Техника «Границы и потребности»
Метафорические карты: колода «Дерево как образ человека».
Цель: выявление потребностей и границ.
Задачи: диагностика потребностей ребенка, границ, развитие коммуникации.
Предлагаем детям выбрать из колоды карту с изображением дерева, которое понравится ему больше всех.
Вопросы:
- что это за дерево?
- где оно растет?
- кто его посадил?
- что его окружает?
- кто за ним ухаживает?
- как за ним ухаживают?
- достаточно ли дереву влаги, солнца?
- что дереву не хватает?
Предлагаем положить карту с деревом на лист и дорисовать, расширить карту, нарисовав на листе все то необходимое, что дереву нужно.
По завершению упражнения ребята делятся впечатлениями.
Техника «Лес»
Служит продолжением предыдущего упражнения. Используется та же колода, задачи и цели те же.
Участникам группы предлагается расположить деревья на листе ватмана – «Ребята, давайте создадим лес!» – предлагаются краски, цветные мелки, пастели, карандаши, весь тот материал, которым можно оформить лесную картину.
Специалист отмечает:
- место расположения дерева – обособленно ли оно, в центре, рядом с другими деревьями;
- насколько дерево окружено, что вокруг него нарисовано, и нарисовано ли;
- как дети ведут себя, разделяя место на ватмане – ругаются, договариваются, молчком все делают;
По завершении упражнения просим поделиться впечатлениями:
- сразу ли нашлось место дереву?
- каково дереву рядом с соседями?
- мешало ли что-то, когда выполнялось задание?
Техника «Угадай эмоцию»
Метафорические карты: колода «Спектро-карты», автор Улла Халкола.
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Задачи: развитие умения распознавать эмоциональные проявления других людей, развитие способности открыто проявлять свои эмоции и чувства социально приемлемым способом.
Участникам группы предлагается загадать две эмоции. После чего им предлагается выбрать две карты из колоды, которые ассоциируются у них с этими эмоциями. Затем ребята садятся в круг, не показывая друг другу свои карты. Сидя в кругу, по очереди участники показывают загаданные эмоции сначала мимикой, затем интонацией (это должен быть звук без слов и слогов). После чего все открывают карты, и отгадывают загаданные эмоции. Можно предложить писать эмоции на листах бумаги и класть эти листы на карты, после чего хозяин карт может прочитать и выбрать того, кто верно угадал.
Упражнение завершается обменом впечатлений – какую эмоцию было трудно угадать, какая эмоция неправильно была показана и тд.
Техника «Дверь в …» (в мечту, в будущее)
Упражнение достаточно универсальное. Его можно использовать как с детьми, так и со взрослыми (дверь в брак, любовь, материнство, другую работу и т.д.) В данном случае упражнение используется для работы с подростками.
Метафорические карты: колоды «Окна и двери», «Пути-дороги».
Цель: принятие решения, достижение цели.
Задачи: снятие напряжение, осознание различных путей в решении определенных задач, обретение ресурса для принятия решения.
Участникам предлагается выбрать из колоды «Окна и двери» дверь, за которой их ждет мечта/будущее. Вопросы:
- чем тебя привлекла эта дверь?
- где она находится?
- можно ли ее открыть?
- как до нее дойти? На каком расстоянии от тебя она находится?
Затем предлагается выбрать дорогу к этой двери из колоды «пути-дороги». Вопросы:
- что ты чувствуешь, глядя на эту дорогу?
- что ты возьмешь в путь?
- с чем простишься, отправившись в путь?
- от кого хочешь услышать напутствие?
- как оно будет звучать?
- чем поможет тебе в пути?
Также подростку предлагается, когда он «дойдет до двери», нарисовать ключ, который будет подходить только к этой двери и который всегда будет с ним, сможет закрывать и открывать эту дверь. Можно предложить сочинить фразу, заклинание, которое будет оказывать магическое действие – открывать дверь, оказывать помощь в дороге и т.д.
Мастер-класс
«Метафора телесных ощущений – тело и образ как базовый уровень осознания себя»
Тело представляется как базовый уровень осознания себя, и является как бы «порталом» в глубинное самосознания. Это предмет, принадлежащий внешнему миру, с одной стороны, «по нему можно постучать». С другой стороны – это субъективность опыта, протекающего в теле в виде эмоций и ощущений и восприятие внешнего мира через тела посредством органов чувств. Таким образом, тело – это то, что объединяет внешний и внутренний мир, субъективное и объективное.
Техника «Что говорит тело?»
Колоды: можно использовать различные колоды.
Цель: принятие решения, осознание себя
Сформулируйте запрос. Выберите карту, которая созвучна вашему запросу/отвечает на ваш запрос. Положите карту перед собой.
- что говорит карта?
- запишите 3 ассоциации, которые возникают у вас, когда вы смотрите на карту.
А что говорит ваше тело?
- глядя на карту, сделайте глубокий вдох, погрузитесь в картинку, почувствуйте свое тело, ощутите свои руки, ноги, грудь…
- что происходит с телом?
- чувствуете ли вы некие изменения в нем?
- что именно вы чувствуете?
- если это ощущение перевести в метафору/фразу, как она будет звучать?
- если перевести фразу/метафору в движение – что это будет за движение?
- что вам сейчас хочется сделать?
Участникам предлагается сделать движение, потребность в котором возникла (встать на стул, потянуться, лечь, попрыгать и т.д).
