Южно-Российский институт управления – филиал РАНХиГС

Южно-Российский институт управления – филиал РАНХиГС

Факультет управления

Кафедра менеджмента

Утверждена решением кафедры менеджмента Протокол от «15» июня2017 г. №11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.4 Разработка управленческих решений

направление подготовки

38.04.03 «Менеджмент»

Профиль: «Управление экономической безопасностью»

Квалификация:магистр

заочная форма обучения

Год набора 2017

Ростов-на-Дону, 2017 г.

Автор – составитель:

к.э.н., доцент кафедрыменеджмента,доцент Тирацуян В.Х.

Заведующий кафедрой менеджмента к.э.н., доцент Некрасова В.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5

3. Содержание и структура дисциплины 6

4.Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся ифонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине 8

5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 22

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 27

6.1. Основная литература. 27

6.2. Дополнительная литература. 27

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 27

6.4. Нормативные правовые документы. 27

6.5. Интернет-ресурсы. 27

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 27

1. Перечень планируемыхрезультатовобучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Б1.Б.4 «Разработка управленческих решений» обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
УК ОС-1. способность применять критический анализ и системный подход для решения профессиональных задач УК ОС-1.1 способность к абстрактному мышлению
ПК-1 способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями. ПК-1.1 способность управлять проектами и сетями

1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы:



ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
рассмотрение и утверждение плановых и отчетных документов о работе самостоятельного специального подразделения внутреннего контроля и их представление вышестоящему руководству экономического субъекта УК ОС-1.1 На уровне знаний: методы абстрактного мышления  
На уровне умений: обоснованно применять методы абстрактного мышления владеть:
На уровне навыков:
ПК-1.1 На уровне знаний: о фундаментальных вопросах, касающихся сущности и методологии разработки управленческих решений
На уровне умений: . оценивать неопределенность и риски при разработке управленческих решений
На уровне навыков: методикой разработки нестандартных управленческих решений

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины 108/81 часов. На контактную работу с преподавателем отведено для магистрантов:

- заочной формы обучения – 12/9 академических часов (4часов – лекции, 8 часов – практические занятия).

На самостоятельную работу выделено для магистрантов:

- заочной формы обучения –92/69 академических часов.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета

Место дисциплины

Дисциплина Б1.Б.4 «Разработка управленческих решений» относится к базовой части Блока 1 учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент» профиль «Управление экономической безопасностью».

Дисциплина изучается на 1 курсе для магистров заочной формы обучения. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетных единицы (108/81 часов).

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области теории принятия решений, а также на приобретенные ранее умения и навыки по менеджменту для разработки управленческих решений.

Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как:Б1.Б.1 «История и методология экономической науки и менеджмента», Б1.Б.2 «Методы исследований в менеджменте», Б1.Б.3 «Основы деловых коммуникаций».

.

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
заочная форма обучения 1семестр
Тема 1 Сущность и классификация управленческих решений.   12/9 1/0,75   1/0,75   10/7,5 дискуссия, тестирование
Тема 2 Анализ внутренней и внешней среды организации как факторов качества управленческих решений 11/8     1/0,75   10/7,5 доклад, практическая задача
Тема 3 Организация и мотивация разработки и выполнения управленческих решений 12/9 1/0,75   1/0,75   10/7,5 практическая задача, деловая игра
Тема 4 Целевой и сравнительный подход к разработке и принятию управленческого решения 11/8     1/0,75   10/7,5 тестирование, практическая задача
Тема 5 Формализованные методы разработки управленческих решений   12/9   1/0,75   10/7,5 доклад, тестирование, практическая задача
Тема 6 Использование неформализованных методов разработки управленческих решений 12/9 1/0,75   1/0,75   10/7,5 дискуссия, тестирование
Тема 7 Методы разработки эффективных производственно-экономических решений   11/8     1/0,75   10/7,5 доклад, практическая задача
Тема 8 Персонал организации в системе факторов разработки управленческих решений 11/8     1/0,75   10/7,5 практическая задача, деловая игра
Тема 9 Финансово-экономическое обоснование инновационных решений 12/9         12/9 тестирование, практическая задача
Промежуточная аттестация 4/3         4/3 зачет
Всего: 108/81 4/3   8/6   92/69  
                   

Содержание дисциплины

Дискуссия на тему

1.Сущность и природа управленческого решения.

2.Место решения в системе функций управления современной организацией.

