Ведущие направления современных региональных библиографических исследований.

Краев-ая бф занимает своеобразное место в видовой стр-ре отеч.б-фии.Она предн-на для подг-ки и исп-я бгр инф-и связой содерж-ю с опред-ой местностью в стране,т.е.выделена на основе терр..3начение краев-ой б-фии возросло с вязи с расш-ем деят-сти по изуч-ю отд.регионов России.Краев.бгр инф-я стан-ся необх-ым разл.категориям польз-ей и связи с опред-ым видом их краев-ой деят-сти в регионе.Существ.теор.и практ.аспекты краев.б-фии.ТеорЛ.опред-е оптимальной стр-ры моделей краев.пособий.К практ.отн-ся непосрдств.созд-е краев.ук-ей до сих пор не сущ-ет единого толкования краев.б-фии.Два подхода-1)огранич-ыйй.краве.б-фия отражает только инф-ю о лит-ре связ-ой по содерж-ю с опред-ой местностью.авторы этой точки зрения-Михлина,Вольканская,2- расширснный-вкл-ст все мест.изд-я вышедшие на терр-и рсгиона(авт.Мамонтова,Зоболсва).Это происх-т в свою очередь в связи с неопред-ьтю понятия краев.лит-ра.кот-ая по мнеию б-фов может вкл-ть только лит-ру о крае,независимо от места изд-я всей лит-ры,вышедшей в регионе.нсзависимо от содерж-я. Эти понятия перекрсщ-сяд.к мсстн.изд-я могут быть как краев.содерж.,так не краев.Ведущей проблемой краве.б-фии-обоснование,форм-е Ии пополнение системы КБП.Впервые типизация БП дана Сдобновым Ник.Вас.»Основы краевой б-фии 30-хгг» в дальнейшем к вопросу классиф-и поосбий обращались Чудова,Озерова,Бученков предлагал разделение пособий на 2 вида по общему назн-ю-а)научно-инф-й,б)рекоменд.Осн.составители пособий-Универс.науч.за посл.З года УНБ подг-но более 500 поосбий по России,из них 48 ук-ей местных изд-й и 456 о крае.Появл-ся новые жанры пособий-сводные кат-ги краев.книги,кат.редких книг.В условиях автоматиз-и появились возм-сти для созд-я КБП в Эл-ой форме,а также фактограф. И бграф.БД.Стали типовыми такие БД-КЗД,деятели края,периодика края В отд.краведения АКУНБ( БД-край, даты, краеведы, Консультант+)несмотря на то,что внедрение компьют.техн-й облегчает бгр работу по краю,тем не менее процесс созд-я КБП в Эл.форме содерж-ся рядом объективных трудностей-недост-ая подг-ка библ.работников к работе с нов.инф.техн-ми,поэтому универс.б-ки изд-ют КБП в печатной форме.АКУНБ -«Гл.б-ка Алтая», «Немцы на Алтае.Взгляд на историю».»КЗД», Серии бгр ук-ей посв.Савельеву,Булыгину,Сергееву «исслед-ли Алт.кр. 18-20в».

