Основные направления использования ИКТ в учебном процессе
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
1. Роль ИКТ в образовании
До середины 1950-х годов в мировой педагогике попытки «технологизировать» учебный процесс были в основном сосредоточены на использовании различных технических средств обучения (ТСО). Значительное внимание в педагогической технологии отводилось и продолжает отводиться вопросам развития и максимального использования образовательных возможностей ТСО: охват аудиторий учащихся, увеличение информационной емкости и пропускной способности технических средств, индивидуализация подачи учебной информации.
К настоящему времени произошел переход от таких традиционных массовых средств информации, как учебные радио и телевидение, к НИТ (ПК, компьютерные банки данных, электронные информационные сети и т. п.). Урок с использованием ИТ по отношению к основному (организованному) учебному процессу может проходить как дополнительное (включенное) или независимое. Дополнительное – это использование ТСО в иллюстративных целях или в качестве средств вспомогательной подачи информации в самом ходе учебного процесса на тех или иных этапах (например, подача информации, проверка и оценка знаний). Независимое - это использование учебных курсов на базе автоматизированных обучающих программ вне организованного учебного процесса в обучающих центрах или при самостоятельном обучении на ПК.
В последние годы встает вопрос: как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они. Отказываться от новых внедрений нецелесообразно, т. к. современные ИКТ предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Например, они:
- позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.
- можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения (ДО); в условиях как городской, так и сельской школы.
- дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможность выхода в единое мировое информационное пространство.
- позволяют повысить уровень самообразования, мотивацию учебной деятельности;
- дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
- дают учителю возможность выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса, с учетом индивидуальных качеств обучаемых и специфических особенностей конкретных предметных областей.
- позволяют учителям с высокой скоростью обмениваться опытом, благодаря дистанционному общению, а также повышать квалификацию и познавать новые методы обучения.
- и т. д.
Используя системы мультимедиа, стало возможным создание электронных учебников, которые более наглядно, красочно и с мобильным доступом информации объяснят материал ученику.
Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.
Благодаря новым мультимедиа технологиям, стало возможным использовать компьютерные программы как иллюстративный материал, проводить тестирование и контрольные работы, решать творческие задачи, участвовать в дистанционных уроках, сочетать традиционные домашние задания с заданиями, для выполнения которых используются компьютеры, создавать уроки-игры для каждого ученика и др.
Кроме этого, внедрение НИТ в учебный процесс дает возможность ученику не только лучше выучить школьный предмет, но и научиться свободно владеть компьютером.
При работе с мультимедийными технологиями учащиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность. В ходе такого обучения они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
2. Задачи информатизации образования
1. Повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных ИТ;
2. Применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3. Интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4. Адаптация ИТО к индивидуальным особенностям обучаемого;
5. Разработка НИТ обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6. Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7. Разработка ИТ дистанционного обучения;
8. Совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
9. Внедрение ИТО в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культурыспециалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
3. Основные педагогические цели использования ИКТ в образовании
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных ИТ:
- повышение эффективности и качества процесса обучения;
- повышение активности познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие различных видов мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
- эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- подготовка пользователя компьютерными средствами;
- осуществление профориентационной работы в области информатики.
4. Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех
современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности
2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, например, за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. ИКТ позволяют качественно осуществлять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексивного мышления. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Аппаратные средства ИКТ
Компьютер- универсальное устройство обработки информации
Принтер- позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.
Проектор- радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.
Телекоммуникационные средства –дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести дистанционное обучение, переписку с другими школами.
Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь и др.), а также устройства рукописного ввода. Особую роль эти устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи визуальной и звуковой информации(сканер, фотоаппарат, видеокамера и др.) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы.
Устройства регистрации данных(датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование для сокращения учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных
Управляемые компьютером устройства- дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления
Внутришкольная сети- позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети
Программные средства ИКТ
Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) - дают возможность работы со всеми видами информации.
Источники информации- организованные информационные массивы специализированные для образовательных применений (энциклопедии, информационные сайты, поисковые системы Интернет).
