Блок «Профессиональное самоопределение»
Профессиональное самоопределение предполагает поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. Данный блок неразрывно связан с блоком «Личностное развитие», так как мы можем говорить о профессиональном самоопределении только тогда, когда человек хочет и готов решать свои проблемы самостоятельно, имеет собственные идеалы и устремления, знает, чего хочет добиться в жизни.
Профессиональный выбор является частью профессионального самоопределения, он затрагивает ближайшую перспективу школьника, и может быть осуществлен без учета отдаленных последствий принятого решения. Кроме самого школьника на его профессиональный выбор сильное влияние оказывают родители, сверстники, педагоги и другие, значимые для него люди. Важно учитывать и то, что профессиональный выбор обычно растянут во времени, кроме того, существует определенная и постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения. В течение жизни (профессиональной карьеры) человек вынужден совершать множество выборов, поэтому в этом разделе придается большое значение обучению учащихся делать самостоятельные, независимые выборы.
Перечень возможных методик, игр, занятий, направленных на реализацию целей профессионального самоопределения:
1. Цикл занятий: «Удивительный мир профессий»
2. Анкета «Природа и я»
3. Анкета «Мои профессиональные намерения»
4. Анкета для родителей
5. Занятие «Мой выбор»
6. Занятие «План моего будущего»
7. Круглый стол «Мои жизненные и профессиональные планы»
8. Классификация профессий по предмету труда
9. Участие в акциях: «Мое трудовое лето»
10. Игры:
10.1. «Советчик»
10.2. «Один день из жизни»
10.3. «Ловушки – капканчики»
10.4. «Угадай профессию»
10.5. «Человек – профессия»
10.6. «Цепочка профессий»
10.7. «Поступь профессионала»
10.8. «Кто есть кто?»
10.9. «А вот и Я»
10.10. «Cобеседование с работодателем»
10.11. (ролевая игра)
10.12. «Остров сокровищ»
10.13. «Путь к цели»
10.14. «5 шагов»
10.15. «Исследование восприятия времени»
11. Работа с родителями
12. Профессиональные пробы (Курс Чистяковой С.Н. «Твоя профессиональная карьера»[4])
13. Презентация программ элективных курсов
14. Индивидуальное консультирование учащихся по вопросам профориентации
15. Активизирующий опросник "Перекресток" [2]
Блок «Личностное развитие»
Целью данного блока является развитие свободы и самостоятельности личности, развитие независимости человека от внешнего окружения, развитие адекватного восприятия действительности. В данном блоке также представлены занятия и игровые упражнения позволяющие развивать способности каждого учащегося.
Перечень возможных методик, игр и занятий:
1. Тренинг коммуникативной компетентности (тренинг общения)
2. Тренинг «Мои взаимоотношения со временем»
3. Занятие «Исследование восприятия времени»
4. Техники активного слушания
5. Занятие «План моего будущего»
6. Рисунок – мандала «Мои жизненные ценности»
7. Занятие «Эмпатия»
8. Круглый стол «Мои жизненные и профессиональные планы»
9. Социально – психологические игры:
9.1. «Выжить в пустыне»
9.2. «Создание государства»
9.3. «Слепой и поводырь»
10. Участие в акциях: «Мое трудовое лето»
11. Активизирующий опросник "Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ) [2]
12. Игровые упражнения:
12.1. «Cобеседование с работодателем»
12.2. «Официант»
12.3. «Покажи настроение»
12.4. «Остров сокровищ»
12.5. «А вот и Я»
12.6. «Человек – профессия»
12.7. «Поступь профессионала»
12.8. «Кто есть кто?»
12.9. «Мигалки»
12.10. «Зеркало»
12.11. «Обезьянки»
12.12. «Эмпатия»
12.13. «Угадай настроение»
12.14. «Муха»
12.15. «Сделайте вместе»
12.16. «Ловушки – капканчики»
12.17. «Светофор»
12.18. «Разговор»
12.19. «Комплимент»
12.20. Продажа лошади (лошадь, ковбой)
12.21. «Слепой и поводырь»
12.22. «Восковая палочка»
12.23. «Я такой же, как ты…»
12.24. «Живые картинки»
12.25. «Путь к цели»
12.26. «5 шагов»
12.27. «Атомы и молекулы»
12.28. «Заросли»
12.29. «Пальцы»
12.30. «Волшебное кольцо»
12.31. «Своя песня»
Психологическое сопровождение предпрофильной
подготовки. Учебный план.
Цикл занятий: «Удивительный мир профессий»
Классы
Основной целью данной программы является профинформация и развитие у учащихся таких качеств как самостоятельность и ответственность. Цикл занятий «Удивительный мир профессий» рассчитан на два учебных года (6 – 7 классы). Данный цикл позволяет познакомить учащихся с разнообразием профессий их классификацией, а также с требованиями, предъявляемыми человеку различными профессиями.