ГПНТБ СО РАН Б-ка имеет две даты рождения: июль 1981 г. Москва и октябрь 1958 Новосибирск. Это первая б-ка созданная при советской власти. В тот период - Гос-ная научная б- ка. Фонд - несколько десяток книг. В 1929 - получила статус централ, б-ки совете, промышленности. С 1984 - получает полный комплект ОЭ, в 1957 - работа по международному книгообмену. В конце 50-ых гг - одна из крупнейших б-к страны. Новый импульс в развитие - создание с Сибири СО АН СССР. Основатель научного центра академик Лаврентьев предложил переместит б-ный центр в Сибирь. 17.10.1958 - постановление о создании ГНБ Министерства высшего образования двух б-к: ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) и ГПНТБ (Москва). В Н-ск . переводились огромные инф. ресурсы - 3,5 млн. томов. В течении 4 лет шел процесс перевода фонда, но обслуживание не прекращалось. Весной 1960 - строительство здания. Первый директор - ученый, б-рь фронтовик - Иван Тимофеевич Суетнов. Ник.Сем. Карташов был директором Б-ки с 1965/79. В 1980 на пост директора вступил Б.С. Елепов. Б-ка - научно- исследовательский институт, в т.ч. по Бв, б/фоведению, книговедению. Б-ка осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров для региона, функционируют аспирантура. Сибирский региональный центр непрерывного образования и Сибирский региональный центр консервации док-тов, высшие б-ные курсы.Б-ка выпускает монографии, сб науч трудов, учеб. пособ. аналит. обзоры по экологии, б/ф указатели по всем отраслям знания. В Б-ке сформирована крупнейшая за Уралом политематическая система б/ф БД. Б-ка обладает 29 БД собственной генерации (503 тыс. записей) - «Экология и охрана окруж. среды Сибири и Д.В».Осн. напр-ия науч. деят-ти Б-ки: создание, соверш-ис и развитите АБИС СО РАН; метод-ие принципы и технологические основы инфор-ного сопровождения научно-исслед-кой деят-ти СО РАН;книжная кул-pa Сибири и Д.В. Состав краев-го СБА-центр.краев.Ск,фонд справочных и БП. Каталог вкл-ет карточки на книги, брошюры, альбомы, изоизд-я. нотные изд-я, ст. из ж- ов.сб,..мат-лы сист-ся по ББК,карточки в обрагно-хронол-ом порядке.Фонд спр.иБП вкл-ет все виды спр.и бгр ист-ов сведений о крае.Форм-е КБП-ситема КБП,кот-ая охв-ет все стороны жизни края и удовл-ет все вилы потребностей в краев.инф-и.Краев-ое б-граф-ое пособие (КБП)-это БП,отражающее д-ты об опред-ой местности в стране(крае).В наст.вр.система КБП пред-ет собой совок-сть изд-й и публ-ий,удовл-их разнообразные потр-сти в инф-и о лит-ре,посв-ой тому или иному краю(науч.,проф.,уч.,познавт.)КБП имеют шир.чит.адрес(работники ОМС,рук-ли учр-й и орг- й).БП призваны оказывать им помощь в разр-ке и реал-и программ соц-но-экон-их преобраз-й,в проведении исслед-ий и в просвет-ой деят-сти.КБП предн-ся также всем тем,кто инт-ся ист.,кул- рой края,его настоящим и будущим.Их цель-содейст-ть восп-ю любви к своему краю,расш-ю и углубл-ю ист-ко-раев-их знаний. Совр.система КБП форм-ся на основе таких признаков,как содержание,назн-е и место изд-я мат-ов о каре.Она созд-ся усилиями кр.и обл.унив.б-к.Стр-ра системы КБП явл-ся общей для всех краев и обл. и объед-ет 2 подсистемы-пособия.отражающие лиг-ру о крае.и ук-ли местной печати. 1 подсистема-1 )научно-вспом.поосбия-а)универс.тек.ук-ли краев-их д-ов, б)ретроспект.ук-ли универс.хар-ра и сводные печ.кат-ги краев-их книг, в)отр.и тем.