по другому полю выполняется для уже отфильтрованных данных, например, автофильтр по коду преподавателя 1 приведёт к следующему результату (рис. 5):
Рисунок 5 Список студентов, получивших отметку 4 у преподавателя с кодом 1
Список критериев для каждого столбца содержит следующие варианты критериев:
▪ все – выбираются все записи поля;
▪ первые 10 – появляется окно Наложение условия по списку, в котором выбираются количество выводимых записей (наибольших или наименьших) в элементах списка или процентах от количества элементов;
▪ значения – отфильтровываются только записи, содержащие в данном
столбце указанное значение;
▪ условие – пользователь формирует условие отбора в окне Пользовательский автофильтр (равно, больше, …И, ИЛИ…) и записи фильтруются по этому условию.
Отмена результата фильтрации (для поля) выполняется либо повторной фильтрацией по критерию все, либо – для всего списка – повторным вводом команды Данные\Автофильтр.
Расширенный фильтр
Расширенный фильтр задаётся командойДанные\ Фильтр\ Расширенный фильтр. При этом используется два типа критериев для фильтрации записей:
▪ критерий сравнения;
▪ вычисляемый критерий.
Если критерий формируется в нескольких полях (столбцах), то его называют множественным критерием (поэтому фильтр называется расширенным).
Особенностью расширенного фильтра является то, чтоотбор данных производится в 2 этапа:
1 Формируется диапазон условия (область критерия) в отдельном блоке ячеек листа Excel.
2 Фильтрация записей списка по сформированному множественному критерию.
Фильтрация с помощью формы
Форма – это электронный документ, предназначенный для ввода, редактирования, просмотра, удаления и фильтрации данных.
Для вызова формы нужно установить курсор в область списка и выполнить команду Данные\Форма…. Появляется экранная форма Список(рис. 8), в которой выводится одна запись списка. Перемещение по списку выполняется кнопками Назад, Далее, добавление и удаление записей – кнопками Добавить и Удалить. Содержимое формы можно редактировать.
Для фильтрации данных нажимается кнопка Критерии (форма очищается автоматически или с помощью кнопки Очистить, кнопка Критерии заменяется на кнопку Правка), в её поля вводится один или несколько условий отбора (например, >3 в поле Оценка) и при перемещении по форме кнопками Назад и Далее можно просмотреть уже отфильтрованные данные.
Рисунок 8 Экранная форма для работы со списком данных
Возврат к форме производится кнопкой Правка, а выход из формы – кнопкой Закрыть.
Если команды Добавить и Удалить вносят изменения в список на листе книги Excel, то отфильтрованные данные можно просмотреть только в окне формы.
Пример 2
Задание
1. Создать базу данных «Автомагазин», включающую таблицы 1 «Модели автомобилей» и таблицы 2 «Клиенты и заказы».
Таблица 1 - Модели автомобилей
Код модели | Модель | Цвет | Коробка передач | Обивка | Заводская цена ($) |
Classic liftbackXL | Красный | Ручная | Ткань | ||
Classic liftback GT | Черный | Автоматическая | Ткань | ||
Classic Compact XL | Антрацит | Ручная | Кожа | ||
Classic Compact GT | Черный | Ручная | Велюр | ||
Classic Combi | Антрацит | Автоматическая | Ткань |
Таблица 2 - Клиенты и заказы
Код модели | № заказа | Фамилия заказчика | Город | Телефон | Дата заказа |
Иванов | Санкт-Петербург | 3.08.97 | |||
Петров | Москва | 6.10.97 | |||
Сидоров | Киев | 25.12.97 | |||
Бендер | Сухуми | 5.01.98 | |||
Иванов | Санкт-Петербург | 20.02.98 | |||
Петров | Москва | 30.06.98 | |||
Сидоров | Киев | 25.08.98 | |||
Дубов | Санкт-Петербург Петербург | 17.09.98 | |||
Сухов | Москва | 20.10.98 | |||
Сахаров | Киев | 25.12.98 |
2. Для базы данных «Автомагазин» создать запрос по таблице 1 «Модели автомобилей», для отображения розничной цены на каждый автомобиль, которая на 15% выше заводской.
3. Создать форму по запросу.
4. В примечание формы поместить вычисляемое поле о средней цене автомобиля.
5. Создать отчет «Обзор заказов», поместив в него поля: код модели, фамилию заказчика, дату заказа и все характеристики автомобилей (модель, цвет, коробка передач, обивка, заводская цена). Выполнить группировку по полю: «Фамилия заказчика».
