Выбор темы дипломного проекта и назначение научного руководителя.

В процессе прохождения преддипломной практики студент уточняет тему дипломного проекта. Утверждение темы дипломного проекта осуществляется деканом факультета по представлению кафедры на основе поданного студентом заявления, а затем утверждается приказом директора. Кафедра оставляет за собой право редактирования предложенной студентом темы, поэтому по окончании преддипломной практики необходимо уточнить на кафедре, как сформулирована тема в приказе.

Название темы должно состоять из двух частей: в первой части указывается суть дипломного проекта, а во второй – объект прохождения преддипломной практики. Например: «Построение телекоммуникационной системы в ЗАО «Ромб»», «Разработка автоматизированного рабочего места операциониста в банке «Менатеп»», «Разработка ПО построения программно-аппаратного комплекса отправки и обработки пейджинговых сообщений в компании «Континенталь»», «Программно-технический комплекс обеспечение задач внешнеэкономической деятельности компании “Паладин СБ”». В случае изменения места прохождения практики студент должен немедленно сообщить об этом руководителю диплома, на кафедру и в деканат.

Тема дипломного проекта должна быть актуальной и иметь научно-практическую направленность.

Особенно следует обратить внимание на то, что тема дипломной работы должна быть абсолютно одинаковой во всех документах, а именно:

· в заявлении на тему дипломного проекта;

· в приказе о темах дипломных работ;

· на титульном листе дипломного проекта;

· в задании на дипломный проект;

· в направлении на предварительную защиту;

· в отзыве научного руководителя;

· во вкладыше к диплому;

· в рецензии на дипломный проект.

В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания дипломного проекта кафедра назначает ему руководителя дипломного проекта, как правило, специалиста, имеющего ученую степень. Студент может указать желаемого руководителя в заявлении на тему дипломного проекта. При этом указанный руководитель должен поставить на заявлении свою подпись, что будет означать его согласие на руководство. Окончательное решение остается за кафедрой.

Руководитель дипломного проекта осуществляет теоретическую и практическую помощь студенту в период подготовки и написания дипломного проекта, дает студенту рекомендации по структуре, содержанию и оформлению работы, подбору литературных источников и т. д. Кроме того, руководитель указывает на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их устранить.

Следует иметь в виду, что студент самостоятельно пишет дипломный проект и оформляет всю необходимую документацию, включая демонстрационный материал. Теоретически и методически правильная разработка и освещение темы дипломного проекта, а также ее качество и содержание целиком и полностью лежат на ответственности студента-дипломника.

Помимо руководителя дипломного проекта кафедрой может назначаться консультант. В его функции входит проверка работы на предмет соответствия установленным вузом требованиям, предъявляемым к дипломному проекту. Кроме того, он может консультировать студента по специфическим вопросам дипломного проекта: особенности оформления, использование математических методов, особенности предметной области, особенности используемого языка программирования и т. д. Если студент нуждается в такой специфической консультации, то он может указать желаемого консультанта в заявлении на тему дипломного проекта.

Руководителем дипломного проекта может быть как преподаватель СЛИ, так и сотрудник сторонней организации. Однако, следует иметь в виду, что руководитель из сторонней организации может быть недостаточно информирован о требованиях к дипломному проектированию, предъявляемых в СЛИ, поэтому если руководитель дипломного проекта не является преподавателем СЛИ, то консультант обязательно должен быть таковым.

Студенту-дипломнику может предоставляться дополнительный консультант, который может и не быть преподавателем СЛИ. Это допускается в том случае, если он будет осуществлять консультирование по специфическим вопросам дипломного проекта.

Преподаватель СЛИ может быть одновременно и руководителем дипломного проекта и консультантом.

После утверждения руководителя дипломного проекта, студент совместно с ним составляют задание на дипломный проект, которое включает план работы, перечень основных литературных источников и т. д. Затем, в соответствии с этим заданием, студент пишет дипломный проект.

Если в процессе написания дипломного проекта у студента по каким-либо весомым причинам не сложились отношения с руководителем дипломного проекта, то он вправе его заменить. Для этого необходимо подать заявление на имя заведующего выпускающей кафедры, и студенту назначат нового руководителя. То же самое справедливо и в отношении консультанта.

Студенту следует периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в неделю) информировать руководителя о ходе подготовки дипломного проекта и консультироваться по вызывающим затруднение вопросам. Кроме того, студент по мере готовности должен предоставлять руководителю для прочтения части дипломного проекта, а затем готовый дипломный проект.

После прочтения окончательного варианта дипломного проекта руководитель составляет письменный отзыв, в котором характеризует качество дипломного проекта, оценивает ее и мотивирует возможность представления дипломного проекта для предварительной защиты на кафедре. Форма отзыва руководителя представлена в приложении 2.

При получении положительного отзыва руководителя дипломного проекта, дипломный проект вместе с заданием на дипломный проект представляется на кафедру при проведении предварительной защиты.

Преддипломная практика

Практика студентов имеет целью закрепление полученных в вузе теоретических и практических знаний, а также адаптацию к рынку труда по конкретной специальности.

Практика проводится в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах) или на кафедрах и в научных лабораториях вуза.

Содержание практики определяется кафедрой ИС с учетом интересов и возможностей подразделения, в котором она проводится, и регламентируется программами по ее видам.