ук-ли,д)биибиблиограф.ук-ли (словари).е)ук-ли КБП.2подсистема-рекоменд. Пособия (календари местных знам.и иам.дат)-а)унив. и комил.ук-ли лит-ры о крас,б)»ядро» краев.кн.фонда мА.б-ки,в)отр.и тем. Пособиялосв-ые разл.сторонам жизни края.д)ук-ли и списки лиг-ры о знатных земляках.2 подсистема вкл-ет ук-ли местной печати-ук-ли период.и продолж-ихся изд- й,ук-ли книг и др.период.изд-й.ук-ли содерж-я период-их и продолж-ся изд-й.Научно-вспом-ые КБП-а)унив.тек.ук-ли красв-ой лит-ры(оперативны,полны,имсть четкую стр-ру-библиогр. описание по ГОСТу, аннотации... )Эти ук-ли должны оснащаться соотв-им СПА(предисловием,содержанием,всп.ук-лями-им.Географ.,предм.).Период-сть различна(ежекв.,полуг.,ежегодн)-напр., «лит-ра о С-П» (с 1989).б)универс.ретроспект.ук-ли краев.лит.м сводные печатные кат-ги краев.книг.-ук-ли лит-ры о крас в целом и об отд.территориях.за бол.период.(напр,ук-ль «Москва»(М.,РНБ,1998-в 5 вып.).Св.печ.кат-ги краев, книг-краев-ое содержание фондов,исп-ть полученные при их созд-и массивы БЗ для ввода в базы данных.(напр.,сводный кат-г краев-ой лит-ры... ».в)ретроспект.отр.и тем.ук-ли-соблюдение опред-ых принципов-приоритетное бгр освоение тем и проблем с учетом их знач-сти для данного этапа разв-я края,вкл-е в научный оборот д-ов,в том числе арх-ых,преемств-сть в принятии метод- их решений.Можно отметить выпуск тск.пособий,соствл-ых ГПНТБ СО РЛН,среди кот-ых «Итс.Сиб.и ДВ».При подг-ке регроспект.научно-вспом.пособий харатерен повышенный интерес к темам,ког-ые были преданы забвению на многие годы-земства в России,религии и церковь.г)научно-вспом.поосбия о местных деятелях(преимущ-но бгрфнч-е ук-ли или словари)-пособия.поев.писателям,разл-ся подходами к отбору отраж-ых мат-ов и др.особ- ми.(Папр.созданы ук-ли типа «Писатель и край»).д)ук-ли КБП-огражают отд.изд-я.прикн.и внутрижурн.бгрф-е публ-и.посв-ые краю.Гл.источник-изд-е РНБ «Краеведч-е бгрф-е изд-я РФ- ежегодник.. /РНБ,СПб, 1987...).В нем отраж-ся и анализ-ся поосбия.пост-е в РНБ.В нем даются анал.обзор.сист.ук-ль БП,ук-ли местной печати,путеводители по фондам и каталоги собр.отд.б-к и учре>(седний.имеются вспомг.ук-ли(песоналий,географ.)рецензии на наиболее инт-ые по метод-им БП публ-ся в изд-и РНБ «Б-ка и краеведение».2.Реком-ые КП-универс.и компл-ые(реком.и популярные) пособия предст-ны КЗД.унив.и компл.ук-ми краев.лит.,пособиями,отражающими «ядро»краев.кн. фонда.КЗД-центр.место в системе КБП.Систему КБП сущ-но дополняют реком- ые и попул-ые ук-ли типа «Что читать о р-не».Отр.,тем.рек.и попул.пособия-общ-но-полит-ую и ест-научн.лит-ру,книги,ст.,худ.произв.Пособия типа «Край в худож-ой лит-ре».Ук-ли и списки лит-ры о знатных земляках.Ук-ли местной печати-это бгр ук-ль(список,обзор),отр-ий д- ты.вып-ые на какой-либо терр-и в стране.Эл-ые формы КБП-исп-е совр-ых инф-ых техн-й оказало влияние и на созд-е КБП.-эл.формы КЗД,БД «Край».Муниц.б-ка(ЦБС)-для достижения целей краев.деят-сти муниц.б-ка-выявляет по шир.кругу ист-ов краев.д-ты и местные изд-я своего края и сосредоточивает их в фондах,с максимальной полнотой,отражает св-я о краев.д-тах и местных изд-ях в СБА,форм-ет систмеу КБП и ук-ей местных изд-й,обсл-ет краев.д-тами и метными изд-ми чит-ей своей и др.б-к,оказывает консуль-ую помощь чит-ям в выделении и исп-и краев.д-ов и мест.изд.также орган-ся отделы краев-я,зал,кабинеты.





