Пространственно-временные характеристики.
Скорость движения – отношение длины пути, пройденного телом, к затраченному на этот путь времени. Если скорость постоянна, то движение равномерное, если скорость изменяется – движение непостоянно.
Ускорение – изменение скорости в единицу времени.
Также известна силовая характеристика:
Сила движения – мера физического воздействия движущейся части тела на какие-либо материальные объекты(на почву при беге)
Ритмическая характеристика:
Ритм – определяется как соразмерность во времени сильных акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжением и слабых относительно пассивных действий. Ритм является комплексной характеристикой движений.
Методы слова.
Метод – способ познания, обучения, воспитания, развития качеств и способностей, способ исследования, способ достижения целей.
Методы слова применяются в целях:
- Руководства учебной деятельности занимающихся
- Передачи учебной информации
- Оценки и стимуляции деятельности занимающихся
· Лекция – последовательное изложение вопроса
· Рассказ – последовательное изложение техники выполнения У
· Характеристика – обобщенное описание наиболее характерных признаков ФУ
· Объяснение – раскрытие существующих закономерностей, включает в себя доказательство эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, т.е. зачем и почему нужно делать так, а не иначе.
· Задание – исполнительные и творческие
· Указание – краткое изложение требований техники выполнения действий
· Беседа – обмен мыслями между педагогом и учеником(вопросно-ответная форма, совместное обсуждение)
· Разбор – восприятие прошлого и на этой основе детальный анализ техники выполнения У(односторонний и совместный)
· Краткая повелительная форма речевого воздействия. Предусматривает безусловное и точное выполнение или прекращение действий.
· Подсчет – служит информацией о темпе, ритме, продолжительности
· Звуковое воздействие – может заменять подсчет
Методы наглядности.
Применяют в целях передачи учебной информации, управления действиями занимающихся, для оценки.
Непосредственный показ:
1. Реальный показ – осуществляет педагог или спортсмен
2. Контрастный показ – демонстрация одного и того же движения, правильного и неправильного(что нужно делать и как не нужно)
3. Жесты – их применяют для подбадривания, предупреждения ошибок, оценки качества
Ряд рекомендаций:
- Слово педагога должно предшествовать показу, сочетаться с ним или следовать за ним
- К показу прибегают не во всех случаях(иногда предлагается выполнить У только по объяснению)
- При первоначальном показе ученик должен видеть идеальное исполнение движений
- Во время показа движений и наблюдения за ним педагог должен выбрать наиболее оптимальное место
Методы опосредованной наглядности:
- Демонстрация с помощью фото, рисунков, графиков
- Видео
- Демонстрация на макетах и моделях
- Звуковая и световая сигнализация(голос, хлопок)
- Графическая разметка
- Демонстрация оценки за технику выполнения У в баллах
Методы практического У.
1. Метод расчлененного выполнения У:
- этот метод целесообразно используется при условии, если разучиваемое ФУ можно расчленить по относительно самостоятельным элементам без существенных искажений.
Данный метод применяют:
ü Когда ФУ достаточно сложное по координации, и целым его изучить достаточно сложно
ü Когда ФУ выполняется быстро и сопровождается инерционным моментом(метание мяча,отталкивание)
В итоге все элементы должны соединиться в целостном выполнении
2. Метод целостного выполнения У:
- этот метод целесообразно применять:
ü При выполнении несложных У
ü Когда ФУ невозможно расчленить на части без существенного искажения техники(прыжки)
Подводящие и имитационные У.
Подводящие ФУ используют для облегчения усвоения целостного двигательного действия. Важно находить такие подводящие У, в которых есть сходные по кинематической структуре элементы целостного двигательного действия. Такие У направлены на совершенствование отдельных фаз и элементов.
В имитационных У полностью сохраняется общая структура соревновательных У , но они, как правило, выполняются в других, специально созданных условиях.