Предполагает (ориентировочно):
6 класс – 12 учебных часов
7 класс – 12 учебных часов
Класс
№ п/п | Наименование темы занятия | Перечень материалов | Кол-во часов |
Увлекательный мир профессий. Викторина «Мир профессий» | |||
Профессии типа «Человек – природа» (растительный мир). Экскурсия в ботанический сад | |||
Профессии типа «Человек – природа» (растительный мир). Личностные качества (Любовь к природе, терпение, аккуратность) | Анкета «Природа и я» (часть А) | ||
Профессии типа «Человек – природа» (животный мир). Экскурсия в зоопарк | |||
Профессии типа «Человек – природа» (животный мир). Личностные качества (Любовь к животным, эмпатия, внимательность, заботливость). Игры «Обезьянки», «Эмпатия», Угадай настроение» | Анкета «Природа и я» (часть Б) | ||
Встреча с людьми профессий типа «человек – природа» | |||
Профессии типа «Человек – художественный образ». Поход в театр, в кино | |||
Профессии типа «Человек – художественный образ». Личностные качества (воображение, артистизм, трудолюбие). Игра «Покажи настроение» | Мяч, карточки с заданиями | ||
Профессии типа «Человек – художественный образ». Экскурсия в музей, на выставку | |||
Профессии типа «Человек – художественный образ». Личностные качества (восприятие, самовыражение, наблюдательность). Игра «Что изменилось?». | |||
Профессии типа «Человек – художественный образ». Экскурсия на производство, связанное с художественными промыслами (роспись или резьба по дереву, гончарные мастерские, роспись по фарфору, роспись по ткани, вышивка, чеканка и т.д.) | |||
Встреча с людьми профессий типа «человек – художественный образ», «Мастер – класс», игра «Что – откуда?» |
Примечание:
1. Занятия, посвященные профессиям типа «человек – природа» позволяют формировать бережное отношение к природе, дают возможность решать вопросы экологического воспитания. Участие учащихся в таких акциях как: «Чистый берег», «Сделаем город зеленым» и т.д. также может быть включено в программу профессионального сопровождения.
2. При знакомстве с профессиями типа «человек – художественный образ» очень увлекательно проходят такие практические занятия как «мастер – класс». Это могут быть занятия организованные в школе совместно с преподавателем ИЗО, музыкальным руководителем, а могут быть занятия организованные непосредственно в художественных мастерских, в театральных студиях и т.д.
Класс
№ п/п | Наименование темы занятия | Перечень материалов | Кол-во часов |
Профессии типа «Человек – человек». Экстраверсия – интроверсия | |||
Профессии типа «Человек – человек». Личностные качества (эмпатия, сенситивность). Игра «Мигалки» | |||
Умеем ли мы общаться. Игра «Официант» | |||
Встреча с людьми профессий типа «человек – человек» | |||
Профессии типа «Человек – техника». Экскурсия на какое – либо производство (строительство, в автопарк) | |||
Профессии типа «Человек – техника». Внимание, переключаемость внимания, объем внимания | Таблицы Шульте, Проба Бурдона | ||
Профессии типа «Человек – техника». Координация движений, ручная умелость. | Тест Pointillage, нанизывание бус, вырезание | ||
Встреча с интересными людьми профессий типа «Человек – техника». | |||
Профессии типа «Человек – знаковая система». Игра «Остров сокровищ» | |||
Тренируем логику | |||
Конкурс «День защиты профессии» |
Класс
Цель работы психолога :
Создать психолого-педагогические условия для проектирования индивидуальной образовательной траектории.
Задачи:
- Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий.
- Сформировать у учащихся представление о своих психофизиологических качествах.
- Сформировать у учащихся умение адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
- Развитие у учащихся самостоятельности и ответственности.
№ п/п | Наименование темы занятия | Перечень материалов | Кол-во часов |
Свойства нервной системы. Исследование типа нервной системы. СНС, Теппинг - тест | Опросник СНС, | ||
Тип нервной системы и выбор профессии | |||
Исследование моторной ловкости. Профессии, требующие высокого уровня развития моторной ловкости. | |||
Исследование ощущений (тактильных, зрительных) | |||
Исследование восприятия времени. (метод 225/226- отмеривание времени или тест «восприятие времени») | |||
Исследование памяти (объем кратковременной памяти, преобладающий тип запоминания). Профессии, требующие высокого уровня развития памяти. | |||
Исследование внимания (концентрация внимания, переключаемость внимания). Методика «Лабиринт». Профессии, требующие высокого уровня развития внимания. | |||
Исследование воображения | |||
Исследование эмоционально- волевых процессов (тревожность, настроение). Профессиональный успех и эмоциональное состояние. | Метод 125/126 (Тест школьной тревожности Филлипса) | ||
Психологический тип. Опросник Кейрси | Опросник Кейрси (метод 199/200) | ||
Профессиональные предрасположенности для каждого типа | |||
Всего часов |
Класс
Цель программы:
Создать психолого-педагогические условия для сознательного ответственного выбора учащимся своего дальнейшего образовательного маршрута.
