Дизайн Швейцарии и Голландии
Функционализм швейцарского и голландского коммуникативного дизайна. Голландская школа графики - Сезар Домела, Пит Зварт, Пауль Шутема, Виллем Сандберг. Коммуникативный дизайн Херберта Маттера, Сола Баса. Типографика Макса Билла, Ласло Мохой-Надя. Швейцарский стиль в графическом дизайне - сетка, основные форматы и шрифты. Шрифтовые гарнитуры Яна Чихолда, Макса Мидингера, Адриана Фрутигера, Хермана Запфа. Швейцарский стиль - Йозеф Мюллер-Брокман, Хофман Арним, Вим Кроувел. Новая волна в графическом дизайне, швейцарский панк – Вольфганг Вайнгард.
Дизайн интерьера и мебели Вернера Пантона, влияние поп-арта. Феномен Swath в конкурентной борьбе как аналог стайлинга.
Херберт Маттер швейцарский графический дизайнер. Реклама путешествий. Применение в плакате фотографии, использование коллажа и фотомонтажа.
Йозеф Мюллер-Брокман – основоположник швейцарского стиля в графическом дизайне. Разработка и применение сеток и модульных систем. Типографика металлического набора. Плакаты Beethoven и Musica viva, схема построения и пропорции.
Вольфганг Вайнгард основоположник графического дизайна новой волны. Эксперименты с типографикой, нарушение правил сетки, интерлиньяжа, применение неравномерной разрядки. Типографика для фотонабора. Швейцарский панк в плакате для выставки Das Schweiser Plakat.
Дизайн Италии
Влияние художественной культуры на итальянский дизайн. Яркость, броскость дизайна и стремление сделать вещи близкими человеку. Bugatti Этторе Бугатти, Chisitalia Пинин Фарина - иконы автомобильного дизайна. Автомобильные марки Fiat, Alfa Romeo, Ferrari, Lamborghini, Mazeratti, Lancia. Автомобильный дизайн – фирмы Pininfarina, Bertone, Ghia. Послевоенные экономичные модели – скутер Vespa и автомобиль Fiat 500. Реформы Адриано Оливетти - "социализм на отдельно взятом предприятии", фирма Olivetti. Организация проектирования. Офисное оборудование, компьютеры, пишущие машинки, мебель. Фирменный стиль Olivetti как образец рационального и художественного дизайна, сотрудничество с М.Ниццоли, линия Ниццоли – пишущие машинки, швейная машина «Мирелла». Проекты Э.Соттсасса и М.Беллини. Взгляды на проектирование, культуру, цивилизацию. Красивый дизайн, стиль "Мемфис" и анти-дизайн группы «Алхимия».
Марио Беллини. Мебель для интерьеров, диваны, кресла, кровати; конторское оборудование, радиоаппаратура и пр. Главный редактор журнала Domus. Вице президент Ассоциации промышленного дизайна (1969-1971). Проекты калькуляторов, пишущих машин, кресла, стулья, светильники.
Группа Memphis (1981-1988) Микеле де Луки, Этторе Соттсасс, Майкл Грейвз, Карим Рашид. Разнообразие и цитирование стилей прошлого, арт-дизайн, анти-дизайн.
Этторе Соттсасс. Особые взгляды на проектирование, культуру, цивилизацию. Письмо Э.Соттсасса «Потому что опоздал самолет». Авторское видение природы проектирования. Пишущая машинка «Валентина» для Оливетти. Участие в группе «Алхимия». Авангардные проекты - полка «Карлтон», лампа «Таити», керамическая скульптура «Бирма» и др.
Студия Alchemia (1976-1985) - Алессандро Мендини, Джио Понти, Алессандро Гурьеро. Отказ от стандартизации, функционализма и рационализма «для всех», анти-дизайн. «Баухауз-коллекция» А.Бранци, А.Мендини, Э.Соттсасс. Субъективизм, приватный смысл проектов А.Мендини, кресло «Обретенное время», штопоры для «Алеси», ре-дизайн кресел «Тонет 14» и «Василий».
Джио Понти дизайнер, создатель журнала Domus. Антитехницизм и эстетизм убеждений Понти: «У нашего времени нет стиля, нет исторически закрепленного языка формы. Мы оторвемся от стиля, используя огромную свободу экспрессии; технология в своем непрерывном прогрессе, отрицая стабильность, делает возможным все». Интерьеры, сверхлегкий стул, кресла.
Джо Коломбо. Радикальное изменение домашнего ландшафта, жилой блок – техномобильная среда интерьера. Кресло Элда и мобильное «Труба».
Дизайн и социальная реклама – Оливеро Тоскани, Бруно Мунари.
Бруно Мунари, его промышленный и графический дизайн. Арт-директор журнала Tempo. Графика детских книг, развивающие игры и конструкторы. Жилая структура, лампа Falkland, проекты для компаний Danese и Zanotta.
Промышленный дизайн Марко Дзанузо и Ричарда Сапера. Дизайн мебели Энцо Мари, Карло Моллино, Вико Магистретти, Альдо Росси. Модернизм братьев Акиле и Пьер Джакомо Кастильоне, светильники, барные стулья, радиола.
Дизайн стран Скандинавии
Протестантская этика и аскетический подход к проектированию. Работы 1930-х годов - мебель, рельефы, светильники. Гуманистический функционализм, органическое чувство материала, сочетание дизайна и ремесла. Представления о человеческом содержании дизайна, идея жилища. Изящный функционализм. Финский офис, его демократическая, "внесословная" направленность. Интеллектуальный кризис в Европе в 1960-е годы и концептуальный дизайн. Иконы дизайна – люстра «Шишка» Пола Хеннигсена и поднос «Палый лист» Тапио Вирккала. Феномен IKEA и дизайн в сфере продаж. Социальная ориентация дизайна – проекты для инвалидов фирм A&E Design и Ergonomi Design Gruppen., забота о защите водителя Volvo.
Алвар Аалто основоположник современной финской архитектуры. Создание простых, добротных, неприкрашенных вещей, находящихся в гармонии с человеком и органически служащих ему. Разработка мебели на основе технологии клееной фанеры.
Тимо Тапани Сарпанева создатель I-й линии для фирмы Иттала. Универсализм творчества, свобода освоения различных материалов — керамики и фарфора, металла и стекла, древесины и текстиля.
Тапио Вирккалаи его кредо "дизайнер должен иметь глаза на кончиках пальцев". Представления о человеческом содержании бытового дизайна, выявление первородности всякого творения. Финский офис, его демократическая, "внесословная" направленность.
Арне Якобсен. Стул «Муравей», «комната 606» - стулья Сфера и Лебедь. Линия металлической посуды.
Дизайн Японии
Феномен японского экономического чуда, индустриального подъема после II Мировой войны. Культурные традиции, ориентация на интернациональный и смешанный стиль, предлагаемый на внешний рынок. Влияние американского стайлинга и собственные трансформации научных и технических достижений Запада. Культурные традиции в проектировании интерьера, внимание к деталям предметной среды. Табурет «Бабочка» Сори Янаги как образец японского дизайна. Проекты Кензи Экуана. Японская электроника, инновационный дизайн фирмы Sony (1958). Портативные приборы и тенденция к миниатюризации. Автомобильные марки Toyota, Nissan, Mazda, Honda, Yamaha. Японский авангард в дизайне костюма Йоджи Ямамото, Иссей Мияке, Рей Кавакубо. Графический дизайн Юсаку Камекура, Икко Танака, Шигео Фукуда.