Информационные системы

Информационные системы ИС-организационно упорядоченная совокуп­. Д (массивовД) и ИТ, в том числе с использованием средств ВТ и связи, реализующих инф. процессы.

Функции ИТС:

1)сбор исходной инф — основного «сырья» и ресурса ИС;

2)передача (транспортировка) инф с входа на выход ИС;

3)накопление и хранение инф в информационных массивах;

4)поиск инф по содержательным и формальным признакам;

5)отбор (отторжение не отвечающей заданным критериям) инф;

6)структурирование (организация) инф в ИС и сетях коммуникации;

7)концентрация (свертывание) инф в потоке и массивах;

8)размножение инф путем ее копирования и тиражирования;

9) переработка (преобраз) исходной инф в соотв с запросами и инф потребностями польз-й.

Первые ИС появ в 50-х гг. Они были предна­знач для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханичес­ких бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных Д.

60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информа­ция, полученная из них, стала примен для периодической отчетности по многим пара­метрам. Для этого организациям требовалось комп-е оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

В 70-х-нач80-хгг. ИС начинают широко использ в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источ инф и использ на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя во­время нужную инф-ю, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, организовывать выпуск продукции по низкой цене и др.

ИС имеют широкий спектр применен. в науке, промышл., управ., экономике, финансах, образовании, политике. Современные ИС базируются на автоматизирован. ИТ.

Жизненный цикл ТС складывается из нескольких этапов:исследование; экспериментальная разработка; проектирование; апробация и внедрение; распространение и использование (эксплуатация);замена ТС.

Различают следующие подходы к ИС:

Кибернетический(управленческий)Титоренко АИС-Совокупность инф, тех, программ, технолог. средств предназн. для обраб. инф. и принятия управл. реш.

Технологический и кибернетический Макарова ИС- взаимосвязан. совокуп. средств, методов и персонала используемых для хранения, обработки и выдачи инф. в интересах достижения поставленной цели.

Технологический(информационный) Ярочкин В.И.ИС- организованно-упорядоч. совокуп. инф. рес., тех. средств, реализующих инф. проц в традиц. или автоматиз. режимах для удовлетвор. инф. потреб польз.

Информационный(технологический) Устинова Г.М. ИС- соединение инф. рес., процессов, и людей, которые собир., преобразуют и распростр. инф. в организации.

Т.О, распространены технолог(ориентация на инф. процессы), кибернетический(ИС счит системой, реализ. функцию упр); инф-й(целью явл. удовл. инф. потреб. польз.) подходы.

Концептуальные модели ИС

1.Элементная(компонентная)В кач. элементов выделяют источник и потребитель инф-ии их взаимодействие.

2. Модель как средство удовлетворения информационных потребностей

3. «Черный ящик» проявл. важные свойства системы-целостность и обособленность от внешней среды, это связано с тем, что система имеет информац. входы и выходы

4. Молель состава ИС. Простейшую неделимую часть системы обычно называют элементы. Совокупность элементов, выделенных по какому либо признаку принято называть подсистемами.Если элементы объединены между собой на основании нескольких признаков, то они явл. компонентами ИС.

ИС- взаимосвязан сов-ть источника и потребителя инф-ии, представляющая определенную целостность; взаисосвязанная сов-ть инф-ии, инф. процессов технологий и людей, предназначенных для удовлетворения инф. потреб. польз.

Типы ИС:

1.Система обработки данных. Предн. для учета и оперативного регулирования операций, подготовки док. для внешней среды.

2. Управленческая ИС Ориентирована на тактический уровень управления (среднесрочное планирование и др.)

3. Система поддержки, принятия решений. Используется на верхнем уровне управления, имеющая стратегич.,долгосрочное значение.

Классификация по степени автоматизации

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов ИС определяются как ручные, автоматические, автома­тизированные.

Ручные ИС хар. отсутствием современных тех. средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизuрованные ИС предполагают участие в процессе обработки ин­формации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процес­сов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, напри­мер, по характеру использования информации и по сфере применения.