3.Требования, предъявляемые к управленческому решению.

4.Задачи, и принципы классификации и типизации управленческих решений.

Контент-тесты

1. Считать синонимами понятия: "среднесрочные решения" и "тактические решения"

а. можно; б. нельзя;

2. Управленческое решение, заключающееся в предложении заключить сделку на указанных условиях, называется:

а. аннуитет; б. концепция; в. приказ; г. оферта; д. акцепт.

3. Если подавляющее большинство принимаемых в организации решений относится к группе ситуационных, это свидетельствует о такой проблеме как:

а. безынициативность руководства;

б. недостаточность полномочий;

в. низкий уровень прогнозирования в организации;

г. низкая компетентность руководства;

д. отсутствие контроля со стороны вышестоящей организации.

4. Классификация решений по признаку информационной обеспеченности способствует:

а. правильному определению уровня полномочий руководства;

б. эффективному распределению функций среди персонала;

в. правильному выбору методов и технологий разработки решений;

г. обеспечению рациональной мотивации управленческого персонала.

5. Управленческое решение это:

а. результат мыслительной деятельности человека, проявляющийся в определенном выводе;

б. волевой акт субъекта управления, предопределяющий достижение цели;

в. процесс разработки и утверждения плана;

г. процесс выбора альтернативного варианта действий.

6. Аспект управленческого решения это:

а. руководитель или уполномоченная группа людей принимающих решение;

б. организация или работник, на которого направлено управленческое решение;

в. проблема для ликвидации которой принимается решение;

г. одна из сторон (сущностей) управленческого решения;

д. протекающий в организации процесс на изменение которого направлено решение;

е. организация или лицо, в чьих интересах принимается решение.

7. Объектом управленческого решения называется:

а. руководитель или уполномоченная группа людей принимающих решение;

б. организация или работник, на которого направлено управленческое решение;

в. проблема для ликвидации которой принимается решение;

г. протекающий в организации процесс на изменение которого направлено решение;

д. одна из сторон (сущностей) управленческого решения;

е. организация или лицо, в чьих интересах принимается решение.

8. Альтернативным вариантом решения называется:

а. один из нескольких вариантов дополняющих друг друга;

б. самый лучший вариант;

в. вариант в наибольшей степени соответствующий цели;

г. один из ряда взаимоисключающих вариантов;

д. оптимальный вариант.

9. Выбор лучшей альтернативы происходит:

а. на стадии выработки решения;

б. на стадии реализации решения;

в. на стадии постановки цели;

г. на стадии признания необходимости принятия решения.

10.По способу принятия выделяются такие решения как:

а. стратегические и тактические;

б. директивные и рекомендательные;

в. единоличные, коллегиальные, коллективные.

Темы рефератов

1.Сущность и критерии качества управленческих решений.

2.Факторы качества управленческих решений.

3.Основные компоненты внешней среды организации, их влияние на разработку управленческих решений.

4.Методы анализа состояния организации и ее внешней среды.

Контент-тесты

1. При использовании многокритериальной оценки альтернатив, когда выбираемый вариант должен соответствовать всем критериям без исключения, для обобщения отдельных оценок полученных по каждому критерию следует использовать:

а. среднюю арифметическую взвешенную;

б. среднюю арифметическую простую;

в. среднюю геометрическую;

г. моду;

д. медиану;

е среднюю хронологическую ранжированного ряда.

2. В организациях с высококвалифицированным персоналом, постоянно меняющимися задачами и относительно невысоким уровнем компетентности руководства наиболее эффективной является:

а. технология управления по результатам;

б. технология управления на базе потребностей и интересов;

в. технология управления в исключительных случаях;

г. технология искусственного интеллекта;

д. технология активизации деятельности персонала.

3. Если позиция предприятия определилась в 8 квадрате матрицы – Shell/DPM (нумерация квадратов слева направо, начиная с верхней строки), должна быть выбрана :

а. стратегия усиления конкурентных преимуществ;

б. стратегия частичного свертывания бизнеса;

в. стратегия лидерства в данном виде бизнеса;

г. стратегия осторожного продолжения бизнеса на прежнем уровне;

4. Если позиция предприятия в матрице GE - (Мак Кинзи) определится координатами: X= 3.0; Y= 4.0:

а. необходимо обеспечить сохранение и укрепление позиции;

б. необходимо вести борьбу за лидерство и развивать свои сильные стороны;

в. следует попытаться либо развить собственное производство, ибо покинуть рынок;

г. следует защитить свои позиции и осуществлять осторожные инвестиции в прибыльные сектора рынка;

д. следует сохранять занятое положение на рынке и зарабатывать деньги;

необходимо уйти с данного рынка.

