Поворот через фордевинд при штормовой погоде
Рис. 80 а. Подготовка к повороту через фордевинд: слегка наветренный крен, румпель и гика-шкот подготовлены к перемене галса К моменту переброски грота подошли со слишком большим креном |
Рис. 80 б. Матрос больше беспокоится, чтобы гик не ударил его, и забыл о необходимости следить за креном!.. |
Знак, у которого нужно делать поворот через фордевинд, — самое неприятное место при штормовой погоде (рис. 80). Первые такие повороты в сильный ветер пугали меня, но, даже сделав их тысячи, я все же испытываю чувство тревоги вблизи знака: .ошибка—и ты перевернулся. Однако некоторые рулевые часто увеличивают возможности яхты перевернуться, следуя инструкциям, которые содержатся в старых учебниках и больше подходят для «Катти Сарк».
Худшее, что можно сделать перед поворотом через фордевинд, - выбрать гик в ДП. Тогда в сильный ветер динги становится неуправляемой. Это часто приводит к переворачиванию.
Вторая возможность перевернуться - позволить матросу начать с усилием перекладывать гик раньше, чем он сам начнет перекладываться.
Перемещаясь при этом под ветер, шкотовый не сможет корректировать крен и нарушит и без того хрупкое равновесие, когда будет стараться переложить парус, который тащит вас со скоростью 10 узлов, а то и больше.
Рис. 80 в... и тогда ... |
Рис. 80 г. Успешное откренивание слегка опоздало! |
Если он обладает достаточной силой для того, чтобы переложить грот раньше, чем сам перейдет на другой галс, грот развернется с очень сильным хлопком и на слишком полном курсе другого галса немедленно наполнится, что может привести к обратному повороту через фордевинд. Резкое изменение курса при повороте также может помочь яхте перевернуться — центробежная сила и большая угловая скорость помогают оверкилю.
Порядок действий, обеспечивающий наибольшую безопасность на маленькой динги, примерно таков:
— слегка опустить шверт - примерно на треть;
— сказать матросу, чтобы он сидел в середине и не перекладывал гик без команды;
— повернуть удлинитель румпеля так, чтобы он оказался под рукой на новом галсе;
— постепенно уваливаться, огибая знак с подветра;
— когда гик сам начнет перекладываться, сказать матросу, чтобы он подтолкнул гик, или самому помочь переложить гика-шкот;
— резко и быстро пересесть на другой борт, избегая удара гиком, который в тот момент «со свистом» несется на вас;
— занять положение на новом наветренном борту, держать румпель за удлинитель; шкотовый в это время все еще должен сидеть в кокпите, готовый к тому, чтобы откорректировать крен;
— немедленно увалиться, как только двинется гик.
Если переложить гик на другой галс с некоторой задержкой, то после поворота через фордевинд яхта окажется ближе к галфвинду - курсу, на котором она лучше управляется, чем на бакштаге.
— Поскольку гик вытравлен предельно, то на новом галсе грот не заполнится немедленно, поэтому после поворота через фордевинд вы просто увалитесь и выберете гика-шкоты настолько, насколько это необходимо для глиссирования на следующем участке дистанции.
Рис. 81 а. Яхта перед началом .поворота через фордевинд идет без крена с гротом, потравленным до нормального положения |
Рис. 81 б. Момент поворота: гика-шкот свободен, гик начинает идти сам, рулевой меняет руки и пересаживается |
Рис. 81 в. Гик перешел в нормальное положение на новом галсе, руль положен в ДП, хотя первые две-три секунды после перекладки надо чуть увалиться |
При более спокойных ветрах гик можно переложить чуточку быстрее, и если в момент поворота через фордевинд вы поставите руль прямо и, может быть, чуточку увалитесь в момент перехода гика, яхта ляжет на новый галс с наполненным гротом и с запасом скорости (рис. 81).