Понятие о физических качествах. Их развитие, воспитание. Двигательные способности. Факторы, лежащие в основе развития двигательных способностей

Физические качества – врожденные, т.е. генетически установленные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека

Развитие физ.качеств – естественный ход изменений физических качеств

Воспитание физ.качеств – предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества

Двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму их проявления – двигательные умения и навыки.

В основе развития двигательных способностей лежат:

1) Анатомо-морфологические особенности мозга и НС ( св-ва нервных процессов, сила, подвижность их протекания, строение головного мозга)

2) Физиологические способности (особенности систем кровообращения, дыхания, ССС)

3) Биологические особенности (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена в-в, энергетики. Мышечные сокращения)

4) Телесные особенности (длина тела и конечностей, масса тела, мышц, жировой ткани)

5) Хромосомные или генные особенности (наследственность)

6) Психодинамическиие параметры (темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции)

Сила. Собственно силовые способности. Скоростно-силовые способности. Силовая ловкость. Силовая выносливость.

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему засчет мышечных усилий или напряжений.

Различают собственно силовые способности и их соединения с другими физическими способностями.

Собственно силовые способности проявляются:

1) При относительно медленных сокращениях мышц в У, выполненных с околопредельными и предельными отягощениями(приседания со штангой большого веса)

2) При мышечных напряжениях статического(изометрического) типа, т.е. без изменения длины мышц

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением.

· Абсолютная сила(максимальная) – сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела

· Относительная сила – проявляется человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максим.силы к массе тела человека

Самые благоприятные периоды развития силы у юношей: от 13-14 до 17-18, а у девушек от 11-13 до 15-16 лет.

Скоростно-силовые способностихарактеризуются непредельными напряжениями мышц в У, выполняемых со значительной скоростью. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуются и быстрота движений(отталкивание в прыжках в длину и высоту), при этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом, тем бОльшую роль играет силовой момент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым компонентам относят:

· Быстрая сила – характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в У, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей предельной величины

· Взрывная сила – достижение максимальных показателей силы в возможно короткое время по ходу выполнения двигательного действия(при низком старте в спринте, метаниях). Взрывная сила характеризуется 2 компонентами:

1) Стартовая сила – характеристика способностей мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения

2) Ускоряющая сила – способность мышц к быстрому наращиванию рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения

Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.

В зависимости от режима работы мышц выделяют:

· Динамическую силовую выносливость – она характерна для циклической и ациклической деятельности(отжимания в упоре лежа)

· Статическую силовую выносливость – типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе(У на кольцах с упором рук в стороны)

Силовая ловкость – проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности(спорт.игры, борьба, бокс)

Средства воспитания силы

ФУ с повышенным отягощением, которое направленно стимулирует увеличение напряжения мышц. Средства делятся на основные и дополнительные.

Основные:

1. У с весом внешних предметов (штанги,гантели)

2. У, отягощенные весом собственного тела:

а. У, в которых мышечное напряжение создается засчет веса собственного тела(подтягивание)

б. У, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов(спец.пояса,манжеты)

в. Ударные У, в которых собственный вес увеличивается засчет инерции свободно падающего тела(мгновенное и мощное выпрыгивание)

3. У с использованием тренажеров

4. Рывково-тормозные У

5. Статические У, в которых мышечное напряжение создается засчет волевых усилий(упоры,сопротивление, противодействие)

Дополнительные:

1. Бег и прыжки по песку, в гору, против ветра

2. У с использованием сопротивления упругих предметов(резина, эспандер)

3. У с противодействием партнера

Методы воспитания силы

1. Метод максимальных усилий – предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления(поднимание штанги предельного веса)

2. Метод непредельных усилий – предусматривает условие непредельных отягощений с предельным количеством повторений («до отказа»)

3. Метод динамического усилия – максимальное силовое напряжение создается посредством работы с непредельным отягощением, с максимальной скоростью

4. Ударный метод – предусматривает выполнение специальных У с мгновенным преодолением ударно-воздействующего отягощения, которое направлено на увеличение мощности усилий

5. Метод статических(изометрических) усилий – метод предполагает применение различных по величине статических напряжений

6. Стато-динамический метод – характеризуется последовательным сочетанием в У двух режимов работы мышц (в начале применяется 2-6 секундные статические У с усилием 80-90% от максимума, затем следует динамическая работа взрывного характера со значительным снижением отягощения

7. Игровой и соревновательный методы

Наши рекомендации