5. При разработке управленческих решений с использованием методики GE - (Мак Кинзи) в качестве определяющих факторов рассматриваются:

а. цена товара;

б. привлекательность рынка;

в. доля на рынке;

г. скорость роста объема продаж;

д. привлекательность отрасли;

е. капиталоотдача;

ж. сила позиции на рынке.

6. Если объем продаж товара стал снижаться, но он все еще занимает значительную долю рынка, его позиция в матрице БКГ будет находиться в интервале координат:

а. X (0; +0.5), Y (0; +0.5); б. X (0; +0.5), Y (0; -0.5);

в. X (+0.5; +1.0), Y (0; -0.5); г. X (+0.5; +1.0), Y (0; +0.5);

д. X (0; +0.5), Y (+0.5; +1.0);

7. Если позиция производимого предприятием товара в матрице БКГ определится координатами: X= 0.9; Y= 0.85, то:

а. следует продолжить выпуск данного вида товара, не прибегая к дополнительным инвестициям, но заботясь о снижении издержек производства;

б. необходимо уделить внимание рекламному продвижению данного товара и -произвести умеренные инвестиции в дополнительное расширение его производства;

в. следует рассматривать данный товар как малоперспективный и либо позаботиться о снижении издержек производства и поиске товара – заместителя, либо снять его с производства;

г. следует без сожалений отказаться от производства этого товара.

8. При разработке управленческих решений с использованием методики бостонской консультационной группы (БКГ) учитываются такие факторы как:

а. цена товара;

б. привлекательность рынка;

в. доля на рынке;

г. скорость роста объема продаж;

д. привлекательность отрасли;

е. капиталоотдача;

ж. сила позиции на рынке.

9. При разработке управленческих решений с использованием методики «матрица – Shell/DPM» учитываются такие факторы как:

а. цена товара;

б. привлекательность рынка;

в. доля на рынке;

г. скорость роста объема продаж;

д. сила позиции на рынке.

10. Если позиция предприятия определилась в восьмом квадрате матрицы – Shell/DPM(нумерация квадратов слева направо, начиная с верхней строки), должна быть выбрана:

а. стратегия усиления конкурентных преимуществ;

б. стратегия частичного свертывания бизнеса;

в. стратегия лидерства в данном виде бизнеса;

г. стратегия осторожного продолжения бизнеса на прежнем уровне.

Дискуссия на тему

Системный анализ - фундаментальный метод исследования и разработки решений.

Основные этапы и технологии разработки управленческого решения.

Особенности ответственности и мотивации управленческого персонала при разработке и выполнении решений.

Основные требования к учету, контролю и документационному оформлению решений.

Рефераты

1.Сущность целевого подхода к управлению; основные свойства и классификация целей. 2.Методы анализа и упорядочения целей управления.

3.Многокритериальность как фактор обеспечения альтернативности при разработке управленческих решений.

4.Методика обеспечения сопоставимости альтернативных управленческих решений.

5.Методы анализа и упорядочения целей управления.

Дискуссия на тему

1.Сущность, свойства и классификация моделей используемых при разработке управленческих решений.

2.Методы построения и использования при разработке управленческих решений балансовых, графических нормативных и матричных моделей.

3.Особенности применения экстраполяции и корреляции на прогностическом этапе разработки управленческих решений.

4.Использование при разработке решений методов линейного и динамического программирования, теории игр и массового обслуживания.

Контент-тесты

1. Количественная характеристика объекта, возникающая в результате измерения, называется:

а. критерием; б. фактором; в. признаком; г. показателем.

2. Качество управленческого решения это:

а. степень соответствия характеристик решения требованиям «потребителя» решения или общепринятым стандартам;

б. соотношение полезного эффекта от внедрения управленческого решения и издержек разработки решения;

в. совокупность параметров решения удовлетворяющих запросы «потребителя» решения.

3. Для нахождения оптимальной альтернативы решения принимаемого в рамках ряда известных ограничений может быть использована:

а. балансовая модель;

б. модель линейного программирования;

в. модель экстраполяции;

г. корреляционная модель;

д. сетевая графическая модель.

