Типологии пользователей библиотеки.

Т чит-лей можно рассматривать в кач-ве теорет. осно­вы бго обслужив-я. Проблема Т чит-лей относится к междисциплинарным, сложным, дискуссионным б/ведческим проблемам. Можно выделить 3 подхода к Т чит-лей: социологический, психологич-й и соц-но-психологич-й. Этими вопросами занимались Рубакин (к.19нач.20в.), Умнов (2-я половина 20в.), Трубников (культура чтения 1980). Первая попытка провести науч. дифференциацию чит-лей была предпринята Рубак, рассматривал дифференциацию читат. как процесс объективного расслое­ния читающ. публики, в к-ром проявляется диалектическое единство общего, особенного и единично­го в читат-й деятель-ти. Общее связано с интегрированностью чит-ких хар-к, с извест. стереотипно­стью поведения чит-лей. Хаар-зует чит-ую группу с присущими ей хар-ми приз-ками - соц-ная среда, образ-ние и др. Составленная Рубак, «формула чит-ля» отражала особенности познават. деят-ти и свойств личности росс, чит-ля. В книге «Этюды о русс, читающей публике» Руб. выделил 2 группы: чит-ли из привилегированных классов и народ.чит-ль. Т.о. им был использован социолог-кийпод­ход, при к-ром дифференцирующим признаком становятся соц-ные и демограф-кие хар-ки чит-ля (соц-ное положение в общ-ве, возраст, пол и др.). Так, на основании возраст, признака выделялись такие читат. группы, как дети, юношество; на основ. Пола - чит-ли-мужчины и женщины; на основ, профессион. Принадлежности - чит-ли-рабочие и спец-ст». Социолог-ий подход к исследованию различ. категорий чит-й широко применяется на всех уровнях проведения исследований - в гос. и мест, масштабах, в кажд. б-ке. Наряду с социолог-м подходом к изучению чтения формировался -психолог-й - подход к проблеме дифференциации чит-й, в основу к-рого были положены особенно­сти восприятия текстов, отношения к чтению, книге, мотивов чтения и т.д. По уровню культурычтения выдел. 3 группы чит-ей: 1 группа- чит-ли, к-рых в произв-нии больш. всего интересует сюжетно-фабульная сторона, ищут в книге изображения сильн. чувств, предпочитают книги, к-рые вызывают ответ, эмоции. У чит-лей явно преобладает установка на развлекател. тип чтения, они неразборчивы в выборе лит-ры, не имеют способности к анализу произвед-я, к самост-ным оценкам и суждениям. 2 -чит-ли, для к-рых хар-на познават. направленность эстетич-го восприятия и способ­ность обдумывать, анализ-вать прочитанное произвед-е.З-отличается от предыдущих высок, эсте-тич-й культурой, пониманием худож-ых достоинств произвед-я, умением анализ-вать прочитанное. Читат. психология (Руб., рассматривались вопросы в работах В.П.Таловова, Б.Г. Умнова) - это срав­нительно целостное структурное образование в сознании соц-ного субъекта (личности, группы, об­щества), реализующее его взаимоотношения с печат.продукцией. Отражает уровень духов, жизни общ-ва и личности. Структура чит. псих-гии еще не изучена. Одни ее компоненты связаны с жизн. опытом (в том числе читат-м) или с индивидуал, типологическими свойствами человека. Др. (читат. направленность) - более тесно и непосредственно связаны собществен-й псих-гией. Психолог-й подход к дифференциации чит-й основывается на факторах: мотивы, стимулы чтения,потреб­ность в чтении, чит. направленность, уровень культуры чтения (восприятие лит-ры).Потреб­ность в чтен. - отношение к чтению как к жизн-но-необходимой деят-сти. Мотивы чтения- дело­вые, самообразоват-е, рекреационные - отражают соц-ный опыт читат-я, его индивид-но-типические особенности и психолог-е хар-ки. Знание мотива чтения позволяет б-рю более эффективно оказы­вать помощь чит-лю. Стимулы чтения- выступают в роли поощрений. Чит-кая направленность-более шир. понятие, охватывающее все сферы читат-ой деят-ти и психики - от чит-их потреб-тей до интересов и целей чтения. Уровень культуры чтенияявляется еще более интегральным понятием, куда входит не только мотив и цели чтения, но и умение лич-тью оценивать прочитанное, глубоко воспринимать текст. Восприятие-сложи, сторона психическ. деят-ти человека(понимание текста) Развивается от простых форм к сложным, от поверхностного восприятия к глубокому. В - зависит от видов лит-ры, к разным видам лит-ры человек подходит с различ. установками: к науч.- с целью по­лучения смысловой инф-ции; к худ.лит. - с познав., эстетич-ми установками, с уровнем лит-худож. вкуса.; к поэзии - с эмоциональным настроением. Проблема читат. интереса все еще недостаточно изучена, она рассматривалась в разных аспектах в работах 20-30-х гг. Вальдгард, Покровский, Ша фир, 60-70гг - Васильев, Карташов, Умнов и др.. Под чит.