Виды АИС измерительные (информационно-измерительные — ИИС); вычислительные (информационно-вычислительные — ИВС);проектные(проектно-конструкторские-ПКС); управленческие (управленческие информационные — УИС, автоматизи­рованные системы управления производством — АСУП);исследовательские (автоматизированные системы научных исследова­ний - АСНИ);справочные (справочные информационные — СИС);информационно-поисковые (ИПС);

Классификация по функциональному признаку

В зависимости от направлений деятельности организации (производственная, финансовая, маркетинговая, кадровая)выдел. след.ИС:производственные системы;системы маркетинга;финансовые и учетные системы; системы кадров (человеческих ресурсов);

Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, назы­ваемых подсистемами.

Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру ИС можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими.Структура любой ИС может быть представлена совокупнос­тью обеспечивающих подсистем .

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формиро­вании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение — совокупность единой системы класси­фикации и кодирования информации, унифицированных систем документа­ции схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных

Для создания информационного обеспечения необходимо:

1. ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

2. выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информаци­онных потоков;

3. совершенствование системы документооборота;

4. наличие и использование системы классификации и кодирования;

5. владение методологией создания концептуальных информационно-логических моде­лей, отражающих взаимосвязь информации;

6. создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия совре­менного технического обеспечения.

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназна­ченных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

7. компьютеры любых моделей;

8. устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
устройства передачи данных и линий связи;оргтехника и устройства автоматического съема информации;эксплуатационные материалы и др.

Математическое и программное обеспечение — совокупность матем методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

■средства моделирования процессов управления;

■типовые задачи управления;

■методы математического программирования, математической статистики, теории мас­сового обслуживания и др.

В состав программ-го обеспеч входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы про­грамм, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей ком­пьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное програм обеспеч представл собой совокуп про­грамм, разработанных при создании конкретной ИС. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Организационное обеспечение — совокуп методов и средств, регла­ментирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проек­тирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методоло­гии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления. Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследова­ния на 1-м этапе построения баз данных.

Правовое обеспечение — совокуп правовых норм, определяющих со­здание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правов обеспеч явл укрепление законности.

В состав прав обеспеч входят законы, указы, постановления гос органов власти, приказы, инструкции и другие нормат Д министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В право обеспеч можно выделить 'общую часть, регулирующую функционирование любой ИС, и ло­кальную часть, регул функц-е конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Прав обеспеч этапов функционирования ИС вклю­чает:

■статус ИС;

■права, обязанности и ответственность персонала;

■правовые положения отдельных видов процесса управления;

■порядок создания и использ инф-и и др.

\

26. Информатика как информационная инфраструктура и как научная дисциплина

Информатика– это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.

Термин И.возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимаю­щейся автоматизацией обработкой информации с помощью электронно - . вычислительных машин. Французский термин информатика образован путем слияния слов информация и автоматика и означает "информационная автоматика или автоматизированная переработки информации". В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности связано с развитием компьютерной техники. Причем основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в сер. 70-х гг. по­служило началом 2 электрон. революции. С этого времени элементной базой вы­числительных машин становятся интегральные схемы и микропроцессоры, а область, связанная с созданием и использованием компьютеров, получила мощный импульс в своем развитии. Термин "Информатика" приобретает новое дыхание и используется не только для отображения достижений компьютерной техники, но и связывается с процессами передачи и обработки информации.

Структура информатики

Информатика в широком смысле- единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах чел. деятельности.; в узком смысле -состоящую из трех взаимосвя­занных частей — технических средств , программных средств., алгорит­мических средств.

Информатика как отрасль народного хозяйствасостоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации. Специфика и значение информатики как отрасли производства состоят в том, что от нее во многом зависит рост производительности труда в других отрас­лях народного хозяйства.

Информатика как фундаментальная. науказанимается разработкой методо­логии создания информационной обеспеченности процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем.

Информатика как прикладная дисциплиназанимается:

- изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);

- созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности

- разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработ­кой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.

Главная функция информатики .-разработка методов и средств преобра­зования информации и их использовании в организации технологического процесса перера­ботки информации

Наши рекомендации