4. Письменная характеристика, выданная руководителем на своего подчиненного может быть отнесена:

а. к изобразительным моделям;

б. к описательным моделям;

в. к аналоговым моделям;

г. к функционирующим моделям.

5. Столбчатая диаграмма, отражающая объем производства продукции в различных отраслях может быть отнесена:

а. к изобразительным моделям;

б. к описательным моделям;

в. к аналоговым моделям;

г. к функционирующим моделям.

6. Выберите формулировку в наибольшей степени отражающую сущность модели.

а. уменьшенный аналог реального объекта;

б. упрощенная копия, искусственно созданная для изучения реального объекта;

в. объект, обладающий существенными свойствами исследуемого объекта;

г. система формул и символов используемая для изучения экономического явления.

7.Экономико-математические модели могут быть использованы для разработки решений:

а. в условиях достоверности;

в. в условиях риска;

г. в условиях частичной неопределенности;

д. в условиях полной неопределенности.

8. Решения о величине страхового взноса при страховании грузов могут быть отнесены:

а. к решениям принятым в условиях достоверности;

б. к решениям принятым в условиях риска;

в. к решениям принятым в условиях частичной неопределенности;

г. к решениям принятым в условиях полой неопределенности.

9. При использовании многокритериальной оценки альтернатив, когда в качестве экспертов используются специалисты, имеющие разный уровень компетентности, для обобщения отдельных оценок полученных по каждому критерию следует использовать:

а. среднюю арифметическую взвешенную;

б. среднюю арифметическую простую;

в. среднюю геометрическую;

г. моду;

д. медиану;

е. среднюю хронологическую ранжированного ряда.

10. Укажите наилучший из альтернативных режимов распределения по периодам поступающего на предприятие дохода:

а. 10, 20, 30, 40. б. 20, 20, 20, 40.

в. 40, 30, 20, 10. г. . 30, 30, 30, 10.

д. 10, 10, 10, 70

Темы рефератов

1.Сущность, классификация и факторы риска.

2.Методы исследования и управления рисками.

3.Экспертный подход к разработке управленческих решений, методы формирования и организации экспертных групп.

4.Эвристические методы разработки управленческих решений

Деловая игра

«Принятие группового управленческого решения экспертами"

Продолжительность игры: 1ч30 мин

Цель игры.

Основная цель игровой деятельности- получение навыков работы в группе, получение навыков определения критериев управленческого решения.

Участники игры и их функции.

Студенческая группа делится преподавателем на две равные части-команды по 4-8 человек. Играющую команду удаляют из аудитории, где преподаватель знакомит студентов с содержанием ситуации и распределяет роли. В неиграющей команде выбирается капитан, которому представляется предложенная игровая ситуация с использованием невербальных средств передачи информации. В задачу капитана входит аналогичным способом "описать" просмотренную ситуацию членам своей команды, незнакомым с ее содержанием. Члены команды должны как можно точнее определить роли действующих лиц и содержание ситуации.

Темы докладов

1.Сущность проблемы и основные подходы к исследованию эффективности управленческих решений.

2.Основные показатели абсолютной, относительной и частной (по отдельным компонентам производственного цикла) эффективности управленческих решений.

3.Использование матрицы критических соотношений для определения основных экономических характеристик производственных решений.

4.Сущность понятий «эффект производственного рычага» и «запас финансовой прочности»; их использование при разработке и принятии управленческих решений.

Контент-тесты

1. Координация действий отдельных элементов управляемой системы является проявлением:

а. мотивирующей функции решения; б. информирующей функции решения;

в. организующей функции решения; г. направляющей функции решения.

2. Важнейшими требованиями предъявляемыми к управленческому решению являются:

а. целенаправленность, научная обоснованность, своевременность;

б. реальность, непротиворечивость, своевременность;

в. оба ответа верны.

3. Управленческое решение, принятое руководителем единолично считается безусловно оправданным в случае если:

а. нет времени для обсуждения;

б. руководитель лучше всех знает проблему;

в. проблема очень сложна

г. в коллективе существуют серьезные противоречия между работниками.

4. Управленческое решение коллективно принятое официально утвержденной группой наиболее компетентных работников организации называется:

а. групповое; б. коллегиальное;

в. организационное; г. коллективное.

