Блок «профинформация и профагитация».

Профинформация включает в себя ознакомление учащихся с рынком труда в регионе, с современными видами производства, с разнообразием работ и профессий, их содержанием и значимостью, а также ознакомление учащихся с требованиями предъявляемыми данными профессиями к человеку.

Занятия, направленные на расширение знаний учащихся о различных профессиях, о востребованности тех или других специалистов в районе проживания учащихся можно начинать еще в средней школе.

Перечень возможных мероприятий, игр, занятий, направленных на реализацию целей профинформации и профагитации:

1. Экскурсии на предприятия региона

2. Посещение дней открытых дверей учебных заведений региона (как в индивидуальном режиме, так и плановые экскурсии)

3. Приглашения мастеров (специалистов) различных профессий в школу

4. Цикл занятий: «Удивительный мир профессий»

5. Викторина «Мир профессий»

6. Викторина «Острова профессий»

7. Конкурс «День защиты профессии»

8. Участие в «Ярмарке вакансий»

9. Знакомство учащихся с инвестиционными программами данного региона

10. Знакомство учащихся с профессиограммами (краткими описаниями профессий)

11. Обучение учащихся работать со справочной литературой («Куда пойти учиться», «ВУЗы города» и т.д.)

12. Знакомство учащихся с информационно-поисковыми системами (ИПС), обучение учащихся современным методам поиска профессий, учебных заведений, рабочих мест

13. Презентация программ элективных курсов

14. Участие в акциях: «Мое трудовое лето»

15. Игры:

15.1. «Угадай профессию»

15.2. «Цепочка профессий»

15.3. «Профессия на букву»

15.4. «Что – откуда?»

15.5. «Самая – самая»

15.6. «Остров сокровищ»

15.7. «Человек – профессия»

15.8. «Поступь профессионала»

15.9. «Один день из жизни»

16. Классификация профессий по предмету труда

17. Бланковая игра "Бизнес – риск – мен" [2]

18. Бланковая игра "Я – компаньон" [2]

Блок «Профдиагностика»

Формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии предполагает самопознание и самодиагностику учащихся. Основной целью данного блока является помощь учащимся в самопознании.

Перечень возможных методик:

1. Беседы – интервью (как закрытые – интервью по строго обозначенным вопросам, так и открытые, в ходе которых можно несколько отвлечься от заранее заготовленных вопросов)

2. Опросники профессиональной мотивации

2.1. Анкета «Мои профессиональные намерения»

2.2. Анкета «Природа и я»

2.3. Опросник профессиональной готовности (метод 189/190)

2.4. Методика Йоваши (метод 79/80)

2.5. Методика Голланда (метод 77/78)

2.6. Карта профессиональных интересов (метод 187/188)

2.7. Мотивация профессиональной деятельности (метод 83/84)

2.8. Активизирующий опросник "Перекресток" [2]

3. Личностные опросники

3.1. Опросник эмпатии (метод 51/52)

3.2. Методика Айзенка (темперамент, метод 81/82)

3.3. Мотивация достижения успеха (метод 89/90)

3.4. Мотивация аффилиации (метод 91/92)

3.5. СНС (метод 121/122)

3.6. Методика Ильина и Ковалева (метод 105/106)

3.7. Школьная тревожность (Филлипс, метод 125/126)

3.8. МПДО Леонгарда – Личко (метод 149/150)

3.9. Шкала нервно – психического состояния (метод 109/110)

3.10. САН (метод 97/98)

3.11. Поиск чисел (метод 111/112)

3.12. Опросник Басса – Дарки (метод 107/108)

3.13. Опросник Шуберта (метод 165/166)

3.14. Опросник Кейрси (метод 199/200)

3.15. Уверенность в себе (Райдас)

3.16. Опросник КОС

3.17. Тест К.Томаса

3.18. Активизирующий опросник "Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ) [2]

3.19. Активизирующий опросник "Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)" [2]

4. Аппаратные методы исследования

4.1. ПСР (методы 53/54 и 55/56)

4.2. Порог восприятия стимула (методы 57/58 и 59/60)

4.3. Аппаратный теппинг тест (метод 221/222)

4.4. Сенсомоторные реакции (ПСР и ССР, метод 223/224)

4.5. Реакция на движение и время (метод 225/226)

5. Проективные тесты

5.1. Тест Люшера (методы: 73/74 и 75/76)

5.2. Цветовой тест отношений (метод 173/174)

6. Тесты способностей

6.1. ШТУР (метод 145/146)

6.2. Тест Амтхауэра (метод 181/182)

6.3. Таблицы Шульте

6.4. Проба Бурдона

6.5. «Лабиринт» (субтест детского варианта Векслера)

6.6. Тест Тулуз – Пьерона

6.7. Теппинг – тест

6.8. Тесты ручной умелости

6.8.1. Диски Вальтера

6.8.2. Прокалывание мишеней

6.8.3. Вырезание

6.8.4. Нанизывание бус

6.8.5. Тест Pointillage

7. Изучение межличностных отношений

7.1. Социограмма

7.2. Оценка отношений подростка с классом

8. Возможные занятия и игровые упражнения

8.1. Занятие «Исследование восприятия времени»

8.2. Занятие «Мои взаимоотношения со временем»

Наши рекомендации