Виртуальные конструкторы- позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.
Тренажеры- позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами письменной и устной коммуникации в языковой среде (ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и др.).
Тестовые среды- позволяют конструировать и проводить автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.
Комплексные обучающие пакеты(электронные учебники) – сочетание программных средств перечисленных выше - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании и наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.
Информационные системы управления- обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса - учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.
Экспертные системы– программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.
Дистанционное обучение
Понятие о дистанционном обучении (ДО).
Одним из перспективных и инновационных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.
Система ДО (СДО) разрабатывается в России с 1995 г. Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО – это гибкая адаптивная модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные ИКТ, считается экономически эффективной.
Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для лиц, которые физически не могут добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу, жители населенных пунктов, удаленных от административных центров; лица получающих параллельно второе образование. Свобода в выборе времени, места и темпов обучения привлекают огромное количество лиц, образовательные потребности которых не могут быть удовлетворены в следствии невозможности прерывания основной деятельности (например, это работа или уход за ребенком или больным).
Открытое образование предполагает свободный выбор абитуриентом образовательного учреждения и бесконкурсное поступление в него. Сегодняшний абитуриент, не выходя из дома, может поступить и успешно обучаться, например, в ведущем американском Калифорнийском виртуальном университете, получая в результате диплом, котирующийся на мировом рынке.
Для укрепления конкурентоспособности России на международном рынке образовательных услуг в нашей стране ведется разработка глобальной международной программы «Открытая образовательная система XXI века» (приказ Министерства образования РФ 32925 от 12.10.2000 г.). Программа открытого образования РФ включает два базисных проекта: «Всемирный технологический университет» и «Дистанционное образование в новой информационной среде» (Descop).
Одним из препятствий более быстрого развития сети данного вида образовательных услуг является низкая степень осведомленности населения России о возможностях современных ИТ в сфере образования. Однако, несмотря на это, ДОна базе компьютерных телекоммуникаций становится все более популярным. Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже в обозримом будущем примерно 40 - 50% учебного времени не только в вузах, но и в школах (по мере появления для этого соответствующих условий) будет приходиться на долю ДО.
Принципы функционирования дистанционного обучения
Дистанционное обучение (ДО) – технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее, ДО означало заочное обучение. Однако это не совсем так. Когда речь идет о процессе ДО, то предполагается наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их постоянное общение. В этом принципиальная разница и концептуальное отличие ДОот других форм обучения.
ДО – это не столько форма обучения, сколько образ мышления, университеты, предлагающие подобную форму обучения, открыты для всех желающих, даже не имеющих базовой подготовки, и предоставляют право выбора дисциплин из различных курсов.
Понятие ДО применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические средства и формы взаимодействия. Сейчас в качестве средств обучения при ДО используются:
Кейс-технологии – технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения (с консультациями у преподавателей–консультантов в региональных центрах).
ТВ-технологии – технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и космических систем телевидения.
Сетевые технологии – технологии, базирующиеся на использовании сети Интернет как для обеспечения студентов учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателями и обучаемыми. Сетевые технологии – самая популярная и перспективная форма взаимодействия на настоящий момент.
Разработка курсов ДО – более трудоемкая задача, чем создание нового учебника или учебного пособия, поскольку в этом случае необходима детальная проработка действий учителя и учащихся в новой информационно-предметной среде. Успешность ДОво многом зависит от организации учебного материала. Если курс предназначен действительно для ДО, т. е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора содержания и его организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Интернет подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование, организация будут существенно иные.
Исходя из целей обучения выделяют несколько направлений дистанционного подготовки:
- профессиональная подготовка и переподготовка кадров например, педагогических кадров по соответствующим специальностям);
- повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
- подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
- подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
- углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
- ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным предметам школьного цикла;
- подготовка по базовому курсу школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
- дополнительное образование по интересам.
По учебным дисциплинам можно выделить столько курсов, сколько таких дисциплин предусматривает то или иное учебное заведение.
