Блок «профинформация и профагитация».
Профинформация включает в себя ознакомление учащихся с рынком труда в регионе, с современными видами производства, с разнообразием работ и профессий, их содержанием и значимостью, а также ознакомление учащихся с требованиями предъявляемыми данными профессиями к человеку.
Занятия, направленные на расширение знаний учащихся о различных профессиях, о востребованности тех или других специалистов в районе проживания учащихся можно начинать еще в средней школе.
Перечень возможных мероприятий, игр, занятий, направленных на реализацию целей профинформации и профагитации:
1. Экскурсии на предприятия региона
2. Посещение дней открытых дверей учебных заведений региона (как в индивидуальном режиме, так и плановые экскурсии)
3. Приглашения мастеров (специалистов) различных профессий в школу
4. Цикл занятий: «Удивительный мир профессий»
5. Викторина «Мир профессий»
6. Викторина «Острова профессий»
7. Конкурс «День защиты профессии»
8. Участие в «Ярмарке вакансий»
9. Знакомство учащихся с инвестиционными программами данного региона
10. Знакомство учащихся с профессиограммами (краткими описаниями профессий)
11. Обучение учащихся работать со справочной литературой («Куда пойти учиться», «ВУЗы города» и т.д.)
12. Знакомство учащихся с информационно-поисковыми системами (ИПС), обучение учащихся современным методам поиска профессий, учебных заведений, рабочих мест
13. Презентация программ элективных курсов
14. Участие в акциях: «Мое трудовое лето»
15. Игры:
15.1. «Угадай профессию»
15.2. «Цепочка профессий»
15.3. «Профессия на букву»
15.4. «Что – откуда?»
15.5. «Самая – самая»
15.6. «Остров сокровищ»
15.7. «Человек – профессия»
15.8. «Поступь профессионала»
15.9. «Один день из жизни»
16. Классификация профессий по предмету труда
17. Бланковая игра "Бизнес – риск – мен" [2]
18. Бланковая игра "Я – компаньон" [2]
Блок «Профдиагностика»
Формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии предполагает самопознание и самодиагностику учащихся. Основной целью данного блока является помощь учащимся в самопознании.
Перечень возможных методик:
1. Беседы – интервью (как закрытые – интервью по строго обозначенным вопросам, так и открытые, в ходе которых можно несколько отвлечься от заранее заготовленных вопросов)
2. Опросники профессиональной мотивации
2.1. Анкета «Мои профессиональные намерения»
2.2. Анкета «Природа и я»
2.3. Опросник профессиональной готовности (метод 189/190)
2.4. Методика Йоваши (метод 79/80)
2.5. Методика Голланда (метод 77/78)
2.6. Карта профессиональных интересов (метод 187/188)
2.7. Мотивация профессиональной деятельности (метод 83/84)
2.8. Активизирующий опросник "Перекресток" [2]
3. Личностные опросники
3.1. Опросник эмпатии (метод 51/52)
3.2. Методика Айзенка (темперамент, метод 81/82)
3.3. Мотивация достижения успеха (метод 89/90)
3.4. Мотивация аффилиации (метод 91/92)
3.5. СНС (метод 121/122)
3.6. Методика Ильина и Ковалева (метод 105/106)
3.7. Школьная тревожность (Филлипс, метод 125/126)
3.8. МПДО Леонгарда – Личко (метод 149/150)
3.9. Шкала нервно – психического состояния (метод 109/110)
3.10. САН (метод 97/98)
3.11. Поиск чисел (метод 111/112)
3.12. Опросник Басса – Дарки (метод 107/108)
3.13. Опросник Шуберта (метод 165/166)
3.14. Опросник Кейрси (метод 199/200)
3.15. Уверенность в себе (Райдас)
3.16. Опросник КОС
3.17. Тест К.Томаса
3.18. Активизирующий опросник "Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ) [2]
3.19. Активизирующий опросник "Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)" [2]
4. Аппаратные методы исследования
4.1. ПСР (методы 53/54 и 55/56)
4.2. Порог восприятия стимула (методы 57/58 и 59/60)
4.3. Аппаратный теппинг тест (метод 221/222)
4.4. Сенсомоторные реакции (ПСР и ССР, метод 223/224)
4.5. Реакция на движение и время (метод 225/226)
5. Проективные тесты
5.1. Тест Люшера (методы: 73/74 и 75/76)
5.2. Цветовой тест отношений (метод 173/174)
6. Тесты способностей
6.1. ШТУР (метод 145/146)
6.2. Тест Амтхауэра (метод 181/182)
6.3. Таблицы Шульте
6.4. Проба Бурдона
6.5. «Лабиринт» (субтест детского варианта Векслера)
6.6. Тест Тулуз – Пьерона
6.7. Теппинг – тест
6.8. Тесты ручной умелости
6.8.1. Диски Вальтера
6.8.2. Прокалывание мишеней
6.8.3. Вырезание
6.8.4. Нанизывание бус
6.8.5. Тест Pointillage
7. Изучение межличностных отношений
7.1. Социограмма
7.2. Оценка отношений подростка с классом
8. Возможные занятия и игровые упражнения
8.1. Занятие «Исследование восприятия времени»
8.2. Занятие «Мои взаимоотношения со временем»