Понятие о физических качествах. Их развитие, воспитание. Двигательные способности. Факторы, лежащие в основе развития двигательных способностей
Физические качества – врожденные, т.е. генетически установленные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека
Развитие физ.качеств – естественный ход изменений физических качеств
Воспитание физ.качеств – предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества
Двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму их проявления – двигательные умения и навыки.
В основе развития двигательных способностей лежат:
1) Анатомо-морфологические особенности мозга и НС ( св-ва нервных процессов, сила, подвижность их протекания, строение головного мозга)
2) Физиологические способности (особенности систем кровообращения, дыхания, ССС)
3) Биологические особенности (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена в-в, энергетики. Мышечные сокращения)
4) Телесные особенности (длина тела и конечностей, масса тела, мышц, жировой ткани)
5) Хромосомные или генные особенности (наследственность)
6) Психодинамическиие параметры (темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции)
Сила. Собственно силовые способности. Скоростно-силовые способности. Силовая ловкость. Силовая выносливость.
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему засчет мышечных усилий или напряжений.
Различают собственно силовые способности и их соединения с другими физическими способностями.
Собственно силовые способности проявляются:
1) При относительно медленных сокращениях мышц в У, выполненных с околопредельными и предельными отягощениями(приседания со штангой большого веса)
2) При мышечных напряжениях статического(изометрического) типа, т.е. без изменения длины мышц
Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением.
· Абсолютная сила(максимальная) – сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела
· Относительная сила – проявляется человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максим.силы к массе тела человека
Самые благоприятные периоды развития силы у юношей: от 13-14 до 17-18, а у девушек от 11-13 до 15-16 лет.
Скоростно-силовые способностихарактеризуются непредельными напряжениями мышц в У, выполняемых со значительной скоростью. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуются и быстрота движений(отталкивание в прыжках в длину и высоту), при этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом, тем бОльшую роль играет силовой момент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента.
К скоростно-силовым компонентам относят:
· Быстрая сила – характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в У, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей предельной величины
· Взрывная сила – достижение максимальных показателей силы в возможно короткое время по ходу выполнения двигательного действия(при низком старте в спринте, метаниях). Взрывная сила характеризуется 2 компонентами:
1) Стартовая сила – характеристика способностей мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения
2) Ускоряющая сила – способность мышц к быстрому наращиванию рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения
Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.
В зависимости от режима работы мышц выделяют:
· Динамическую силовую выносливость – она характерна для циклической и ациклической деятельности(отжимания в упоре лежа)
· Статическую силовую выносливость – типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе(У на кольцах с упором рук в стороны)
Силовая ловкость – проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности(спорт.игры, борьба, бокс)
Средства воспитания силы
ФУ с повышенным отягощением, которое направленно стимулирует увеличение напряжения мышц. Средства делятся на основные и дополнительные.
Основные:
1. У с весом внешних предметов (штанги,гантели)
2. У, отягощенные весом собственного тела:
а. У, в которых мышечное напряжение создается засчет веса собственного тела(подтягивание)
б. У, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов(спец.пояса,манжеты)
в. Ударные У, в которых собственный вес увеличивается засчет инерции свободно падающего тела(мгновенное и мощное выпрыгивание)
3. У с использованием тренажеров
4. Рывково-тормозные У
5. Статические У, в которых мышечное напряжение создается засчет волевых усилий(упоры,сопротивление, противодействие)
Дополнительные:
1. Бег и прыжки по песку, в гору, против ветра
2. У с использованием сопротивления упругих предметов(резина, эспандер)
3. У с противодействием партнера
Методы воспитания силы
1. Метод максимальных усилий – предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления(поднимание штанги предельного веса)
2. Метод непредельных усилий – предусматривает условие непредельных отягощений с предельным количеством повторений («до отказа»)
3. Метод динамического усилия – максимальное силовое напряжение создается посредством работы с непредельным отягощением, с максимальной скоростью
4. Ударный метод – предусматривает выполнение специальных У с мгновенным преодолением ударно-воздействующего отягощения, которое направлено на увеличение мощности усилий
5. Метод статических(изометрических) усилий – метод предполагает применение различных по величине статических напряжений
6. Стато-динамический метод – характеризуется последовательным сочетанием в У двух режимов работы мышц (в начале применяется 2-6 секундные статические У с усилием 80-90% от максимума, затем следует динамическая работа взрывного характера со значительным снижением отягощения
7. Игровой и соревновательный методы