Технология выполнения задания
Запустите программу MS Access. Выберите создание новой базы данных, указав ее имя и папку для хранения.Создайте таблицы в соответствии с предложенной структурой.
Создание таблицы производится в два этапа:
1) определение структуры таблицы базы данных;
2) ввод данных, т.е. наполнение таблицы конкретными данными.
Структура таблицы может быть создана с использованием режима Конструктора (рис.3), в котором задается имя поля и тип данных для каждого поля. Имена полей печатаются в клетках столбца Имя поля Конструктора таблиц, а тип данных выбирается из открывающегося списка в столбце Тип данных. По умолчанию MS Access присваивает полю текстовый тип данных.
Кроме этих атрибутов можно задать дополнительные свойства для каждого поля таблицы, отображаемые в нижней части конструктора и определяющие условия ввода данных.
Изменение структуры таблицы, т.е. удаление старых и добавление новых полей осуществляется в режиме Конструктора.
Необходимо на данном этапе установить ключевое поле. Объявление первичного ключа обеспечивает уникальность строк и препятствует вводу повторяющихся блоков данных. Ключевое поле не может содержать повторяющиеся или пустые значения.
В MS Access можно выделить три типа ключевых полей: простой ключ, составной ключ и внешний ключ.
Простой ключ определяется полем, содержащим уникальные значения, такие как коды или инвентарные номера. Указание поля счетчика в качестве ключевого является наиболее простым способом создания ключевых полей. Обычно в качестве ключа используются числовые поля.
Первичный ключ может быть определен только в режиме Конструктора таблиц:
- выделите поле, которое должно стать полем первичного ключа;
- вызовите команду Правка > Ключевое поле или нажмите кнопку Ключ панели инструментов.
В данной таблице в качестве ключевого поля выбрано поле Код модели, оно содержит уникальные значения и не может повторяться для двух записей таблицы.
Созданную структуру таблицы необходимо сохранить, указав ее имя. Аналогичным способом создается структура других таблиц.
Далее необходимо наполнить таблицы конкретными данными, перейдя для этого в режим таблицы. Переход к табличному представлению БД осуществляется с помощью кнопки Режим таблицы панели инструментов или с помощью команды Вид >• Режим таблицы.
На следующем этапе работы необходимо определить вид связи между таблицами и установить связи.
Выберите команду Сервис > Схема данных;
- используя команду Связи > Добавить таблицу, укажите имена таблиц, которые должны быть связаны. Названия каждой из таблиц со списками полей появятся в соответствующем окне;
- наведите курсор на любую из таблиц на поле, по которому будет установлена связь, и «перетащите» это поле на связующее поле другой таблицы;
- активизируйте флажок Обеспечение целостности данных. Данное действие позволит предотвратить случайное удаление или изменение связанных данных.
Следующий этап работы заключается в создании необходимых запросов.
Для создания запроса по таблице «Модели автомобилей» для отображения розничной цены, которая на 15% выше заводской, необходимо выполнить следующие действия:
а) Создать запрос на выборку, выбрав поля, которые необходимо отобразить в запросе, используя Конструктор. Запрос на выборку является самым распространенным типом запроса. Данный запрос определяет, какие записи или поля из одной или нескольких таблиц будут отображены при его выполнении.
Рисунок 3- Бланк запроса на выборку в режиме Конструктора
В бланке запроса (рис.3) содержится 6 строк.
Таблица 3-Поля запроса
Поле | Имя поля |
Имя таблицы | Имя таблицы |
Сортировка | Место ввода инструкций сортировки |
Вывод на экран | Определяет, будет ли отображено поле в результирующем наборе данных |
Условие отбора | Содержит первое условие, ограничивающее набор записей |
Или | Другие условия на ограничения набора записей |
Для выбора записей, удовлетворяющих определенным критериям:
1) в строке «Поле» щелкните в правой части клетки на стрелке, указывающей вниз, и выберите имя поля, по которому будет осуществляться запрос. Если запрос осуществляется по полям из разных таблиц, то сначала щелкните в строке «Таблица» и укажите нужную таблицу, что позволит ограничить список полей в строке «Поле». Если запрос будет осуществляться по нескольким полям, отобразите их имена в свободных клетках строки «Поле»;
2) проследите, чтобы в строке «Вывод на экран» флажок отображался бы галочкой;
3) в строке «Условие отбора» введите критерии выбора. Для задания диапазона значений в окне Конструктора запросов могут быть использованы операторы: > (больше), >= (не менее), < (меньше), <= (не более) и Between (Выражение1), and (Выражение2) как с текстовыми и числовыми полями, так и с полями дат.