5. К числу траекторных могут быть отнесены такие цели как:

а. обеспечение ежемесячного прироста производства на 0.5%;

б. поставка продукции покупателю в оговоренную дату;

в. сдача в эксплуатацию объекта в указанный срок;

г. открытие церемонии презентации нового товара;

д. поддержание исполнительской дисциплины персонала на должном уровне.

6. При использовании многокритериальной оценки альтернатив, когда не исключено необъективное завышение или занижение экспертами отдельных оценок, для обобщения отдельных оценок полученных по каждому критерию следует использовать:

а. среднюю арифметическую взвешенную;

б. среднюю арифметическую простую;

в. среднюю геометрическую;

г. моду;

д. медиану;

е. среднюю хронологическую ранжированного ряда.

7. При использовании многокритериальной оценки альтернатив, когда решено принять во внимание наиболее типичную для группы экспертов оценку, для обобщения отдельных оценок полученных по каждому критерию следует использовать:

а. среднюю арифметическую взвешенную;

б. среднюю арифметическую простую;

в. среднюю геометрическую;

г. моду;

д. медиану;

е. среднюю хронологическую ранжированного ряда.

8. В организациях с низко-квалифицированным персоналом и высококомпетентным и оперативно работающим аппаратом управления наиболее эффективной является:

а. технология управления по результатам;

б. технология управления на базе потребностей и интересов;

в. технология на базе постоянных проверок и указаний;

г. технология управления в исключительных случаях;

д. технология искусственного интеллекта;

е. технология активизации деятельности персонала.

9. В организациях с персоналом средней квалификации, постоянным кругом решаемых задач и достаточной информационной обеспеченностью принятия решений наиболее эффективной является:

а. технология управления по результатам;

б. технология управления на базе потребностей и интересов;

в. технология на базе постоянных проверок и указаний;

г. технология управления в исключительных случаях;

д. технология искусственного интеллекта;

е. технология активизации деятельности персонала.

10.В матрицеGE - (Мак Кинзи) позиция предприятия которому следует сохранять занятое положение на рынке и зарабатывать деньги будет находиться в диапазоне координат:

а. X (+4.0; +5.0), Y (+1.0; +2.0);

б. X (+2.5; +3.0), Y (+4.0; +4.5);

в. X (+1.0; +1.5), Y (+1.0; +2.0);

г. X (+4.0; +5.0), Y (+4.0; +5.0);

д. X (+1.5; +2.0), Y (+3.0; +3.5).

Темы рефератов

1.Роль персонала организации как компонент внутренней среды разработки решений. 2.Особенности моделирования профессионально-личностных качеств работников осуществляемые исходя из задач разработки решений.

3.Расчет ожидаемой стоимости работников при разработке управленческих решений

4.Принципы построения матрицы ожидаемой стоимости работника

Доклады

1.Сущность и классификация инноваций и инвестиций.

2.Показатели доходности инвестиций как индикаторы эффективности инновационных решений.

3.Исследование единичных денежных потоков и аннуитетов как инструмент разработки инвестиционных решений.

Деловая игра

«Разработка паспорта инновационного развития компании»

Продолжительность игры: 1ч30 мин

Цель игры.

Основная цель игровой деятельности- получение навыков работы в группе, получение навыков разработки программы инноваций в форме паспорта инноваций.

Участники игры и их функции.

Студенческая группа делится преподавателем на две-три равные части-команды по 4-10 человек. Команды должны разработать паспорт инноваций для компаний в следующих сферах: тяжелое машиностроение, генерирующая компания, строительная компания. После разработки, паспорта представляют капитаны команд. После представления паспорта, отвечают на вопросы преподавателя и других капитанов.

Шкалы оценивания

Типовые оценочные средства

Вопросы для подготовки к зачету

1. Сущность решения, его место в управленческом цикле и в системе функций управления.

2. Сущность и основные подходы к классификации управленческих решений, научно-познавательное значение классификации.

3. Основные принципы и технологии разработки управленческого решения.

4. Основные требования к учету, контролю и документационному оформлению решений.

5. Сущность, основные критерии и факторы качества управленческого решения.

6. Стандартизация как фактор качества управленческих решений; сущность и перспективы применения систем ISO 9000 и TQM при разработке управленческих решений

7. Сущность и основные компоненты внешней среды организации их влияние на разработку управленческих решений.

8. Сущность и основные компоненты внутренней среды организации особенности их учета при разработке и принятии управленческих решений.

9. Матрица БКГ как метод анализа среды и разработки решений.