Задачи:
- Определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса
- Расширение знаний учащихся о квалификационных требованиях предъявляемых профессией.
- Расширение знаний учащихся о рынке образовательных услуг.
- Развитие самостоятельности, независимости от внешнего окружения
- Развитие навыков общения
- Психологическое просвещение родителей об актуальных проблемах учащихся 9-го класса
Курс рассчитан на 36 часов (34 часа - работа со школьниками, 2 часа – работа с родителями)
№ п/п | Наименование темы занятия | Перечень материалов | Кол-во часов |
Выбор профессии | |||
Вводное занятие. Заполнение анкеты. Анкета «Мои профессиональные намерения» | Анкета «Мои профессиональные намерения» | 1 час | |
Практическое занятие «Мой выбор». Основные ошибки при выборе профессии. Анализ «Как я делаю свой выбор?» | 2 часа | ||
Опросник профессиональной готовности (или методика Йоваши) | ОПГ (метод 189/190) или опросник Йоваши (метод 79/80) | 1 час | |
Понятие о профессиях и специальностях. Требования, предъявляемые профессией к человеку | |||
Многообразие профессий. Игра «Профессия на букву», упражнение «Человек – профессия» | 1 час | ||
Классификация профессий по предмету труда. Игра «Цепочка профессий» | 1 час | ||
Образ «Я» и профессия. Игра «Кто есть кто?», игровое упражнение «Советчик» | 1 час | ||
Схема анализа профессии, игра «Угадай профессию» | 2 часа | ||
Свойства личности и выбор профессии. Опросник Голланда. | Опросник Голланда (метод 77/78) | 2 часа | |
Игра «Самая – самая». Здоровье и выбор профессии | 1 час | ||
Труд в жизни человека. Игра «Один день из жизни» | 1 час | ||
Стереотипы восприятия определенных профессий. Игра«Поступь профессионала» | 1 час | ||
Самооценка и притязания | |||
Самооценка и ее значение в профессиональной деятельности. «Мотивация достижения успеха» (Мехрабиан). | Мотивация достижения успеха (метод 89/90) | 1 час | |
Влияние уровня притязаний на выбор профессии. Карьерный рост. Престижность профессии. | Методика «Оценка уровня притязаний» Хоппе | 1 час | |
Значение мотивации в профессиональной деятельности. «Мотивация аффилиации» (Мехрабиан). Путь к успеху. | Мотивация аффилиации» (метод 91/92) | 1 час | |
Карьерный рост и умение преодолевать препятствия. Игровое упражнение «Ловушки – капканчики» | 1 час | ||
Притязания и способности. Тест Амтхауэра | Тест Амтхауэра (метод 181/182) | 2 часа | |
Пути приобретения профессии | |||
Современный рынок труда и ученических мест. Сведения о возможных путях получения образования по выбранной профессии. Информация о различных типах учебных заведений и предприятиях района и города. | 1 час | ||
Ярмарка вакансий | 2 часа | ||
Профильное обучение в школе. Презентация элективных курсов | 2 часа | ||
Знакомство с условиями приема в учебные заведения. Работа со справочной литературой | 1 час | ||
Знакомство учащихся с информационно-поисковыми системами (ИПС), обучение учащихся современным методам поиска профессий, учебных заведений, рабочих мест | 2 часа | ||
Предварительное построение индивидуального профессионального плана | 1 час | ||
Вариант 1 - Родительское собрание: «Выбор профиля» Вариант 2 – индивидуальное собеседование с родителями учащихся | Анкета для родителей | 2 часа | |
Индивидуальное консультирование по вопросам выбора дальнейшего образовательного маршрута | 4 часа | ||
Заключительное занятие курса. | 1 час |
Психологическое сопровождение профильной
подготовки. Учебный план
Класс
Цель программы:
Создать психолого-педагогические условия для развития самостоятельной ответственной личности
Задачи:
· Исследование и развитие у учащихся коммуникативных навыков
· Развитие у учащихся ответственности и самостоятельности
· Развитие у учащихся навыков работы в коллективе
Курс рассчитан на 36 учебных часов.