Для ввода условия выборки можно использовать окно Построитель выражений (кнопка Построить панели инструментов или соответствующая кнопка контекстного меню);
4) сохраните запрос для последующего использования, указав его имя;
5) для выполнения запроса нажмите кнопку с восклицательным знаком: Запуск панели инструментов или воспользуйтесь командой Запрос >• Запуск;
б) далее создать вычисляемое поле для определения розничной цены на каждый автомобиль. Для этого необходимо установить курсор в свободном поле и записать выражение :
Розничная цена: [заводская цена($)]*1,15
в) Сохранить запрос, указав его имя, например: Розничная цена
г) запустить запрос на выполнение, используя команду Запрос >Запуск или из главного окна базы данных двойным щелчком по нужному запросу.
Для создания формы по запросу Розничная цена можно использовать Мастер форм.
Для создания формы с помощью Мастера форм:
- в окне База данных щелкните на вкладке Форма;
- в открывшемся окне щелкните на кнопке Создать. Появится окно Новая форма;
- если форма создается на основе таблицы, то выберите имя таблицы, являющейся источником данных формы.
В данном случае форма создается по запросу, поэтому необходимо перейти к следующему шагу Мастера, где выбирается имя запроса, а также переносятся необходимые поля из левой области окна в правую область.
После создания форма дорабатывается в режиме Конструктора. При открытии окно конструктора форма содержит одну область — область данных. Помимо этого, форма может содержать область заголовка, примечания и колонтитулов (верхнего и нижнего). Для добавления этих областей используются команды Вид >• Заголовок > Примечание формы и Вид > Колонтитулы.
Поля, состоят из надписи и поля для ввода данных. Если выделить надпись или само поле, то ко второму элементу автоматически добавляется манипулятор перемещения и можно перемещать их в паре или по отдельности.
Для того чтобы на форму добавить вычисляемое поле со средней ценой автомобиля, необходимо:
- открыть форму (отчет) в режиме Конструктора;
- выбрать команду Вид >• Панель элементов;
- выбрать пиктограмму Поле панели элементов;
- выбрать мышью пустое место в любой области формы или отчета (например, область примечаний или колонтитулов);
- для появившегося нового поля указать необходимые свойства (рис.4):
Рисунок 4-Добавление вычисляемых выражений в формы и отчеты
а) откройте окно свойств поля (команда Вид >• Свойства); для свойства «Данные» введите, начиная со знака "=" нужное выражение, заключив имена полей БД в квадратные скобки. =Avg([заводская цена($)]).
В качестве выражения может быть использована как встроенная функция, так и любое действие над значениями полей с использованием арифметических или других операций;
б) для свойства «Формат поля» выберите из списка тип вычисляемых данных.
В случае необходимости вставьте рядом с полем элемент Надпись и заполните его нужным текстом. Перейдите в режим Формы.
Для создания отчета Обзор заказов необходимо создать отчет на основе данных из двух таблиц: «Модели автомобилей» и «Клиенты и заказы», предварительно создав запрос Обзор заказов, а также выполнить группировку по полю Фамилия заказчика.
Для создания отчета с помощью Мастера отчетов:
1. В окне База данных щелкните на вкладке Отчет.
2. В открывшемся окне щелкните на кнопке Создать. Появится окно Новый отчет.
Укажите имя таблицы или запроса, на основе которых создаете отчет, и выберите режим Мастер отчета.
3. Выберите поля, данные которых будут помещены в отчет.
4. Далее определите, требуется ли сгруппировать данные по какому-либо из полей и, если требуется, то выберите вариант группировки. Интервал группировки может быть изменен после нажатия кнопки Группировка.
5. Далее задайте порядок сортировки записей отчета. В случае необходимости включения в отчет итоговых полей, нажмите кнопку Итоги и установите требуемые флажки, определяющие тип итоговых вычислений для предложенных полей. Нажмите кнопку ОК.
6. На следующих двух шагах создания отчета с помощью мастера необходимо определить вид макета отчета и стиль его оформления.
5 Задания на контрольные работы
Контрольная работа №1
Задание №1
1. На рабочем листе построить таблицу значений функции согласно варианта задания и ее график.
2. Определите среднее, минимальное и максимальное значение функции и вывести эти данные на графике.
3. Используя логическую формулу, вычислить сумму значений функций, если среднее, минимальное и максимальное значения имеют одинаковые знаки и произведение в противном случае.