Преддипломная практика имеет своей целью приобретение студентом опыта в исследовании актуальной научной проблемы или решении реальной инженерной задачи.

Во время преддипломной практики студент должен:

изучить:

- проектно-технологическую документацию, патентные и литературные источники в целях их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;

- назначение, состав, принцип функционирования или организации предмета проектирования;

- отечественные и зарубежные аналоги проектируемого объекта;

выполнить:

- сравнительный анализ возможных вариантов реализации научно-технической информации по теме работы;

- технико-экономическое обоснование выполняемой разработки;

- реализацию некоторых из возможных путей решения задачи, сформулированной в техническом задании;

- анализ мероприятий по безопасности жизнедеятельности, обеспечению экологической чистоты, защите интеллектуальной собственности;

- разработку технического задания на выполнение дипломного проекта.

Руководитель преддипломной практики назначается кафедрой. Однако студент может указать желаемого руководителя (с его согласия) в заявлении о месте прохождения практики. Руководитель преддипломной практики может не быть впоследствии руководителем дипломного проекта.

Руководитель преддипломной практики консультирует студента по вопросам прохождения практики и составления отчета о практике. Структура отчета определяется спецификой кафедры ИС и специализацией студента.

На студентов, проходящих преддипломную практику, возлагается:

· ознакомление с организацией, её структурой, основными производственными и управленческими функциями;

· непосредственная работа в организации с выполнением обязанностей, соответствующих специальности и квалификации студента (системный администратор, инженер по настройке и поддержке сетевого и коммуникационного оборудования, инженер-программист и т.д.);

· подбор и систематизация материала для выполнения дипломного проекта.

Дополнительные задачи, которые студент должен выполнить в период прохождения преддипломной практики, определяются им совместно с руководителем преддипломной практики, исходя из специфики кафедры ИС.

За время прохождения практики студент обязан собрать весь необходимый материал для написания дипломного проекта.

Содержание отчета о преддипломной практике для специальностям 230400, 230200 «Информационные системы и технологии»

Типовое содержание отчета о преддипломной практике.

1.Технико-экономическая характеристика объекта

2. Развернутая постановка задачи

3. Обеспечение задачи

3.1 Информационное обеспечение

3.2 Техническое обеспечение

3.3 Программное обеспечение

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложение (в т.ч. обязательно присутствуют: распечатка программного модуля, настройка параметров программного продукта, схема генерации программного продукта).

Технико-экономическая характеристика объекта представляет собой описание объекта прохождения дипломной практики. В этом описании должны быть отражены:

· наименование организации;

· сфера деятельности организации;

· общая численность персонала;

· организационная структура;

· краткое описание основных подразделений организации.

Затем следует более подробное описание того подразделения, в котором студент проходил практику. Также более подробно следует описать те подразделения, с которыми непосредственно связаны преддипломная практика и дипломная проект студента.

В разделе «Обеспечение задачи» представляются основные схемы проектных решений, оформленные по ГОСТу, и краткое их описание.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам практики руководителем выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно). Отчет по преддипломной практике сдается на кафедру. Кафедра разрабатывает график приема зачета по преддипломной практике. Отсутствие зачета по преддипломной практике является основанием для недопуска студента к защите дипломного проекта.

Отчет о прохождении преддипломной практики не принимается, пока не определена тема дипломного проекта (работы) и ее нет в проекте приказа. Студент, не прошедший преддипломную практику, не допускается к дипломному проектированию. Не защищенный в установленные сроки отчет о преддипломной практике является академической задолженностью. Дипломный проект не допускается к предварительной защите, пока не сдан отчет о преддипломной практике. Дипломный проект (работа) допускается для защиты в ГАК, только если она прошла успешную предварительную защиту на кафедре и на нее получена положительная рецензия.

Предварительная защита дипломного проекта

Законченный дипломный проект (работа), подписанный автором, консуль­тантами и руководителем проекта (работы), представляется для предварительной защиты на кафедру ИС специальной комиссии по предварительной защите, формируемой из числа преподавателей кафедры, решением кафедры.

На основании итогов предзащиты и только при условии полного выполнения всех требований, приведенных в настоящих методических указаниях, комиссия выносит решение о допуске дипломника к защите, кото­рое оформляется специальным протоколом. В случае положительного решения комиссии дипломная работа и протокол окончательно утверждаются заведующим кафедрой ИС, и только после этого про­ект (работа) представляется к защите. В протоколе также указывается фамилия, долж­ность и место работы назначаемого рецензента дипломного проекта (работы).

В процессе предварительной защиты студент кратко излагает суть дипломного проекта и отвечает на вопросы членов комиссии. После ознакомления с дипломным проектом и получения ответов студента, комиссия принимает решение об оценке дипломного проекта и возможности ее защиты в ГАКе. Заведующий кафедрой, в случае положительного решения комиссии, подписывает работу на титульном листе. Далее дипломная работа, допущенная к защите, направляется на внешнее или внутренне рецензирование. Проект (работу) необходимо представить на рецензию не позднее, чем за десять дней до официальной защиты.

Развернутый отзыв о дипломной работе и личных качествах студен­та, проявленных в процессе разработки темы, пишет и руководитель проекта.

Наши рекомендации