№ п/п | Наименование темы занятия | Перечень материалов | Кол-во часов |
Исследование внутригрупповых отношений во вновь сформированных профильных классах | социометрические методики | 1 час | |
Формирование сплоченности в коллективе | |||
Социально-психологическая игра "Выжить в пустыне" | 4 часа | ||
Доверие. Игровое упражнение «Комплимент». | 1 час | ||
Формирование доверительных отношений в группе. Игровые упражнения: «Я такой же, как ты…», «Восковая палочка» | 2 часа | ||
Коммуникативная компетентность | |||
Исследование социального интеллекта (или опросник КОС) | 1 час | ||
Невербальные сигналы (мимика, жест). Игровые упражнения: «Светофор», «Сделайте вместе» | 2 часа | ||
Поза и качество общения. Игровое упражнение «Разговор» | 1 час | ||
Умение договариваться с другим человеком. Социально-психологическая игра «Продажа лошади (лошадь, ковбой)». Фазы беседы. Техника установления контакта. | 2 часа | ||
Формирование навыков успешного общения. Эмпатия. Присоединение по позе, по дыханию. Игровое упражнение «Живые картинки». Игровое упражнение «Волшебное кольцо» | Опросник эмпатии (Юсупов), метод 51/52 | 4 часа | |
Личность, жизненные ценности | |||
Уважение, дружба, любовь, самовыражение. Исследование ценностных ориентаций. Рисунок – мандала «Мои жизненные ценности» | Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (или «Особенности формирования ЦО» | 2 часа | |
Ответственность. Способность заботиться о другом. Способность доверять партнеру. Психологическая игра «Слепой и поводырь». | 2 часа | ||
Оценка уровня развития морального сознания. | 1 час | ||
Нравственный выбор. Отношение к нравственным нормам. Методика «Закончи предложение» | Методика «Закончи предложение» | 2 часа | |
Уверенность и самоуверенность. Тест «Уверенность в себе» | Тест «Уверенность в себе» | 1 час | |
Как высказать свое собственное мнение. Как сказать «нет». Игровое упражнение «Своя песня» | 2 часа | ||
Зависимости. Виды зависимостей. Как не попасть в зависимость. Пути выхода из зависимости. | 2 часа | ||
Принятие решений в группе | |||
Социально-психологическая игра «Создание государства». Нормы и ценности группы (класса, школы). Игровое упражнение «Пальцы» | 6 часов | ||
Класс
Цель программы:
Создать психолого-педагогические условия для профессионального самоопределения учащихся.
Задачи:
· Развитие навыков планирования
· Развитие навыков самопрезентации
· Расширение знаний учащихся о рынке труда
· Расширение знаний учащихся о рынке образовательных услуг.
Курс рассчитан на 34 учебных часа
№ п/п | Наименование темы занятия | Перечень материалов | Кол-во часов |
Практическое занятие «План моего будущего», 1 часть. Вариант.2: круглый стол «Путь к профессиональной карьере», «Мое профессиональное будущее» | Карточки для девизов (в соответствии с количеством участников) | 1 час | |
Профессиональная успешность | |||
Формула успеха. Интерес. Способности. Подготовка. | 3 часа | ||
Как я принимаю решения | 1 час | ||
Конфликт. Поведение в конфликтной ситуации. Игровое упражнение «Заросли». Факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта | Тест К.Томаса | 4 часа | |
Воля. Психологическая устойчивость. Игровое упражнение «Как стать неудачником» | 1 час | ||
Планирование | |||
Тренинг «Мои взаимоотношения со временем» | 4 часа | ||
Путь к своей цели. Правила планирования. Игровое упражнение «Путь к цели», «5 шагов» | 5 часов | ||
Усталость. Оценка своего состояния. Планирование отдыха. | САН (метод 97/98) или методика «Поиск чисел» (метод 111/112) | 3 часа | |
Внешний контроль и самоконтроль. Исследование уровня субъективного контроля | Тест- опросник УСК | 2 часа | |
Трудоустройство (поступление в учебное заведение) | |||
Игра «А вот и Я» | 1 час | ||
Знакомство учащихся с техниками активного слушания | Раздаточный материал: техники активного слушания | 2 часа | |
Письмо работодателю. Резюме | 1 час | ||
Формирование у учащихся практических навыков общения с работодателем. Ролевые игры «Cобеседование с работодателем» | Видеокамера, телевизор (желательно) | 4 часа | |
Подведение итогов | |||
Практическое занятие «План моего будущего», часть 2. (Индивидуальное собеседование с каждым учеником). | 1 час | ||
Заключительное занятие. Что такое «Портфолио» | 1 час |
Описание профориентационных игр, практических
занятий
Викторина «Мир профессий»
Цель занятия: В увлекательной форме сформировать у учащихся представление о многообразии профессий.
Игра проводится с целым классом. Весь класс делится на команды (например, по колонкам).