4. Произвольной ячейке присвоить имя и сгенерировать в ней случайное число. В таблице значений функции добавить еще один столбец, полученный умножением у на случайное число. Добавить на графике функции второй график, соответствующий полученному столбцу данных.
Варианты заданий
1 y=cos22·x + x -1<=х<=1.5, ∆х=0.2 ·
2 y= x + ex +tg(3x·lgx2) -10<=x<=10 ∆x=l
3 y=(x3 - cos(x2)/(e4x – tgx) -5<=x<=5 , ∆x=0.75
4 y=|x+ex|l/2+ln|xsinx| -1.8<=х<=1.5 ∆х =0.4
5 y=xcosx(|x+ex|)/(2+tgx) -5.2<=х<=1.5 ∆х=0.7
6 y=lgx2esin2x/lg3x 1<=х<=100 ∆х=5
7 у=(ех+2+ln2х)/(х+10ех) 1<х<50 ∆х=2.5
8 y=|sin2x+tg3x|l/2+e4x -2.5<=х<=1.5 ∆х=0.4
9 y= l-|sinx|+e(ln2x+lgx) 1<=х<=10 ∆х=0.1
10 y=(-l)xesinxcosx2 1<=х<=15 ∆х=1
11 y=sin2(2·x) + x -1<=х<=1.5, ∆х=0.2 ·
12 y= sin(x + ex) +tg(3x·lgx2 ) -10<=x<=10 ∆x=l
13 y=(x3 - 4cos(x2)/e4x - tgx -5<=x<=5 , ∆x=0.75
14 y=(|x+ex|)l/2+lnxsinx -1.8<=х<=1.5 ∆х =0.4
15 y=xcosx/(|x+exp(x)(1+tgx)| -5.2<=х<=1.5 ∆х=0.7
16 y=lgx2 sin2x/lg3x 1<=х<=100 ∆х=5
17 у=ех+2+ln2(2х)/(х+10ех) 1<=х<=50 ∆х=2.5
18 y=|sin2x+tg3x0,5|/2+e4x -2.5<=х<=1.5 ∆х=0.4
19 y= l-|sinx|+eln2x+lgx 1<=х<=10 ∆х=0.1
20 y=(-l)xesinxcosx2 1<=х=<15 ∆х=1
Задание№2
Исходными данными для второго задания являются варианты к заданию №1.
Необходимо:
1. Провести статистический анализ значений y* случайное число ( см. пункт 4 задания №1)с использованием функций 1-6 методических указаний к работе.
2. Провести статистический анализ с использованием инструмента Описательная статистика
3. Построить гистограмму распределения данных.
Контрольная работа №2
Задание №1
1 Создать в Excel cписок согласно варианту задания (не менее 10 записей), недостающие записи заполнить своими данными. Предусмотреть повторение записей в отдельных полях – для выполнения сортировки.
2 Отсортировать данные списка по трём полям (поля выбираются самостоятельно).
3 Выполнить фильтрацию данных списка тремя способами:
▪ с помощью автофильтра,
▪ с помощью расширенного фильтра по критерию сравнения,
▪ с помощью расширенного фильтра по вычисляемому критерию.
Варианты заданий
1 вариант.
Таблица "Учебники"
Код | Авторы | Название учебника | Город | Издательство | Год издания |
Макарова Н.В. | Информатика | Москва | Финансы | ||
Выгодский В.Н. | Высшая математика | Киев | Высшая школа | ||
… | … | … | … | … | … |
Симонов П.А. | Общая химия | Москва | ABF |
2 вариант.
Таблица "Врачи"
Код | Фамилия И.О. | Специальность | Должность | Отделение | Зарплата |
Панов Н.В. | Отоляринголог | Глав. врач | Терапевтич. | 6300р. | |
Перов В.Н. | Стоматолог | Зав. отделением | Стоматологич. | 4850р. | |
… | … | … | … | … | … |
Попов Г.А. | Хирург | Врач | Хирургическое | 4200р. |
3 вариант.
Таблица "Больные"
Код | Ф. И.О. больного | Болезнь | № палаты | Лечащий врач | Дата пост. |
Ванин Н.В. | Сахар. диабет | Вавлова А.А. | 26.03.04. | ||
Петров В.Н. | Перитонит | Селезнёв П.П. | 10.03.04 | ||
… | … | … | … | … | … |
Попович Г.А. | Аппендицит | Харатьян С.Г. | 22.03.04. |
4 вариант.
Таблица "Спортсмены"
Код | Ф. И |