10. Матрица GE Мак - Кинзи методика ее построения и использования при разработке решений.

11. Матрица Shell/DPM как метод анализа состояния организации и ее внешней среды.

12. Сущность SWOT-анализа и его использование при разработке решений.

13. Сущность ПЭСТ–анализа и его использование при разработке решений.

14. Сущность карты критических соотношений и ее использование для определения основных экономических характеристик производственного решения.

15. Особенности конфигурации карты критических соотношений в условиях предельной загрузки производственных мощностей и насыщения рынка.

16. Сущность понятий «эффект производственного рычага» и «запас финансовой прочности»; их использование при разработке и принятии управленческих решений.

17. Сущность понятия «эффект финансового рычага» учет эффекта финансового рычага при разработке финансовых и производственных решений.

18. Исследование единичных денежных потоков и аннуитетов как инструмент разработки инвестиционных решений.

19. Показатели доходности инвестиций учитываемые при разработке и принятии инновационных решений

20. Целевой аспект управленческого решения; сущность, свойства и классификация целей.

21. Методы формирования и упорядочения целей управления.

22. Использование «дерева решений» при исследовании альтернативных направлений развития организации.

23. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений по признаку времени.

24. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений по признаку качества.

25. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений по признаку инфляции

26. Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений по признаку освоенности в производстве.

27. Многокритериальность как условие принятия качественного решения, методы обобщения критериев при оценке альтернативных вариантов решений.

28. Матрица результатов и матрица решений, как методы сопоставления и принятия многофакторных решений.

29. Информационный подход к разработке управленческих решений; особенности управленческих решений принимаемых при различных уровнях информационной обеспеченности (достоверности, частичной и полной неопределенности).

30. Сущность и классификация рисков, методы измерения уровня риска используемые при разработке решений.

31. Сущность и основные методы управления рисками.

32. Эффективность управленческого решения; основные формы эффективности решений.

33. Проблема количественной оценки эффективности решений; методы измерения их абсолютной эффективности

34. Сущность сравнительной эффективности управленческих решений и методы ее определения.

35. Сущность и классификация моделей, используемых при разработке управленческих решений.

36. Использование балансовых моделей при разработке управленческих решений.

37. Линейное программирование и области его применения при выборе оптимальных решений.

38. Сущность и область применения динамического программирования при разработке альтернативных вариантов управленческого решения.

39. Использование методов экстраполяции при разработке управленческих решений.

40. Использование методов корреляции при разработке управленческих решений.

41. Сущность и область применения теории игр для выбора рациональных решений.

42. Ожидаемая стоимость работника как фактор объективности кадровых решений.

43. Использование матрицы ожидаемой стоимости работника при разработке решений в области карьерного развития и оплаты труда работников.

44. Психологическая теория принятия решений.

45. Специфические факторы групповой разработки управленческих решений.

46. Особенности и основные виды экспертных методов используемых при разработке управленческих решений.

Шкала оценивания

За ответ при сдаче экзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.

№ п/п Уровень ответа на зачете Начисляемые баллы
1. Отлично (полный ответ на вопрос из списка) 40 баллов
2. Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) 30 баллов
3. Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) 20 баллов
4. Неудовлетворительно (неправильный ответ) 0 баллов

Оценка, получаемая студентом при сдаче зачета, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на зачете, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на зачете, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.

Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения

№ п/п Общая сумма баллов Итоговая оценка
Форма итогового контроля – зачет
1. От 85 до100 баллов Отлично
2. От 70 до 84 баллов Хорошо
3. От 55 до 69 баллов Удовлетворительно
4. От 0 до 54 баллов Неудовлетворительно

4.4.Методические материалы

Зачет проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).

Устные зачеты могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Экзамены принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.

Результаты сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено», «незачтено».

5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагается:

1. в рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях;

2. в рамках практических занятий – решать тестовые задания, практические задания по пройденным темам;

3. в рамках самостоятельной работы – решать задачи по пройденным разделам; подготовить решение задач по новой теме;

4. итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

Требования к выполнению самостоятельной работы.

1. Своевременность сдачи работы и аккуратность оформления
2. Знание теории по теме
3. Правильность выбора алгоритма решения поставленной задачи
4. Правильность применения выбранного алгоритма решения
5. Способность делать выводы

Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.

Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к практическим занятиям, задач.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

Проведение зан<

Наши рекомендации