При ДО значительно в большей мере, чем при очном, приобретает свою актуальность проблема дифференциации, поскольку контингент обучаемых, объединяемых в одну группу, может быть чрезвычайно неоднородным. Именно поэтому каждый такой курс начинается со знакомства с учащимися, кто бы они ни были, и с тестирования на определение уровня подготовленности по данному направлению обучения. С учетом результатов тестирования педагог строит всю тактику обучения каждого обучаемого, используя при этом личностно-ориентированные технологии, позволяющие вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс с приоритетом на самостоятельность мышления, интеллектуальные и творческие умения учащихся (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, портфель ученика).
При разработке курсов необходимо учитывать четкую ориентацию на возраст потенциальных обучаемых. Стиль изложения, иллюстрирование курса, отбор содержания, задания, вся организация процесса обучения определяются возрастными особенностями обучаемых.
Особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс, имеют также непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик курса предполагает, что курс будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих ИТ, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, мультимедийные, средства массовой информации) в качестве компонентов курса, то структура курса и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.
Для ДО характерен ряд принципов.
1. Наиболее значимым и объемным является принцип гуманизации. Сам процесс обучения в системе ДО гуманистичен к личности так как, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою технологию обучения, опираясь на потенциал различных вузов и выбирая различные дисциплины для изучения. Слушатель может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того, сама процедура приема в систему ДО является «открытой» со свободным доступом.
2. Особенностью принципа интерактивности СДО является то, что онотражает закономерность не только контактов, студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Обычно в процессе ДОинтенсивность обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций, надо обязательно сообщатьэлектронные адреса всем участникам учебного процесса.
3. Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторый начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при ДО и аппаратно-техническое обеспечение (принцип стартовых знаний). Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в Интрнет, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная компьютерная подготовка.
4. Для реализации принципа индивидуализации в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Входной контроль позволяет в дальнейшем составить индивидуальный план учебы, провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО.Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.
5. Принцип идентификации заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, так как при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной или заочной формам. Например, идентифицировать личность сдающего экзамен можно с помощью видеоконференцсвязи.
6. Опыт практического ДО показывает, что должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для школьников и студентов младших курсов (принцип регламентности обучения).
7. Принцип педагогической целесообразности применения средств НИТ является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуще увлечение средствами современных ИТ, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать мировой опыт сетевого обучения.
8. Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений ДО (британский, испанский открытые университеты и др.), а также отечественных говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным показателем гибкости является отсутствие жесткой привязки образовательного процесса ДОк расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению.
Информационно-предметная среда базового ДО обычно включает в себя:
курсы ДО, ЭУ, размещаемые на отечественных образовательных сайтах;
- виртуальные библиотеки;
- базы данных образовательных ресурсов;
- веб-квесты, предназначенные для целей обучения;
- телекоммуникационные проекты;
- виртуальные методические объединения учителей;
- телеконференции, форумы для учителей и учащихся;
- консультационные виртуальные центры (для учителей, школьников, родителей);
- научные объединения школьников.
Технология обучения в системе дистанционного образования (ДО)
Большинство специалистов пришли к выводу о целесообразности организации дистанционного обучения в малых группах (по три-четыре человека). При этом должна соблюдаться разнородность групп (один сильный, один средний и один слабый). Задание дается так же одно, но члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания. Обсуждение в ДО ведется либо в режиме форума, либо по электронной почте. Когда единое задание выполнено, все члены группы согласны с его решением, задание отправляется тьютору (педагогу). Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы, помогая друг другу. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, они обращаются к педагогу. Наиболее часто повторяющиеся вопросы размещаются вместе с ответами на доске объявлений, чтобы любой обучаемый мог, в случае необходимости, получить ответ при возникшем затруднении.
Контроль деятельности учащихся в дистанционной форме осуществляется в виде исходных, промежуточных, итоговых тестов, контрольных работ, рефератов, докладов, защит проектов. Выбор вида тестирования, вида контроля диктуется спецификой познавательной задачи, учебного предмета или познавательной области, возрастными особенностями обучаемых.
