Методика диагностики ребенка и окружающей его микросреды в деятельности социального педагога.
Соц-пед диагностика— специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум соц-психологических, пед, экологич и социокультурных факторов. Псхолого-педаго диагностика –диагностика,связанная с процессами обучения, воспитания, развития. Диагностируются: процессы воспит., проблемы, связ. с обучением, познав. процессы, свойства, состояния. Классиф. методов ППД по Ананьеву. 4 группы методов:
1.Организационная группа методов: -сравнит методы (н-р: сравнение классов); -лонгитюдные (н-р: инд сопровождение и поддежка; проблемные детиàлонг.м.àможно решить проблемы ребенка).
2. Эмпирическая группа методов: -эксперимент (лабор.,естествен.;они делятся на констатир.-сбор фактов,зафиксир. в данный момент и формир.-разраб. программ, котор.использ. на протяж какого-то времени); -опрос (устн.- беседа, интервью; письм.- анкетир. ;беседа может выступ.доп. методом по отнош. к анкетир. для уточнения информ.; СОЦ.ПЕД. может использовать опрос как исслед. метод) ; -наблюдение(непосредствен.-набл. за действиями детей и их речью, с полощью бланка; опосредован.- изучение по документам, по мед. карте, успеваем. по кл. журн.; СОЦ. ПЕД. набл. за успев., повед.,соц. статусом реб.); -метод социометрии- исслед. межличностн. отнош. в группе,т.е.статуса реб. в гр.(можно поставить этот метод на первое место в работе соц. педагога; д. работать в одной команде с родителями; причины низк. статуса: низк. самооц., оценка взросл., оценка. сверстн.)Соц. пед. не использ. в своей работе психол. диагностич. методики, кот. диагностир. психич. процессы, свойства, состояния, межличностные отнош.,личн. качества,способности.; -биографич. метод(родители-возраст, образов.; полн.,неполн.семья,; ребенок-когда родился,был ли в яслях,д ет. садах,и др.); -анализ продуктов деятельности.
3. Методы обработки данных: -количественные (статист.);качественные (описание статистич. качеств).
4.Интерпретационные методы: -генетический метод (развив. это качество или нет; прим. при лонгитюд. исслед.); -структурный метод.
В общем смысле диагностика - особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознанием единичного явления. Результат такого познания - диагноз, т.е. заключение о принадлежности к сущности, выраженной в единичном. Целью диагностики является определение состояния объекта социально-педагогической работы.
Поскольку деятельность социального педагога является многоплановой, а его функции разнообразны и в процессе реализации опираются на различные области научного знания, в практике работы ему приходится использовать методы, относящиеся к разным профессиям. В своей деятельности социальный педагог использует медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую и социально-педагогическую диагностику, отдельным методом работы социального педагога является социально-педагогический мониторинг.
Медицинская диагностика - процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.
Педагогическая диагностика изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.
Психологическая диагностика (психодиагностика) — выявление индивидуально-психологических свойств личности или других объектов (группа лиц, организация), поддающихся психологическому анализу.
Социальная диагностика - комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние.
Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социокультурных факторов.
Социально-педагогический мониторинг - научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта социально-педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и тактического решения.
Методика диагностики личности
Диагностическая функция – одна из основных в деятельности социального педагога.
Диагностика – это общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Диагностика - важнейший компонент социальной технологии (цель – диагноз – прогноз – программа – внедрение - анализ).
Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:
1. ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;
2. измерение и анализ показателей;
3. формулирование и оформление выводов, заключение, постановка социального диагноза.
В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:
выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения; уточнение социальной ситуации развития; определение степени развития или деформации различных свойств и качеств обусловленных включением человека в различные социальные связи; ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение социального портрета личности.
Требования к социальному педагогу осуществляющему диагностическую функцию:
=Соблюдать общие технологические требования; соблюдать этические нормы; защищать интересы подопечного; обладать профессиональной компетенцией.
=Результаты диагностической деятельности оформляются в «карту-характеристику личности»; «медико-психолого-педагогическую характеристику» личности и т.п .
Используемые методики:
Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности.
Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.
Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.
Интервью – метод с заранее подготовленными вопросами, адресованные каждому конкретному испытуемому.
Метод экспертной оценки – основан на анкетировании лиц интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.
Анализ документов – позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте.
Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания и др .