интересом - избирательно-положительное отношение соц-ного субъекта (личности, группы, общества) к чтению печ. произвед-й, приобретающих дпя него значимость и эмоц-ную привлек-сть в меру их соответствия его духов, потреб-тям и особен­ностям его читат. психологии. В зависимости оттого, кто выступает субъектом (носителем) читат. ин­тересов, их можно рассматривать как личности, (отношение личности), групповые (отношение группы, коллектива, аудитории) и обще-нные (отношение общ-ва к чтению определ. лит-ры). В зависимости от того, верно или искаженно отражают читат. интересы объективную значимость печат. продукции для чит-ля, их делят на истинные и ложные. В деле преодоления и «профилактики» ложных читат. интере­сов больш. роль играет развитие читат-го вкуса. Чит. вкус - это способность субъекта к самостоят-му суждению об эстетич. достоинствах произв-ний печати, (способность различать - чувствовать, пони­мать, оценивать прекрасное и безобразное в худож. лит-ре). Авторы соврем, типологийТрубников, Беляева и др. анализ-ют читат. деят-ть в более шир. диапазоне многообразных проявлений. Н-р, Трубников выдел, след. типы чит-лей худож-й лит-ры: 1 тип- чит-ли с неопределившимся вкусом. Их хар-зует случайность и хаотичность выбора книг, неопределенность литер-но-худож-ых интересов. Типичный запрос таких чит-лей: «Дайте что-нибудь интересное»; 2 ■ чит-ли с односторонней направ­ленностью интересов и неразвитостью др. сторон вкуса. У этих чит-лей ярко выражена односторон­ность выбора литер-но-худож-ых произвед-ий (только про шпионов; любовь); 3-чит-ли с односторонней направленностью интересов и относительной развитостью др. сторон вкуса. Чит-лей этого типа также хар-зует односторонность (тематическая, жанровая ит.д.) выбора литерат-но-худож-ых произвед-ий для чтения, но при этом они обладают относительно развитой способностью оценивать произведения, извлекать уроки из ошибок выбора. Если для чит-лей первых 2 типов хар-но пассивно-потребит-кое отношение к худож-ой лит-ре, то в 3 группе часто наблюдаются чит-ли с активно-деятельным отноше­нием (стремление к общению на материале прочитан, произведений, участие в диспутах).4 - чит-ли с разносторон. интерес, и относительно неразвитыми др. сторонами лит-но-худ-ного вкуса (эклектичный вкус). Для этого типа хар-на большая, в выборе литер-но-худож-ых произв-ий. В отличие от чит-лей 1 шпа, к-рых также может хар-вать частое и разностороннее общение с произв-ми худож-ой лит-ры, чит-ли 4 группы интересуются определен, авторами, темами, жанрами. 5- чит-ли с негармонически разви­тыми сторонами литер-но-худож-го вкуса («негармонически развитый вкус»). Эти чит-ли отличаются активностью выбора произв-ий, широтой и разносторонностью интересов к лит-ре. Для их чтения в целом хар-на хаотичность, неустойчивость интересов, но даже в их интересах можно наблюдать от­сутствие должного единства и согласованности. 6 - чит-ли с относительно гармонич.развитием всех существующих сторон лит-но-худож-ого вкуса. Эту группу хар-зуют широта, разносторонность и целе­направленность выбора. В кач-ве ведущ. признака типологии читателей Беляевавыдвинула пси­хологию восприятия литер-но-худож-го произв-ия. Каждый читат. тип обуславливается хар-ными для выделен, группы мотивами, установками, стимуляторами чтения, при этом учитываются особенности .восприятия текста и критерии его оценок, последействие произведения. Автором выделено пять типов чит-лей: 1 тип - хар-ся оптимальн. Эстет-ким восприятием; 2 - воспринимает слой фактов; 3 - хар-ся рассудочным, познавательным восприятием; 4 - хар-ся эмоционал.восприятием, основанным на субъективных ассоциациях; 5-хар-тся поверхностным восприятием всех компонентов произведения. Зышеперечисл. типологиипоказывают их условность. Что чит-кая аудитория весьма сложна, как сложен и отдел, человек со своими индив-ными читат.интересами, потребностями и мотивами чтения. Пока что единой универсал, классификации, о к-рой мечтал Руб., быть не может, однако, некоторые читат. хар-ки являются общ. для определенных читат.групп. Соврем.ситуация в России заставляет библиотековедов и, особенно, б-рей-практиков обратить внимание на такие читат. группы, как лица с особыми читат. потребностями (инвалиды), маргиналы, мигранты и т.д. Изучать их читат. потребности и отвечать на них - важная соц-ная задача современ. б-ки. К сожалению, опыт работы росс, б-к с эти­ми категориями чит-лей пока весьма невелик, вто время как зарубеж., публ. и школ, б-ки делают не­мало, чтобы способствовать читат. развитию этих групп.





Наши рекомендации