Методика работы организаций, занимающихся социально педагогической помощью
Соц инфраструктура - совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающие удовлетворение соц потребностей граждан и защиту их соц прав. Это совокупность таких отраслей, как наука, образование, торговля, здравоохранение, общественное питание, соц защита населения, жилищно-коммунальное хозяйство и др.По отношению к социальной деятельности социальная инфраструктура является внешней системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. Социальная инфраструктура включает в себя следующие уровни:
· -высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства - например, Министерство образования РФ, Министерство здравоохранения, труда и соц развития и др.; а также комитеты, службы и комиссии - например, комитет по делам молодежи; комитет по физической культуре, спорту и туризму; комиссии по вопросам женщин, по вопросам семьи и др.);
· уровень региональных и муниципальных органов и учреждений (органы и учреждения на местах, которые руководят решением тех или иных социальных вопросов, осуществляют конкретные акты социальной политики, выполняют управленческие функции; а также функциональные учреждения школы, больницы, институты, библиотеки, центры социального обслуживания различных категорий населения и т.д.);
· неправительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).
Соц-пед инфраструктура - совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на оказание профессиональной соц-пед помощи людям (независимо от возраста) в целях защиты их гражданских прав и свобод, охраны жизни и здоровья, создания условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме. Особенностью соц-пед инфраструктуры является то, что она имеет ярко выраженный межведомственный характер. Компоненты (учреждения, службы, организации и др.), составляющие соц-пед инфраструктуру той или иной территории, могут принадлежать как одной отрасли (например, образованию или социальной защите населения), так и разным отраслям. При этом следует иметь в виду, что соц-пед инфраструктура представляет собой сбалансированную и развивающуюся систему.
Главной задачей соц-пед инфраструктуры является оказание соц-пед услуг в целях более полного удовлетворения общественных и личных запросов граждан на развитие, психолого-педагогическую, медицинскую, социальную адаптацию и реабилитацию, защиту прав несовершеннолетних.
Основными характеристиками соц-пед инфраструктуры являются:
1) ее нацеленность на защиту прав человека (на достойную жизнь, здоровье, образование и развитие), на его социальную, психолого-педагогическую поддержку, на помощь людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах;
2) взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие элементов инфраструктуры, ее целостность;
3) наличие гос, муниципального, общественного органа, координирующего совместную деятельность компонентов соц-пед инфраструктуры.
В соц-пед инфраструктуре представлены след группы учреждений: учреждения общего и проф образования разных ступеней и уровней подготовки в них; коррекционные образовательные учреждения (группы) для детей с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей; клубные учреждения для детей и подростков; реабилитационные учреждения по восстановлению утраченных или ослабленных свойств и качеств личности; службы комплексной помощи семье и детям (например, опеки и попечительства, центры помощи семье и детям, приюты и др.).
Методика организации социально-педагогического комплекса:
СПК – это структурно упорядоченная разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических служб, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и осуществление прав каждого своего члена в творческой самореализации, успешном физическом, психическом и социальном развитии личности.
Задачи СПК: обеспечение необходимых условий по месту проживания детей для них эффективного социального воспитания; проведение ранней диагностики, коррекции и реабилитации; оказание оперативной социальной помощи; координация усилий в работе с семьей и в микросоциуме; социально-педагогическая поддержка детей и семей со специфическими нуждами (оставшихся без попечения родителей, инвалидов, «группы риска» и т.п.).
Виды СПК:
1. СПК школьного, ведомственного и межведомственного уровня;
2. СПК территориального и проблемно-ориентированного типов;
3. СПК широкого профиля и ориентированные на отдельные категории обслуживаемых.
Система – 1)это прежде всего целостная совокупность элементов.2) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
Службы социальной помощи – это организации, призванные решать проблемы населения.
Социальная защита - целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, соц.груп, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем обусловленных социальными рисками, которые могут привести, или уже привели, к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и закономерных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а так же их оптимального развития восстановление или приобретение.
Функции соц.помощи: несет расширенную информационную ответственность; дает информацию, совет и руководящие указания, которые могут содействовать решению или предотвращению социальных проблем; если не может оказать помощь, то должна проследить за тем, чтобы ее оказали другие.
Службы соц.помощи: общественные организации («Красный крест»); отдел социальной работы; ПДН; КДН; МУ «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам» – Леда; МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних «Душа»);реабилитационные центры и др.
*Семья как институт социализации
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной отвтственностью и взаимопомощью, в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Сущность семьи – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Являет собой персональную среду жизни и развития подрастающих поколений, качество которой определяется рядом параметров:
- демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, нуклеарная – родители и дети; полная, неполная; однодетная, мало- или многодетная)
- социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
- имущественно-экономический – имущ.характеристики и занятость родителей на работе.
- технико-гигиенический – особенности образа жизни, условия проживания, оборудованность.
Особенности современной семьи.
Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только экономической функцией, но и изменением эмоционально-психологических функций (большая привязанность, глубина эмоциональных отношений) Дети – главная ценность жизни. Проблемы:
1. Однодетность семей, проживание отдельно
2. Разделение мужского и женского труда сведено к минимуму
3. Повышение уровня ожиданий супругов друг к другу
4. Проблемные отношения детей и родителей
Социализирующие функции семьи
1. Физическое и эмоциональное развитие человека
2. Формирование психологического пола ребенка (половая типизация)
3. Умственное развитие ребенка
4. Овладение социальными нормами
5. Формирование ценностных ориентаций
6. Социальное развитие
Семейное воспитание – более или менее осознаваемые условия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик:
– от личностных ресурсов (состав семьи – один или оба родителя, сиблинги, родственники; состояние здоровья, образование, увлечения, вкусы, ценностные ориентации, отношение старших к младшим).
- целей воспитания (привитие гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, личностное развитие; культивирование индивидуализма, жестокости, нетерпимости).
- стиль воспитания – типичная система приемов и характер взаимодействия с младшими:
Авторитарный – стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать инициативу, жестко добиваться выполнения всех требований, контроль поведения, интересов, желаний.
Демократический – стремление старших установить теплые отношения с младшими, привлекать к решению проблем, поощрять инициативу.