Таким образом, описанные возможности ДО позволяют каждому педагогу выбирать свой путь и технологию их применения. В то же время, широкое внедрение ИТ способствует формированию единого образовательного пространства, в которое педагог может быть и сам включен как субъект обучения.
Образование — ИО — ИОС.
ИО является по отношению к ИОС системой интеллектуального управления, развития и саморазвития ее знаний, «обучения» и «самообучения» ИОС в качестве базы образовательных знаний. В то же время, ИОС в контексте отношений образование – ИО – ИОС расширяет границы «педагогического» аспекта ИО:
- ресурсы ИО становятся не только средствами обучения, познания, но и самостоятельными объектами обучения, внедряясь в предметное обучение.
- сама ИО, как и информатизация общества, их аспекты, проблемы, тенденции, принципы, становится предметом обучения.
Кроме технологического и педагогического аспектов, ИО характеризуется еще во множестве аспектов: социокультурном, социально-правовом, метасистемном, личностным (межличностным) и др. Это привносит свой отпечаток в характеристику ИОС в этих аспектах и описание ее информационного воздействия на образование.
Информатизация не просто кардинально изменила мир, она качественно изменила производительные силы и производственные отношения общества. Современное общество вступает в новую фазу – в состояние информационного общества. В нашей стране формирование и развитие информационного общества также названо в качестве приоритетных – «Стратегия развития информационного общества в России». В данном контексте развития общества его «информационное» состояние – это следствие информатизации. Но в современных исследованиях стала меняться причинно-следственная последовательность.
Новый аспект информатизации образования связан с определением А.Д. Урсула информатизации общества как средства его перехода в состояние информационного:
Информатизация – это «системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации»3.
Следуя этому определению, информатизацию образования следует понимать как универсальное средство его модернизации, развития, совершенствования с целью преобразования его в состояние, соответствующее информационному обществу. Часто такой уровень образования называют ноосферным.
Поскольку система образования функционирует в контексте отношений с информатизацией образования и ИОС, то их общей стратегической целью является обеспечение перехода общества в состояние информационного, а самого образования – в состояние ноосферного.
Информационное общество в определении А.Д. Урсула предстает как самостоятельный феномен в развитии общества, характеризующийся множеством концептуальных признаков:
- высокая индустрия промышленного производства и не менее высокая IТ-индустрия, или индустрия информатизации (технологии, ресурсы). Сегодня эти две индустрии предполагают наличие друг друга, не могут развиваться отдельно, вне взаимной зависимости;
- высокая степень нормативно-правового регулирования, управление социально-информационной сферой, информатизацией. Наличие полной системы информационных законов, их знание и следование им;
- качественное изменение производственных отношений, выражающихся в наличии множества исключительных и неисключительных прав на информацию и информационную деятельность.
Информатизация является лишь источником, необходимым средством этого перехода, но не достаточным.
Информационное общество часто (на «Западе» и у нас) характеризуют как «общество знаний», отмечая особую важность знания, носителей знания, производства знаний. Однако это не самостоятельный его признак, а следствие вышеупомянутых признаков. С другой стороны, именно признак «знание»является результирующим, объединяющим все основные признаки. Только теперь этот признак означает не просто высокую важность знания, а высокую степень индустрии знаний – производства и потребления знаний, действующих на принципах эффективности, продуктивности, правомерности и безопасности.
Информационное общество характеризуется не только как «общество знаний», но, прежде всего, как общество познания, производящее и потребляющее знание. В этом состоянии общества происходит «слияние в единое целое процессов труда, получение новых знаний для решения производственных задач и производства новых знаний, ... решающим фактором развития становится познавательная деятельность человека... Личность становится носителем уникального «комплекта» знаний, навыков и умений».
Следовательно, ноосферное образование также является самостоятельной сущностью, новым качественным уровнем образования. ИО и ИОС – это необходимые средства и условия достижения этого уровня, выражающие «количество» развития, переходящего на его определенном этапе в «качество».