- вернитесь к своему запросу – как ваше движение поможет вам ответом?
Упражнение завершается обсуждением и обменом впечатлениями.
Техника «Телесная карта»
Колоды: можно использовать различные колоды.
Цель: знакомство со своим телом, осознание тела
Задачи: посмотреть на себя с иной стороны, понаблюдать за телом, осознать различные сферы существования.
Предлагаем клиенту выбрать семь карт и сложить их определенным образом – схема указана ниже. Предлагаем выбирать карты, ассоциируемые с определенными частям тела – две руки, две ноги, голова, грудь (верхняя часть тела), живот (нижняя часть тела).
Голова |
Левая рука |
Правая рука |
Грудь Верхняя часть тела |
Живот Нижняя часть тела |
Правая нога |
Левая нога |
После того, как клиент сложил карту тела:
- просим его рассказать о выбранных картах
- как долго они выбирались
- отмечаем, какая последовательность была в выборе карт
- какую карту было выбрать сложнее всего, какую – легче
- смотрим, чем карты похожи, а чем различны (цвета, размер и тд)
- смотрим, одной ли колоды карты, если вы в данном упражнении предлагали клиенту несколько колод
- отмечаем контрастные элементы в карте тела ( например, верх выложен из карт с изображением воды, а низ – из карт с горами или пустынями)
- отмечаем, присутствует ли движение в картах, или там больше статичности
- отмечаем, про какие карты клиент говорит увлеченно и с легкостью, аи описание которых дается ему тяжело, не может ничего сказать про карты («просто выбрал и все»)
Рассматриваем карту тела в следующем контексте:
* голова – это мысли, вера, дух, духовность, рассудок;
* грудь и живот (туловище) – это инстинкты, эмоции, чувства;
* руки – контакты, общение;
* ноги – опора, действия.
Исходя из этой схемы, можно выявить проблемные/вытесняемые зоны и работать в данном направлении.
В завершении работы предлагаем клиенту записать 7 благодарностей – каждой карте, каждой части своего тела.
Техника «Ощущение и образ»
Колоды: можно использовать различные колоды.
Цель: найти способ решения проблемы
Задачи: обретение ресурса для преодоления определенных трудностей, выбор новых стратегий, другой взгляд на проблему.
Предлагаем клиенту сформулировать запрос.
- когда вы думаете о вашем вопросе, что происходит с вашим телом?
- в какой части тела вы чувствуете некоторые изменения?
- прислушайтесь к себе, внутренне обратитесь к этому месту, где «ощущается ваш запрос» – какой образ возникает здесь?
- выберите карту, похожую на возникший образ
- положите ее перед собой
- что вы чувствуете, глядя на этот образ?
- вам встречался этот образ где-то в жизни, или нечто похожее?
- сколько вам было лет, когда вы «встретились» с этим образом?
- как вам жилось тогда?
- это был негативный или позитивный период вашей жизни?
- как он воспринимается вами теперь?
- какие эмоции возникают, когда вспоминается тот период?
- возможно, вам вспоминается какой-то человек, когда вы смотрите на этот образ?
- что этот человек мог бы вам сказать, что посоветовать?
- Изменилось ли что-нибудь в теле сейчас?
- что бы ты хотел, чтоб там было?
Предлагаем заменить карту на другой образ.
- какие изменения ты чувствуешь?
- как эти ощущения, как выбранный образ помогают тебе решить твой вопрос.
Упражнение завершается обсуждением.
Техника «Ведущий и ведомый»
Колоды: можно использовать различные колоды.
Цель: осознание себя в ролях ведущего и ведомого
Можно использовать в работе: с семейными парами, родителями и детьми, партнерами.
Предлагаем участниками поделиться на пары – ведущий и ведомый. Ведущий прикладывает руку, но не касается, к плечу ведомого. Расстояние между плечом и рукой минимальное. И, точно рука это магнит, плечо «примагничивается» к ней, и как бы ведущий ни манипулировал своей рукой, ведомый должен следовать за ней плечом, сохраняя расстояние. Затем ведущий и ведомый меняются местами. После чего проделывают такое же действие, заменяя плечо животом, а потом еще раз – головой.
Вопросы:
- насколько ты чувствовал, что ты ведешь?
- с какой зоной было наиболее приятно работать?
- с какой наиболее сложно?
- вам удалось во время действия наладить связь с партнером, или вы следили за тем, чтоб все сделать правильно, чтоб расстояние между рукой и плечом/животом/головой не «расходилось»?
После чего участникам предлагается запомнить свои ощущения от пребывания в двух ролях – ведущего и ведомого – и выбрать две карты, соответствующие данным статусам.
Вопросы:
- посмотрите на две карты (карта ведущего и карта ведомого)
- запишите, что бы каждая из карт сказала бы вам?
- в чем сила каждой из карт?
- в чем слабость каждой из карт?
- что бы подарили вам эти карты/эти образы?
Упражнение завершается обсуждением эмоций, впечатлений.
Краснобаева Наталия
клинический психолог, специалист с области перинатальной психологии, системных структурных расстановок, телесно-ориентированной терапии, символдрамы, гештальт-терапии. Опыт работы с 2005 года.
Контакты:
https://vk.com/krasnobaevan
https://vk.com/psycholog71nmsk
Мастер-класс
«Ребенок: аборт, принятие, рождение…
Незапланированная беременность – как быть?»
Презентационная работа
Мастер-класс
«Метафора внутренних ресурсов: