Для чего нужны метафорические ассоциативные карты (МАК)?
Когда человек (клиент) озвучивает какую-либо проблему, это значит, что решение у него уже есть. Но оно находится на подсознательном уровне, и метафорические карты помогают вытащить это решение на уровень сознания. И происходит это гораздо быстрее, чем в других методах психологической помощи. Например, в коучинге идет параллельная работа сознания и бессознательного, и коуч должен умело задать ряд вопросов, чтобы клиент сам озвучил решение проблемы или ответ на вопрос. Этот метод требует определенного времени. Напротив – метафорические карты дают возможность в считанные минуты получить достаточное количество точной информации. Последнее обстоятельство особенно важно, потому что не всегда клиент может четко описать проблему.
Какие существуют колоды метафорических карт.
На сегодняшний день существуют три ведущих института, которые издают метафорические карты (См. Приложение): ОН-институт (Германия), институт Норд (Израиль) и институт проективных карт (Украина).
Карты бывают разные по содержанию:
· Фото-карты
· Рисуночные карты
· Карты с надписью и без нее
· Карты с рамками-словами
· Карты с словами
· Карты со схемами и значками
· Карты с вкладышами и т.д.
Способы работы с картами
Как работают с картами?
· Метафорические ассоциативные карты формируют свой собственный, непохожий ни на какие другие карты жанр. Использование этих карт, не похоже на обычную карточную игру. В этой игре нет стратегии, нет проигравших и победителей. У этих карт нет закрепленных за каждой из них, как в картах Таро, определенных значений. Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл.
· Хотя каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения.
· Эти карты можно использовать не только для развлечения, но и как эффективный рабочий инструмент для самой различной профессиональной деятельности.
· Каждая карта - это цветной трамплин для нашей собственной фантазии. Наши идеи и ассоциации не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый из нас получает доступ к своему творческому, креативному началу.
· Можно извлекать карты из набора вслепую, перевернув их рубашкой вверх, а можно по желанию выбирать любые, когда все карты раскрыты. В картах можно найти широкий спектр образов и идей: можно пользоваться не только полным, но и ограниченным набором специально отобранных карт. Важно лишь то, что каким бы способом карты не выбирались, как только участник достал карту и начал реагировать на нее, его сюжет - это его личная история. Вслушиваясь в рассказ другого участника, мы должны уделять ему максимум внимания, не пытаясь навязать ему нашу субъективную интерпретацию.
· Когда мы достаем карту и начинаем ее рассматривать, у нас непроизвольно всплывает наш внутренний сюжет и наше личное понимание смысла карты. Возможно, что нам захочется поделиться этим с другими участниками группы. Но никто не вправе указывать нам, что на самом деле нужно увидеть, Карты ведут наск нашему субъективному пониманию вне зависимости от того, используем ли мы их индивидуально или в группе.
Правила работы с картами.
Для того, чтобы пользоваться картами наиболее эффективным способом, желательно соблюдать ряд правил и рекомендаций. Как и при использовании других психотерапевтических методов, картами нужно пользоваться правильно, чтобы избежать нанесения случайного или преднамеренного вреда. Как и в любых других техниках, использование картбазируется на определенных правилах. Задачей этих правил является создание атмосферы взаимного доверия и чувства безопасности у участников.
1. Создание доброжелательной и доверительной атмосферы.
2. Уважение к другим участникам и забота об их комфорте и безопасности. Конфедециальность.
3. В работе нет правильных и неправильных ответов.
4. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, используя больше свою фантазию, нежели логику.
5. Избегайте длительных философствование и монологов.
6. Можно отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а так же выбрать другую карту без каких-либо объяснений.
7. Мы ценим чужой интеллект и воображение, чужое мнение.
8. Мы не спорим, но можем задать вопрос, чтобы прояснить то, что не понятно, чтобы лучше понять другого и дать поддержку.
9. Воздерживаемся от интерпретаций или реинтерпретаций карт другого человека
10. Не прерывайте и не перебивайте рассказ других.
11. Мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Другой может видеть и чувствовать, не то что чувствуете и видите вы.
12. Свое видение от собственного имени можно «складывать в воображаемую корзину, откуда другой может что-то взять для себя, или нет.
Если говорить об игре, то в игре с картами отсутствуют элементы соревнования или соперничества, ее целью является процесс постепенного самораскрытия и личностного роста, позволяющий удовлетворить нашу любознательность иуглубить наше миропонимание. Именно правила игры гарантируют участникам возможность раскрываться без страха и защищают их право на откровенность. Наибольшее чувство удовлетворения от игры с картами достигается тогда, когда ее участники высказывают свои субъективные ощущения.
Принципы работы с картами.
Чтобы карты смогли проявить все разнообразие заложенных в них возможностей, мы рекомендуем, чтобы при любом их использовании неукоснительно соблюдались следующие общие принципы:
§ Терапевт нейтрален по отношению восприятия образов, т.к. у каждого клиента свой образ (это относится ко всем колодам карт, кроме ТАРО).
§ По картам задаем вопрос от самого «широкого» до самого «узкого».
§ В работе с картами: начинаем с позитива, потом, может быть – катарсис, заканчиваем только на позитиве!
§ Безоценочность. Задача терапевта быть большим УХОМ, а все интерпретации оставить для себя. Терапевт должен быть «глупым» и любопытным.
§ Хозяин карты – хозяин истории.
§ Терапевт говорит на языке клиента, его словами.
§ Идти за клиентом. Не «тащить» его. Если клиент проявляет сопротивление – не делаем клиенту больно, не «копаем», если клиент не хочет.
§ Правило «СТОП!»: всегда можно остановиться и закончить работу.
§ Свобода клиента. Клиент имеет право брать или не брать карту, поменять ее.
§ Если клиент разбросан – «возвращаем его к картам».
§ Человек в картах открывается ровно настолько, насколько готов.
§ Нет никакого опросника. Если вы возьмете 100 терапевтов, то все они будут иметь разную подготовку!
§ Мы не должны ограничивать клиента рамками, здесь другой принцип – расширить сознание клиента!
§ Стараться не использовать карты на первой встрече с клиентом, только в исключительных случаях.
Приемы работы с картами.
· Мы говорим о карте, про карту или от имени карты.
· С картами можно работать как в «открытую», так и «закрытую». Но при этом, важно давать инструкцию: не переворачиваем сразу несколько карт, если работа идет в группе.
· Карты можно смешивать (разные колоды), но, кроме, травмы и ресурса.
· Просим клиента интерпретировать свои мысли, чувства по поводу карты:
- Что ты чувствуешь? (с детьми до 10 лет не спрашиваем о чувствах, т.к. они еще не могут их выразить словесно). У человека 44 базовых чувства, но назвать их может человек мало.
· Прием индивидуальной работы с личной историей каждого.
· Перед работой с клиентом, у которого есть горе, потеря – находим ресурс.
· Работа с пространством: мы можем двигать картами, можем дополнять их, располагать на плоскости или объемно (расстановки).
· Карты можно «склеивать» в пространстве. Например, «Я – жена» и «Я – мать».
· Можно организовать диалог между картами.
· Карты можно приблизить или отдалить от себя относительно желаемого или отрицаемого образа.
· Карточку можно дорисовать, если необходимо или нарисовать свою.
· Задача терапевта – вывести из бессознательного проблему, выявить внешнее, внутреннее и, что хочу.
· Важно найти сходства и различия. В терапии – разница – всегда интереснее, чем схожесть!
· На сопоставлении мы вытаскиваем конфликт и пытаемся объединить субличности клиента. Например: «Какой вы дома, какой на работе?». *Как правило, мы не выбираем маски, которые не принимаем.
· Выбор карт: 3+_ 1. Меньше 2 карт стараться не брать.
· Карты можно выкладывать в 2 рада и несколько (генограмма).
· Не обязательно быть буквальным в интерпретации карты. Изображение на ней может рассматриваться как символ или метафора. Например, выражение изображенного на карте лица, возможно, метафорически говорит нам об определенных чувствах или отношениях, и сама эта карта никак не связана с каким-то конкретным человеком. Карта может быть и посланием.