Если производство новых знаний – это, прежде всего, дело науки и ГГ-индустрии, то потребление знаний осуществляется, главным образом, в образовании. Потребление, восприятие знаний учащимися влечет «производство» их личных знаний. Конечно, образование не сводится к индустрии знаний и познания, однако отражение в нем характеристик этой индустрии означает высокую степень:
- организации, информационной насыщенности, логической полноты ИОС, наличие индустрии информационных технологий ИОС;
- развития образовательного процесса и его взаимодействия с ИОС;
- самопознания, саморазвития субъектов образования, наличие их мотивации к этому.
Осуществляя «производство» личных знаний и, следовательно, воспроизводство носителей знаний и производства новых знаний, ноосферное образование само являетсяодним из основных признаков информационного общества.
Ноосферное образование, оставаясь по-прежнему преимущественно фундаментальным, должно стать более универсальным. Оно обязано обеспечивать обучающемуся не только возможности адаптации в широкой области деятельности, но и, при наличии необходимости, способность работы в смежной области деятельности, повышения квалификации, переподготовки. Поэтому содержание предметного обучения должно изменяться в сторону универсальности, метапредметности, общеобразовательной значимости.
К примеру. В одной газетной заметке приводится высказывание некого иностранца, утверждающего, что у него «правильно организована голова»: в ней содержится минимум знаний и необходимые связи, т.е. его личные знания упорядочены и структурированы. Менее важная информация хранится в «архивах» долговременной памяти. Для решения той или иной проблемы подключаются базовые знания, система связей (ссылок), осуществляется поиск и «разархивирование файлов», подключаются внешние источники информации (также с помощью системы связей).
Здесь, конечно, есть доля утрирования. Во-первых, с «минимумом знаний» можно дойти до абсурда. Мы знаем примеры, когда «образованный» человек путает Австрию с Австралией, Швецию со Швейцарией. Во-вторых, «минимума» должно хватить на то, чтобы понять возникающую проблему и способ ее устранения, понять, какая информация нужна, и понять (правильно истолковать) саму эту информацию. Но есть здесь и разумное. Всю информацию мира, даже самую нужную, знать невозможно, невозможно запомнить. Значит, должны быть разумные ограничения в ее познании. Всю недостающую информацию, можно легко найти во внешних источниках. Надо лишь всегда знать, что искать, где и как найти. То есть необходимо сбалансированное сочетание базовых знаний, «минимума», необходимых связей и умений работы со средой.
Существует хорошая поговорка: «Современный специалист должен знать многое о малом и малое о многом». Следующая схемаиллюстрирует связи целей ИОС, общества и образования:
Рис. 2.2. Взаимосвязи целей ИОС, общества и образования
Возникают дополнительные требования к ИОС: организованность, упорядоченность, структурированность, наличие формализованных систем идентификации, адресов и ссылок, доступных субъектам образования по форме и содержанию. Необходимы специализированные, профессиональные, тематические, универсальные порталы информации, объединяющие большое открытое множество информационно-познавательных ресурсов, однородных по определенным признакам, и сами действующие на правах интегрированных информационных ресурсов.
В современной ИОС уже имеется много сетевых порталов. Культура работы с информацией предполагает наличие способности субъекта образования к конструктивному диалогу с ними. В свою очередь, ИОС должна выстраивать в своем многомерном пространстве ресурсов «путеводители», чтобы неопытный субъект образования смог ориентироваться в этом пространстве, не заблудился и «не утонул в море информации».
Электронный учебный курс (ЭУК) — это образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях общего, специального, профессионального образования, а также для самообразования в рамках учебных программ, в том числе нацеленных на непрерывное образование. ЭУК позволяет выполнять все основные методические функции электронных изданий:
- справочно-информационные;
- контролирующие;
- функции тренажера;
- имитационные;
- моделирующие;
- демонстрационные.
С точки зрения информационно-коммуникационных технологий ЭУК — это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:
- постановку познавательной задачи;
- предъявление содержания учебного материала;
- организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате ко